Комплексы пальчиковой гимнастики по лексическим темам
консультация по логопедии (старшая группа)
Пособие для развития мелкой моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие мелкой моторики | 665.37 КБ |
Су - джок терапия | 27.29 КБ |
Технологии развития фонематического слуха | 28.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пять маленьких братцев | |
Пять пальцев на руке своей Первый палец – боковой – братец младший – любимец, | Поочерёдно разгибают сжатые в кулак пальцы в соответствии с текстом. |
Овощи | |
У девочки Зиночки овощи в корзиночке; | Дети делают ладошки «корзиночкой» |
Вот пузатый кабачок положила на бочок, Перец и морковку уложила ловко, Помидор и огурец. | Сгибают пальчики, начиная с большого. |
Наша Зина – молодец! | Показывают большой палец. |
Фруктовая ладошка | |
Этот пальчик - апельсин, Он, конечно, не один, | Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. |
Фрукт для вас и для нас. | Показывают ладошками вокруг и на себя. |
Ягоды | |
Ягоды – это крыжовник, Клюква, черника, брусника, | Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая пальцы на другой руке. |
Запомнил ягоды я, наконец. Что это значит? | Поднимают плечи, удивляются. |
Я – молодец! | Большой палец вытягивают вперёд. |
Грибы | |
Я корзину в лес беру, | Указывают на себя, делают ладошки «корзинкой» |
Там грибы я соберу. | Разводят ладошки в стороны и снова соединяют. |
Удивляется мой друг: | Поднимают плечи вверх. |
«Сколько здесь грибов вокруг!» | Разводят руки в стороны. |
Подосиновик, маслёнок, подберёзовик, Опёнок, Боровик, лисичка, груздь – | Поочерёдно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки. |
А мухомор не понесу, Пусть останется в лесу! | Большой палец левой руки оставляют, грозят им. |
Хлеб | |
Муку в тесто замесили, | Сжимают и разжимают кулачки. |
А из теста мы слепили: | Прихлопывают ладошками, «лепят». |
Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, | Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца. |
Всё мы испечём в печи. | Обе ладошки разворачивают вверх |
Очень вкусно! | Гладят живот. |
Осень | |
Солнышко греет уже еле-еле; Перелётные птицы на юг улетели; Голы деревья, пустынны поля, | Поочерёдно соединяют, начиная с больших пальцы обеих рук (на каждую примету). |
Река покрывается льдом в ноябре – | Руки сжимают в замок. |
Поздняя осень стоит на дворе. | Разводят руками перед собой. |
Перелётные птицы | |
Тили-тили, тили-тили – С юга птицы прилетели! | Скрещивают большие пальцы, машут ладошками. |
Прилетел к нам скворушка – Серенькое пёрышко. Жаворонок, соловей | Поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки. |
Все вернулись, прилетели, | Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками. |
Песни звонкие запели! | Указательным и большим пальцами делают клюв - «птицы поют» |
Домашние птицы | |
Есть у курицы цыплёнок, У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, | Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца. |
У каждой мамы малыши Все красивы, хороши! | Показывают пальчики, играя ими. |
Дикие животные | |
Это зайчонок, это бельчонок, Это лисёнок, это волчонок, | Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. |
А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. | Вращают большим пальцем. |
Домашние животные | |
Довольна корова своими телятами, Овечка довольна своими ягнятами, | Показывают поочерёдно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших |
А я довольна своими ребятами! | Показывают на себя и разводят ладони в стороны. |
Животные жарких стран | |
За мамой слонихой шагает слонёнок, За крокодилихой – крокодилёнок, За львицей шагает маленький львёнок, | Поочерёдно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с большого пальца. |
За кем же торопится каждый ребёнок? | Показывают обе ладошки и указывают на себя. |
Новогодние игрушки | |
Праздник приближается, Ёлка наряжается | Поднимают руки вверх «к макушке ёлки» и, опускают вниз, разводят в стороны. |
Мы развешали игрушки: | Указывают ладонями на себя и разводят их в стороны. |
Бусы, шарики, хлопушки. | Показывают ладонями бусы на груди, очерчивают ладонями форму шара перед собой, хлопают в ладоши. |
А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят. | Крутят ладошками в воздухе – «фонарики». |
Зимние забавы | |
Что зимой мы любим делать? | Разводят ладони в стороны, указывают на себя. |
В снежки играть, на лыжах бегать, | Сжимая и разжимая ладошки, имитируют бросание снежков вперёд; сжимают кулачки обеих рук, как будто взяли лыжные палки в руки и имитируют езду на лыжах. |
На коньках по льду кататься, | Ладонями с плотно прижатыми пальцами выполняют поочередные движения вперёд-назад, то правой, то левой рукой. |
Вниз с горы на санках мчаться. | Волнообразные движения ладонями вверх-вниз перед собой. |
Подводный мир | |
Посмотри скорей вокруг! | Делают ладошку у лба «козырьком». |
Что ты видишь, милый друг? | Приставляют пальцы колечками у глаз. |
Здесь прозрачная вода. | Разводят ладони в стороны. |
Плывёт морской конёк сюда. | Волнообразные движения ладонями вперёд. |
Вот медуза, вот кальмар. | Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки. |
А вот это – рыба шар. | Соединить пальцы обеих рук в форме шара. |
А вот, расправив восемь ног, Гостей встречает осьминог | Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук. |
Лягушки | |
Две весёлые лягушки | Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз. |
Ни минуты не сидят. | Резко распрямляют пальцы (руки как бы подпрыгивают над столом). |
Ловко прыгают подружки. | Кладут ладони на стол. |
Только брызги вверх летят. | Затем тут же резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол. |
Кто спит зимой? | |
Медведь в берлоге крепко спит, Всю зиму до весны сопит. | Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. |
Только заиньке не спится – Убегает от лисицы. | Показывают большой палец, вращая им. |
Мелькает он среди кустов, Напетлял и был таков! | Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки и наоборот. |
Наша армия | |
Аты - баты, аты - баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, | Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. |
Наши мамы | |
Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети! | Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи. |
Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, | Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке. |
Мамы разные нужны, | Сжимают обе ладошки в «замочек» |
Мамы разные важны! | Разводят руки, поднимают ладошками вверх. |
Транспорт | |
Раз, два, три четыре, пять – Буду транспорт я считать. | Сжимают и разжимают пальчики. |
Автобус, лодка и мопед, Мотоцикл, велосипед, Автомобиль и самолёт, Корабль, поезд, вертолёт. | Поочерёдно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки. |
Мебель | |
Мебель я начну считать: | Показывают ладошки обеих рук. |
Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. | Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки. |
Много мебели назвали, | Разжимают кулачки и показывают ладошки. |
Десять пальчиков зажали! | Сжимают кулачки и поднимают их вверх. |
Посуда | |
Девочка Иринка порядок наводила. Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице, Масло должно быть в маслёнке, А соль? Ну, конечно, в солонке! | Поочерёдно соединяют большой палец с остальными. |
Круглый год | |
Круглый год, круглый год! | Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем. |
За зимой весна идёт, А за весною следом Торопится к нам лето. И у кого не спросим – Идёт за летом осень. И за осенью сама | Поочерёдно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). |
Вновь идёт, спешит зима. | Повторяют другой рукой. |
Насекомые | |
Дружно пальчики считаем – Насекомых называем. | Сжимают и разжимают пальцы. |
Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зелёным брюхом. | Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого. |
Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! | Вращают мизинцем. |
Прячьтесь! | Прячут руки за спину. |
Пальчиковая гимнастика за пять минут
Тучка Тучка солнце повстречала, Поочерёдное сжимание в кулак («тучка») и разжимание (пальчики растопырены – «солнышко») ладоней обеих рук. Погостить его позвала. «Приглашающий» жест правой рукой. Показать ладошку левой руки (пальчики растопырены «солнышко») «Нет!» - ей солнышко в ответ. Погрозить указательным пальцем правой руки. Тучка закрывает свет. Соединить кулачок правой руки («тучка») с ладошкой левой руки (пальчики растопырены – «солнышко»). | |
Кораблик Плывёт кораблик по волнам. Волнообразные движения кистями обеих рук вперёд от себя. Дельфины слева, справа там. Волнообразные движения левой кистью, затем правой кистью перед собой. Волна кораблик догоняет Лёгкие движения кистями от себя. И ветер с парусом играет. Помахать обеими руками влево-вправо над головой. | |
Ёжик По тропинке, по дорожке «Рисуем» соединёнными ладонями обеих рук на столе тропинку. Разъединяем ладони - рисуем дорожку. Топают к нам чьи-то ножки. «Пошлёпать» ладошками по столу. Это ёж – колючий бок, Движения вправо-влево соединёнными ладонями (пальчики растопырить). По грибам большой знаток! Указательным и большим пальцами правой руки «нанизываем грибочки» на пальчики левой руки. | |
Паучки Паучки ползут по стенке. «Перебирающие» движения пальчиками обеих рук снизу-вверх перед собой. Вот так сгибаются коленки. Быстро слегка сжимать пальчики обеих рук. Паутину наплетут, Круговые «наматывающие» движения кулачками обеих рук. В неё мухи попадут. Попеременные соединительные движения обеими руками: кулак («муха») – ладонь (пальчики растопырить «паутина»). | |
Рыбки Рыбки в салочки играют. Поочерёдные «волнообразные» движения правой и левой рукой перед собой. Осьминог плывёт, пылит. Колебательные движения кистями перед собой (пальчики растопырены). | |
Капли Тучка по небу летала, Движения руками над головой влево-вправо. Ну и капли потеряла. «Волнообразные» движения ладонями сверху-вниз. Значит, дождь пойдёт - мы знаем. «Побарабанить» пальчиками по столу. Все под зонтиком гуляем. Ладони соединить над головой («зонтик»). Повороты головой влево-вправо. | |
Уточки Утки в озере ныряют, «Волнообразные» движения кистями обеих рук вперёд от себя. Ряску клювом подбирают. Быстро сжимать «в щепотку» пальчики на обеих руках. А потом на бережок, Положить ладони на стол. Друг за другом шлёп, да шлёп. «Пошлёпать» ладонями обеих рук по столу. |
Предварительный просмотр:
Формы работы с Су - джок шарами:
1. Массаж шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю, взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
А теперь последний трюк: мяч летает между рук.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение/
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Автоматизация звуков.
а) /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
б) Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек, не бежит ни от кого.
С головы до ножек весь в иголках ежик. Как же взять его?
4. Совершенствование лексико-грамматических категорий
а) Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
б) Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».
5. Упражнения для развития памяти и внимания
Дети выполняют инструкцию:
- надень колечко на мизинец правой руки,
- возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.;
- ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
6. Выполнение гимнастики
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
1 - руки развести в стороны;
2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
3 - руки развести в стороны; 4 - опустить руки.
7. Звуковой анализ слов
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
8. Совершенствование навыков употребления предлогов.
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки. Затем наоборот - ребенок должен описать действие взрослого: достать шарик из коробки; спрятать под коробку и т. д.
9. Слоговой анализ слов
Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
Самомассаж рук
Самомассаж кистей рук оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей, активизирует биологически активные точки. Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти. Помимо этого самомассаж рук – важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их. Самомассаж рук можно проводить не только с использованием специальных мячей, но и с помощью прищепок, шишек, орехов, палочек, карандашей. Чем точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, а, следовательно, и мышление.
Начинать и заканчивать массаж необходимо с легкого поглаживания рук ребенка.
1. Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю;
2. Разминаем каждый палец от ногтя к запястью, также прорабатываем каждый сустав:
Мышь полезла в первый раз (второй, третий…),
Посмотреть который час
Вдруг часы пробили «Бом!» Мышь слетела кувырком…
(движение от запястья к ногтю); И так прорабатываем каждый палец.
3. Пощипывание боковых краев кистей рук;
4. Разминаем подушечки пальцев (надавливание):
Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал,
Ну, а этот только ел - оттого и потолстел.
5. Разминаем бугор под большим пальцем;
6. Разминаем бугор под четырьмя пальцами на ладони;
7.Ребром руки разминаем ладошку в различных направлениях;
8. Разминаем ладонь кулаком:
Моя черепашка в коробке живет,
Купается в ванне, по полу ползет.
Ее на ладошке я буду носить, Она не захочет меня укусить.
9. Разминаем запястье руки круговыми движениями, захватив его большим и указательными пальцами другой руки («кольцо»);
10. Загибаем пальцы внутрь, и затем разгибаем наружу, потряхиваем ими:
Бом, бом, бом, бом, по гвоздям бьем молотком.
Гвозди не вбиваются, только загибаются. (Загибаем пальцы)
Значит, клещи надо взять, будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул, все я гвозди разогнул.
(Потряхиваем, разгибаем и потягиваем пальцы)
11. Разминаем руку от запястья до локтя;
12. Сцепить пальцы «Домиком» и потереть ими друг об друга:
Сцепим пальцы мы в замок, чтоб чужой войти не мог.
Пустим только белочку, ёжика и зайчика,
Пустим только девочку, пустим только мальчика.
Самомассаж «ёжиками».
1. Самомассаж рук начинаем с общих круговых, разогревающих движений мяча в ладонях, до появления “теплоты” в мышцах. Затем растираем мячом ладони движениями вверх-вниз, сжимаем и разжимаем мяч. После этого, медленно с нажимом катаем мяч вверх-вниз по руке, начиная от кончиков пальцев и заканчивая локтевым сгибом. Движения сначала проводим на внешней стороне руки, затем на внутренней. Добиваемся ощущения тепла. Самомассаж рук заканчиваем пальчиковой гимнастикой с использованием разнообразных потешек и скороговорок.
2. Расставить руки на столе на расстоянии примерно 25-30 см и покатать мяч по столу из руки в руку. Каждой рукой покатать мяч по столу вперед и назад, прокатывая от кончика среднего пальца до основания ладони, довольно плотно прижимая. Покатать по столу открытой жесткой ладонью, каждой рукой поочередно. Покатать круговыми движениями между открытыми ладонями. Покатать между ладонями вперед-назад. Взять мяч круглой кистью и, не поднимая пальцы и не отпуская мяч, покатать круговыми движениями по столу, каждой рукой поочередно. Сжать между ладонями мячик, найдя по колючке для каждого пальчика. Сжимать и отпускать несколько раз подряд. Подбросить мячик вверх и поймать его.
Пальчиковая гимнастика
«Ёжик» (су-джок).
Катиться колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.
По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит
(круговые движения шариком между ладонями).
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда, мне щекотно да, да, да
(движения по пальцам).
Уходи, колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).
«Орешки для белочки».
В руки я орех возьму и немного покручу.
Так, так и вот так. Я орешек покручу.
Между пальцев положу и вот так его держу.
Так, так, и вот так между пальцев положу.
Я в ладошку положу, крепко я его сожму.
Не разбил орешек сам, белке я его отдам.
«Черепаха» (у детей в руках Су Джок).
Шла большая черепаха и кусала всех от страха,
(дети катают Су Джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(шарик между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку). Никого я не боюсь (дети катают Су Джок между ладоней).
Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
«Ёжик».
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож.
(дети катают Су Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
Очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
Нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
На ежа похожи (дети катают Су Джок между ладонями).
Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
«Мальчик-пальчик».
- Мальчик-пальчик, где ты был?
(надеваем кольцо Су Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
- С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо Су Джок на средний палец)
- С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)
- С этим братцем песни пел
(надеваем кольцо Су Джок на мизинец).
Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
«Карандаш».
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик, быть послушным научу.
С колючим мячом.
По тропинке, по дорожке топают к нам чьи-то ножки.
(Правой рукой слегка ударять мячиком по столу с продвижением вперёд).
Это ёжик, посмотри, к нам пробрался из глуши.
(Катаем мячик в ладошках, пальцы широко растопырить).
По столу всласть находился
(Левой рукой катаем по столу мяч круговыми движениями).
И в ручей потом свалился.
(Перекидываем из руки в руку).
Уколоть он нас решил, только понял – нету сил.
(Катаем по тыльной стороне левой, правой кисти).
Он пофыркал, с пальцев слез
(Подержать в левой ладошке и переложить в правую ладонь).
И ушёл обратно в лес.
(Правой рукой слегка ударять мячиком по столу с продвижением вперёд).
Кистевой эспандер.
Кисти рук я развиваю, эспандер в руках сжимаю.
Раз, два – правой жму, три, четыре – левой жму.
Поработал так немножко, всё – горячая ладошка.
(Одновременное сжимание кистевых эспандеров в правой и левой кистях рук).
Колючий еж
Гладь мои ладошки, еж! Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить! Я хочу с тобой поладить!
(Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных "колючек").
Игра с Ежиком
Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)
И потрем его слегка,
(в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему).
Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока (катаем между ладошек).
«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках),
Не достанет его кошка (прижимаем ладошки к себе).
Веселый счет
«Ежик» в руки нужно взять (берем массажный мячик),
Чтоб иголки посчитать (катаем между ладошек).
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять (перекладываем мячик в другую руку).
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики).
Мячик-Ежик
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем (меняем ручку и тоже катаем мячик).
Этот шарик не простой
Этот шарик не простой, весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладём, им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем, свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу, перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 – всем пора нам отдыхать!
(Движения соответствуют тексту)
Испечем мы каравай
Месим, месим тесто, (Сжимаем мяч, мяч в правой руке)
Есть в печи место (перекидываем в левую руку и сжимаем)
Испечем мы каравай (несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками)
Перекидывай, валяй!
( катаем мяч между ладошками)
Предварительный просмотр:
Технологии развития фонематического слуха
Развитию фонематического слуха уделяется большое внимание. В исследованиях Г.А. Каше, Е.В. Колесниковой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, О.А. Степановой, Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. выделяются основные задачи, стоящие при развитии фонематического слуха.
На фонетическом уровне:
1)восприятие устной речи на сенсомоторном уровне, т. е. развитие распознавания звуков речи;
2)развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового образа звука);
3)формирование слухового контроля за качеством собственного произношения;
4)создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических функций.
На фонологическом уровне:
1)развитие дифференциации фонем;
2)развитие фонематического анализа и синтеза.
Таким образом, можно выделить следующие этапы работы по развитию фонематического слуха у детей:
1.Развитие распознавания неречевых звуков.
2.Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.
3.Формирование фонематического восприятия.
На первом этапе можно рекомендовать упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит (громко — тихо, долго — кратко, высоко — низко). Далее ребенку предлагаются задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д. (сколько?) и воспроизведение неречевых звуков (хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д.) с разной силой, темпом, ритмом.
Можно предложить следующие упражнения.
«Где позвонили?» Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Ребенку завязывают глаза. Взрослый, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах комнаты. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами: звонит теперь ваш малыш, а вы угадываете направление звука.
«Кто это?» Взрослый держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок наугад вытягивает одну картинку так, чтобы дети не видели, какую именно он вытянул.
Затем следует подражание крикам животного и его движениям. Дети, следящие за игрой, угадывают, кого вытянул ведущий. Затем образец сличается с оригиналом — картинкой.
«Солнце или дождик?» Взрослый берет бубен или тамбурин: «Хорошо гулять в саду, если светит солнце. Вы гуляйте, а я буду весело звенеть в бубен. Услышав стук, скорее идите в дом. Итак, раз-два, раз-два, начинается игра!»
«Жмурки с голосом». Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он.
«Петух, наседка и цыплята». Папа — петух, мама — наседка, ребенок — цыпленок. Мама стучит палочкой о стол. Сколько раз она стукнет, столько раз и должен пропищать цыпленок. Три постукивания — пи-пи-пи. Столько же раз кукарекает папа. Как в театре, правда?
«Продавец и покупатель». Для этой игры потребуются коробочки из-под киндер-сюрприза. Вначале две, затем больше. Содержимое — различные крупы. Можно взять горох, он перекатывается в коробке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой из коробочек он находится. Коробочки не открываются, а просто встряхиваются.
«Узнай по звуку». Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.
«Найди игрушку». Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!
«Тихо — громко». Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно звучанию ребенок выполняет разные движения. Например, под тихий звук идет на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бежит. А теперь самое время поменяться ролями, верно?
«Кто что слышит?» Взрослый за ширмой стучит молоточком, зенит в звонок, трещит трещоткой, играет на дудочке. А ребенок угадывает, каким предметом произведен звук.
На втором этапе вводятся речевые звуки. Можно предложить следующие упражнения: различение и отхлопывание ритмического рисунка слова;
• отхлопывание ритмического рисунка чистоговорки, скороговорки, стихотворения, отметить ударный слог движением руки;
• узнавание по беззвучной артикуляции гласных звуков. Работу начинаем с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяем на основе звукоподражаний с использованием картинок, моделей артикуляции звуков. Например: девочка плачет: (а-о-о); волк воет (у-у-у); болит зуб (о-о-о). Обращаем внимание на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой, растянуты в улыбку и т. д.). Сначала гласный звук в словах произносим с интонированием, затем с естественной артикуляцией и интонацией;
• «Улавливай шепот». Игра заключается в том, что взрослый подает команды детям шепотом, четким и внятным, но уловимым только в том случае, если каждый вслушивается;
• «Лягушка». Дети стоят в кругу. Водящий с завязанными глазами говорит, а дети в это время начинают движение по кругу:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара, закричала...
Тот, на кого указал водящий, говорит: «Ква-ква-ква».
Ведущий угадывает, кто же так артистично квакал;
• дифференциация слогов, слов, отличающихся одним звуком (выделить лишний слог, показать нужную картинку: сок-сор; кол-гол и т. д., выделить слог (используя слоги различные по структуре СГ, ГС, СГС. ССГ, ГСС, СГСС), слово с заданным звуком отхлопыванием или повторением, например, игры «Поймай звук», «Запомни и назови!» и т. д. );
• определение наличия звука в звуковом, слоговом ряду;
• определение места звука в ряду (в начале, в середине, в конце);
• определение последовательности звуков в ряду;
• воспроизведение артикуляции и самих звуков, произнесенных логопедом с использованием экрана, на слух с закрытыми глазами;
• «Кто больше». Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук [р] (звук [с] и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения;
• определение количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру (1, 2, 3, 4). Слова предлагаются различной слоговой структуры;
• «Рассели картинки по домикам». На доске — домики одно-, двух-, трех-, четырехэтажные. Дети по количеству слогов расселяют картинки в домики;
• «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором — из двух, в третьем — из трех слогов;
• «Красный — белый». Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук ([л], [ш], например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет — белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре;
• «Разложи картинки в два ряда» (картинки разной слоговой структуры);
• выделить первый слог из названий картинок, записать его, объединить слоги в слово или предложение и прочитать;
• составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, ро, па; ка, мар;
• повторить слово или предложение, произнесенное по слогам: маль-чи-ки иг-ра-ют в фут-бол;
• «Поймай рыбку». Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть [ж], [д], [к] и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове «самокат» [с] слышится в начале слова, в слове «весы» — в середине, а в слове «лес» — в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!
• выделить из предложений слова, состоящие из двух или трех слогов;
• по сюжетной картинке назвать слова из одного, двух, трех слогов;
• придумать слова с двумя или тремя слогами;
• «Кто внимательнее». Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук [з]. Не за-будьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно; придумать слово с определенным слогом в начале слова, например со слогом са;
• придумать слово с определенным слогом в конце сло¬ва, например со слогом на;
• определить количество слогов в названиях картинок;
• поднять цифру (1, 2, 3) в соответствии с количеством слогов в названии картинки;
• по сюжетной картинке назвать слово из одного, двух или трех слогов;
• составить слоги из букв разрезной азбуки: са, та, ка, на и т. д.;
• изменить порядок звуков в слоге. Назвать полученный слог. Взрослый читает слог. Дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности. Например: ку-ук, на-ан и т. д.;
• составить из букв разрезной азбуки пары слогов, состоящих из одинаковых звуков: мо-ом, ша-аш и т. д.;
• «Отстукивание слогов». Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА-ШИ-НА, БА-РА- БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним;
• «Цепочки слов». Эта игра — аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист — тарелка — арбуз. Вспомнили?
• «Звенит-жужжит». Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками [з] и [ж]. Затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть [з], ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует [ж]: «Жужжит»;
• записать только слоги, начинающиеся с гласного звука; оканчивающиеся гласным звуком.
Так как фонематическое восприятие — это умственное действие по дифференциации фонем и установлению звукового состава слова, то на третьем этапе вводятся упражнения на формирование звукового анализа и синтеза, и можно рекомендовать следующие упражнения:
• анализ прямых и обратных слогов (например, ам, ом и т. д.);
• узнавание звука на фоне слова в начале (в позиции под ударением, в безударной позиции), середине и конце слова. Определение ударного гласного звука в начале слова проводится в трех вариантах: на слух, после произнесения слова ребенком, на основе слухопроизносительных представлений (например, по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку);
• «Подбери слова». Ребенок подбирает слова, которые начинаются на гласный [а], [о], [у];
• «Подбери к картинке букву». Ребенок подбирает к картинке букву, которая соответствует первому звуку слова (предлагаемые картинки: облако, уши, ива);
• Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками, называется слово. Ребенок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, картинка с изображением астры закрывается буквой А;
• подбор названий животных, птиц, насекомых, посуды, овощей, фруктов, цветов, деревьев и т. д., которые начинаются на заданный звук;
• выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука;
• по сюжетной картинке назови слова, которые начи¬наются с данного звука;
• упражнение «Скажи наоборот». Например: кость — гость, сайка — зайка, цвет — свет;
• лото «Необычные цветы». На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображениями различных предметов. Из предложенных лепестков дети выбирают только те предметные изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их к контуру цветка;
• отгадывание загадок и называние первых звуков в словах;
• определение последнего согласного в слове. Слова предъявляются в последовательности: односложные слова без стечения согласных, которые состоят из обратного, закрытого слогов (ум, дом, кот, сок, рак);
• составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: дом, мак, сом, крот, стол, стул, волк, врач, крыша, канава, капуста;
• восполнить пропуски букв в словах (количество пропущенных букв варьируется в зависимости от уровня подготовки ребенка — са..лет, с...це, соба..;
• подобрать слова, где заданный звук был бы на 1, 2, 3-м месте (кот, окно, мак);
• добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова (па — пар, пары, парад, паруса; ко — кот, козы, кошка, корова);
• подобрать слова на каждый звук, составляющий исходные слова. Слова записываем на доске:
с а к
сад астра кол
сок абрикос крот
сор артист краска
сыр аист каска
• преобразовать слова путем наращения звуков и букв, перестановки звуков: в начале слова: рот — крот, мех — смех, Оля — Коля, дочка —- удочка и т. д.; в кон¬це слова: шар — шарф, бок — бокс, стол — столб, лис — лист, лиф — лифт; цепочка слов: жи — ежи — ужи — лужи — ложи — ножи — моржи; перестанов¬ка звуков: кочка — дочка, кот — кто, роза — коза, почка — точка, дар — рад, сон — кон;
• образовать из звуков данного слова возможно боль¬шее количество новых слов (машинка — Миша, мак, манка, Маша, каша, шина, шик);
• образовать цепочки слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего;
• составить графическую схему предложения и слова;
• вписать буквы в кружки (5 кружков). Дети вписывают в данные кружки третью букву следующих слов: рак, санки, спинка, нога, трава. Дети называют получившееся слово (книга);
• разгадать ребусы;
• разложить предметные картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии: дом, забор, марка, палка, сыр, море, мак, стол, парк, полка, дрова;
• отделение слов от псевдослов. Дается ряд карточек: на одних написаны слова (например, пар, бык, блин, стол...), на других псевдослова, т. е. бессмысленные буквосочетания (например, бен, пак, пун, плям...). Нужно карточки со словами сложить в одну группу, а с псевдословами — в другую. Это упражнение помогает сочетать побуквенный анализ слова с его смысловой оценкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы утренних гимнастик по лексическим темам для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Примерные комплексы утренних гимнастик разработаны на основе лексических тем. Они включат в себя речедвигательные упражнения, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики рук. данные...
Комплекс утренней гимнастики по лексическим темам.
"Грибы", "Профессии", "Осень", "Птицы", "Овощи", "Домашние животные", "Дикие животные", "Зима", "Весна", "Деревья кустарники", "Игрушки".......
Комплексы пальчиковой гимнастики по лексическим темам
Комплексы пальчиковой гимнастики по лексическим темам во второй младшей группе....
Методическая разработка комплексов утренней гимнастики по лексическим темам для младшей группы.
Разработка содержит игровые упражнения по лексическим темам, которые расчитаты для детей младшей группы.В помощь инструкторам по физической культуре и воспитателям младшей группы, для проведения утрен...
Методическая разработка комплексов утренней гимнастики по лексическим темам для старшей группы.
В помощь иинструкторам по физической культуре и воспитателям при проведении утренней гимнастике для детей старшей группы....
Комплекс утренней гимнастики по лексическим темам
21 комлекс утренней гимнастики по лексическим темам...