Проект мастер-класса на тему: "Приемы развития силы воздушной струи и речевого выдоха при коррекции ротацизма"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Салеева Ирина Владимировна

Цель мастер-класса:

  • Повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер-класса в процессе активного обмена опытом и педагогического общения по проблеме коррекции ротацизма с помощью развития силы воздушной струи и речевого выдоха.

Актуальность проблемы:

  • Эффективность коррекции ротацизма (самого популярного запроса в обращениях родителей детей с нарушениями звукопроизношения) наряду с усилиями по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата во многом зависит от правильно выстроенной работы по развитию сильной воздушной струи и речевого выдоха.

Содержание (описание) мастер-класса:

       Вашему вниманию предлагаются следующие варианты работы по развитию воздушной струи и речевого выдоха в процессе коррекции ротацизма:

  1. Усиление речевым выдохом классических упражнений артикуляционной гимнастики;
  2. Игры, направленные на развитие воздушной струи;
  3. Варианты дыхательных гимнастик.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ НШ-ДС №76 г. Тюмени

Учитель-логопед

Салеева Ирина Владимировна

Проект мастер-класса на тему:

«Приемы развития силы воздушной струи и речевого выдоха

при коррекции ротацизма»

1. Цель мастер класса:

  • Повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер-класса в процессе активного обмена опытом и педагогического общения по проблеме коррекции ротацизма с помощью развития силы воздушной струи и речевого выдоха.

2. Задачи:

  • Познакомить участников мастер-класса с эффективными способами развития силы воздушной струи и речевого выдоха;
  • Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, создавая положительный эмоциональный настрой в процессе проведения мастер-класса;
  • Вызвать желание у участников использовать в своей работе новые способы и приемы работы с воздушной струей и речевым выдохом;
  • Пробудить у педагогов интерес к получению нового профессионального опыта из необычных источников: ютуб-каналов, инстаграм-аккаунтов и пр. известных специалистов и популяризаторов логопедической науки.

3. Актуальность проблемы:

  • Эффективность коррекции ротацизма (самого популярного запроса в обращениях родителей детей с нарушениями звукопроизношения) наряду с усилиями по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата во многом зависит от правильно выстроенной работы по развитию сильной воздушной струи и речевого выдоха.

4. Содержание (описание) мастер-класса:

Вашему вниманию предлагаются следующие варианты работы по развитию воздушной струи и речевого выдоха в процессе коррекции ротацизма:

  1. Усиление речевым выдохом классических упражнений артикуляционной гимнастики;
  2. Игры, направленные на развитие воздушной струи;
  3. Варианты дыхательных гимнастик.

Далее подробно опишем эти упражнения:

Динамические артикуляционные упражнения:

  • «Болтовня индюков»: основой для этого упражнения является «Индюк болбочет». Педагог и ребенок носом набирают побольше воздуха и эмоционально «разговаривают» как индюки, быстро и часто дотрагиваясь широким кончиком языка до верхней губы. Приветствуется изображение эмоций – быть радостным, воодушевленным, удивленным или сердитым индюком. Побеждает тот, чьего дыхания хватает болтать дольше.
  • «Остановим лошадку»: к классическому упражнению «Лошадка цокает» присоединяется движение руками, как будто натягиваем поводья и длинный сильный выдох на губы - «тпррру»;
  • «Сирена»: к чередованию артикуляционных позиций упражнений «Заборчик» и «Трубочка» добавляем голос - просим ребенка изобразить сирену пожарной машины, на заборчик произносим сильное «Ииии», на «трубочку» - «Ууу», соединяем, получается «ииии-ууууу, иии-уууу», можно усложнить: «Покажи приближающуюся или удаляющуюся сирену».

Игры, направленные на развитие воздушной струи:

  • «Сдвинь бумажную розетку». В качестве оборудования используются гофрированные бумажные пергаментные розетки из-под конфет или кексов, а также горошины, камешки, скрепыши и т.п. Розетки выставляются в ряд на столе в 30 см от ребенка, ему предлагается сдвинуть розетки, резко выдыхая, сначала по одной, затем одновременно все. Следующим этапом, розетки утяжеляются горошинами или стеклянными камнями. Вариант дополнительного усложнения, требующий контроля силы выдоха - сдвинуть первую розетку на 10 см, вторую - на 20, третью – на 30 и т.п.
  • «Сбрось карандаш без рук». «Спорим, что я сброшу карандаш с парты, не прикасаясь к нему руками!» - сбрасываем карандаш со стола с помощью прицельного мощного выдоха по центру карандаша, предлагаем сделать то же самое ребенку;
  • «Воздушный футбол». Из двух карандашей делаются «футбольные ворота» по двум коротким сторонам парты, скомкав салфетку, делаем «мяч». Задача ребенка – «забить» как можно больше пенальти в ворота противника.

Дыхательная гимнастика

  • Дыхательная гимнастика по О.П. Сахаровской.

Дыхательная гимнастика состоит из связок дыхательных упражнений на ряд гласных звуков: А, У, О, И, Э. При этом на каждый звук меняется первое из четырех действий, остальные остаются неизменными.

Звук «А»: 1. Руки вытянуты прямо перед собой, после глубокого вдоха носом, плавно разводим руки в стороны, пропевая: «Аааааа», до полного выдоха (артикуляционные позы гласных звуков должны быть уже отработаны). 2. Поднимаем правую руку вверх, после глубокого вдоха носом, плавно опускаем руку вниз, пропевая: «Аааааа» до полного выдоха. 3. Руку выносим вправо на уровне глаз, после глубокого вдоха носом несколько раз проводим рукой слева направо, одновременно снижаясь (получается волнистая линия в воздухе), пропевая «Аааа-Аааа, Аааа-Аааа» с максимальным повышением и понижением голоса в конечных точках движения руки (как сирена). 4. Выносим правую руку вверх, набираем воздух носом, выдыхаем серией коротких мощных выдохов, делая резкие короткие движения рукой вниз, как будто спускаясь по ступенькам: «А! А! А! А! А!».

Звук «У»: 1. Руки прижаты к груди, ладони смотрят вперед. после глубокого вдоха носом, плавно двигаем ладони вперед до полного разгибания локтей, пропевая: «Ууууууу» до полного выдоха. Движения 2. 3. 4. в серии одинаковы для всей гимнастики, меняются только звуки.

Также свои особые начальные движения имеют звуки «О», «И», «Э».

  • Дыхательная гимнастика по А.С. Балакиревой.

1. Стоим прямо, вдох через нос, живот надувается. На длинный звук «Аааа», разводим руки в стороны, на прямой слог (с любым уже автоматизированным согласным звуком) резко сводим и опускаем вниз руки, одновременно наклоняясь под углом 90 градусов – «Сссаа», Создаем слоговую цепочку из наклонов: «А-са, а-со, а-су, а-се, а-си».

2. Руки, сцепленные замком, опущены перед собой, наклоняемся на 90 градусов, ладони смотрят в пол, начинаем с серии из четырех наклонов, на длинном выдохе проговаривая прямые слоги, два с мягким согласным, два – с твердым: «се-си-са-су», можно как произносить, так и пропевать. Далее пытаемся нарастить число слогов до 2, 3 и 4 серий (до 16 наклонов на одном выдохе).

5. Результативность

  • Развитие силы воздушной струи и речевого выдоха с помощью активного применения вышеописанных упражнений в логопедической практике в ряде случаев приводит к постановке звука «р» по подражанию, в том числе в процессе работы над другими группами звуков;
  • Динамические упражнения, направленные на развитие воздушной струи и речевого выдоха пользуются неизменным успехом у детей, позволяют поддерживать их внутреннюю мотивацию и интерес к занятиям.

6. Перечень используемых источников:

  • В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко «Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей» Москва: Издательство Гном, 2017 – 56 с.;
  • М.Е.Решетко «100 игр для запуска речи» Ростов н/Д: Феникс, 2020 – 127 с.;
  • О.П.Сахаровская «Логопедический альбом: комплексные занятия для закрепления звука Р у детей дошкольного возраста» – Ростов н/Д: Феникс, 2019 – 62 с.;
  • А.С.Балакирева «Логопедия. Ринолалия» Москва: В. Секачев, 2011 – 189 с.;
  • Ютуб-каналы: «Современный логопед» О.П. Сахаровской, «Логопед для непосед» М.Е. Решетко;
  • Инстаграм-аккаунты: @matruna (М.Е.Решетко), @logoped_osaxa77 (О.П.Сахаровская), @konovalenko_sv (С.В.Коноваленко), @unica.center (А.С.Балакирева).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Приемы развития силы воздушной струи и речевого выдоха при коррекции ротацизма» МБОУ Начальная школа – детский сад № 76 г. Тюмени Учитель-логопед: Салеева Ирина Владимировна

Слайд 2

Повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер-класса в процессе активного обмена опытом и педагогического общения по проблеме коррекции ротацизма с помощью развития силы воздушной струи и речевого выдоха Цель мастер-класса:

Слайд 3

Познакомить участников мастер-класса с эффективными способами развития силы воздушной струи и речевого выдоха; Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, создавая положительный эмоциональный настрой в процессе проведения мастер-класса; Вызвать желание у участников использовать в своей работе новые способы и приемы работы с воздушной струей и речевым выдохом; Пробудить у педагогов интерес к получению нового профессионального опыта из необычных источников: ютуб -каналов, инстаграм -аккаунтов и пр . известных специалистов и популяризаторов логопедической науки Задачи мастер-класса:

Слайд 4

Эффективность коррекции ротацизма (самого популярного запроса в обращениях родителей детей с нарушениями звукопроизношения) наряду с усилиями по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата во многом зависит от правильно выстроенной работы по развитию сильной воздушной струи и речевого выдоха Актуальность проблемы:

Слайд 5

Вашему вниманию предлагаются следующие варианты работы по развитию воздушной струи и речевого выдоха в процессе коррекции ротацизма: Усиление речевым выдохом классических упражнений артикуляционной гимнастики; Игры, направленные на развитие воздушной струи; Варианты дыхательных гимнастик Содержание мастер-класса

Слайд 6

Болтовня индюков: вариант упражнения «Индюк болбочет » на длинном выдохе; Остановим лошадку: к упражнению «Лошадка цокает» присоединяется длинный выдох на губы - « тпррру »; Сирена: чередование упражнений « заборчик » и «трубочка», усиленное голосом с произнесением звуков «и-у» Динамические артикуляционные упражнения

Слайд 7

Сдвинь бумажную розетку; Сбрось карандаш без рук; Воздушный футбол Игры, направленные на развитие воздушной струи:

Слайд 9

Дыхательная гимнастика по О.П. Сахаровской; Дыхательная гимнастика по А.С. Балакиревой Дыхательная гимнастика

Слайд 10

Развитие силы воздушной струи и речевого выдоха с помощью активного применения вышеописанных упражнений в логопедической практике в ряде случаев приводит к постановке звука «р» по подражанию, в том числе в процессе работы над другими группами звуков ; Динамические упражнения, направленные на развитие воздушной струи и речевого выдоха пользуются неизменным успехом у детей, позволяют поддерживать их внутреннюю мотивацию и интерес к занятиям Результативность:

Слайд 11

В.В.Коноваленко , С.В. Коноваленко «Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей» Москва : Издательство Гном, 2017 – 56 с .; М.Е.Решетко «100 игр для запуска речи» Ростов н/Д: Феникс, 2020 – 127 с .; О.П.Сахаровская «Логопедический альбом: комплексные занятия для закрепления звука Р у детей дошкольного возраста» – Ростов н/Д: Феникс, 2019 – 62 с.; А.С.Балакирева «Логопедия. Ринолалия » Москва: В. Секачев, 2011 – 189 с.; Ютуб -каналы: «Со временный логопед» О.П. Сахаровской, «Логопед для непосед» М.Е. Решетко ; Инстаграм -аккаунты: @ matruna ( М.Е.Решетко ) , @logoped_osaxa77 ( О.П.Сахаровская ) , @ konovalenko_sv ( С.В.Коноваленко ) , @ unica.center ( А.С.Балакирева ) Перечень используемых технологий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический тренажер для развития силы воздушной струи.

Эту игру мно изготовить в домашних условиях для развития силы воздушной струи....

Пособие для развития воздушной струи и речевого дыхания

Пособие для развития речевого дыханияВ настоящее время очень много детей с различными нарушениями речи. Поэтому актуальны любые игры и занятия, направленные на помощь в её развитии. Заниматься эт...

Игра на развитие силы воздушной струи.

Дыхательная гимнастика.Одним из основных направлений в логопедии является коррекция звукопроизношения. Проходит она в четыре основных этапа:1. Артикуляционный массаж.2. Артикуляционная гимнастика и...

Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях.

Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях....

Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях.

Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях....

Мастер-класс по изготовлению пособия для развития воздушной струи «Лыжник» 21.11.2023 г

Хочу предложить вашему вниманию мастер - класс по изготовлению пособия для развития воздушной струи " Лыжник"...