Помощь логопеда.
консультация по логопедии

Упорова Мария Леонидовна

Логопед

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cat_musik.doc1.52 МБ
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika.doc1.29 МБ
Microsoft Office document icon knizhka.doc306.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Книжка-учишка для маминой малышки

 

А

Аппетитный АнАнАс

АфрикАнец вёз для нАс.

Б

Бегемот Болел, Бедняга,

Был Бронхит у Бедолаги.

по Болоту Бегемот

Босиком Бродил, Без Бот.

В

Весёлый Воробьишка

Весь Вечер Верещал,

А Важный Воронёнок

Весь Вечерок Ворчал

Г

Гусь Гусятам Говорит:

«Где-то Грозно Гром Гремит».

Д

Две Девочки Дружили

Да Дружбой Дорожили.

Е

Ежевику Ел Енот,

Ей наЕлся на вЕсь год.

Ё

Ёж из Ёлочных иголок

СплЁл ковЁр.

КовЁр был колок.

Ж

Женечка Жоре

Жарила Жаркое..

З

Зоопарк. За Забором Звери,

Заморские Зебры, Змеи,

Землеройка, Зубры, Зайчата.

Закрыт Зоопарк. Зайдите Завтра.

И

Идёт, Идёт Индюк Играть,

И Индюшат Идёт Искать.

Й

Йогурт вкусныЙ чаще пеЙ,

Будешь только здоровеЙ.

К

Красивого КотиКа Кате Купили,

Катюша КотёнКа КотлетКой Кормила,

КаК КуКлу КотёнКа в КроватКе Качала,

КотёночКа Катя в КолясКе Катала.

Л

Летний Ливень ЛиЛ и ЛиЛ,

Лужами Лужок заЛиЛ.

М

Мочалочкой и МылоМ

Матрёшку Маша Мыла.

Н

Немного Незабудочек

Нарвёт Наташа Нюрочке.

О

Ослик Ос Остерегался,

Очень Ос Он Опасался.

П

По Прутикам, По Палочкам

Паучок Ползёт.

Паутинку Прочную

Паучок Плетёт.

Р

Радужная Радуга

Ребятишек Радует.

С

Сорока Скакала,

Сплетни Собирала.

Сплетни Собирала –

Сказки Сочиняла.

Т

ТопаеТ ТопТыжка по Тропинке,

Вдоль Тропинки - Тонкие Травинки.

У

Устал Утюжить Утюжок.

Уже Упарился дрУжок.

Ф

Нёс Фокусник в Футляре

Флакон, Флажок, Фонарик,

Фиалку, Фикус, Финик,

Фломастер, Фотоснимок.

Х

Хомячки Ходили,

Хоровод водили,

Хлеб оХотно ели,

Хрумкали, Хрустели.

Ц

Царь ЦариЦе шлёт дары:

РазноЦветные Цветы,

КольЦа драгоЦенные,

СамоЦветы Ценные;

А ЦариЦе-дочке –

ПлатьиЦе с Цветочком.

Ч

Четыре Часа Черепашка

Чистила Чайник и Чашку.

Ш

Шура в Школу Шла,

ШиШечку наШла.

Шелуха ШерШавая,

Видно, ШиШка старая.

Щ

Щегол Щебетал,

Щенка восхиЩал.

Ъ

Кран подЪёмный подЪезжал,

НеподЪёмный груз поднял.

Ы

У мЫшат бЫл вкуснЫй сЫр.

СгрЫзли мЫши сЫр до дЫр.

Ь

ВесЬ денЬ, весЬ денЬ

лЬёт  дождЬ на пенЬ.

СыростЬ, слякотЬ, грязЬ кругом.

Может пенЬ покрытЬся мхом.

Э

Энергичный Эскимос

Эскимо Эстонцу нёс.

Ю

Юле Юбочку купили,

Юре брЮчки подарили.

Я

Яблочки Янтарные

На Яблоньке созрели.

Яблочки Янтарные

Яна с Яшей ели.

АЗБУКА ИМЁН 

А

Аня, Анечка, Анютка,

Глазки, словно незабудки.

Аленушка, Алёнка -

Красивая девчонка.

Анастасия, Настенька, Настюша

Так любит папу с мамой слушать.

Алла, Аллочка, Алёнка -

Нет послушнее ребенка.

Ангелина, Гелечка -

Славненькая девочка.

Андрей, Андрюша, Дрон

Хорош со всех сторон.

Алексей, Алешка, Леха -

Он ведет себя неплохо.

Александр, Шура, Саша -

И любовь, и гордость наша.

Аркадий он или Аркаша -

Нет никого на свете краше.

Б

Боря, Боренька, Борис,

Ты куда девал ирис?

В

Владимир, Володечка, Вовка

Со всем управляется ловко.

Виктор, Витенька, Витюша,

Ты опять не хочешь кушать?

Валерий есть и Валерия,

Для бала и для кавалерии.

Василий, Васенька, Васятка,

Он бьет без промаха в десятку.

Валентин и Валентина -

Что за чудная картина.

Варя, Варенька, Варюша

Любит бантики и рюши.

Вероника, Вероника,

Как поспевшая клубника.

Вера, Вера, Верочка,

Ласковая девочка.

Г

Галя, Галочка, Галина

Очень любит апельсины.

Глеб серьезный, очень важный,

И послушный, и отважный.

Георгий, можно просто Жора,

Он лакомка, но не обжора.

Гаврила или Гавриил

Гулять нисколько не любил.

Герман, Гера, Герочка -

Мальчик, а не девочка.

Григорий или Гришка -

Мальчишка-шалунишка.

Д

Дарья, Даша, Дашенька,

Её сестренка - Машенька.

Дмитрий, Митя, Дима

Не бросит мячик мимо.

Данилка, Данечка, Данила,

Иди обедать, все остыло.

Е

Екатерина, Катенька, Катюша -

Любимый фрукт у Кати - груша.

Елизавета, Лизонька

Сидит от мамы близенько.

Ева, Ева, Евочка -

Послушненькая девочка.

Елена, Лена, Леночка,

А на "М" -  Миленочка.

Евгений и Евгения,

А может, оба гении?

Егор, Егорушка, Егорка

Сидит у папы на закорках.

Евдокия, Дунечка

У нас такая умничка.

Ж

Жанна, Жанночка, Жаннет,

Передай друзьям привет.

Имя есть Жасмин для дочки,

Так зовут еще цветочки.

З

Зинаида, Зиночка,

В волосах - резиночка.

Захар, Зиновий - имя для мужчины,

Его носить нужна причина.

И

Илья, Илюша, Иленька,

Какой же мальчик миленький!

Игорь, Гарик, Игоряша -

И любовь, и гордость наша.

Ира Ирочка Иринка -

Как красивая картинка.

(автор: Юлия)

Инна, Инночка, Иннуля,

Уж такая красотуля!

Иннокентий или Кешка

Очень любит грызть орешки.

Ванюша, Ванечка, Иван -

Растет могучий великан.

К

Костя, Костик, Константин -

Самый смелый из мужчин.

Кирилл, Кирюша, Кир

Предпочитает мир.

Ксеня, Ксюта, Ксюша

Любит сказки слушать.

Кариночка, Карина,

А можно просто Рина.

Капитолина или Капа

В пальто из серенького драпа.

Клара, Клара, Кларочка

Зажгла свечи огарочек.

Л

Леня, Леня, Леонид,

Он буянит и шумит.

Лариса, Лара, Ларочка,

Играет ей гитарочка.

Людмила или Милочка

Держать умеет вилочку.

Лиля, Лиля, Лилия

Читает уж Вергилия.

Лида, Лида, Лидия,

Читает уж Овидия.

Лана, Лана, Ланочка,

Возить не любит саночки.

Лолита, сокращенно - Лола

И два вершка всего от пола.

М

Маргарита, Рита, Рита,

Всех мужчин сердца разбиты.

Мария, Машенька, Маруся,

Нигде она у нас не трусит.

Макс, Максим, Максимка.

Храбрый? Поглядим-ка!

Михаил, Мишаня, Мишка

Очень любит есть коврижки.

Н

Натали, Наташа, Тата,

Красоты, ума - палата.

Нина, Ниночка, Нинуша

Любит музыку послушать.

Коля, Коля, Николай,

Выйди с нами, погуляй!

О

Ольга, Оля, Оленька,

Подрастай-ка скоренько!

Олег, Олеженька, Олежка

Покрепче крепкого орешка.

Оксаночка, Оксана -

Встает девчушка рано.

П

Поля, Полечка, Полина

Обожает кринолины.

Петя, Петр, Петруша,

Маму с папой слушай!

Павел или Паша

Любит простоквашу.

Пелагея, Полюшка

Живет, не зная горюшка.

Р

Рома, Ромочка, Роман,

Починил на кухне кран.

Раиса, Рая, Раечка,

Голубенькая маечка.

Родя, Родя, Родион,

Любит он аккордеон.

Руся, Русечка, Руслан

Будет точно капитан.

С

Сергей, Сереженька, Сережка

Уже держать умеет ложку.

Софья, Соня, Сонечка -

Девочка-тихонечка.

Стеша, Стеша, Степанида

Не таит на нас обиды.

Т

Татьяна, Таня, Танечка,

Есть у нее брат - Ванечка.

Тамара, Тома, Томочка,

А у нее брат - Ромочка.

Тимофей, Тимоша, Тим,

Что за мальчик? Поглядим!

Мальчик есть у нас Тимур,

По двору гоняет кур.

У

Уля, Улечка, Ульяна

Без малейшего изъяна.

Есть и Федор и Федора,

А еще есть имя - Дора.

Ф

Фаина, Фая, Фаечка,

Зеленая фуфаечка.

Ь

УлЬяна, ТатЬяна, АлЬберт,

ИгорЬ, ИлЬя и АлЬфед.

Э

Эмма, Эва, Эдуард!

Посмотрите, скоро март!

Ю

Юрка, Юрочка, Юрок

Спит так сладко, как сурок.

Юля, Юля, Юлечка -

И внучка, и бабулечка.

Я

Ян и Яна, Жан и Жанна

Называют непрестанно.

Ярослав, а можно Слава,

Сочинил он песню. Браво!

ВКУСНАЯ АЗБУКА 

А

Арбуз

Алым, сочным был арбуз,

Просто сахарным на вкус,

Не грусти, Егорка,

Что остались корки.

Б

Блины 

Без блинов и чай не чай.

Поскорее подавай

Мёда и варенья -

Вот так угощенье!

В

Варенье

- Вам варенья дать какого?

У меня есть для любого

Всякое, отличное.

- Я хочу клубничное!

Г

Груши 

Груши – гордые  графини

Встали: «Ну-ка, кто нас сдвинет?

Не пристало нам, признаться,

Словно яблокам, кататься!»

Д

Дыня

Дыня эта словно солнце,

Хоть завешивай оконце,

Жёлтая, пузатая,

Радостью богатая.

Е

Ежевика

- Ежик любит ежевику.

Пусть поест, - решила Вика, -

Ну а мы с Мариной

Будем есть малину.

Ж

Желе 

Желе несчастное дрожит,

И у него печальный вид.

Трясётся даже блюдо.

Я есть его не буду.

З

Зефир

Хочешь кушать ты зефир,

Быть притом зубастым?

Не забудь тогда купить

И зубную пасту.

И

Изюм

Изюм из булочки достал

И очень сильно я устал.

А мама говорит: «Чудак,   

Изюм есть можно просто так».

К

Конфеты

Как-то кот друзей созвал,

Всем конфеты раздавал:

Кролику, коту, козе.

Только отказались все.

Л

Леденцы

Леденцы на палочке – мишки, петушки,

Жёлтые и алые, лучшие дружки.

Если грустно станет или я один,

Леденец на палочке мне необходим.

М

Макароны

Макароны я люблю,

В этом нет секрета,

Но никто не должен знать,

Что влюблён я в Свету.

Н

Наполеон 

Наполеон был грозный враг,

Но не боюсь его атак.

Мы за обедом поглядим,

Как быстро я расправлюсь с ним!

О

Огурец 

Огурец-молодец,

Крепкий, статный, как боец,

Рассыпался горкой,

Встретив помидорку.

П

Пироги

Пироги, пюре, пельмени,

Плов, печенье, пончик...

Если кто захочет,

Список пусть закончит.

Р

Рулет

Рулет мне нравится любой,

Ему поглажу спинку:

Секрет скорее мне открой,

Какая тут начинка.

С

Сыр

С мамой мы спросили сыр,

Почему в нём много дыр.

Сыр сказал: «Не знаю,

Я их не считаю...»

Т

Торт

Тот, кто сделал первый торт,

Был, наверно, очень горд.

Был то, без сомнения,

Мамин день рождения.

У

Уха

Утром рано у реки

Удят рыбу рыбаки.

Коль улов – не чепуха,

Будет вкусная уха.

Ф

Фисташки

Федя ел фисташки

С Колей и Наташкой.

Подошёл к ним Петя вдруг,

Дал попробовать фундук.

Х

Хворост

Хворост может быть съедобным,

И хрустит он бесподобно,

Но ещё вкусней он, если

Есть его с друзьями вместе.

Ц

Цукаты

Цукаты я найти спешил,

Но в торте были лишь коржи,

Орехи, шоколадный крем -

Цукатов не было совсем.

Ч

Черешня

Черешня вовсе не черна,

И очень вкусная она,

И, что всего важнее,

Приходит лето с нею.

Ш

Шоколад 

Шоколад простой на вид

Каждого разоблачит.

Признавайся, будь же смел,

Видит каждый, ЧТО ты ел.

Щ

Щербет

Щедрый дядька из Дербента

Угостил меня щербетом.

Ну а я после щербета

Отказался от обеда.

Ъ, Ь

Знаки на письме удобны,

Но, признаюсь, несъедобны 

Ы

Что-то вкусное на «Ы»

Не придумали, увы.

Э

Эклер

Эклер сегодня утром съел –

И будний день уже не сер.

Такое настроение,

Как будто воскресение.

Ю

Юшка

Юшку ел на юге дед

В юности. Теперь он сед.

Дед мечтательно вздыхает,

Если юшку вспоминает.

Я

Яблоко

Яблочко волшебное

Я найду в саду

И, возможно, в сказку

Тут же попаду.

АЗБУКА В РАССКАЗАХ,
ЯЗЫКОЛОМКАХ И СКОРОГОВОРКАХ

Азбука в рассказах, языколомках и скороговорках – это игра-уроки для малышей. Все слова в каждом рассказе начинаются на какую-нибудь одну букву. Это поможет быстрее запомнить буквы, а скороговорки и языколомки научат правильно их выговаривать.

Приглашаем поиграть с нами в эту игру и придумать самим как можно больше слов на каждую букву!


Буква А

АКУЛЕНОК
Акуленок атаковал аквалангиста.
Теперь акуленок Агашка – в аквариуме у аквалангистов.

* * *
Повтори быстро несколько раз:
Астронавты на орбите.
Акробаты на Арбате.


Буква Б

БАРАШЕК
Боренька бежал босиком. Бок о бок бежал барашек.
Барашек блеял. Боренька бросил барашку банан. Барашек боднул Бореньку. “Бешенный барашек!”
– Бабушка, барашек бодается!
Барашек боднул и бабушку.
– Буян! Буян!
Бык Буян бывалый боец. Барашек бежал. Не бодайся!

* * *
На балконе бабочка.
Бабочка на балконе, где бабушка.
На балконе бабушка.
Бабушка на балконе, где бабочка.


Буква В

ВАЛЕНОК
Возле ворот валялся валенок. Влетел в валенок воробей: “Вот так валенок!” Воробей выглянул и вылетел из валенка. Вскоре в ворота влетели восемь воробьев. Враз всем восьми в валенок не втиснуться. Возятся воробьи возле валенка. Вдруг – ворона:
–Вон! – выгнала воробьев и важная взгромоздилась на валенок. А тут Вовка (внук Василь Васильевича) – хвать валенок.
–Вор! – возмутилась ворона.
–Вон! – и Вовка в ворону валенком.
Возмущенная ворона взлетела – и восвояси.

* * *
Валенный валенок у Вали-крали.
Валин валенок с ноги украли.


Буква Г

ГУСИ
Гришка гнал гусей. Гнал, гнал – глядь: где гуси?
–Гуси! Гуси!
Гуси ни гу-гу. Грохотал грузовик. Гуси ни гу-гу. Гремел гром. Гуси ни гу-гу.
Громко кричал Гришка:
– Гуси, голубчики! А гуси ни гу-гу. Тогда Гришка загудел в гудочек. Гуси загоготали.
Гришка гнал гусей и гудел в гудок.

* * *
Гром гремит
Гогочут гуси.
Грузовик грохочет.


Буква Д

ДУРЕНЬ
Долбил дурень по дереву. По другому дереву долбил дятел: “Дун-дун-дурень!”. Дразнится”, – думает дурень, и в дятла – дубиной. А дятел-то на другое дерево и снова: “Дун-дун-дурень!” “Доберусь-ка до дятловых деток” – и дубиной в дерево, где дятловы детки. А дубина отскочила, да в дурня. Доплелся он до дому и думает: “Дурень я, дурень!” И дятел по дереву: “Дун-дун-дурень!”

* * *
Дрозд Дроздович долго дулся
На Дроздовича Дрозда –
У Дроздовича Дрозда
Выдрал перья из хвоста.


Буквы Е и Ё

ЕЖ, ЕРШ И ЕНОТ
Ёрш Ершович ершился. Ёж Ежович ежился. А енот ехидничал:
- Не ест ёж ершей, а ёжится! Не ест ёрш ежей, а ершится! Зачем же ёжиться, ершиться, ерепениться, если не ест ёж ершей и не ест ёрш ежей?!

* * *
Не ест ёж ершей, не ест ёрш ежей.

* * *
Ежевику для ежат
Принесли два ежа.
Ежевику еле-еле
Ежата возле ели съели.


Буква Ж

ЖЕРЕБЕНОК
Жуки жужжат. Жара. Жажда. В жбане жидкость. Жокей Женька – к жбану. Жеребенок Жорка – к жбану. Женька жадничает. Не жалко Жорку! Вдруг жбан о железяку жахнулся, а из жбана – жаба. Жеребенок ну от жбана бежать. Женька – за жеребенком. А жара, жажда…

* * *
Жнецы жнут.
Жуки жужжат,
Жужжат,
Да не жалят.


Буква З

ЗАЯЦ-ХИТРЕЦ
Заманил Захар зверей в западню. Заохали звери, заахали, а заяц забарабанил. Заметила зайца змея.
–Зачем забарабанил? – зашипела над западней.
–Змейка, вызволи! – запричитал заяц.
Зацепился он за змею, та его из западни и вызволила. Засмеялся заяц, забарабанил:
–Захар! Захар! Западня не для зайцев…

* * *
Залечил однажды зуб
В зоопарке зебре зубр. И теперь, как встретит зубра, Зебра зубру скалит зубы.


Буква И

ИРТАНА
Вдоль излучины Истры изгородь. Между изгородью и избушкой индюшка с индюшатами. Индюшка за Ириной, а индюшата – за индюшкой. Вдруг индюшонок под изгородь да к Истре. За индюшонком Искорка (кот), а за Искоркой тут же Иртана (собака).
– Иртана! Иртана! – Ирина за Иртаной, Иртана за Искоркой, а Искорка за индюшонком.
Искорка изловчился уж было, а тут Иртана. Искорка – на иву, индюшонок под иву, а Иртана к Ирине.

* * *
Над ивой иволга.
Под ивой ил.


Буква К

КОНЬКИ
Купили Кирюше коньки. Кружатся конькобежцы каруселью. Из-под коньков кружева… А у Кирюши из-под коньков каракули: катится, катится – канавка, кувырок и – каракули, каракули, каракули… У Клавы кружева из-под коньков. Кирюша косился, косился и ну – за Клавой. Клава круг, и Кирюша круг. У Клавы кружева, и у Кирюши из-под коньков кружева. Кружатся конькобежцы. Вся Кама в кружевах. Красиво!

* * *
В кладовке кадушки.
В кадушке квакушки.
Квакнули квакушки –
Лопнули кадушки.


Буква Л

ЛЮБА И ЛЕНА
Люба и Лена в лесу с лукошками. У Лены в лукошке лисички-грибы, у Любы – лепешки. Люба лепешку Лене, а лукошко под лопух. А под лопухом лягушонок, прыг в лукошко. Люба и Лена несут лукошки из леса. У Лены в лукошке лисички-грибы, а и Любы – лягушонок.

* * *
Леденцы у лакомки на ладошке.
Леденцы бы лакомке лопать ложкой.


Буква М

МАРЦИПАНИЙ
Мельник молол на мельнице муку. А мышки муку метелочками в мешочек да с мельницы и на марципанчики. Мельник мелет, мелет, муки мало! Мучился, мучился и уж не мелет, а знай мастерит – мышеловки – для каждой мышки по мышеловке. А мышки-то в мышеловки для мельника марципанчики положили. Что ни мышеловка, то марципанчик с маслицем… Теперь у мельника и мышек на мельнице магазин “МАРЦИПАНИЙ”.

* * *
Миленькие мышки
Мыли с мылом миски.


Буква Н

НАТАЛЬИНЫ НАСЕДКИ
Накормила Наталья наседок. Наседки наелись и на насесте нахваливают Наталью:
– Наша-то Наталья всем Натальям Наталья.

* * *
Наша-то Наталья всем Натальям Наталья.

* * *
Налимиха налиму нору нарыла.
Из норы налима налимье рыло.


Буква 0

ОПЯТА
В октябре орешник обобран, облепиха обобрана... Но есть опята. Отправились односельчане за опятами. С ними Оленька. Отстала Оленька, огляделась, а около опушки опят обирай - не оберешь. Оленька обирала-обирала: "Ой! - опомнилась. - Одной не осилить" - и бегом к односельчанам. Обрадовались односельчане и за Оленькой опять за опятами…

* * *
Повтори быстро несколько раз:
В Оке Окунь Окуневич
Да окунята Окуневичи.
Окинет оком Окунь окунят -
Из Окуневичей окуневый отряд.


Буква П

ПУГОВИЦА-ПОСКАКУШКА
Петя пришивал пуговицу. А пуговица прыг под подушку. Поглядел Петя под подушку, а пуговица - под простыню.
- Папа! Пуговица-поскакушка.
Подошел папа, поглядел на Петю и пожал плечами:
- Поскакушка?
Потянул он за поводок-нитку, пуговица к пальто и пристала:
- Посмотри, как пришивают.
Петя посмотрел и пришил: пуговица прыгать перестала, послушно к пальто приладилась. Походит Петя в пальто, походит - на пуговицу полюбуется. Пуговица как приклеенная.

* * *
Полина простоквашу пила -
Пол-простокваши на пол пролила.


Буква Р 

РОГАТКА
Ромка ранил рогаткой рябчика. Над рекою радостно радуга раскинулась. В реке рыбки резвятся. Ромашки расцвели. А в ромашках распластанный рябчик... Расплакался Ромка... Разорвал и растоптал рогатку.

* * *
Рубашка-рубашонка нараспашку у ребенка.


Буква С 

СНЕГОВИК-СТОРОЖ
На сосне стрекочет сорока. Под сосной снеговик сороку слушает да сугробы сторожит. Снеговику на сосульку-нос синица села:
- Сторожишь?
- Сторожу.
- Cторожи, сторожи, - смеется синица. - Снег-то стает.
А снеговик знай себе сторожит. И снег стаял. Снеговика не стало, а все что слышал в синеве скрылось, да в соснах спряталось...

* * *
Стрекочет сорока - сорочат созывает.


Буква Т

ТРЕЗОР И ТУЗИК
Трезор трескал (уплетал) тефтельки, а Тузик у Трезора тефтельки таскал: тявкнет на Трезора - тот за Тузиком, а Тузик к тефтелькам. Иногда Трезор тузил Тузика. Тогда Тузик так тоскливо тявкал, что Трезор тут же сам тащил ему тефтельку.

* * *
На дереве терем для тетерева.
Терем для тетерева из дерева.


Буква У

УЛИТИЩА
Утром Уля увидела улитку. Улитка уползла от Ули, а Уля убежала от улитки:
- Ух, УЛИТИЩА, ужасная УЛИТИЩА!


Буква Ф

ФОКА-ФОКУСНИК
У Фили фоксик Фока. Фока фокусник. Филя - за флейту, а Фока под фикус за фортепьяно. Так фальшивит, что Филя ему тут же фрикадельку - только к фортепьяно не подходи!

* * *
У Фили фоксик.
Фоксик Фока фокусник.


Буква Х

ХАВРОНЬЯ И ХОЗЯИН
У Хавроньи-мамы в хлеву хрюшки-поросята хрюкают, хвостиками крутят - хлеба хотят. Хавронья к хозяину - ходит за хозяином и похрюкивает: "Хрю" да "Хрю" - мол, хрюшки-поросята хлеба хотят.
А хозяин достает из халата ходики-часики и говорит Хавронье:
- Ходики-часики ходят, а не хрюкают… Тогда Хавронья хвать у хозяина ходики-часики.
- Хулиганка! - хозяин Хавронье, а сам в хлев к хрюшкам-поросятам - хрюшки-то хлеба хотят.
И Хавронья за хозяином.
-Хрю, хрю, хрю. Хорошо!..


Буква Ц

* * *
Циркач цыкнул на цаплю.
Цапля цапнула циркача.


Буква Ч

* * *
В чуланчике чурочки
Для чудо-печурочки.

* * *
В чаще чудище чахнет.


Буква Ш

ШАРИК
У Шуры шпиц-щенок Шарик. Шура - в школу, а Шарик - к шкафу. Из шкафа шторку да шляпу вытянул, а из-под шкафа шлепанец.
Шура из школы вернулся и видит: Шарик на шторе под шляпой. А из-под шляпы нос да шлепанец торчит. Шарик скулит и никак не выберется.
- Шкодник! - и Шура Шарика из-под шляпы высвободил.

* * *
Шура Шарика из-под шляпы высвободил.


Буква Щ

* * *
Щеголь щегол щебечет на щепке,
А щука щерится на щегла.


Буквы Ь и Ъ

Эти буквы невозможно произнести, но они очень нужны. Посмотрите, как меняется слово:
ЕЛ - ЕЛЬ
ОПЯТ - ОПЯТЬ
УГОЛ - УГОЛЬ

* * *
Пять опят, опять пять опят,
Опять пять опят, опять пять опят...

* * *
Вырос лен.
Изо льна белье.
Стирать не лень -
Белье бело.

* * *
По улице гулкой
Бежал песик Булька.
За песиком Булькой
Шла бабушка с булкой.


Буква Ы

На эту букву не найдете слов, но если вместо И появится Ы, то:

КРЫС КРИС
МЫШКУ МЫЛ
КРЫС КРИС
МЫШКЕ МИЛ


Буква Э

ЭХО
Элла эху:
- Здравствуй, эхо!
Эхо Элле:
- Ха, ха, ха.
- Где ты, эхо? -
Элла эху.
Эхо снова:
- Ха, ха, ха.
И на все вопросы эхо
Отвечало громким смехом.


Буква Ю

ЮЛА
У Юли юла. Юля завела юлу, а юла юрк к Юре. Юра завел юлу, а юла - к Юле...

* * *
То у Юли юла, то у Юры юла,
То у Юры юла, то у Юли юла -
Такая игра.


Буква Я

ЯГНЕНОК И ЯНА
Яна - по ягоды. Ягненок за Яной. Вдруг - ящерица. Ягненок - от ящерицы. Яна за ягненком.

* * *
Яркие яблочки с ярмарки для Яночки.

* * *
В ящике ядовитая ящерица.

Леонид Сорока

АЗБУКА НА БАЗАРЕ, или
БУКВЫ ВЫШЛИ ПРОДАВАТЬ

Раз-два-три-четыре-пять,
Вышли буквы продавать.
Та кричит, а та поёт,
Покупателей зовёт.


А 

- Старики и карапузы!
Налетайте на
арбузы!
Каждый - сладкий словно мёд
Кто попробует, поймёт.

- Это кто там смотрит косо?
Покупайте
абрикосы!
В каждой абрикосине
Накопился к осени
Витамин на букву
"А".
Не раздумывай, братва!


Б 

-
Булки-бублики в буфете
Сдобные да белые!
Походите, не робейте,
Я вам зла не сделаю.

Бородатый!
Безбородый!
Покупайте
Бутерброды!

Есть на первое
бульон,
На десерт -
бисквиты.
И никто не обделён,
Все бодры и сыты.


В 

Это
"В" стоит с весами,
Приглашает всех подряд.
Посмотрите, люди, сами,
Что за прелесть
виноград.

Он послаще, чем конфеты.
Выбирай, не тороплю.
Сам бы ел, да денег нету.
Заработаю - куплю.


Г 

"Г" кричит и горячится:
- У меня товар неплох.
Покупай, народ,
горчицу,
Гречку, груши и горох.

Если любите
грейпфрут,
Заходите, это тут!


Д 

Что за шум и что за давка?
Сколько взрослых и детей!
Люди тянутся к прилавку,
Просят
дыню пожелтей.

Не садитесь на диету,
А садитесь на диван.
Чтобы скушать дыню эту,
Даже дня не хватит вам.


Е 

"Е" сидела на виду,
Продавала
ерунду.
- Это что за ерунда?
Не питье, и не еда...
Сколько стоит?
- Пятачок.
- Дайте мне один пучок.


Ё 

"Ё" кричит:
- В продаже
ёжик!
Ты куда идешь? Постой!
Ёж богатым сделать может,
Это ёжик не простой.
Он от волка сбежал.
Он под ёлкой лежал,
Я нашла его с трудом,
Отдаю в хороший дом.


Ж 

На продажу буква
"Же"
Приготовила дра
же -
Шарики конфетные,
Очень разноцветные.

Кто страдает ожиреньем,
Покупайте о
жерелья.
Только их наденете -
Сразу похудеете!


З 

"З" сидела, не зевала,
Всех к прилавку зазывала,
Зелёный чай заваривала,
Зубы заговаривала.

Продаются
зонтики!
Только кнопку троньте-ка,
Укрывают всех подряд,
По-японски говорят.


И 

-
"И", ответь-ка, что на полке?
- Для портнихи есть
иголки,
Для Петрушки,
Для Лариски
Есть
игрушки,
Есть
ириски.
Если нужен
инструмент,
Принесу в один момент.
Есть и это, есть и то,
И вдобавок кое-что.


Й 

- Что ты там,
"И краткое",
Продаёшь украдкою?
- Продаю в бутылке
йод,
Смажешь ранку - заживёт.


К 

"К" в коричневой ковбойке.
"К" торгует очень бойко.
Продаёт по трёшке
Килограмм
картошки.

На прилавок, погляди-ка:
Там
капуста, там клубника,
Повалился на бочок
Возле бочки
кабачок.


Л 

"Л" торгует понемножку.
У неё в продаже есть
Ленты, лампочки и ложки,
А всего не перечесть.

Ей
лимоны из Марокко
Грузовик привёз, рыча.
Есть и
лук. Но с ним морока:
Плачешь, слёзы в три ручья.


М 

Буква
"М"! А ты знаком
С буквою такою?
"М" торгует молоком,
Мёдом и мукою.
Эту букву без конца
Повторяет нам овца:
- Мэ, мэ, мэ!


Н 

"Н" в стакан налила сок
И жуёт конфету.
Продаёт один
носок.
- Где второй?
- А нету!

У неё в продаже
нитки
И прохладные
напитки,
А в большом ведре
налим -
Он никак не уловим.

Говорят, что продаётся,
Только в руки не даётся.


О 

"О" во весь огромный рот
Покупателям орёт:
- Ой, ой, молодцы,
Покупайте
огурцы!
- Подходи, не мешкай,
Покупай
орешки!
- Налетай со всех сторон,
Не бойсь, не обижу!
Покупай
одеколон
Прямо из Парижа.

Кто страдает ожиреньем -
Покупайте
ожерелья.
Только их наденете -
Сразу похудеете!


П 

"П" кричит:
- Сюда беги!
Продаются
пироги.
Ну-ка, крикни звонче-ка:
Продаются
пончики!
Пончики, пончики,
Пончики с
повидлом!
Ах, какие пончики,
Самому завидно!


Р 

-
"Р", скажи, почём редиска?
- Пять рублей - большая миска.
Забирай, товар хорош!
- Больно дорого берёшь!
- Сам на грядке потрудись-ка
Ну хотя бы два денька -
Вот тогда почём
редиска
Будешь знать наверняка!


С 

Продаёт сегодня
"С"
И в коробках и на вес
Кому
сахар, кому соль:
Кто что хочет - то изволь.
"С" проснулась утром рано,
Привезла она
сметану,
Сливки свежие и сыр.
Всё продаст - устроит пир.


Т 

К
"Т" народ бежит бегом.
"Т" торгует творогом,
Тёрками, тетрадками,
Тортиками сладкими.


У 

Встала
"У" не с той ноги
И забилась в угол.
Почему-то
утюги
Продаются туго.


Ф 

"Ф", попив воды из фляжки,
Продаёт
флажки, фисташки.
Есть и
фрукты финики -
Доставай полтинники!


Х 

Очень даже неплоха
Продавщица буква
"Ха".
До чего же
хлеб тут свеж!
Эй, горбушечку отрежь!


Ц 

Далеко, совсем в конце
Примостилась буква
"Ц".

Догадался сразу ты,
Ведь нетрудно это -
Продаёт она
цветы,
Целые букеты.

Подарю сестричке Ане
Я
цветочек в целлофане.


Ч 

На столе у
"Ч" чеснок.
Он пахучий - валит с ног.
Хочешь съесть - и сразу плачешь.
Не куплю его пока.
До чего же он кусачий -
Этот зубчик
чеснока.


Ш 

"Ш" торгует шоколадом.
Можно здесь, а можно - на дом!
Но ни дома и ни здесь
Не хочу его я есть.
Разболится зуб - к врачу!
Нет, не надо, не хочу!


Щ 

На базар явилась
"Ща",
На спине мешок таща.
Отдышаться не успела,
Принялась быстрей за дело.
Раскупили быстро тётки
У нее
щипцы и щётки.
А одна купила
щуку,
Чтоб сварить на завтрак внуку.
И стоять осталась
"Ща"
С овощами для борща.


Ь 

"Мягкий знак" забрался в тень.
И проспал там целый ден
ь.
Пусть работают другие,
А ему трудиться лен
ь


Ы 

Продавщица
"Ы" часы
Положила на вес
ы.
А потом их взвесила.
То-то было весело.


Ъ 

Поздно вышел
твердый знак
На базар трудиться.
Он проспал подъём, чудак.
Это не годится!
Нету мест ни тут, ни там.
Виноват он в этом сам.


Э 

Буква
"Э" уселась где-то
И от скуки вяжет.
Ничего на букву эту
Нету на продажу.

Было раньше
эскимо.
Да растаяло само.


Ю 

У прилавка на краю
Приютилась буква
"Ю".

У неё из
юм на блюде,
А вокруг собрались люди.
- Я куплю!
- И я куплю!
- Приготовьте по рублю.


Я 

Буква
"Я" достала ящик
Яблок вкусных и хрустящих.

День сегодня очень жарок.
"Я" стоит часов с шести.
Каждый
яблоко в подарок
Хочет с рынка унести.

АЗБУКА В КАРТИНКАХ

Айболит
Айболит

Буратино
Буратино

Винни-Пух
Винни-Пух

Гном
Гном

Дюймовочка
Дюймовочка

Енот
Енот

Ёжик
Ёжик

Жук
Жук

Золушка
Золушка

Избушка
Избушка

Йыулувана (эстонский Дед Мороз)
Йыулувана

Карандаш
Карандаш

Летучий корабль
Летучий корабль

Маша и медведь
Маша и медведь

Незнайка
Незнайка

Остров сокровищ
Остров сокровищ

Пираты
Пираты

Русалочка
Русалочка

Снегурочка
Снегурочка

Тортилла
Тортилла

Улитка
Улитка

Факир
Факир

старик Хоттабыч
Старик
Хоттабыч

Царевна-Лягушка
Царевна-Лягушка

Чиполлино
Чиполлино

Красная Шапочка
Красная
Шапочка

Щука
Щука

золотая рЫбка
золотая р
Ыбка

Эльф
Эльф

Чудо-Юдо
Чудо-
Юдо

Баба-Яга
Баба-
Яга

Лекарства от заикания нет, а в помощи нуждается большое количество людей, для которых простое  речевое общение стало невыполнимым, принося много проблем в повседневную жизнь. Помимо медикаментозного лечения нервной системы и других систем организма, которые оставили такие осложнения, существуют дыхательные упражнения для лечения заикания по методу А.Н.Стрельниковой. Эта дыхательная гимнастика может использоваться как для лечения заикания у детей, так и у взрослых пациентов.

  Заикание возникает по разным причинам, и единого мнения специалистов о механизме возникновения этого недуга нет.

 

    Существует три типа заикания:


  1 тип - заикание вследствие нарушений деятельности нервной системы. Заикание может быть связано с родовой травмой, травмами, полученными в детстве, частыми болезнями.

 

  2 тип - заикание возникает тогда, когда у человека праворукого ведущим глазом является не правый, а левый. Это случается, когда переучивают ребёнка - левшу в детстве к деятельности правой рукой.

 

  3 тип - заикание вследствие пережитого стресса, сильного переутомления. Для этого типа заикания характерно усиление заикания на людях, при публичных выступлениях.

 

    Дыхательные упражнения для лечения заикания.

 

  Авторская методика дыхательных упражнений А.Н.Стрельниковой  очень хорошо себя зарекомендовала и применяется для лечения всех трёх типов заикания. Без нормального дыхания невозможно помочь больному с заиканием, а это значит, что нормализации дыхания должно быть посвящено большее время в лечении, чтобы преодолеть недуг. Дыхательная гимнастика направлена на  координацию и оптимизацию дыхания, как носового, так и ротового. В дыхании активно должна участвовать диафрагма, выдох должен быть продолжительным. Упражнения на правильное дыхание проводят вначале без речевого сопровождения.

 

    Правила выполнения упражнений.

 

  1)   Вдох должен быть резким и коротким, как хлопок. Думать нужно только о вдохе.

  2)   Выдох производить спокойно, без напряжения и усилий. Выдох должен быть бесшумным.

  3)   Вдох должен всегда сопровождаться движениями. Движения должны быть только на вдохе.

  4)   Как движения, так и вдох должны производиться в маршевом ритме.

  5)   Счёт в гимнастике на 8, считать нужно не вслух, а мысленно.

  6)   Упражнения на дыхание можно выполнять как стоя, так и сидя или лёжа.


    Комплекс дыхательных упражнений для лечения заикания.

 

    1)   Упражнение «Ладошки».

Встать прямо, руки согнуть в локтях, как бы показывая ладони зрителям (локти направлены вниз. Выполнять шумный короткий вдох, одновременно сгибая ладони, как бы хватая воздух. Выдох — нешумный, свободный. Упражнение выполнять 2 раза по 4 вдоха, делая паузу между ними 4 секунды с опущенными руками.

    2)   Упражнение «Погончики».

Встать прямо, сжать кулаки и прижать к талии. При вдохе толкать кулаки вниз, напрягая плечи и вытягивая руки к полу. Упражнение выполнять по 8, 12 раз. Выше пояса кулаки поднимать не нужно.

    3)   Упражнение «Насос».

  Встать прямо, ноги слегка развести на ширину плеч. Прямыми руками тянуться к полу одновременно с наклоном вперёд. Наклон сочетать с шумным вдохом. Спина должна быть не прямая, а округлая. Представить, что насосом накачивается шина. Движения выполнять по 4, повторяя 12 раз. Следить, чтобы выдох был незаметен и спокоен.

  При заболеваниях сердечно - сосудистой системы, позвоночника, травмах спины не нужно кланяться сильно низко. При полном здоровье нужно стремиться взять с пола палку.

    4)   Упражнение «Кошка».

  Встать прямо, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Присесть, как будто танцуя, с одновременным поворотом в правую сторону. Приседание сочетать с шумным вдохом. Выпрямиться, спокойный выдох. Затем опять присесть с поворотом туловища уже в левую сторону. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

    5)   Упражнение «Обнять плечи».

  Встать, руки согнуть в локтях, локти направлены вниз. При шумном вдохе руками резко обнимать себя за плечи, затем свободный выдох. Выполнять 12 раз по 8 вдохов. Выполняя упражнение, можно голову отводить немного назад.

    6)   Упражнение «Маятник».

  Встать прямо, ноги поставить на ширину плеч, можно даже чуть шире. Наклониться вперёд, потянуться руками к полу и сделать резкий шумный вдох. Затем наклониться, назад и также резко вдохнуть. Выдох должен быть незаметным и бесшумным. Упражнение можно делать и сидя.

    7)    Упражнение «Поворот головой».

  Встать прямо, ноги шире плеч. Поворачивать голову вправо, делая одновременно шумный вдох, затем голова идёт влево, за это время сделать незаметный выдох, а при повороте головы влево - опять шумный вдох. Упражнение нужно стараться выполнять без перерыва и пауз, не останавливая голову посередине. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

    8)   Упражнение «Уши».

  Встать прямо, ноги чуть шире плеч. Выполнять наклоны головой вправо, ухом к плечу, делая шумный вдох носом. Затем левое ухо к левому плечу - снова вдох. Затем немного покачать головой из стороны в сторону. Смотреть необходимо прямо перед собой. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

    9)   Упражнение «Маятник головой».

  Встать прямо, ноги шире плеч. Опустить голову, переводя взгляд в пол, одновременно делая резкий вдох. Затем поднять голову, взгляд на потолок, опять шумный вдох. Выдох делать незаметно, при переведении головы в другое положение.

  10)   Упражнение «Перекат».

  Встать, левую ногу поставить вперёд. Правая нога сзади на носок. Присесть немного, перенося тяжесть тела на правую ногу, одновременно выполняя шумный вдох. Затем незаметно выдохнуть и присесть, перенося тяжесть тела на левую ногу, резкий вдох.

  11)   Упражнение «Передний шаг».

  Встать прямо, ноги на ширине плеч или шире. Левую ногу поднять, согнув в колене, до уровня пояса. Носок левой ноги тянуть к полу по балетному манеру. На правой ноге в этот момент легко присесть. Одновременно с движением делать резкий вдох. Затем то-же самое выполнить с правой ногой. Следить, чтобы спина была прямая во время выполнения упражнения, смотреть перед собой, голову не наклонять. Кистями рук на уровне пояса можно делать движение навстречу друг другу. Следить, чтобы вдох был резким, шёл вместе с резким движением, а выдох был спокойным и незаметным. Выполнять 8 раз по 8 вдохов.

  12)   Упражнение «Задний шаг».

  Встать прямо. Левой ногой резко отвести назад, как будто хлопая по ягодице. На правой ноге в этот момент легко присесть. Одновременно с движением делать шумный резкий вдох. Затем тоже самое выполнить правой ногой. Выполнять по 4 упражнения 8 раз.

 

  Спустя пару месяцев ежедневных дыхательных тренировок дыхание человека с заиканием меняется. Происходит тренировка и массаж диафрагмы, внутренних органов, воздух проходит через связки легко и свободно, исчезают мышечные зажимы. Вдох становится максимально глубоким, это способствует избавлению от заикания.

 

  Ежедневно выполняемые дыхательные упражнения для лечения заикания способны навсегда избавить от проблем с речью и подарить человеку радость общения.

 

Вся логопедическая наука учит заикающихся говорить на выдохе, говорить не спеша, не волнуясь. Но ведь когда ребенок не волнуется, он и не заикается. Он заикается, когда волнуется! Я учу своих пациентов говорить, преодолевая ларингоспазм любой степени тяжести, именно в момент волнения. У себя на занятиях я даже искусственно создаю им такие ситуации.

Итак, что нужно делать родителям, заметившим, что в речи их ребенка появились запинки?

Самое главное - научить его правильно дышать! Это безоговорочно, прежде всего. Лечить заикание без нормализации дыхания бессмысленно!

Все заикающиеся дети и подростки говорят, как правило, на поверхностном, ключичном дыхании. Прежде чем что-то сказать, они делают вдох, при котором поднимают кверху плечи и напрягают мышцы лица и шеи. Говорят на выдохе, короткими фразами, "натыкаясь" на ларингоспазм. Затем судорожно делают снова вдох и снова, заикаясь, произносят короткую фразу, а иногда даже одно только слово или один слог. Диафрагма - самая сильная из мышц, участвующих в дыхании и голосообразовании, - при таком ключичном типе дыхания пассивна, не принимает активного участия в фонации. К тому же воздухом наполняются только узкие верхушки легких. Объем вдоха ничтожно мал, воздуха не хватает на длинную фразу.

Заикающегося ребенка логопеды учат говорить на выдохе, и получается, что он активно выдыхает и то малое количество воздуха, которое есть в легких. Воздушная струя, широким потоком выходя через гортань, мешает голосовым связкам тесно смыкаться при образовании звука (фонации). А голосовые связки и так пассивны, недостаточно тренированы. Ведь заикающиеся дети зачастую отмалчиваются, слушая, как говорят другие.

Так как голосовые связки "не в тонусе", голос ребенка слабый, тембр звука некрасивый. Конечно же, такая речь не приносит ему удовольствия. Заикающийся ребенок готов провалиться сквозь землю, лишь бы не отвечать урок у доски, не обращаться в магазине к продавцу...

Каков же выход из этого положения? Заикающемуся ребенку надо изменить стереотип дыхания и речи:

  • следует научить его дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований; 
  • нужно как следует натренировать диафрагму, заставить ее активно участвовать в голосообразовании - создать так называемую "опору"; 
  • надо тесно смыкать голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.

Всем этим требованиям полностью отвечает дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. Советую взять 2 наших знаменитых упражнения - "насос" и "обними плечи" - и делать их ежедневно с заикающимися детьми 2 раза в день до еды или спустя 1,5-2 ч после приема пищи.

При шумном коротком вдохе носом на наклоне вперед воздух заполняет все легкие снизу доверху и прежде всего широкие нижние основания, которые, как правило, у заикающихся плохо вентилируются. Вырабатывается предельно глубокое дыхание, так называемое "дыхание в спину" (термин А.Н.Стрельниковой).

В упражнении "обними плечи" в момент шумного короткого вдоха носом "зажимается" узкая верхушка легких и воздух толчком посылается в наиболее объемные основания легких, заполняя те альвеолы (пузырьки легочной ткани), которые до этого активно в процессе дыхания не участвовали. К тому же голосовые связки во время фонации тоже делают встречное, почти горизонтальное движение в гортани (на уровне шеи). Поэтому, обнимая себя за плечи в момент шумного короткого вдоха носом, мы помогаем им теснее сомкнуться.

Жизненная емкость легких после одного сеанса стрельниковской дыхательной гимнастики увеличивается на 0,2-0,4 л. Это подтвердили исследования, проведенные в Центральном научно-исследовательском институте туберкулеза РАМН и в 9-й гарнизонной поликлиннике Министерства обороны.

После 2-3 месяцев ежедневной тренировки по 10-25 мин утром и вечером по системе А.Н.Стрельниковой стереотип дыхания ребенка или подростка меняется. Дыхание становится предельно глубоким. Насыщая организм кислородом, наша гимнастика активизирует общие обменные процессы, делает заикающегося здоровым и выносливым, тренируя прежде всего легочную ткань, диофрагму, мышцы гортани и госоглотки. Воздушная струя, проходя при пассивном выдохе через гортань ("теплый выдох"), колеблет голосовые связки, тем самым великолепно массируя их, заставляя смыкаться во время фонации на всем их протяжении. Вот почему все оперные и эстрадные певцы, которые у нас занимались, говорят одно и то же: "Достаточно перед спектаклем или концертом 10-15 мин поделать вашу гимнастику, и голос звучит свободно и легко, и ты без страха берешь самые высокие ноты!.."

Речевой центр, находящийся в левом полушарии коры головного мозга, почти полностью формируется к седьмому году жизни ребенка, поэтому целесообразно брать на лечение детей начиная с 6-летнего возраста. Но иногда приходится делать исключение, когда ко мне приводят 4-летнего или 5-летнего ребенка с прогрессирующим заиканием. В этих случаях у себя на сеянсе обязательно ставлю рядом с малышом его папу или маму и начинаю обучать гимнастике обоих. Все дети - маленькие обезьянки, они всегда копируют взрослых, а папы обычно пользуются особенным авторитетом у своих детей. Ребенка будет проще обучить, если отец знает гимнастику и может правильно показать то или иное упражнение. Из своей восемнадцатилетней практики я знаю, что в тех семьях, где родители делают гимнастику сами, дети тоже легко освоят ее, а в тех семьях, где родители намерены лишь "художественно руководить", дети из-под палки не будут заниматься никогда!

Как я уже говорил, при лечении заикания, помимо стрельниковской дыхательной гимнастики, изменяющей стереотип дыхания, нужно выполнять еще и звуковые упражнения для постановки голоса. Специальные звуковые упражнения делайте после выполнения наших дыхательных упражнений "насос" и "обними плечи", которые подготовят легкие, мышцы гортани, голосовые связки, диафрагму к дальнейшей работе.

Как нужно осваивать гимнастику Стрельниковой

 

 Если вы решили освоить комплекс упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой, начните с первых трех упражнений. Это «Ладошки», «Погончики», и «Насос». Все упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой выполняются в ритме строевого армейского шага: как маршируют солдаты, видели все.

«Ладошки» — разминочное упражнение нашей гимнастики. На первом занятии при выполнении этого упражнения следует делать только по 4 шумных коротких вдоха носом. Затем — отдых, (пауза) 3-5 секунд и снова подряд без остановки 4 шумных вдоха носом. И так нужно сделать 24 раза по 4 вдоха-движения. Всего 96 вдохов-движений (по-нашему «сотня»). Выдох должен уходить через нос или через рот после каждого вдоха носом. Ни в коем случае не задерживайте и, наоборот, не выталкивайте воздух. Вдох — предельно активный, выдох — абсолютно пассивный. Просто шумно, на всю квартиру как бы нюхайте воздух. Думайте только о вдохе. Если будете думать о выдохе, вы сразу же собьетесь! А.Н.Стрельникова часто говорила на уроках: «Сыграйте актерский этюд: гарью пахнет, тревога!» Ведь на пожаре, нюхая запах дыма, никто не думает о выдохе. Все тревожно нюхают воздух, а выдох уходит самостоятельно (без нашей помощи) через нос или через рот после каждого вдоха.

Во время тренировки в то мгновение, когда вы делаете вдох, губы слегка смыкаются. У некоторых пациентов все время плотно сомкнуты губы, поэтому выдох тоже уходит через нос. Другие, наоборот, все время напряженно держат рот слегка приоткрытым (вдох делается носом, но со слегка приоткрытым ртом). Это неправильно.

Шумный короткий вдох носом в гимнастике Стрельниковой делается при сомкнутых губах. Специально плотно сжимать губы в момент вдоха нельзя, они смыкаются слегка, абсолютно свободно и естественно. При выдохе воздух пусть уходит тоже через нос. Но если для вас это затруднительно и вы «раздуваетесь» от остаточного воздуха, выпускайте отработанный воздух через рот.

В этом случае, после короткого шумного вдоха носом губы (опять-таки сами, без нашей помощи) слегка разжимаются, и выдох уходит самостоятельно через рот, не видно и не слышно. Помогать вдоху мышцами лица (гримасничать) категорически запрещается.

Во время тренировки, а именно в процессе вдоха нельзя  поднимать небную занавеску, посылать воздух в глубь тела, выпячивая при этом живот, и т.д. Не думайте о том, куда идет воздух. Думайте только о том, что вы шумно и коротко (как хлопок в ладоши) нюхаете воздух. Плечи в акте дыхания не участвуют, следовательно, ни в коем случае нельзя в момент вдоха поднимать плечи. Строго следите за этим. И если в момент вдоха у вас плечи все-таки поднимаются, а грудь выпячивается, встаньте перед зеркалом и, делая подряд 4 шумных коротких вдоха носом, постарайтесь насильственно удержать плечи в спокойном состоянии, держась по бокам руками за брюки.

В самом начале тренировки возможно легкое головокружение. Не пугайтесь. Сделайте упражнение «Ладошки» сидя. По всей видимости, у вас не в порядке сосуды коры головного мозга (смотрите рекомендации при вегетососудистой дистонии).

Выполняя второе упражнение — «Погончики»,—делайте подряд уже не по 4, а по 8 вдохов-движений без остановки. Затем отдых 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений. И так 12 раз по 8, то есть 96 («сотня»).

На первом занятии нужно сделать еще одно упражнение. Это упражнение «Насос» (ограничения при выполнении этого упражнения есть в описании основного комплекса). Упражнение «Насос» тоже нужно делать 12 раз по

8 вдохов-движений, отдыхая 3-5 секунд после каждой «восьмерки».

Итак, на первом занятии вы сделали упражнение «Ладошки»— 24 раза по 4 вдоха-движения, упражнение «Погончики»— 12 раз по 8 вдохов-движений и упражнение «Насос»—12 раз по 8 вдохов-движений. Всего получилось 3 «сотни». На эти 3 упражнения затрачивается, как правило, от 10 до 20 минут времени.

Занятия вы должны проводить 2 раза в день (утром и вечером). Повторяя урок вечером, сделайте самое первое упражнение — «Ладошки» — не по 4, а по 8 вдохов-движений подряд без остановки. И так 12 раз по 8 вдохов-движений, отдыхая после каждой «восьмерки» 3-5 секунд. Получится так: «Ладошки» — 96 (12 раз по 8 вдохов-движений), «Погончики» — 96 (12 раз по 8 вдохов-движений), «Насос» — 96 (12 раз по 8 вдохов-движений).

Каждый последующий день осваивайте по одному новому упражнению. На другой день к этим трем упражнениям добавьте еще одно упражнение — «Кошка». Упражнение «Кошка» тоже нужно делать 12 раз по 8 вдохов-движений, отдыхая от 3 до 5 секунд после каждых 8 вдохов-движений. . Повторите занятие вечером.

И так с каждым днем, от тренировки к тренировке, вы должны осваивать постепенно по одному новому упражнению: после «Кошки» включите упражнение «Обними плечи», затем «Большой маятник», «Повороты головы», «Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», наконец, «Шаги».

Вновь осваиваемое упражнение нужно делать также по 8 раз за 12 подходов, отдыхая 3-5 секунд после каждой «восьмерки». Если предыдущие упражнения вы уже освоили довольно хорошо и делать их вам достаточно легко, выполняйте их уже не по 8 вдохов-движений, отдыхая 3-5 секунд после каждой «восьмерки», а по 16 (2 раза по 8 вдохов-движений) или даже по 32 (4 раза по 8 вдохов-движений). Выполнив 16 или 32 вдоха-движения без остановки, сделайте паузу. То есть отдыхайте теперь не после каждой «восьмерки», а после 16 или 32 вдохов-движений.

И после 16 и после 32 вдохов-движений нужно отдыхать от 3 до 5 секунд. Если вам этого мало, можно продлить отдых до 10 секунд, но не дольше. Но не растягивайте тренировку на слишком долгое время.

Помните, что если первые несколько упражнений вы уже хорошо освоили и делаете их, к примеру, по 32 вдоха- В движения без остановки, то каждое новое упражнением нужно делать подряд все равно только по 8 вдохов-Щ движений, обязательно отдыхая 3-5 секунд после каждой «восьмерки». И только через несколько дней тренировки это упражнение можно делать уже по 16 или по 32 вдоха-движения без остановки.

Если вы делаете упражнение уже не по 8, а по 32 вдоха-движения без остановки, то все равно мысленно вы должны считать только «восьмерками»!

ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ

• На одну тренировку должно уходить не более 30 минут (постарайтесь уложиться в это время).

• Делайте по 3 «тридцатки» каждого упражнения. Отдыхайте от 3 до 10 секунд после каждых 32 вдохов-движений. Если 32 вдоха без остановки делать тяжело, отдыхайте 3-5 секунд после каждых 8 или 16 вдохов-движений.

• Делайте на каждой тренировке весь комплекс (а не несколько «сотен» одного какого-то упражнения). Занимайтесь утром (30 минут) и вечером (30 минут). При плохом самочувствии делайте  дыхательную гимнастику Стрельниковой несколько раз в день. И вам станет легче.

• Если у вас мало времени, сделайте весь комплекс нашей гимнастики не по 3 «тридцатки», а по одной «тридцатке» каждого упражнения, начиная с «Ладошек» и заканчивая «Шагами». На это уйдет 5-6 минут.

• Считайте мысленно только «восьмерками». Если сбиваетесь, отдыхайте 3-5 секунд после каждых 8 вдохов-движений. С каждой «восьмеркой» откладывайте по спичке (12 спичек).

•  Гимнастикой Стрельниковой можно заниматься детям с 3-4 лет и людям преклонного возраста. Возраст не ограничен. Ее можно делать стоя, сидя, а в тяжелом состоянии даже лежа!

• В среднем нужен месяц ежедневных занятий по 2 раза в день, чтобы почувствовать лечебный эффект при любом заболевании.

• Советую никогда не бросать эту гимнастику. Занимайтесь всю жизнь хотя бы 1 раз в день по 30 или даже по 15 минут и вам не понадобятся лекарства. Эту гимнастику можно выполнять как с лечебной целью, так и для профилактики очень многих заболеваний. Для отличного здоровья не забывайте Гимнастику Стрельниковой.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ОСНОВНОГО КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ

Не помню, кто первый обронил фразу о том, что нация должна быть здоровой, но сказано, конечно, абсолютно верно. Сама-то нация, вероятно, хочет быть здоровой, но вот что делается для этого — вопрос очень и очень сложный. Мое глубочайшее убеждение: для оздоровления нация все-таки должна выбрать естественный, не медикаментозный метод. И дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой всецело соответствует основному требованию каждого желающего стать здоровым: в минимальные сроки — максимальный результат!

Каждый раз на своих лекциях отвечая на вопрос, почему нужно отдавать предпочтение именно методике А.Н.Стрельниковой, я говорю о двух колоссальных преимуществах этой гимнастики перед всеми другими:

• Делая дыхательную гимнастику Стрельниковой, одним ударом убиваешь двух зайцев — обеспечиваешь и внешнее развитие всех частей тела, начиная с головы и кончая ногами, и внутреннюю «чистку», т.е. внутренний массаж практически всех органов.

• Дыхательная гимнастика Стрельниковой универсальна: ее можно делать стоя, сидя, а в тяжелом состоянии даже лежа, детям от 3-4 лет и пожилым людям, которым далеко за 80.

Ребенку она поможет расти максимально здоровым и правильно формироваться, а пожилому человеку — продлит жизнь и сделает старость не дряхлой, немощной, а активной и работоспособной!

В идеальном варианте гимнастику нужно выполнять 2 раза в день. Утром — до завтрака или через час—полтора после него. Если завтрак не слишком плотный, можно «подышать» уже через 40 минут или даже через полчаса. Вечером— до ужина или через час—полтора после него. Если вы делаете гимнастику до еды, то приступить к трапезе можно уже через 10 минут после дыхания по Стрельниковой, если же вы стали заниматься через час — полтора после ужина, то не торопитесь лечь спать сразу после тренировки. Примите теплый душ и, не торопясь, начинайте готовиться ко сну.

Бывает так, что гимнастика Стрельниковой взбадривает организм очень сильно, и человек не может заснуть. В этом случае делайте ее до ужина, чтобы затем не спеша поесть и спокойно подготовиться ко сну.

Играет ли роль во время тренировки последовательность упражнений? Конечно, играет! Начинать тренировку нужно именно с безобидных разминочных упражнений, которые я рекомендую во всех своих статьях и книгах. Это упражнения «Ладошки» и «Погончики».

Существенное значение последовательности выполнения упражнений я осознал еще при жизни Александры Николаевны во время моей работы в клинике с тяжелыми больными в раннем послеоперационном периоде. Некоторые авторы, самым бессовестным образом переписывающие упражнения Стрельниковой, предлагают доверчивым читателям другую последовательность, либо сочиненную ими самими, либо взятую из старых публикаций 30-летней давности. Но ведь Александра Николаевна Стрельникова постоянно совершенствовала свое изобретение, и я, находясь рядом со своей учительницей в течение 12 лет, принимал в этом самое активное участие. И лечу больных и провожу обследования в клинике тоже я, а не те господа, которые уродуют нашу гимнастику, зарабатывая деньги на чужой методике!

Так что будьте осторожны, уважаемые читатели, и не рискуйте своим здоровьем, не делайте дыхательную гимнастику Стрельниковой по другим публикациям.

Основной комплекс состоит из следующих упражнений:

Упражнение «Ладошки»; Упражнение «Погончики»; Упражнение «Насос»; Упражнение «Кошка»; Упражнение «Обними плечи»; Упражнение «Большой маятник»; Упражнение «Повороты головы»; Упражнение «Ушки»; Упражнение «Маятник головой»; Упражнение  «Перекаты» с правой ногой впереди: Упражнение «Перекаты» с левой ногой впереди; Упражнение  «Передний шаг»; Упражнение «Задний шаг».

Норма каждого упражнения — 3 «тридцатки», т.е. 3 раза по 32 вдоха-движения. Это составляет 96 вдохов-движений, или стрельниковскую «сотню».

Но делать по 3 «тридцатки» подряд тяжеловато и довольно утомительно. Поэтому я предлагаю читателям делать все упражнения в той же последовательности, но по одной «тридцатке» и трижды повторить всю последовательность. То есть сначала выполнить упражнения, начиная с «Ладошек» и кончая «Задним шагом» по 32 вдоха-движения на каждое упражнение. Поскольку всего упражнений 13, а это — цифра «нехорошая», добавим еще «тридцатку» упражнения «Насос». Итого 14 упражнений — это один заход, один «круг». Отдохнув 3-5 секунд (можно продлить паузу до 10 секунд), повторить заход (это те же 14 упражнений), снова отдохнуть 3-10 секунд и третий раз повторить заход по 32 вдоха-движения каждое упражнение.

Все, достаточно. Это норма одной тренировки, например утренней. Всего получилось 3 захода по одной «тридцатке» каждого упражнения. Выполнять тренировку в 3 захода гораздо легче, чем в один заход, но по «сотне» вдохов-движений каждого упражнения. Мышцы в течение 32 вдохов-движений не успевают уставать, а следующее упражнение нагружает уже другую группу мышц.

Если вы еще недостаточно натренированы, отдыхайте 3-5 секунд после каждых 16 или даже 8 вдохов-движений. То же самое следует делать, если вы, начав делать по 32 вдоха-движения, устали, и вам стало тяжело продолжать тренировку в том же режиме.

Если утром у вас мало времени для тренировки (вы проспали и торопитесь на работу), не надо делать весь комплекс в 3 захода. Сделайте один заход — и у вас уже будет заряд бодрости на первую половину дня. Может быть, днем вам удастся «урвать» 5 минут для выполнения еще одного захода. А уже вечером вы спокойно, не торопясь, выполните все 3 захода.

Напоминаю: если вы занимаетесь самостоятельно по моей книге, — не меняйте порядок упражнений основного комплекса. Любое отступление от правил не позволит вам достичь того положительного лечебного эффекта, который вы ожидаете получить от гимнастики Стрельниковой.

Пациентам, прошедшим у меня курс лечения и хорошо отработавшим технику выполнения основного комплекса, иногда приходится менять последовательность упражнений, акцентируя внимание именно на тех упражнениях, которые в данном конкретном случае могут дать максимальный лечебный эффект. Эти изменения зависят от характера и степени тяжести болезни, что в очередной раз подтверждает необходимость индивидуального подхода к каждому пациенту при лечении любого заболевания.

Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых.

 

 

Упражнение 1

Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать следует через рот. Затем выждать естественную ы цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение нужно проделать три раза без перерыва.

При выполнении данного упражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи.

Упражнение 2

А) Встать парами: 1 человек - дышит диафрагмой, другой - кладет руки ему на плечи и грудь и проверяет дыхание.

Б) Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних ребрах грудной клетки - большой палец впереди, четыре пальца - на спине. Сделать выдох (вообще все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем сделать вдох носом, затем выдохнуть через рот. Повторить упражнение три раза.

Упражнение 3

Стоять прямо. После предварительного выдоха взять дыхание через нос, последить, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота. Плечи должны быть спокойны. Прежде чем начать выдох, сделать небольшую остановку, которая явится как бы подготовкой к выдоху. Положение мышц диафрагмы при остановке перед выдохом будем называть "опорой дыхания". Научиться сохранять опору дыхания при выдохе очень важно, так как правильная опора дыхания организует работу голосовых связок на хорошей воздушной струе. После остановки начать выдох через узкое отверстие, образованное губами. При выдохе должно быть такое ощущение, как будто струя воздуха является продолжением воздушного столба, идущего от диафрагмы. Выдох идет легко, постепенно и плавно. Упражнение проделать три-четыре раза. Следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и в шее. Освободить мышцы шеи, покачивая головой вправо, влево, по кругу, вниз. Проделать это упражнение и сидя.

Упражнение 4

Медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу, которая стоит недалеко от вас ("Свеча", в данном случае, может быть и воображаемой). Пламя ее должно плавно отклониться по ходу течения воздушной струи (от вас). Затем снова сделать медленный вдох и дуть также медленно на свечу, которая стоит дальше, чем в первом случае. Снова медленный вдох и медленный выдох на свечу, стоящую уже на более далеком расстоянии. Вы замечаете, что в зависимости от удаления свечи мышцы живота будут испытывать все большее напряжение. Голову вперед не тянуть.

Упражнение 5

Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на свечу, стоящую близко, чтобы загасить ее. Отодвинуть свечу и, делая быстрый вдох, также загасить свечу. Поставить свечу еще дальше, сделать вдох и снова загасить свечу. Мышцы живота работают с хорошей активностью.

Упражнение 6

Для того чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет "три", а длительность выдоха - на счет "шесть". Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет "один". Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох - три единицы, пауза - одна единица, выдох - шесть единиц. Счет вести про себя. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три-четыре раза.

Упражнение 7

Данное упражнение рассчитано на тренировку выдоха при образовании одного из согласных звуков - звука Ф, в дальнейшем можно его делать на некоторых других согласных с правильной их установкой.

Встать прямо. Сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке Ф. Следить за тем, чтобы не надувались щеки - выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Следить за опорой дыхания. Вдох делать носом, губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать три-четыре раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше восьми-девяти единиц счета.

Упражнение 8

Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но выдох рассчитан на длительность в двенадцать единиц, и эти двенадцать единиц равномерно распределяются между четырьмя звуками: Ф, С, Ш и Х, на каждый звук падает три единицы счета. Упражнение также проделывается три-четыре раза.

Упражнение 9

Сделать быстрый вдох, и на одном выдохе произносить несколько раз подряд звук П. Грудную клетку не сжимать, должны хорошо работать губы. Затем, также быстро вдохнув, на одном выдохе произносить столько раз, на сколько хватит дыхания, группу согласных: ПТК.

Упражнение 10

Полный вдох берется на три единицы, с остановками после каждой единицы, таким образом вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох - через узкое отверстие губ длительностью десять-двенадцать единиц. Последовательность упражнения: вдох - одна остановка - вдох - одна остановка - вдох - одна остановка - выдох десять-двенадцать единиц.

Упражнение 11

Выдох идет при счете вслух до восьми. В упражнении нужно следить за тем, чтобы заданное количество счета шло, как одна фраза, без пауз между словами. Считать ровно, без крика, с хорошей дикцией. Впоследствии счет следует довести до пятнадцати-двадцати-двадцати пяти. При счете стараться подольше сохранять состояние дыхательных мышц живота и грудной клетки в положении вдоха, но не задерживать сам выдох.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Помощь логопеду в работе с родителями"

Рекомендации учителя-логопеда для родителей. Быстро и удобно!...

Анкета для родителей(в помощь логопеду)

В начале уч.года , на первом родительском собрании целесообразно проводить такое анкетирование. Помогает раскрыть сведения по ознакомлению с семьей, даже те, которые родители стесняются порой озвучить...

Анкета для родителей(в помощь логопеду)

В начале уч.года , на первом родительском собрании целесообразно проводить такое анкетирование. Помогает раскрыть сведения по ознакомлению с семьей, даже те, которые родители стесняются порой озвучить...

Помощь логопеду в обогащении словарного запаса через тему "Насекомые".

Цели:обогащение словаря по теме «Насекомые»развитие познавательных способностей детейформирование представлений о нравственно- этических нормах поведениявоспитание экологической культурыПрограммное со...

Система помощи логопеда родителям (из опыта работы)

Родителям, помощь логопеда, опыт работы...

Развитие звуковой культуры речи. Практический материал в помощь логопедам и родителям.

В материалах представлена подборка заданий по звуковой культуре речи для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал предлагается использовать родителям  для закрепления знаний детей....

Когда ребенку необходима помощь логопеда

Часто перед родителями встает проблема недоразвития речи ребенка. В  связи с этим, возникает множество вопросов. Предоставляем ответы на самые актуальные из них....