Использование физкультминуток в работе логопеда
статья по логопедии
использование физкультминуток в работе логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_fizkultminutok_v_rabote_logopeda.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА
Специальные обследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей в состоянии двигательной сферы. Это недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.
Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Исследования показали, что если развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше возрастной нормы.
Используют пальцевые упражнения, сопровождая их речью детей, включая их в занятия логопеда или воспитателя как физкультминутки.
Физкультминутки включаются в занятия логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей. В зависимости от возраста и от темы занятия их можно проводить один-два раза по 2-3 мин.
Условно все физкультминутки можно разделить на упражнения без речевого сопровождения и с речевым сопровождением.
Среди упражнений без речевого сопровождения выделяются движения, выполняемые стоя, сидя или лёжа, упражнения с элементами йоги – гимнастики и психогимнастики. Проводятся они, как правило, на начальном этапе обучения с целью не только переключить детей на другой вид деятельности, но и организовать их внимание недисциплинарными методами, научить правильно и точно выполнять задания взрослых, когда одно задание предъявляется всем детям, при этом каждый ребёнок должен воспринимать его как обращенное лично к нему.
Упражнения на релаксацию проводятся на каждом этапе обучения. Они могут сопровождаться звучанием музыки. Детям предлагается, сидя на своем месте за столом, положить голову на стол и закрыть глаза или лечь на спину на ковер, вытянуть руки вдоль туловища ладонями вниз, закрыть глаза и представить себя летящим на мягком, пушистом облаке (образы могут быть и другими), которое качает и баюкает ласково, как мама; теплый ветерок нежно шевелит волосы и гладит по голове, по щекам. Упражнение заканчивается словами: «Но вот подул прохладный ветер, и нам захотелось вернуться на землю».
Упражнения с элементами психогимнастики также проводятся в любом периоде обучения. Это могут быть задания на изображение отдельных эмоций с помощью мимики, жестов, пантомимы.
Упражнения с речевым сопровождением можно условно подразделить на речевые игры фонетической и лексико-грамматической направленности, которые включаются соответственно в занятия по формированию звукопроизношения или лексико-грамматических категорий. Т
Такие упражнения могут нести в себе целый комплекс коррекционных задач:
- Снимать напряжение после изучения нового материала, когда требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и памяти;
- Развивать память, внимание, эмоции;
- Содействовать развития дыхания;
- Закреплять произношение отдельных звуков речи;
- Развивать просодическую сторону речи.
В текстах, используемых для проведения физкультминуток, присутствуют веселые, забавные, озорные образы, которые образы, которые воздействуют на эмоции, вызывают положительные чувства, что в конечном итоге помогает более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов.
Для проведения физкультминуток используются игры разных народов, произведения устного народного творчества, при необходимости они адаптируются с учётом речевых возможностей детей. Для отбора необходимого практического материала приходится просматривать большое количество литературных источников по дошкольному воспитанию и логопедии, использовать многократно опубликованный поэтический материал, который не имеет ссылок на авторство и попадает в разряд «фольклора».
При проведении физкультминутки логопеду следует так выбрать место, чтобы каждый ребёнок видел его лицо, глаза и рот и мог повторять за ним мимические движения и артикуляцию. Логопед, в свою очередь, должен хорошо видеть каждого ребёнка, чтобы оценить качество выполнения движений, ритм, плавность, согласованность движений с речью.
Руководящая роль логопеда особенно важна при проведении игр с элементами релаксации и психогимнастики. Очень важен в этом случае подбор музыкального сопровождения и текстов.
Многолетние наблюдения позволяют сделать вывод, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушение речи, в процессе коллективных игровых действий во время физкультминуток становятся более уверенными , моторно активными, усваивают правила игр, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятельность.
Физкультминутки предупреждают переутомление дошкольников, служат средством эмоциональной разрядки, снимают статическую нагрузку, раскрепощают моторику и речь детей, позволяют достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование крупотерапии в работе логопеда
Работая логопедом в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями я применяю различные упражнения для развития мелкой моторики, в частности,...
Использование ИКТ в работе логопеда ДОУ
Использование ИКТ как средство повышения эффективности логопедической работы в ДОУ....
Использование физкультминуток в работе с дошкольниками
гра – основной и ведущий вид деятельности дошкольников. В игре и через игру часто сложное становится для детей доступным, понятным, ясным и интересным. Игра это основное и любимое занятие всех детей, ...
Сообщение из опыта работы "Использование ИКТ в работе логопеда"
Сообщение из опыта работы для районного методического объединения учителей-логопедов...
"Использование физкультминуток в работе с детьми дошкольного возраста"
В данном материале предложены варианты физкультминуток, которые можно использовать в работе с детьми в детском саду....
"Использование физкультминуток в работе с детьми дошкольного возраста"
Предлагаю Вашему вниманию картотеку физминуток, которую можно использовать при проведении непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим «Времена года», «Деревья»...
Использование физкультминуток в работе воспитателя
Использование физкультминуток в работе воспитателя. Презентация....