Проект мастер-класса на тему: "Приемы развития силы воздушной струи и речевого выдоха при коррекции ротацизма"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Цель мастер-класса:
- Повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер-класса в процессе активного обмена опытом и педагогического общения по проблеме коррекции ротацизма с помощью развития силы воздушной струи и речевого выдоха.
Актуальность проблемы:
- Эффективность коррекции ротацизма (самого популярного запроса в обращениях родителей детей с нарушениями звукопроизношения) наряду с усилиями по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата во многом зависит от правильно выстроенной работы по развитию сильной воздушной струи и речевого выдоха.
Содержание (описание) мастер-класса:
Вашему вниманию предлагаются следующие варианты работы по развитию воздушной струи и речевого выдоха в процессе коррекции ротацизма:
- Усиление речевым выдохом классических упражнений артикуляционной гимнастики;
- Игры, направленные на развитие воздушной струи;
- Варианты дыхательных гимнастик.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ НШ-ДС №76 г. Тюмени
Учитель-логопед
Салеева Ирина Владимировна
Проект мастер-класса на тему:
«Приемы развития силы воздушной струи и речевого выдоха
при коррекции ротацизма»
1. Цель мастер класса:
- Повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер-класса в процессе активного обмена опытом и педагогического общения по проблеме коррекции ротацизма с помощью развития силы воздушной струи и речевого выдоха.
2. Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с эффективными способами развития силы воздушной струи и речевого выдоха;
- Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, создавая положительный эмоциональный настрой в процессе проведения мастер-класса;
- Вызвать желание у участников использовать в своей работе новые способы и приемы работы с воздушной струей и речевым выдохом;
- Пробудить у педагогов интерес к получению нового профессионального опыта из необычных источников: ютуб-каналов, инстаграм-аккаунтов и пр. известных специалистов и популяризаторов логопедической науки.
3. Актуальность проблемы:
- Эффективность коррекции ротацизма (самого популярного запроса в обращениях родителей детей с нарушениями звукопроизношения) наряду с усилиями по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата во многом зависит от правильно выстроенной работы по развитию сильной воздушной струи и речевого выдоха.
4. Содержание (описание) мастер-класса:
Вашему вниманию предлагаются следующие варианты работы по развитию воздушной струи и речевого выдоха в процессе коррекции ротацизма:
- Усиление речевым выдохом классических упражнений артикуляционной гимнастики;
- Игры, направленные на развитие воздушной струи;
- Варианты дыхательных гимнастик.
Далее подробно опишем эти упражнения:
Динамические артикуляционные упражнения:
- «Болтовня индюков»: основой для этого упражнения является «Индюк болбочет». Педагог и ребенок носом набирают побольше воздуха и эмоционально «разговаривают» как индюки, быстро и часто дотрагиваясь широким кончиком языка до верхней губы. Приветствуется изображение эмоций – быть радостным, воодушевленным, удивленным или сердитым индюком. Побеждает тот, чьего дыхания хватает болтать дольше.
- «Остановим лошадку»: к классическому упражнению «Лошадка цокает» присоединяется движение руками, как будто натягиваем поводья и длинный сильный выдох на губы - «тпррру»;
- «Сирена»: к чередованию артикуляционных позиций упражнений «Заборчик» и «Трубочка» добавляем голос - просим ребенка изобразить сирену пожарной машины, на заборчик произносим сильное «Ииии», на «трубочку» - «Ууу», соединяем, получается «ииии-ууууу, иии-уууу», можно усложнить: «Покажи приближающуюся или удаляющуюся сирену».
Игры, направленные на развитие воздушной струи:
- «Сдвинь бумажную розетку». В качестве оборудования используются гофрированные бумажные пергаментные розетки из-под конфет или кексов, а также горошины, камешки, скрепыши и т.п. Розетки выставляются в ряд на столе в 30 см от ребенка, ему предлагается сдвинуть розетки, резко выдыхая, сначала по одной, затем одновременно все. Следующим этапом, розетки утяжеляются горошинами или стеклянными камнями. Вариант дополнительного усложнения, требующий контроля силы выдоха - сдвинуть первую розетку на 10 см, вторую - на 20, третью – на 30 и т.п.
- «Сбрось карандаш без рук». «Спорим, что я сброшу карандаш с парты, не прикасаясь к нему руками!» - сбрасываем карандаш со стола с помощью прицельного мощного выдоха по центру карандаша, предлагаем сделать то же самое ребенку;
- «Воздушный футбол». Из двух карандашей делаются «футбольные ворота» по двум коротким сторонам парты, скомкав салфетку, делаем «мяч». Задача ребенка – «забить» как можно больше пенальти в ворота противника.
Дыхательная гимнастика
- Дыхательная гимнастика по О.П. Сахаровской.
Дыхательная гимнастика состоит из связок дыхательных упражнений на ряд гласных звуков: А, У, О, И, Э. При этом на каждый звук меняется первое из четырех действий, остальные остаются неизменными.
Звук «А»: 1. Руки вытянуты прямо перед собой, после глубокого вдоха носом, плавно разводим руки в стороны, пропевая: «Аааааа», до полного выдоха (артикуляционные позы гласных звуков должны быть уже отработаны). 2. Поднимаем правую руку вверх, после глубокого вдоха носом, плавно опускаем руку вниз, пропевая: «Аааааа» до полного выдоха. 3. Руку выносим вправо на уровне глаз, после глубокого вдоха носом несколько раз проводим рукой слева направо, одновременно снижаясь (получается волнистая линия в воздухе), пропевая «Аааа-Аааа, Аааа-Аааа» с максимальным повышением и понижением голоса в конечных точках движения руки (как сирена). 4. Выносим правую руку вверх, набираем воздух носом, выдыхаем серией коротких мощных выдохов, делая резкие короткие движения рукой вниз, как будто спускаясь по ступенькам: «А! А! А! А! А!».
Звук «У»: 1. Руки прижаты к груди, ладони смотрят вперед. после глубокого вдоха носом, плавно двигаем ладони вперед до полного разгибания локтей, пропевая: «Ууууууу» до полного выдоха. Движения 2. 3. 4. в серии одинаковы для всей гимнастики, меняются только звуки.
Также свои особые начальные движения имеют звуки «О», «И», «Э».
- Дыхательная гимнастика по А.С. Балакиревой.
1. Стоим прямо, вдох через нос, живот надувается. На длинный звук «Аааа», разводим руки в стороны, на прямой слог (с любым уже автоматизированным согласным звуком) резко сводим и опускаем вниз руки, одновременно наклоняясь под углом 90 градусов – «Сссаа», Создаем слоговую цепочку из наклонов: «А-са, а-со, а-су, а-се, а-си».
2. Руки, сцепленные замком, опущены перед собой, наклоняемся на 90 градусов, ладони смотрят в пол, начинаем с серии из четырех наклонов, на длинном выдохе проговаривая прямые слоги, два с мягким согласным, два – с твердым: «се-си-са-су», можно как произносить, так и пропевать. Далее пытаемся нарастить число слогов до 2, 3 и 4 серий (до 16 наклонов на одном выдохе).
5. Результативность
- Развитие силы воздушной струи и речевого выдоха с помощью активного применения вышеописанных упражнений в логопедической практике в ряде случаев приводит к постановке звука «р» по подражанию, в том числе в процессе работы над другими группами звуков;
- Динамические упражнения, направленные на развитие воздушной струи и речевого выдоха пользуются неизменным успехом у детей, позволяют поддерживать их внутреннюю мотивацию и интерес к занятиям.
6. Перечень используемых источников:
- В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко «Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей» Москва: Издательство Гном, 2017 – 56 с.;
- М.Е.Решетко «100 игр для запуска речи» Ростов н/Д: Феникс, 2020 – 127 с.;
- О.П.Сахаровская «Логопедический альбом: комплексные занятия для закрепления звука Р у детей дошкольного возраста» – Ростов н/Д: Феникс, 2019 – 62 с.;
- А.С.Балакирева «Логопедия. Ринолалия» Москва: В. Секачев, 2011 – 189 с.;
- Ютуб-каналы: «Современный логопед» О.П. Сахаровской, «Логопед для непосед» М.Е. Решетко;
- Инстаграм-аккаунты: @matruna (М.Е.Решетко), @logoped_osaxa77 (О.П.Сахаровская), @konovalenko_sv (С.В.Коноваленко), @unica.center (А.С.Балакирева).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер-класса в процессе активного обмена опытом и педагогического общения по проблеме коррекции ротацизма с помощью развития силы воздушной струи и речевого выдоха Цель мастер-класса:
Познакомить участников мастер-класса с эффективными способами развития силы воздушной струи и речевого выдоха; Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, создавая положительный эмоциональный настрой в процессе проведения мастер-класса; Вызвать желание у участников использовать в своей работе новые способы и приемы работы с воздушной струей и речевым выдохом; Пробудить у педагогов интерес к получению нового профессионального опыта из необычных источников: ютуб -каналов, инстаграм -аккаунтов и пр . известных специалистов и популяризаторов логопедической науки Задачи мастер-класса:
Эффективность коррекции ротацизма (самого популярного запроса в обращениях родителей детей с нарушениями звукопроизношения) наряду с усилиями по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата во многом зависит от правильно выстроенной работы по развитию сильной воздушной струи и речевого выдоха Актуальность проблемы:
Вашему вниманию предлагаются следующие варианты работы по развитию воздушной струи и речевого выдоха в процессе коррекции ротацизма: Усиление речевым выдохом классических упражнений артикуляционной гимнастики; Игры, направленные на развитие воздушной струи; Варианты дыхательных гимнастик Содержание мастер-класса
Болтовня индюков: вариант упражнения «Индюк болбочет » на длинном выдохе; Остановим лошадку: к упражнению «Лошадка цокает» присоединяется длинный выдох на губы - « тпррру »; Сирена: чередование упражнений « заборчик » и «трубочка», усиленное голосом с произнесением звуков «и-у» Динамические артикуляционные упражнения
Сдвинь бумажную розетку; Сбрось карандаш без рук; Воздушный футбол Игры, направленные на развитие воздушной струи:
Дыхательная гимнастика по О.П. Сахаровской; Дыхательная гимнастика по А.С. Балакиревой Дыхательная гимнастика
Развитие силы воздушной струи и речевого выдоха с помощью активного применения вышеописанных упражнений в логопедической практике в ряде случаев приводит к постановке звука «р» по подражанию, в том числе в процессе работы над другими группами звуков ; Динамические упражнения, направленные на развитие воздушной струи и речевого выдоха пользуются неизменным успехом у детей, позволяют поддерживать их внутреннюю мотивацию и интерес к занятиям Результативность:
В.В.Коноваленко , С.В. Коноваленко «Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей» Москва : Издательство Гном, 2017 – 56 с .; М.Е.Решетко «100 игр для запуска речи» Ростов н/Д: Феникс, 2020 – 127 с .; О.П.Сахаровская «Логопедический альбом: комплексные занятия для закрепления звука Р у детей дошкольного возраста» – Ростов н/Д: Феникс, 2019 – 62 с.; А.С.Балакирева «Логопедия. Ринолалия » Москва: В. Секачев, 2011 – 189 с.; Ютуб -каналы: «Со временный логопед» О.П. Сахаровской, «Логопед для непосед» М.Е. Решетко ; Инстаграм -аккаунты: @ matruna ( М.Е.Решетко ) , @logoped_osaxa77 ( О.П.Сахаровская ) , @ konovalenko_sv ( С.В.Коноваленко ) , @ unica.center ( А.С.Балакирева ) Перечень используемых технологий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический тренажер для развития силы воздушной струи.
Эту игру мно изготовить в домашних условиях для развития силы воздушной струи....
Пособие для развития воздушной струи и речевого дыхания
Пособие для развития речевого дыханияВ настоящее время очень много детей с различными нарушениями речи. Поэтому актуальны любые игры и занятия, направленные на помощь в её развитии. Заниматься эт...
Игра на развитие силы воздушной струи.
Дыхательная гимнастика.Одним из основных направлений в логопедии является коррекция звукопроизношения. Проходит она в четыре основных этапа:1. Артикуляционный массаж.2. Артикуляционная гимнастика и...
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях.
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях....
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях.
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях....
Упражнения для развития целенаправленной воздушной струи
Консультация для родителей...
Мастер-класс по изготовлению пособия для развития воздушной струи «Лыжник» 21.11.2023 г
Хочу предложить вашему вниманию мастер - класс по изготовлению пособия для развития воздушной струи " Лыжник"...