Приёмы обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии

Владимирова Яна Валерьевна

Выступление на педагогическом совете. Знакомство педагогов с приемами обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы обогащения словарного запаса детей старшего  дошкольного возраста

    Важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного мышления у детей старшего дошкольного возраста является обогащение словарного запаса, его закрепление и активизация.

Дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом.

Словарный запас – совокупность слов, значение которых воспитанник понимает и может объяснить.

Словарь подразделяются на:

  • активный – слова, употребляемые в повседневной устной речи, и
  • пассивный – слова, понятные при чтении и устном восприятии.

Содержание словарной работы:

  • Бытовой словарь – части тела, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, помещений
  • Природоведческий словарь – названия явлений живой и  неживой природы (времена года, осадки, растения, животные и прочее)
  • Обществоведческий словарь – явления общественной жизни – труд, профессии, страны, президент, праздники, традиции, армия и др.)
  • Эмоционально-оттеночная лексика – синонимы, точные антонимы, фразеологические обороты (бежать сломя голову), слова качественной оценки предметов (хороший, плохой, злой) и другие слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства.
  • Время, пространство, количество и др.

Словарный запас обогащается посредством систематической словарной работы. В каждой возрастной группе работа по развитию словарного запаса имеет свою специфику.

В старшем дошкольном возрасте задания и упражнения направлены на:

  1. Формирование навыков активного использования детьми всех частей речи, особенно глаголов, наречий и прилагательных.
  2. Введение в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности их качества и свойства. Например: свело-красный, кисловатый, горько-соленый, прочнее, тяжелее и т.д.
  3. Вычленение по тем или иным признакам из состава понятий подгруппы. Например: ткани шерстяные и шелковые, посуда кухонная и чайная или металлическая и стеклянная.

           В своей педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста использую следующие приемы обогащения и активизации словарного запаса:

1. Утрированное называние (или образец произношения) нового или трудного слова. Для этого, чтобы дети обращали на это слово внимание, восприняли его без искажений, мы произносим слово с подчеркнуто-четкой дикцией, медленно. Используем интонирование голосом, делаем паузу перед словом и прямое словесное указание: «Послушайте еще раз это трудное слово». Называние, сопровождаемое показом объекта: «Посмотрите, внутри плиты большая духовка». Открываем дверцу духовки и показываем жестом.

2. Называние слова, сопровождаемое толкованием (заменой знакомым словам или сопоставлением со знакомым синонимом, сравнение со знакомым антонимом) например: аквариум, стеклянный ящик, в нем живут рыбки, через стекло нам их хорошо видно. Шоссе – это автомобильная дорога с твердым асфальтовым покрытием

3. Можно предложить игру: «Узнай слово по описанию» Посмотрите на эти картинки. Я буду описывать изображенное на картинке, а вы узнайте о каком слове идет речь. «Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами» (сад). «Человек, который ухаживает за садом» (садовник).

4. Называние слова, сопровождаемое толкованием через практический показ детей. Например: птицы летят клином (предлагаем детям выстроиться клином).

5. Включение слова в предложение, показывание его сочетания с другими словами. Например: в задние двери автобуса входят пассажиры. В автобусе едут пассажиры.

6. Неоднократное повторение слова самим воспитателем, в течение занятия, отдельными детьми с места, в младшем возрасте повторение хором.

7. Объяснение происхождения (этимологии слова) Например: ребята, почему так говорят, грузовой автомобиль – грузовик. Поощряются вопросы детей о происхождении слов.

8. Вопрос. Задается прямой вопрос и подсказывающие (справа или слева игрушка).

9. Прием сравнения, а также группировки предметов по определенному признаку.

10.Упражнения на уточнение значения слова. В том числе некоторых многозначных. Например: как сказать правильнее – большая башня или высокая, маленькая веревочка или короткая? Солнечный – это? (луч, день, свет ...).

Можно предложить такой прием: игра «Письма от зайчика». Зайчик пишет письмо друзьям, живущим на юге. Они не знают что такое зима. Давайте поможем зайчику подобрать нужные слова:

Приходит долгожданная ....... . Часто идет ...... . Дует студеный........ . Воет холодная .......... . Крепчает ........... . По земле несется белая ........ . Стали совсем короткими ......... . Длинными стали ........ . Метет ........ . Кружатся красивые легкие .............. . На стеклах морозные ............. . На речках и озерах прочный толстый ............. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами.       Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения п...

«ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК»

Одна из главных составляющих готовности к школе - интеллектуальное развитие. Для этого я использую составление загадок, в данном материале вы можете  познакомиться с некоторыми способами по соста...

Развивающие приемы обогащения и активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.Словарная работа тесно св...

Методы и приёмы развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются актуальные методы и приёмы развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста, так как с каждым годом возрастает актуальность данного вопроса среди родителей детей...

Консультация «Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста через игру»

Увеличение словаря малыша тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, с одной стороны, и компонентов всей структуры речи с другой. Поэтому обогащая, уточняя словарный запас ребе...