"Развитие познавательно-речевой сферы воспитанников дома ребенка"
консультация
Семинар - практикум для воспитателей
Оказание помощи воспитателям в выборе форм и методов развития познавательно-речевой сферы детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelno-rechevoy_sfery_vospitannikov_doma_rebenka.pptx | 1.99 МБ |
seminar_praktikum_oktyabr.docx | 61.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Внешняя среда выступает не только как условие формирования психики , но и как источник ее развития» ( Л.С . Выготский )
Цель: Оказание помощи воспитателям в выборе форм и методов развития познавательно-речевой сферы детей. Задачи: обозначить актуальность проблемы развития познавательно-речевой сферы детей; познакомить с этапами и приемами, используемые при формировании познавательно-речевого развития; решение практических ситуаций и обсуждение проблемных вопросов по познавательно - речевому развитию воспитанников дома ребенка; оказание помощи воспитателям в проведении НОД по познавательному и речевому развитию.
Приоритетом развития ребенка младенческого и раннего возраста является познание окружающего мира, которое строится на основе образов восприятия. Восприятие предметов и явлений (сенсорное развитие) становится предпосылкой развития таких психических процессов как внимание, память, речь, мышление и воображение. Л.С.Выготский подчеркивал, что все психические процессы в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятия и с помощью восприятия». Полноценное развитие любого ребенка невозможно без развития речи. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Основные задачи познавательно - речевой деятельности: Обогащать познавательную сферу детей информацией через НОД, наблюдения, предметную, игровую и продуктивную деятельность , речь. Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми. Поддерживать условия для развития познавательно-речевых процессов воспитанников дома ребенка во всех видах деятельности .
Основные направления педагогической работы в сфере познавательно - речевого развития воспитанников дома ребенка Обеспечение сохранения и укрепления здоровья наших воспитанников; изменение содержания, форм и методов организации образовательного процесса, использование современ-ных образовательных технологий развития детей младенческого и раннего возраста, в том числе современных технологий познавательного и речевого развития; совершенствование развивающей предметно-пространственной среды; установление партнерских отношений между педагогами и специалистами, обеспечивающих качественное сопровождение ребёнка в образова -тельном процессе.
Методы и приемы развития речи у детей младенческого и раннего возраста в условиях дома ребенка рассматривание и обыгрывание игрушек с называ-нием предметов и действий с ним; чтение потешек , стихов, соответствующих возрасту в сопровождении иллюстраций или игрушек; использование малых фольклорных форм в режимных моментах ; игры с мелкой и крупной мозаикой, шнуровками и застёжками, прищепками, с разными видами конструкторов для развития мелкой моторики; применение жестов, пиктограмм, мнемодорожек .
Сенсорное развитие
Э тапы сенсорного развития с рождения до 4-х летнего возраста I. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
II. Знакомство детей со свойствами предметов Форма. Величина. Цвет. Зрительно-моторная координация 1-6 мес 6-12 мес 1г-1,6г. 2г.-2,6г . 3г . к 4 г.
Способы действия ребенка с предметами
Развитие речи
Основные тенденции в развитии речи детей младенческого и раннего возраста Импрессивная речь Экспрессивная речь Слова-названия Слова- укаазания Инструкция Текст Рассказы Гуление , лепет Аморфные слова Слова-предложения «Телеграфная речь» (двухсловная) Полная фраза Рассказ об увиден-ном
Этапы формирования импрессивной стороны речи Узнавание названных предметов. Узнавание названных предметов на картинном материале. Соотнесение предмета с картинкой. Воспроизведение простых действий. Узнавание частей тела. Узнавание простых действий на сюжетной картинке.
Этапы активации речи Гласные звуки. 1 слог или два одинаковых слога ( ма , га-га..). Однословное оречевление (мяу, му , би, ту т.п ). Двусложные слова ( ляля , баба, киса…). Формирование фразы со словами: вот, на, дай, тут. Простая фраза (это субъект и его действие — «дядя тук» ; действие и объект — «дай ляля »). Трехсловная фраза (с применением пиктограмм) Развернутая фраза (развитие грамматического строя речи: ед , мн.ч сущ. и гл ; согласование между частями речи, использование предлогов, уменьшительно-ласкательных суффиксов…)
Развитее познавательно-речевой сферы во время прогулки.
Гуляя можно не только укреплять здоровье, но и развивать малыша: закрепляйте представление о цвете, форме и величине; количественный счет; пространственные представления; старайтесь больше разговаривать с детьми, называть все, что видите вокруг. Рассказывайте, что делают люди; объясните , какие происходят изменения в природе; закрепляйте речевые навыки детей по лексическим темам: «Одежда», «Осень», «Зима», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.
Практическая часть семинара Воспитатели представляют фрагменты НОД по сенсорному и речевому развитию Обсуждение представленного материала
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития Наглядные - наблюдения, рассматривание игрушек, картинок, демонстрация презентаций. Практические - упражнения, игры, продуктивные виды деятельности. Словесные – потешки , прибаутки, рассказ, чтение, вопросы, беседы.
ВАЖНО 1. Богатая и разнообразная сенсорная среда , в которой малыши активно действуют, является важнейшей предпосылкой умственного развития. 2. На начальных этапах активации речи Необходимы жестовые, артикуляционные и мимические подсказки формируем связь между зрительным восприятием и словом. Активизация звукоподражаний из одного слога, потом из двух. Показывая предметы или картинки обязательно оречевляем , формируем связь между зрительным восприятием и словом
ВАЖНО 3. Больше внимания уделять : пению песенок, соответствующих времени года, определенной теме, предметам, ежедневно находящимся в поле зрения ребенка, которые позволяют увидеть предметы, явления с новой стороны; ежедневным, систематическим пальчиковым играм, имеющим ритмическую стихотворную форму, позволяющую расширить пассивный словарь и знания об окружающем (о семье, о мебели, количественный и порядковый счет и др .); современным психомоторным практикам ( кинезиологическим методам - развитию через движения); обыгрыванию диалогов между игрушками, имитированию в сопровождении с текстом действий предметов ; использованию игр, направленных на совершенствование мимических мышц лица, пропеванию артикуляционных песенок, позволяющих правильно производить выдох и произносить гласные звуки ; использованию в режимных моментах стихотворных форм при организации подвижных и хороводных игр, имитации движений зверей, деревьев и пр.; развитию познавательно-речевой сферы во время прогулки.
Только развиваясь самим, мы можем развить ребенка. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Пензенский дом ребенка»
Развитие познавательно-речевой сферы воспитанников дома ребенка. (Младенческий, ранний возраст).
Семинар - практикум для воспитателей
Подготовила и провела
Учитель-дефектолог
Фильева С.А.
Г.Кузнецк
26.10.2020г.
Семинар - практикум для воспитателей
"Развитие познавательно-речевой сферы воспитанников дома ребенка"
«Внешняя среда выступает не только как условие
формирования психики, но и как источник ее развития»
(Л.С.Выготский)
Цель: Оказание помощи воспитателям в выборе форм и методов развития познавательно-речевой сферы детей.
Задачи:
- обозначить актуальность проблемы развития познавательно-речевой сферы детей;
- познакомить с этапами и приемами, используемые при формировании познавательно-речевого развития;
- решение практических ситуаций и обсуждение проблемных вопросов по познавательно - речевому развитию воспитанников дома ребенка;
- оказание помощи воспитателям в проведении НОД по познавательному и речевому развитию.
- Теоритическая часть семинара-практикума
Приоритетом развития ребенка младенческого и раннего возраста является познание окружающего мира, которое строится на основе образов восприятия. Восприятие предметов и явлений (сенсорное развитие) становится предпосылкой развития таких психических процессов как внимание, память, речь, мышление и воображение. Л.С.Выготский подчеркивал, что все психические процессы в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятия и с помощью восприятия». Полноценное развитие любого ребенка невозможно без развития речи. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Основные задачи познавательно - речевой деятельности:
- Обогащать познавательную сферу детей информацией через НОД, наблюдения, предметную, игровую и продуктивную деятельность, речь.
- Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
- Поддерживать условия для развития познавательно-речевых процессов воспитанников дома ребенка во всех видах деятельности.
Основные направления педагогической работы в сфере познавательно-речевого развития воспитанников дома ребенка:
- Обеспечение сохранения и укрепления здоровья наших воспитанников;
- изменение содержания, форм и методов организации образовательного процесса, использование в образовательном процессе современных образовательных технологий развития детей раннего возраста, в том числе современных технологий познавательного и речевого развития;
- совершенствование развивающей предметно-пространственной среды;
- установление партнерских отношений между педагогами и специалистами, обеспечивающих качественное сопровождение ребёнка в образовательном процессе.
Наряду с традиционными методами и приемами развития речи у детей младенческого и раннего возраста используются такие методы и приемы как:
- рассматривание и обыгрывание игрушек с называнием предметов и действий с ним;
- чтение потешек, стихов, соответствующих возрасту в сопровождении иллюстраций или игрушек;
- использование малых фольклорных форм в режимных моментах;
- игры с мелкой и крупной мозаикой, шнуровками и застёжками, прищепками, с разными видами конструкторов для развития мелкой моторики;
- применение жестов, пиктограмм, мнемодорожек.
Сенсорное развитие.
Для обогащения представлений наших воспитанников о свойствах предметов необходимо, чтобы они знакомились с разнообразными характеристиками и признаками предметов в конкретных практических действиях.
Этапы сенсорного развития у воспитанников дома ребенка
- Развитие восприятия
Развитие зрительного восприятия
- Фиксация взгляда на предмете.
- Формирование умения следить за предметом
- Соотнесение по форме, величине, цвету.
- Развитие связи слова с формой, величиной или цветом
Развитие слухового восприятия
- Формирование реакции на неречевые звуки (барабан, дудочка, погремушка и т.д.).
- Развитие умения определять направление и источник звука.
- Дифференциация неречевых звуков.
- Дифференциация тихих и громких звуков.
- Дифференциация гласных звуков.
- Дифференциация звукоподражаний
Развитие тактильных ощущений
- Ощупывание объемных предметов и накопление сенсорного опыта.
- Дифференциация объемных предметов с различной поверхностью на ощупь.
II. Знакомство детей со свойствами предметов
Форма. Величина. Цвет.
- Зрительно-ориентировочные реакции (фиксация взгляда, прослеживание) – до 6 мес.
- Зрительно-моторная координация (хватание, перекладывание, снимание, нанизывание, открывание и т.п. действия) -6-12 мес.
- Практические действия, группировка предметов
1) по образцу (ребенок сравнивает предметы – «такой – не такой», не называя форму, величину, цвет) -1г-1,6г
2) по названию свойств предметов. Малышу легче запомнить ассоциативные признаки предметов. Например, форму называем: «крыша», «колесо у машины», «яйцо», «печенье», «кирпичик»; цвет: «как солнышко», «как небо», «как ягодка», «как травка» - 2—2,5 года
- Зрительное сличение предметов по свойствам и названию -3 г.
- Называние сенсорных эталонов – ближе к 4 годам
Способы действия ребенка с предметами
- Хаотичные действия, в процессе которых малыш действует с предметами без учета его функции (стучит, хватает, бросает, тянет в рот и т.п.).
- Метод проб и ошибок (ребенок силой пытается втиснуть предмет, например, вставляя фигурку в отверстие любой формы –«Д.С.»).
- Метод практического примеривания (малыш прикладывает фигурку, не пытаясь втиснуть ее в углубление, пока не подберет подходящее отверстие).
- Метод зрительного соотнесения. (Например, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных).
Развитие речи.
Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение с взрослым по поводу действий с предметом становится необходимым как орудие делового сотрудничества. Предметная деятельность, кроме того, создает основу для получения разнообразных впечатлений, усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.
Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни.
Развитие речи в малыша неразрывно связано с развитием его мышления.
Основные тенденции в развитии речи детей младенческого и раннего возраста:
- Сначала ребенок понимает слова-указания, затем слова-названия, позднее понимает инструкцию и, наконец, понимает текст, рассказы. Речь начинает выступать в роли основного средства познания;
- В конце первого года жизни, характерна автономная речь, состоящая из аморфных слов-корней. Позднее дети ограничиваются предложениями, состоящими из одного слова, не изменяющегося по родам и падежам. Каждое такое слово-предложение может иметь несколько разных значений. Когда малыш произносит «мама», это может означать и «мама, возьми меня на ручки», и «мама, хочу гулять» и многое другое.
- Примерно после полутора лет приходит двухсловная «телеграфная речь», состоящая из необходимых ключевых слов. Предложения из 2—3 слов ребенок конструирует без изменения формы слов. Как правило, это субъект и его действие — «дядя стучит»; действие и объект — «дай би-би».
- Третий год жизни ребенка характеризуется возрастанием речевой активности: возрастает интерес к речи взрослого (прислушивается не только к речи, обращенной к нему), расширяется круг речевого общения ребенка (много говорит не только с близкими, но и с чужими взрослыми). Но речь в раннем возрасте, как правило, является как бы частью совместной деятельности со взрослым. К трем годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, фразы становятся полными или распространенными. На третьем году жизни уже возможен рассказ о виденном, пересказ услышанного.
- Фонематический слух развивается раньше артикуляции. Ребенок сначала научается слушать слова, а затем правильно говорить.
Этапы формирования импрессивной стороны речи
- Узнавание названных предметов.
- Узнавание названных предметов на картинном материале.
- Соотнесение предмета с картинкой.
- Воспроизведение простых действий.
- Узнавание частей тела.
- Узнавание простых действий на сюжетной картинке.
Этапы активации речи
- Гласные звуки.
- 1 слог или два одинаковых слога (ма, га-га..).
- Однословное оречевление (мяу, му, би, динь т.п).
- Двусложные слова (ляля, баба, киса…).
- Формирование фразы со словами: вот, на, дай, тут.
- Простая фраза (это субъект и его действие — «дядя тук»; действие и объект — «дай ляля»).
- Трехсловная фраза (с применением пиктограмм)
- Развернутая фраза (развитие грамматического строя речи: ед, мн.ч сущ. и гл; согласование между частями речи, использование предлогов, уменьшительно-ласкательных суффиксов…)
Развитее познавательно-речевой сферы во время прогулки.
Особое внимание следует уделять развитию познавательно – речевой деятельности во время прогулки. Прогулки на улице безусловно полезны для ребенка. Попрыгать на свежем воздухе значительно интереснее, чем сидеть в четырех стенах группы. К тому же, гуляя можно не только укреплять здоровье, но и развивать малыша:
- закрепляйте представление о цвете, форме и величине; количественный счет; пространственные представления;
- старайтесь больше разговаривать с детьми, называть все, что видите вокруг. Рассказывайте, что делают люди, объясните, какие происходят изменения в природе;
- закрепляйте речевые навыки детей по лексическим темам: «Одежда», «Осень», «Зима», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.
II. Практическая часть семинара ( Мастер - класс)
Цель: перенять опыт и навыки коллег в развитии познавательно-речевой сферы воспитанников дома ребенка посредством показа приемов работы и прямого их комментирования.
Воспитатели представляют фрагменты НОД по сенсорному и речевому развитию: проводят имитационное занятие, которое позволит продемонстрировать эффективность предлагаемых методик и приемов с учетом актуального развития воспитанников дома ребенка
Образец бланка с примерными фрагментами НОД по сенсорному и речевому развитию представлен в приложении
III. Рефлексия.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития:
- Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация презентаций.
- Практические - упражнения, игры.
- Словесные – потешки, прибаутки, рассказ, чтение, вопросы, беседы.
ВАЖНО
- Богатая и разнообразная сенсорная среда, в которой малыши активно действуют, является важнейшей предпосылкой умственного развития.
- На начальных этапах активации речи
- Необходимы жестовые, артикуляционные и мимические подсказки.
- Активизация звукоподражаний из одного слога, потом из двух.
- Показывая предметы или картинки обязательно оречевляем, формируем связь между зрительным восприятием и словом
3. Больше внимания уделять:
- пению песенок, соответствующих времени года, определенной теме, предметам, ежедневно находящимся в поле зрения ребенка, которые позволяют увидеть предметы, явления с новой стороны;
- ежедневным, систематическим пальчиковым играм, имеющим ритмическую стихотворную форму, позволяющую расширить пассивный словарь и знания об окружающем (о семье, о мебели, количественный и порядковый счет и др.);
- обыгрыванию диалогов между игрушками, имитированию в сопровождении с текстом действий предметов;
- использованию игр, направленных на совершенствование мимических мышц лица, пропеванию артикуляционных песенок, позволяющих правильно производить выдох и произносить гласные звуки;
- использованию в режимных моментах стихотворных форм при организации подвижных и хороводных игр, имитации движений зверей, деревьев и пр.;
- развитию познавательно-речевой сферы во время прогулки.
ОБРАЗЕЦ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ФРАГМЕНТОВ НОД ПО СЕНСОРНОМУ И РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ. Приложение.
ФИО воспитателя______________________________________ № группы_________
Тема занятия | ФИ ребенка | Возраст (актуальное развитие) | Особенности сенсорного развития ребенка | Особенности речевого развития ребенка | Основная образовательная задача | Использованное оборудование | Инструкции педагога |
1.Знакомство с формой, предмета | Ребенок N. | 2г.1мес. (6мес.) | Восприятие: Зрительное: не соотносит реальный объект с игрушкой. Шарик от кубика не отличает. Рассматривает игрушку в руке, находит частично спрятанную на глазах ребенка игрушку Слуховое: поворачивает голову в сторону невидимого источника звука Пространственное: глазки на себе и на кукле не пока-зывает Тактильное: играет с мягкими на ощупь матери-алами | Накопление сенсорного опыта | Лоток, 6 ша-риков (3 чер-ных и 3 бе-лых) | Шарик-«пааа». Кати! Бух! | |
2.Где машина? | Импрессивная речь:I уровень понимания речи. Прислуши-вается к голосу взрослого, реагирует на интонацию. Не понимает отдельные инструк-ции в знакомых словосочета-ниях, не подчиняется сло-весным командам: «Пока»; «Дай ручку»; не всегда реагирует на свое имя. На вопрос «Где?» не ищет знакомый предмет. В эмоцио-нальные игры не играет. Экспрессивная речь: I уровень развития речи. Продолжи-тельно певуче гулит в свободной деятельности | Развивать зрительные и слуховые ориентиро-вочные реакции ребенка | Машинка, платочек. | Би-би! Машина едет, БРР машина гудит! Биии Где би-би? Тю-тю. Вот би-би! |
Использованная литература:
ЗАКРЕВСКАЯ О.В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста
НИЩЕВА Н.В. Подвижные и дидактические игры на прогулке.
ПАВЛОВА Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми (от рождения до трех лет). Пособие для воспитателей и родителей
УРУНТАЕВА Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов ср.пед.заведений
ХОМЯКОВА Е.Е. Комплексные развивающие занятия (с детьми раннего возраста)
ЯНУШКО Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие познавательно-речевой сферы во взаимодействии с родителями"
Презентация. Содержит материал для педагогов, а так-же для родителей. К презентации есть более подробный доклад с таким-же названием....
Доклад "Развитие познавательно-речевой сферы детей во взаимодействии с родителями"
Доклад к презентации на эту-же тему( более подробный)....
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ
В ПОСОБИИ ПРЕДСТАВЛЕНА АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОБЩЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИООНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ, РАССМОТРЕНО ПЕРСПЕКТИВНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ НЕТРАД...
ПРИЛОЖЕНИЯ К «ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ»
Данное приложение содержит список используемой литературы, рекомендации для воспитателей и родителей, сенсорные игры, описание методики, направленной на диагностику общения у детей раннего возраста....
Семинар- практикум для воспитателей "Развитие познавательно-речевой сферы детей"
Семинар- практикум для воспитателей "Развитие познавательно-речевой сферы детей"Евдокимова Н.А.Цель: Оказание помощи воспитателям в выборе форм и методов развития познавательно-речевой сферы детей....
Развитие познавательно-речевой сферы с применением приемов технологии развития критического мышления «Умники и умницы»
Развитие интеллектуального потенциала дошкольников, формирование предпосылок универсальной учебной деятельности, через применение приемов технологии развития критического мышления, обобщение знаний по...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы младшего дошкольника»
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...