Чисто-и скороговорки в воспитании правильного произношения.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Чистоговорки и скороговорки являются очень удобным речевым материалом в развитии правильного произношения. Они, как правило, немногословны и специально построены из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить чистоговорки надо чисто, а скороговорки — скоро, быстро. Чистоговорки и скороговорки могут быть использованы и для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата, для закрепления правильного произношения звуков, для выработки отчетливой и ясной речи (дикции).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chisto-_i_skorogovorki_v_vospitanii_pravilnogo_proiznosheniya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧИСТО - И СКОРОГОВОРКИ В ВОСПИТАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
Чистоговорки и скороговорки являются очень удобным речевым материалом в развитии правильного произношения. Они, как правило, немногословны и специально построены из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить чистоговорки надо чисто, а скороговорки — скоро, быстро. Чистоговорки и скороговорки могут быть использованы и для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата, для закрепления правильного произношения звуков, для выработки отчетливой и ясной речи (дикции).
Для детей 3-5 лет хорошо использовать чистоговорки, небольшие по составу слов или звуков, простые по содержанию. Их смысл должен быть понятен ребенку, близок его жизненному опыту. Детям 6 лет хорошо предлагать чистоговорки на дифференциацию звуков для развития и совершенствования речевого слуха.
Одни и те же чистоговорки и скороговорки можно использовать неоднократно с различной целью. Например, чистоговорку «Лежит ежик у елки, у ежа иголки» можно применить для закрепления звуков [ж], [л], а затем в качестве тренировки голосового аппарата, когда ребенку предлагают произнести ее громко, тихо, шепотом, быстро, умеренно, медленно.
П [П']:
«Уп-уп-уп, мама варит суп»; «Петя пилил пилой пень»; «Наш Полкан попал в капкан»; «За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам».
Б [Б']:
«Бы-бы-бы, идет дым из трубы»; «У Бобы были бобы»; «Бегемот разинул рот, булки просит бегемот»; «Забавной обезьяне бросили бананы. Бросили бананы забавной обезьяне».
М [М']:
«Му-му-му, молока кому?»; «Мама Милу в ванне мыла»; «Где мед, там и мухи»; «На скамеечке у дома целый день рыдала Тома».
Т [Т']:
«Та-та-та, хвост пушистый у кота»; «От топота копыт пыль по полю летит»; «Наш гость купил трость»; «Ткет ткач ткани на платья Тане».
Д [Д']
«Ду-ду-ду, растут яблони в саду»; «Дарья дарит Дине дыни»;
«Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил».
Н [Н']:
«Ан-ан-ан, папа чинит кран»; «Няня нянчит Надю с Ниной»; «У Ваньки у встанъки несчастные няньки»; «Нес не нес, а до нас донес».
В [В']:
«Ва-ва-ва, на суку сидит сова»; «Три вороны на воротах»; «Водовоз вез воду из-под водопровода».
Ф [Ф']:
«Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф»; «У Фани фуфайка, у Феди туфли».
К [К']:
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!»; «Тук-тук-тук, тук-тук-тук, прибиваю я каблук1.»; «Наша река широка, как Ока».
Г [Г']:
«Гу-гу-гу, гу-гу-гу, пасутся гуси на лугу»; «На горе гогочут гуси»; «Под горой огонь горит».
Х [Х']:
«Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Не поймать вам петуха!»; «Прохор и Пахом ехали верхом»; «Муха-горюха села на ухо».
С [С']:
«Са-са-са, в лесу бегает лиса»; «Со-со-со, у Вовы колесо»; «Су-су-су, мы ловим осу»; «Ас-ас-ас, у нас свет погас»; «Усъ-усъ-усъ, на лугу пасется гусь»; «У осы не усы, а усики»; «Коси, коса, пока роса»; «У маленькой Сани сани едут сами».
3 [3']:
«За-за-за, уходи домой, коза»; «Зу-зу-зу, моем Катю мы и тазу»; «У зайки Бубы заболели зубы»; «Видит волк козу, забыл и грозу».
Ц:
«Цо-цо-цо, на руке кольцо»; «Цы-цы-цы, поспели огурцы»; «Ец-ец-ец, очень вкусный огурец»; «У кольца нет конца»; «Бегают две курицы прямо по улице»; «Цапля, стоя на крыльце, написала букву Ц»; «Нагнись в корытце напиться водицы».
Ш:
«Ша-ша-ша, мама моет малыша»; «Шу-шу-шу, я письмо пишу»; «Аш-аш-аш, у Вовы карандаш»; «Тише, мыши, кот на крыше»; «Нашей Маше дали манной каши»; «Не найду я ушки у нашей лягушки»; «Леша и Маша едят пшенную кашу».
Ж:
«Жа-жа-жа, есть иголки у ежа»; «Жу-жу-жу, молоко дадим ежу»; «У ежа ежата, у ужа — ужата»; «Не живут ужи, где живут ежи»; «Лежит ежик у елки, у ежа иголки»; «Очень нужен жук на ужин, жук на ужин очень нужен».
Ч:
«Ча-ча-ча, горит в комнате свеча»; «Чу-чу-чу, молоточком я стучу»; «Шубка овечки теплее любой печки»; «Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки»;
«У четырех черепах по четыре черепашонка».
Щ:
«Ща-ща-ща, мы несем домой леща»; «Ащ-ащ-ащ, мы надеваем плащ»; «Волки рыщут, пищу ищут»; «Щипцы да клещи — вот наши вещи»; «Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи»; «Щенок жалобно пищит, тащит он тяжелый щит»; «Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке».
Л [Л']:
«Ло-ло-ло, на улице тепло»; «Лу-лу-лу, стол стоит в углу»; «Ул-ул-ул, у нас сломался стул»; «Олъ-олъ-олъ, мы купили соль»; «У елки иголки колки»; «Иголка, иголка, ты остра и колка»; «Наш Полкан попал в капкан»; «Елка, елка, елочка, колкая иголочка»; «Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку»; «В уголок Аленка села, у Аленки много дела»; «Мама Милу мыла мылом. Мила мыло не любила».
Р[Р']:
«Ра-ра-ра, Кате спать пора»; «Ро-ро-ро, на полу стоит ведро»; «Ры-ры-ры, летают комары»; «Ри-ри-ри, на ветках снегири»; «Ор-ор-ор, мы подмели двор»; «Арь-аръ-аръ, на стене висит фонарь»; «Три вороны на воротах, три сороки на дороге»; «Трое трубачей трубили в трубы»; «Проворонила ворона вороненка»; «Во дворе горка, под горой норка. В этой норке крот норку стережет»; «Три сороки тараторки тараторили на горке»; «В аквариуме у Харитона четыре рака и три тритона»; «На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора»; «Шел Егор через двор, нес топор чинить забор»; «Черепаха как-то раз на пригорок взобралась, чтобы ноги поразмять на пригорке подремать»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Потешки и скороговорки для закрепления правильного произношения звуков
данный материал будет полезен на заключительном этапе автоматизации поставленных звуков...
чисто-и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи дошкольников
В данной статье описывается как с помощью чисто- и скороговорок можно формировать звуковую культуру речи...
Воспитание правильного произношения у детей дошкольного возраста
Практический материал по развитию правильного звукопроизношения у дошкольников...
Конспект игры-занятия по воспитанию правильного произношения в средней группе детского сада
Тема. Игра «Поезд». Программное содержание1. Упражнение детей в произношении звука ш.2. Развитие вежливых форм речи....
Конспект игры-занятия по воспитанию правильного произношения в средней группе детского сада
Тема. Игра «Поезд». Программное содержание1. Упражнение детей в произношении звука ш.2. Развитие вежливых форм речи....
Чистоговорки и скороговорки для закрепляния правильного произношения шипящих и свистящих звуков
Используя чистоговорки и скороговорки, логопед закрепляет правильное произношение детьми звуков (в основном наиболее трудных: с, з, ц, ш, ж, ч, щ), отрабатывает дикцию. Чистоговорки и скороговорки рек...
Чистоговорки и скороговорки для закрепления правильного произношения сонорных звуков
Используя чистоговорки и скороговорки, логопед закрепляет правильное произношение детьми звуков (в основном наиболее трудных сонорных звуков: л,р), отрабатывает дикцию. Чистоговорки и скороговорки рек...