Рекомендации родителям для развития правильного физиологического и речевого дыхания у детей c ДЦП
статья по логопедии (младшая группа)
Дыхательная система человека состоит из тканей и органов, обеспечивающих лёгочную вентиляцию и лёгочное дыхание. К воздухоносным органам относятся нос и носовая полость, ротовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие. Они обеспечиваются кровоснабжением. К элементам костно-мышечной системы, связанным с дыханием, относятся рёбра, межрёберные и брюшные мышцы, диафрагма. При вдохе сокращаются дыхательные мышцы, и увеличивается объём лёгких. Выдох происходит вследствие расслабления дыхательных мышц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam.docx | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям для развития правильного физиологического и речевого дыхания у детей c ДЦП
Дыхательная система человека состоит из тканей и органов, обеспечивающих лёгочную вентиляцию и лёгочное дыхание. К воздухоносным органам относятся нос и носовая полость, ротовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие. Они обеспечиваются кровоснабжением. К элементам костно-мышечной системы, связанным с дыханием, относятся рёбра, межрёберные и брюшные мышцы, диафрагма. При вдохе сокращаются дыхательные мышцы, и увеличивается объём лёгких. Выдох происходит вследствие расслабления дыхательных мышц.
От процесса дыхания зависят все процессы жизнедеятельности организма. Но необходимо уметь правильно дышать, чтобы воздух не мог навредить нашему организму, а наоборот, помочь укрепить здоровье и продлить жизнь. Для этого необходимо не избавляться от углекислого газа, ведь именно он является естественным строительным материалом живых клеток. Учитывая, что неравномерность вентиляции лёгких особенно проявляется у детей с ДЦП, специальные дыхательные упражнения следует применять для улучшения вентиляции в различных участках (нижний отдел, верхний, задний отделы лёгких).
Гипервентиляция лёгких в состоянии покоя вредна. Нужно стараться всё время дышать неглубоко и редко, стремясь максимально растянуть автоматические паузы после каждого выдоха. При правильном выполнении дыхательных упражнений во время игр, занятий улучшается работа дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой систем, а также головного мозга и пищеварительной системы. Снимается психоэмоциональное напряжение, улучшается общее самочувствие (во время сна, бодрствования).
Дыхательные игры можно проводить 2-4 раза в день, длительностью от 2 до 15 минут (в зависимости от возраста и самочувствия ребёнка). Их следует выполнять не ранее, чем через час после еды. Если упражнения проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить. Чтобы появился результат от дыхательных упражнений, их нужно проводить регулярно каждый день и чередовать с другими видами деятельности, чтобы у ребёнка не возникало переутомления и головокружения. Данные дыхательные игры и упражнения желательно использовать детям с 2-х лет. При их выполнении следите за диафрагмально-релаксационным типом дыхания (на вдохе поднимается диафрагма - живот надувается, а на выдохе опускается - живот втягивается). Выполняются дыхательные упражнения лёжа, сидя, стоя, в зависимости от возможностей ребёнка и учитывая «рефлекс запрещающие позиции» (выбрать для занятия положение ребенка, в котором патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись вовсе).
Упражнения для воспитания навыков носового дыхания:
- Погладить указательным пальцем боковые части носа от кончика к переносице во время вдоха. На выдохе постукивать по ноздрям (повторить до 5 раз).
- Потряхивать кончик носа указательным пальцем во время вдоха. Выдох носом свободный (повторить до 5 раз).
- Прижать левую ноздрю указательным пальцем, сделать вдох-выдох через правую (повторить до 5 раз).
- Прижать указательным пальцем правую ноздрю, сделать вдох-выдох через левую (повторить до 5 раз).
- Прижать левую ноздрю, сделать вдох через правую, затем прижать правую ноздрю, сделать выдох через левую и наоборот (повторить до 5 раз).
- На вдохе постукивать указательными пальцами по крыльям носа. Выдох свободный (повторить до 5 раз).
Упражнения на дыхание по системе Ипполитовой:
- Вдох через нос, выдох через нос (до 5-10 раз).
- Вдох через рот, выдох через рот (до 5-10 раз).
- Вдох через нос, выдох через рот (до 5-10 раз).
- Вдох через рот, выдох через нос (до 5-10 раз).
Упражнения для увеличения длительности носового выдоха:
- Вдох носом (на счёт 1, 2), задержать дыхание (на счёт 1, 2), выдох через нос длительный (на счёт 1, 2, 3), задержать дыхание (на счёт 1, 2).
- Также выполнять вдох, пауза, длительный выдох (на счёт 1, 2, 3, 4), пауза.
- Далее каждый раз увеличивать длительность выдоха на один счёт.
Для развития речевого дыхания рекомендуются различные упражнения на дутьё. Но для детей с церебральным параличом, особенно в раннем возрасте, они не всегда полезны в тех случаях, когда ребёнок их выполняет с чрезмерным усилием, что усугубляет его общее мышечное напряжение.
Упражнения для длительного ротового выдоха (при выдохе изо рта щёки не надувать):
- «Снег». Ребёнку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки. Сделать носом вдох, губы округлить, слегка вытянуть вперёд. Изо рта длительно дуть на мелкие предметы.
- «Футбол». Соорудить из конструктора или другого материала ворота на столе, взять лёгкий шарик (для пинг-понга или скатать из ваты) и дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота.
- «Свисток». Можно свистеть в свисток или издавать свист изо рта.
- «Буль-бульки». Взять прозрачный стакан с водой, опустить туда трубочку для коктейля. Сделать носом вдох и дуть через трубочку до бурления воды.
- «Цветочный магазин». Предложить ребёнку вдохнуть воздух носом (понюхать цветок) и длительно выпустить воздух изо рта.
- Дуть в губную гармошку, надувать мыльные пузыри, играть на дудочке и т.д.
Упражнения для голоса и профилактики заболеваний верхних дыхательных путей (если ребёнок может самостоятельно стоять):
- «Вырасту большой». Исходное положение – стоя, руки поднять вверх, потянуться (вдох носом), затем опустить через стороны руки вниз (выдох). На выдохе произносить «ф-ф-ф».
- «Часы». Исходное положение – стоя, руки опущены, ноги на ширине плеч (вдох носом). Попросите ребёнка размахивать прямыми руками вперёд-назад и произносить «тик-так» на выдохе.
- «Рубка дров». Исходное положение – стоя, поднять руки вверху, сложенные в замок (носом вдох). Наклон вперёд, имитируя удар топором, произносить «у-х-х» на выдохе.
- «Насос». Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях на уровне груди, направлены друг к другу, кисти сжаты в кулаки (вдох носом). Опустить руки вниз со звуком «с-с-с» (выдох).
- Вдох носом, на выдохе протяжно произносить «м-м-м», одновременно постукивая указательными пальцами по ноздрям.
- Вдох носом, ладони соединить на уровне груди. На выдохе длительно произносить гласный звук (А, О, У, И, Ы, Э) и медленно раздвигать руки в стороны, пока тянется звук.
Существует очень большое количество упражнений и игр на различные виды дыханий: носовое, ротовое, речевое. Вы можете выбрать для себя и своего ребёнка наиболее понравившиеся и на Ваш взгляд эффективные, их можно проводить дома, на прогулке.. Все дыхательные упражнения направлены на профилактику простудных заболеваний, укрепление иммунитета, улучшение психоэмоционального состояния и речевого развития. Вместе с правильным дыханием происходит оздоровление организма в целом и накопление позитивной энергии.
Пусть Ваш малыш растёт здоровым и счастливым!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа воспитателей над развитием физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом....
Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Из опыта работы правильного формирования физиологического и речевого дыхания у детей....
Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Дыхание - физиологический процесс, не зависимый от сознания человека, основанный на вдохе и выдохе. Жизнедеятельность живого организма связана с поглощением им кислорода и выделением углекислого...
Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...
Календарный план работы по теме самообразования «Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»
В календарном плане представлено содержание работы, проведение мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности, педагогами, родителями, а также изготовление пос...
Рекомендации родителям по развитию правильного дыхания у детей " Дышим легко, говорим правильно, болеем редко"
Рекомендации родителям по развитию правильного дыхания у дошкольников...
Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевой патологией
Развитие физиологического и речевого дыхания - залог четкого произношения звуков и ясной дикции....