Рекомендации воспитателям старшей группы по лексической теме "Зимующие птицы"
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)

Шубина Александра Ивановна

рекомендации воспитателям старшей возрастной группы для детей с ОНР по лексической теме  "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimuyushchie_ptitsy.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  Зимующие  птицы

Задачи   -  Обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме.

— Продолжать вводить в активный словарь детей обобщающие понятия, состоящие из двух слов (Зимующие птицы),

— Расширять и уточнять знания детей о пользе, которую приносят зимующие птицы.

Словарь по теме «Зимующие птицы» 

  • Существительные: птицы, ворона, сорока, голубь, галка, дятел, снегирь, синица, воробей, кормушка, корм,  помощь, голод, холод.
  • глаголы: летать, искать, кормиться, клевать, каркать, чирикать, стрекотать, цвенькать,  ворковать (голубь), нахохлиться, замерзать, кормить, сыпать.
  • прилагательные:  холодный, голодный, пушистый, красногрудый, зимующие.

Д / и «Назови ласково» :

Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе

Воробей  – воробышек, голубь - голубок,  галка – галочка, перо – перышко, когти – коготочки. ..и т. д.

Д / и « Один и не один, чего, кого много.»

Цель: Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах: воробей – воробьи - воробьев, сорока – сороки – сорок, перо – перья - перьев, кормушка – кормушки – кормушек  ….и т. д.

Д / и «Отгадай по описанию»

Цель: Развитие связной речи.

Предложить детям самостоятельно придумать загадку – описания о какой -либо птице. По схеме.

«Кто спрятался на картинке»

Цель: Развивать зрительное внимание. Отвечать полным ответом.

Д / и «Объясни словечко»

Цель: Воспитание навыков словообразования: 

Красногрудый – (с красной грудкой) , белобокая  -  (с белыми боками) , перелетные, зимующие, кормушка, бескормица, черноголовый.

Д. и. «Исправь ошибку»

 Цель: Развивать логическое мышление: красногрудый -  сорока; Белобокая -  ворона, серая – снегирь, пестрый воробей…. И т. д

Д.и. «Кто как голос подает?»

Цель: Обогащать глагольный словарь детей: воробей  - чирикает; сорока трещит, ворона – каркает…… и т. д.

Д/И «Образуй новое слово»  

Цель: Упражнять в образовании сложных прилагательных. 

Например: У сороки белые бока — белобокая сорока. У снегиря красная грудь — ... . У воробья короткие лапы — ... . У вороны длинный клюв — ... . У дятла красная голова — ... . У синицы желтая грудь — ... .

Д/И «Скажи, что делает птица.»

Цель: Формировать умение образовывать приставочные глаголы.

Придумать предложения со словами: слетел, улетел, влетел, прилетел, подлетел, отлетел, перелетел.

Д/И «Сосчитай».

Цель:  Формировать умение согласовывать числительные с существительными.  Один воробей, два воробья, …., пять воробьев…..

 Д/И «Мой, моя, мои» («Жадина»)

Цель:  Формировать умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными.

Например: О какой птице можно сказать мой? ... моя? ... мои?

Д/и «Чей, чьи, чье, чья?»

Цель:  Формировать умение,образовывать притяжательные прилагательные:

Чей хвост (грудка, голова, лапки) у воробья? – Воробьиный. ( у вороны?  )

Д / и  « Кто лишний и почему?»

Цель: Развитие логического мышления:—  

Сорока, синица, воробей, ласточка.

Снегирь, ворона, дятел, сова, лебедь.

Д / и «Расскажи кто где сидит,  кто откуда слетит?»

Цель: Закрепить употребление предлогов НА, С

             

«Снегири»

(физ. Минутка)

Цель: Работа над темпом и ритмом речи,

координация речи с движением.

Выполнять движения в соответствии

 с содержанием текста.

Вот на ветках,  посмотри, в красных майках снегири.

По четыре удара руками по бокам и по четыре наклона головы на строку.

Распушили перышки,

Частое потряхивание руками

греются на солнышке.

Хлопок по бокам.

Головой вертят,

Вертеть головой в разные стороны.

Улететь хотят

взмахи руками.

- Кыш! Кыш ! Улетели!

За метелью, за метелью.

Бег на месте с взмахами руками.

Н. Нищева.

Пальчиковая гимнастика

Цель: развивать мелкую моторику. « Кормушка»   

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем    

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Две синицы, воробей,

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Шесть щеглов и голубей,              

Дятел в пестрых перышках.            

Всем хватило зернышек.      

Опять сжимают и разжимают кулачки.

Н. Нищева.

Литература:

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!/Комплексная программа подготовки ребенка к школе. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.

Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической групп для детей 5-6 лет с ОНР – М.: « Издательство Гном и Д» 2005

ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста (Практическое пособие)АЙРИС ПРЕСС Москва2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека заданий логопеда для воспитателей старшей группы по лексическим темам.

Данный материал разработан с учетом новых лексических тем....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Перелётные и зимующие птицы»

Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И»....

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме "Осень"

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по лексической теме "Осень" помогут вести коррекционно-развивающую работу в единой...

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме "Дикие животные"

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по лексической теме "Дикие животные" помогут вести коррекционно-развивающую работу...

Рекомендации для воспитателей старшего возраста по лексической теме "Дикие животные"

Лексико - грамматические игры и упражнения для детей старшей возраста...

Картотекак рекомендациям воспитателям - старшая группа

Картотека к рекомендациям взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда в старшей группе. В картотеке предствлены следующие формы работы: логопедические пятимитку, обучение элементам грамоты, игры и у...