Нормы развития вербальной и невербальной сферы по возрастам
статья по логопедии
Каждому родителю необходимо знать нормы развития речи, психических процессов и сферы общения, формировать и развивать эти навыки, не завышая их, но и не занижая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normy_rechi_stend.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
3 года
В этот период ребенок не только растет, но и изменяется. Он становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрослых. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения.
Развитие психических процессов и сфера общения
- Ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр;
- Появляется способность играть не рядом, а вместе с другими детьми, воспринимать некоторые правила и подчиняться им;
- Ребенок называет других по имени;
- Понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций;
- «В уме» должен представлять себе то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий, то есть уметь анализировать свои поступки, знать, почему именно эти действия он совершил.
- Знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);
- Знает 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный);
- Знает такие понятия, как «один — много», «большой — маленький»;
- Может сложить по представленному образцу картинку из 3—5 частей;
- Начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);
- Отгадывает загадки;
- Слушает сказки, рассказы, стихи, заучивает их;
- Рисует, лепит, занимается аппликацией или конструированием, чаще всего с помощью взрослого;
- Малыш может есть самостоятельно, соблюдая при этом гигиенические навыки и правила поведения;
- Должен одеваться самостоятельно: справляться с молнией, застегивать крупные пуговицы, надевать обувь, хоть иногда не на ту ногу;
- Знает последовательность раздевания и складывания одежды;
- Может замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи.
Речевое развитие
- Ребенок знает 1200—1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;
- Усвоил основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использует местоимения, существительные, глаголы и прилагательные (но последние редко);
- «Примеряет» слова новых частей речи: числительные, притяжательные прилагательные, наречия;
- Может рассказать, как его зовут, к какому полу он относится и сколько ему лет (называя возраст, часто использует пальчики для наглядности);
- Может обобщать предметы, у которых одинаковое назначение или которые похожи по каким-то признакам (посуда, одежда, инструменты, игрушки, цветы);
- Говорит предложениями, которые состоят из 3-5 слов;
- Строит предложения, в которых значительно меньше грамматических ошибок, чем было раньше (наличие этих ошибок – пока еще явление нормальное);
- Использует уменьшительно-ласкательные суффиксы;
- Правильно ставит ударения в словах (но пока допускается совершать ошибки);
- Понимает предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»;
- Слушает сказки, рассказы, стихи, заучивает их;
- Правильно произносит подавляющее большинство звуков (еще могут не получаться звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’], [р], [р’], [л]).
4 года
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Дети свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются.
Выделяют характерные особенности развития речи детей 4 лет, которые являются нормой для большинства из них.
Развитие психических процессов и сфера общения
- Речь ребенка трех-четырех лет ситуативна, он еще не владеет монологической речью, поэтому пересказ сказок, небольших рассказов ему пока не доступен;
- В этом возрасте ребенок еще не может самостоятельно рассказать о событиях, которые он видел. Трудно малышам описать содержание сюжетной картины. Чаще всего он называет предметы, людей, животных, а также перечисляет действия, которые они совершают;
- Дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 4-5 слов, постепенно переходя на более сложные;
- Малыш умеет проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;
- Может называть имена близких родственников и друзей;
- Ребенок воспринимает образы и описывает увиденную ситуацию;
- Распределяет в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, футболка);
- Находит признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;
- Называет действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;
- Точно повторять услышанное.
Речевое развитие
- Словарь, которым пользуется ребенок, доходит в этом возрасте до 2000 слов. Среди них все еще преобладают существительные и глаголы, также появляются в речи местоимения, наречия, числительные;
- Продолжается период детского словотворчества: малыши пытаются по-своему обозначать предметы и явления, используя слова, которых нет в родном языке;
- Совершает попытки сочинять стихи и рифмовать слова;
- Словоизменением основных частей речи дети уже в основном овладели. Можно сказать, что грамматические формы продуктивных типов склонений и спряжений в этом возрасте применяются правильно (машина-машины). В то же время аграмматизмы встречаются потому что, дети переносят окончания продуктивных типов склонения на непродуктивные (дом-домы);
- Дети могут склонять несклоняемые существительные («без пальта пойду»);
- Категория рода существительных в основном усваивается к трем годам. Но ошибки в согласовании прилагательных с существительными могут остаться и в рассматриваемом периоде. Чаще всего встречается смешение окончаний женского и среднего рода («красивая платье», «зеленое трава). Это связано с тем, что окончания многих прилагательных безударные, на слух воспринимаются плохо;
- Не справляются пока дети и со склонениями числительных («кошка с два котенка»), тем более что их в речи детей очень мало, как и причастий с деепричастиями;
- В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка – балка, мышка – мишка);
- Малыш с каждым днем говорит все более отчетливо и понятно для окружающих. Это связано с дозреванием артикуляционного аппарата, что дает возможность ребенку правильно произносить те звуки, которые раньше у него не получались. Малыш еще может заменять звук [р] («рука») на [л] («лука») и звук [л] («лак») на мягкий [л`] («ляк»). Свистящие и шипящие к 4 годам могут быть недостаточно отдифференцированы; наблюдается смешение [с-ш], [з-ж], [с`-щ].
5 лет
- Важно развивать у детей не только правильную речь, но и умение слушать, отвечать на вопросы и задавать их, вести диалог.
- В этом возрасте малыш начинает задумываться над правильностью своей речи, исправлять ошибки.
- Словарный запас довольно быстро увеличивается, улучшается произношение звуков, возрастает многообразие интонаций.
- Фразы становятся развернутыми, произношение более чистым, описание предметов более четким.
- Дети учатся устанавливать временные и причинно-следственные связи между предметами, при описании объектов пытаются выражать свое эмоциональное отношение к ним.
Речевое развитие
- Запас слов должен составлять 2500-3000;
- В словах не должны часто встречаться пропуски и перестановки слогов и звуков, исключение составляют сложные слова (экскаватор, велосипед);
- В словарном запасе детей появляются названия различных учреждений (почта, супермаркет, банк), профессий, обозначения материалов (деревянный, железный);
- Малыш полностью готов к правильному воспроизведению всех звуков. Он уже может оценить свою и чужую речь, заметить недостатки в произношении, иногда самостоятельно поправить себя;
- Дети активно используют все части речи в разговоре, правильно строят простые и сложные предложения;
- Маленький болтун свободно выражает эмоции при помощи интонаций (читает стихи весело или грустно), умеет регулировать громкость разговора;
- Малыш знает домашний адрес, фамилию, имя и отчество как свои, так и родителей.
- Умеет классифицировать предметы, находить однокоренные слова;
- Умеет применять притяжательные прилагательные (мамины духи);
- Дети начинают использовать в речи обобщающие слова, антонимы, синонимы;
- Ребенок может поддержать беседу, составить небольшой рассказ, пересказать маленькое произведение, выучить стишок (при помощи взрослого).
Развитие психических процессов и сфера общения
- В этом возрасте ваш ребенок бьет все рекорды запоминания: процесс «запечатления» в памяти является непроизвольным (механизмы запоминания работают «сами по себе», без приложения усилий). Но все, что ребенок таким образом выучит, не будет иметь никакой системы, и лишь будучи школьником, он начнет осознавать и классифицировать информацию.
- Ребенок понимает, что для игры ему нужно уметь выражать свои мысли и желания таким образом, чтобы сверстники его правильно поняли. А так как игра является основным занятием для вашего ребенка, это станет для него замечательной мотивацией для речевых занятий и чтения.
- ребенок воспринимает любую ситуацию только со своей точки зрения. Его психика еще недостаточно созрела для того, чтоб поставить себя на чье-то место и посмотреть на происходящее с другой точки зрения.
- дошкольник не может воспринимать ситуацию в целом. Он понимает отдельные детали, но не в состоянии установить связи между ними. Поэтому зачастую дети в этом возрасте путают причину и следствие, и проявляют здоровую порцию нелогичности в своих рассказах. (Учитывайте эти особенности при общении с вашим малышом, и это устранит многие зарождающиеся конфликты на корню).
- В 5 лет стремительно формируется эмоциональная сфера. В этот период дети достаточно спокойны и уравновешены, без вспышек гнева или конфликтов (но не обольщайтесь, впереди кризис 7 лет).
- Чувства у ребенка становятся значительно более осознанными, развивается эстетика, нравственность, интеллект. Благодаря частому общению со сверстниками, он начинает интегрироваться в социум, и это преподносит ему значительное количество жизненных уроков.
- Воображение – является центральным компонентом в развитие ребенка этого возраста – ведь фантазируя, он находит спасение от ситуаций, которые беспокоят его в реальной жизни. Иногда в 5-6 лет дети выдумывают себе воображаемых друзей. Это является не патологией, а особенностью. Также учтите, что, играя, ребенок настолько сильно вживается в роль, что не всегда может отличить ее от реальности. Будьте терпимы к этому, ведь вам наверняка будет казаться, что малыш вас пытается обмануть или перехитрить. Но это не всегда так, дети верят в то, что говорят, поэтому постарайтесь проявить толерантность и найти способ помочь ребенку осознать – в игре он или же в реальности.
6 лет
Больше общайтесь со своим ребёнком словесно. Интересуйтесь его мнением, его впечатлениями, создавайте комфортную обстановку общения, чтобы ребёнок мог легко открыться перед вами, чтобы хотел делиться своими наблюдениями, выводами, переживаниями. И, конечно, главный источник речевых образцов - это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребёнку книги: ни передача по телевизору, ни электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне.
Развитие психических процессов и сфера общения
- Ребенок хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках;
- Бьет молотком по гвоздю;
- Аккуратно вырезает картинки;
- Дополняет недостающие детали к картинке;
- Особенности памяти: покажите ребенку по очереди 10 картинок, время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.
- Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии;
- Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками;
- Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот;
- Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; воспроизводит геометрические фигуры по образцу, заштриховывает фигуры;
- Обводит рисунки по контуру,
- Ориентируется на листе бумаги;
- Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.
Речевое развитие
- Обладает словарем около 4000 слов;
- Должен владеть обиходным словарем в полном объеме: знать все обобщающие слова (профессии, транспорт, посуда, инструменты, овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные и птицы, насекомые);
- Не должен путать сходные предметы: кувшин - ковшик, миска – чашка);
- Должен знать из чего состоят предметы: у дерева - ствол, ветки, листья, корни, у стула - спинка, сиденье, ножки, подлокотники);
- Ребёнок в этом возрасте умеет подобрать антонимы (высокий - низкий, узкий – широкий), синонимы (большой - огромный, друг – товарищ);
- Использует в речи слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.);
- Ваш ребёнок должен владеть достаточным количеством глаголов: не путать сходные действия (идет-ползёт-скачет, отдает-передает-выдает, подчеркнуть-зачеркнуть, переехал-выехал-заехал). Например, змея именно ползёт, а не идёт, а заяц скачет. Знать, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют);
- Знать как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут);
- Предлоги времени и пространства используются к месту и правильно: за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после;
- Ребёнок правильно образует множественное число (стулья, окна, ведра, пни, дома), уменьшительные и увеличительные формы слов (стульчик, платьице, креслице, камушек, домище, волчище, хвостище);
- Без ошибок употребляет слоговую структуру длинных слов: электричество, милиционер, конструктор, строительный материал;
- К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные.
- Развивается связная речь, ребенок способен пересказать текст, составить рассказ по картине или серии картин, по представлению в правильной логической последовательности. Пытается выразить свое отношение к рассказываемому. Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.
- Пользуется сложными предложениями;
- Употребляет все части речи;
- Использует абстрактные и отвлеченные понятия;
- Правильно произносит все звуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для педагогов "Развитие вербальной и невербальной коммуникации"
Деловая игра для педагогов по образовательной области "Коммуникация". Может быть использована при проведении педсовета, семинара-практикума....
Семинар – практикум на тему: «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»
В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочет...
презентация"Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения"
презентация для интерактивной доски. Теоретическая и практическая часть....
Развитие вербальных и невербальных средств общения у детей дошкольного возраста
Рекомендации педагогам ДОУ для развития вербальных и невербальных средств общения у детей дошкольного возраста....
Использование коммуникативных игр в развитии вербальных и невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста.
Аннотация: В статье представлены результаты теоретического изучения использования невербальных и вербальных средств общения детьми старшего дошкольного возраста в диалоге. Представлен вид и характер и...
Семинар-практикум для педагогов по теме «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»
Педагог ДОУ выступает в учебно-воспитательном процессе не только как организатор познавательной, игровой и других видов деятельности воспитанников, но и как руководитель коммуникации, т. к. его работа...
Деловая игра для педагогов «Развитие вербальной и невербальной коммуникации»
laquo;Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют»...