Связная речь
презентация по логопедии

Вольская Людмила Михайловна

Формирование связной речи у детей с ОНР посредством наглядного моделирования по методике В.К.Воробьёвой

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_svyaznaya_rech_.ppt1.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование связной речи у детей с ОНР посредством наглядного моделирования по методике В.К.Воробьёвой» Опыт работы учителя-логопеда МБОУ ЦО №7 г. Тулы Вольской Людмилы Михайловны

Слайд 2

Адресная направленность Данный опыт работы адресован коллегам по работе: - учителям-логопедам; дефектологам; воспитателям; учителям начальной школы; родителям.

Слайд 3

Актуальность темы Современная наука доказала, что своевременное формирование связной речи является важным условием полноценного развития человека, поскольку речь выполняет ведущую функцию развитии мышления, общения, в планировании и самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Нарушение связной речи, особенно в условиях усложнения и убыстрения школьной программы не редко приводит к дисграфии и дислексии. Грамотная речь является залогом успешного продвижения в жизни, её же отсутствие может принести не только ребёнку, но и взрослому человеку массу отрицательных эмоций, проблемы в выстраивании успешной профессиональной карьеры и значительно снизить уровень его самооценки.

Слайд 4

Теоретическая база опыта Связная речь - это развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно,грамматически правильно. В связи с тем, что связная речь является сложной формой речевой деятельности, она не формируется спонтанно, а лишь при обучении. Задачи связной речи: Развитие коммуникативных функций. Снабжение детей средствами усвоения знаний.

Слайд 5

Устройство связной речи Связная речь – это вид речемыслительной деятельности, результатом которого является текстовое сообщение. Текстовое сообщение состоит из внутреннего и внешнего планов. Монологическая речь - это все большие мысли, которые выражают идею рассказа называются предикатами первого порядка. Предикаты второго порядка отражают содержание рассказа. Предикаты третьего порядка- это маленькие мысли, которые уточняют основные мысли: предикаты интереса, стиля.

Слайд 6

Роль метода наглядного моделирования в формировании связной речи у детей с ОНР Наглядное моделирование - это воспроизведение свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. При использовании метода наглядного моделирования реализуются теории Д.Б.Эльконина – наглядность; Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина – развитие умственных способностей(формирование действий во внешнем плане и создание внутреннего плана высказывания). Современные научные исследования и практические разработки Т.А.Ткаченко, В.К.Воробьёвой и др. подтверждают, что именно наглядные модели являются доступной формой для обучения связной речи детей дошкольного возраста. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет целенаправленно развивать речь детей: обогащать словарь, закреплять навыки словообразования, использовать в речи предложения различных конструкций. Описывать предметы, составлять рассказы.

Слайд 7

Структура рассказов Повествовательные рассказы: Цепная структура построения. Описательные рассказы: Параллельная структура построения.

Слайд 8

Задачи обучения Повествовательным рассказам 1.Научить детей логическому и речевому программированию. 2. Увеличить объём активного словаря. 3.Научить составлять рассказы цепной структуры с помощью наглядного моделирования (маркёров). Описательным рассказам 1. Научить детей исследовательской деятельности с помощью разных анализаторов. 2. Расширять активный словарь. 3. Научить составлять описательный рассказ о предмете по сенсорно-графическому плану.

Слайд 9

Структура логопедического занятия по формированию связной речи повествовательного характера Цели занятия: Познакомить детей с правилами смысловой связи предложений. Уточнить значения слов, сложных по семантике. Автоматизировать слова, сложные по слоговой структуре. Развивать объём линейной памяти (ряд из 6 элементов). Ход занятия: I . Организационный. II . Чтение логопедом рассказа. III . Сенсорно-словарная работа. IV . Знакомство с сенсорно-графическим планом. V . Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе. VI .Закрепление правила смысловой связи предложений в рассказе. VII . Пересказ с опорой на предметно-графический план.

Слайд 10

Текст и схема рассказа цепной структуры Наша кошка Мурка любит мёд. Запах мёда шёл из малинника. В малиннике стоял улей. Улей охраняли пчёлы. Пчёлы покусали нашу кошку Мурку. С тех пор Мурка не любит мёд.

Слайд 11

Структура логопедического занятия по формированию связной речи описательного характера Цели занятия: Формировать у детей исследовательскую деятельность по определённой программе (через рецепторы). Обучать составлять программу описательного рассказа. Ход занятия: I . Организационный. II . Знакомство и изучение предмета. III . Построение сенсорно-графического плана. IV . Словарная работа. V .Составление рассказа с опорой на графический план.

Слайд 12

Схема описательного рассказа

Слайд 13

Итоги Повествовательные рассказы С помощью маркёров детям легче понять структуру построения рассказов повествова- тельного характера. Улучшилось речевое программирование . Описательные рассказы Графические схемы создают возможность слежения за правильной реализацией содержания рассказа. Усовершенствовались речевые и логические программы.

Слайд 14

Общие выводы Обучение детей повествовательным и описательным рассказам с помощью маркёров имеет большую эффективность, так как мысленное слежение за смысловой программой повышает осознанный самоконтроль за речью. Метод наглядного моделирования повышает усвоение материала, его глубину и прочность, делает образовательный процесс более лёгким и интересным для ребёнка.

Слайд 15

Мониторинг

Слайд 16

Рассказ цепной структуры «Лисёнок» Как-то раз пастух в поле поймал лисёнка. Лисёнка принесли ребятам. Ребята посадили лисёнка в пустой амбар. Прямо за амбаром начинался лес. Ночью из леса пришла лисица. Лисица принесла лисёнку зайчонка.

Слайд 17

Рассказ цепной структуры « Как птицы помогают саду» Весной ребята построили скворечник. Скворечник повесили на дерево. Вскоре на дереве поселились скворцы. Скворцы полюбили наш сад. В саду они собирали жучков и гусениц. Ведь жучки и гусеницы вредят листве деревьев.

Слайд 18

Рассказ цепной структуры « Находка» Летом ребята жили в деревне. За деревней протекала река. К реке вела тропинка. На тропинке была ямка. В ямке кто-то шуршал. Кого почуяла собака?

Слайд 19

Рассказ цепной структуры « Как петух напал на медвежонка» Как-то зимой охотники отправились в лес. В лесу они нашли медвежонка. Медвежонка принесли в деревню. В деревне отдали его хозяйке. Хозяйка отпустила его во двор. А во дворе в это время разгуливал петух. Петух напал на медвежонка. Медвежонок спрятался в собачью будку.

Слайд 20

Рассказы цепной структуры «Серебряный зверь» Однажды лиса пришла поохотится на берег реки. На берегу реки был прорубь. В прорубь лиса опустила хвост. Хвост замёрз и стал серебря- ным. Серебряный хвост увидели охотники. Охотники удивились и стали догонять необыкновенного зверя. Но чудесная лиса убежала в лес. « Кот Иваныч и Бобка» ( по Скребицкому) Наш кот Иваныч спал на печке. С печки свесил вниз хвост. Его хвост схватил щенок Бобка. Бобка стащил кота вниз. Кот ударил лапой Бобку. Бобка убежал от кота. А кот Иваныч прыгнул на печку.

Слайд 21

Рассказы цепной структуры « Первая охота» (по Бианки) Ящерка грелась на камне. К камню подкрался щенок. Он схватил ящерку за хвост. Хвост остался в зубах у щенка. Щенок погнался за ящерицей. Ящерица юркнула под камень. Под камнем она отращивает себе новый хвост. « Кошка и мышка» Однажды все ушли из дома. А дома в полу была норка. Из норки вышла мышка. Мышка пошла на кухню. На кухне нашла крошки. Крошки съела мышка. Мышку почуяла кошка. Кошка побежала за мышкой. Но мышка убежала в норку.

Слайд 22

Список литературы 1. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. –М., «Астрель», 2005г. 2. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликах. //хрестоматия по логопедии,т.2, с.112-122 , М.,1997г. 3. Белова-Давид Р.А.Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста // Нарушение речи у дошкольников.- М.,1972г. 4. Гальперин П.Я. К проблеме зависимости предложения от контекста // Вопросы языкознания-1997г.- №1 - с.48-55 5. Жинкин Н.И. Механизмы речи.- М.,1956г. 6.Жинкин Н.И. Интелект, язык и речь// Нарушение речи у дошкольников/ Составитель Белова-Давид Р.А.-М..1972г.-с.9-31. 7.Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста// Лингвистика текста/ Материалы научной конфер.М.,1975г.-ч.1.-с,168-172. 8. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. / С-П.,1998г. 9.Шаховская С.Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией. // Расстройства речи и методы их устранения/ Под ред.С.С.Ляпидевского. М., 1977г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».

В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...