Конспект занятия "Зимовье зверей"подготовительная к школе группа компенсирующей направленности.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Выполняя увлекательные задания, ребята гуляют по зимнему лесу, узнают много нового и интересного о том, как зимуют звери в лесу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kak_zimuyut_zveri.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ
Цель: Формировать представления о жизни диких животных в лесу зимой.
Задачи
коррекционно-образовательные:
уточнить и систематизировать представления детей о жизни животных зимой: чем питаются, как защищаются и как готовились к зиме. Расширять и активизировать словарь детей по теме, закрепить в речи название диких животных наших лесов;
коррекционно-развивающие:
продолжать учить детей отвечать на вопросы полными ответами, рассказывать связно и последовательно, развивать связную речи детей, закреплять умение составлять предложения с заданными словами по предложенной схеме, совершенствовать навыки звукослогового анализа слов; развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие;
коррекционно-воспитательные:
воспитывать любовь, гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к диким животным наших лесов, стремление помочь им в трудных условиях, умение взаимодействовать друг с другом
Оборудование и материалы:презентация дикие животные в зимнем лесу, иллюстрации с изображением диких животных (на магнитной доске), магнитная доска,
силуэтные картинки с изображением лесных зверей, фишки для составления схемы слова, пазлы «составь слово», цветные карандаши на каждого ребенка.
Ход
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы нам с вами с ними справиться, надо как следует подготовиться.
Дыхательная гимнастика. Наращивание слов в предложении.
Логопед. Какое сейчас время года? Верно, зима! (Дети за логопедом повторяют глубокий вдох через нос и на выдохе произносят следующие фразы)
Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает белый снег.
Тихо падает белый, пушистый снег.
Тихо падает белый, пушистый снег за окном.
2. Обобщение материала по теме "Дикие животные наших лесов". Развитие фонематического восприятия.
- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в лес.
- Скажите, пожалуйста, лес - это чей дом? (ответы детей).
- Сегодня поговорим о жизни зверей зимой в лесу. Назовете зверей, которые обитают в лесу.
Дети называют, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – медведь, лиса, волк, барсук, лось, заяц, еж, белка.
Логопед. Какие это животные? (Лесные, дикие)
- Почему их так называют?
- Где живут эти животные? (В лесу) Правильно. Все эти животные – лесные жители.
- А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях этих животных.
Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах хлопками.
(Слова: барсук, волк, лисенок, кабан, еж, медведица, белка.)
_ А сейчас мы сделаем гимнастику для нашего язычка. Я буду говорить чистоговорки, а вы будете их за мной повторять.
Речевая гимнастика.
Су-су-су – мы увидели лису
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ла-ла-ла – в лесу белка жила.
Ся-ся-ся – в чаще видели лося.
Олк-олк-олк – в логове зимует волк.
Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.
Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь.
(Дети за логопедом произносят чистоговорки)
- А теперь я предлагаю сыграть вам в игру «Составь слово»
(дети выделяют первые звуки из слов, изображения которых представлены на картинках на магнитной доске и составляют из них новое слово)
лимон, игла, слон, абрикос - лиса
ложка, облако, синица, индюк - лоси
Проводится звуко-слоговой анализ полученных слов (лиса, лоси) и составляются их схемы с помощью разноцветных фишек (один ребенок выполняет задание на доске, другие – на своих рабочих местах)
3. Развитие речи.
- А сможете ли вы составить названия лесных животных из предложенных слогов? (Дети составляют названия животных из слогов-пазлов, лежащих у них на подносах. Затем каждый читает вслух свое слово) белка, кабан, барсук, заяц, лиса, лоси, волки,
А сейчас я предлагаю вам придумать предложения о своем животном в соответствии со схемой на доске. (Логопед выкладывает на доске схемы предложений)
|_____ _____ _ _____.
|_____ _____ _____ _ _____.
4. Физкультурная минутка
- А теперь мы с вами отправимся в зимний лес.
Дети выполняют движения под слова физкультминутки.
«Прогулка в зимнем лесу».
Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа-березка в шубке стоит,
Слева - елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири,
Как красивы они!
В лесу красота и покой
Нам пора уже домой!
- Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился.
5. Показ презентации.
1-ый слайд (лиса)
Лиса
- Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса, так же как и волк, всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит — кинется. Готово, попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице! Так мышами в основном и кормится всю зиму.
- Как вы думаете, делает лиса запасы на зиму?
- Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой.
- А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.
Беседа о рассказанном.
2-ой слайд (белка)
- Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, так же, как и зайцу, помогает ей маскироваться. Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется, так как у нее отменная память. Она запоминает, где делала свои кладки с осени и какое расстояние между ними. Можно только позавидовать памяти этого зверька. А когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.
Беседа о рассказанном.
3-ый слайд (заяц)
- Зимой зайцы кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь – опять испугался и побежал в другую сторону. Когда охотники разбирают следы зайца, удивляются его хитрости, а заяц и не думал хитрить, он просто всего боится.
Беседа о рассказанном.
4-ый слайд (волк)
- Летом ходит волк сытый. Дичи много. Придет зимнее время, птицы улетят, звери спрячутся, нечего есть волку. Злые, голодные ходят волки, ищут добычу. Волков называют санитарами леса потому, что они уничтожают слабых, больных животных. Живут они стаям – так зимой легче охотиться
Беседа о рассказанном.
5-ый слайд (лось)
- Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев.
Беседа о рассказанном.
6-ый слайд (берлога медведя)
- В лесу можно найти большой сугроб, все кусты около которого покрыты инеем: мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб?
- Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. А какие еще животные спят зимой?
- Правильно это ежики, суслики, еноты, барсуки, сурки.
Беседа о рассказанном.
6. Работа на карточках.
- А сейчас посмотрите на силуэтные изображения лесных зверей на листочках, лежащих у вас на столах. Я предлагаю вам обвести по контуру, тех зверей, которых вы увидите. Но чтобы ваши пальцы лучше вас слушались, давайте погреем их.
7. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке. (Сжимание и разжимание пальцев обеих рук)
Продает она орешки: (Делают кружок указательным и большим
пальцами)
Заиньке усатому, (Пальчиковое упражнение "Заяц")
Мишке толстопятому, (Стучат ребром ладони по столу)
Серому волчонку, (Пальчиковое упражнение "Волк")
Колючему ежонку. (Пальчиковое упражнение "Ёж")
8. Закрепление материала
- Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру "Четвертый лишний".
Волк, собака, лиса, заяц
Лиса, кабан, кошка, белка
Корова, заяц, лось, волк
Барсук, лошадь, белка, еж
Лось, кабан, лиса, собака
Медведь, барсук, лиса, еж.
- Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями. А теперь нам пора возвращаться в группу
6. Итог занятия.
- Сегодня мы с вами беседовали о жизни диких животных, о том, как нелегко им выживать зимой, как необходимы они друг для друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленностиТема: «Лесная школа»....
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Конспект занятиядля детей подготовительной к школе группыкомпенсирующей направленностиТема: «Букет для учителя»...
Конспект интегрированной НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Художетсвенная школа Зимы"
Цель: формирование слухового внимания через музыкально - продуктивную деятельность.Задачи: Образовательные:- Закрепить произношение длинных и коротких звуков на слоги &la...
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Путешествие в царство льдов»
Формирование представлений об особенностях природных условий крайнего Севера и Арктических территорий....
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Согласный звук [ш], буква Ш.»
Формировать правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.Закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах; Упражнять...
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Скоро в школу!»
Конспект родительского собрания в подготовительной группе №5 компенсирующей направленностина тему: «Скоро в школу!»...
Конспект фронтального занятия для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности "Путешествие в сказку «Как щенок узнал, кто всех важнее»
Актуализация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствование грамматической строя речи (образование форм винительного и творительного падежей имен существительных, образование притя...