Презентация. Формирование звукопроизношения.
материал по логопедии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционный аспект звуков речи (устройство и работа речевого аппарата) Речевым аппаратом называется совокупность органов речи. Органами речи являются части организма человека, которые, наряду с той или иной физиологической функцией, выполняют определенную социальную задачу, прямо или косвенно участвуют в образовании звуков речи.
Профиль органов артикуляции
Дыхательными органами речи являются: легкие, бронхи, дыхательное горло, гортань; иногда к ним относятся также грудная клетка и грудобрюшная преграда, или диафрагма. Все дыхательные органы создают воздушную струю, необходимую для того, чтобы вызвать звуковые колебания. Резонирующими органами речи, или резонаторами, называются надгортанные полости, т.е. полость рта, полость носа и полость глотки, или зева. В речевом процессе эти органы изменяют свой объем и форму, чем определяется тембр произносимых звуков. К произносительным органам речи, или органам произношения, относятся такие расположенные в полости рта органы, которые непосредственно участвуют в оформлении звуков, создавая разные препятствия струе выдыхаемого воздуха и обеспечивая тем самым различия между звуками. Это язык, губы, зубы, альвеолы, твердое нёбо, мягкое нёбо, нёбная занавеска, язычок, голосовые связки. Активными являются органы речи выполняют те или иные движения, необходимые для образования звука речи. К ним относятся язык, губы, мягкое нёбо, нёбная занавеска, язычок, голосовые связки. Пассивными - которые при произнесении звуков не меняют своего положения, "служат лишь “точкой опоры” для активного органа.
Классификация гласных звуков В артикуляционном отношении гласные звуки различаются в зависимости от работы активных органов речи, а именно: языка, губ, нёбной занавески, или (в иной терминологии) мягкого нёба. При образовании гласных важным является горизонтальное и вертикальное положение языка участие губ, а также форма и объем ротового резонатора или ротовой полости. В зависимости от подъема языка по вертикале гласные делятся на 3 группы: нижнего подъема (А), среднего подъема (О,Э), верхнего подъема (И,Ы,У). В зависимости от продвижения языка по горизонтали выделяют: передний ряд (И,Э), средний ряд (А) заднего ряда (О,У). По участию губ: лабиализованные (губные) и нелабиализованные.
Классификация согласных звуков Согласные звуки, так же как и гласные, артикуляционно различаются, главным образом, по работе активных органов речи, прежде всего языка и губ, по их положению и изменению в процессе образования звука. На этом основании осуществляется две классификации согласных звуков: 1) в зависимости от того, какой из активных органов речи и, следовательно, в каком месте образует преграду для струи выдыхаемого воздуха, т.е. по месту образования преграды, или, проще, по месту образования, 2) в зависимости от характера преграды и способа ее преодоления, т.е. по способу образования.
По месту образования согласные звуки делятся на губные , или лабиальные, и язычные. Язычные делятся на: Переднеязычными называются согласные, при образовании которых преграда создается в передней части полости рта путем сближения передней части языка и его кончика с зубами (нижними или верхними), альвеолами или передним нёбом. К ним относится д, т, з, с, ж, ш, ц, ч, Заднеязычными, задненёбными, или велярными (от лат. velum – "завеса; мягкое нёбо"), являются согласные, при образовании которых преграда возникает в задней части полости рта в результате сближения задней части спинки языка с мягким нёбом. Это такие согласные, как русские г, к, х. К среднеязычным, средненёбным, или палатальным (от лат. palatum – "твердое нёбо"), относятся согласные, при образовании которых преграда создается в средней части полости рта, где средняя часть спинки языка сближается с твердым нёбом. Среднеязычными являются согласный j.
По способу образования согласные звуки можно разделить на три основные группы: смычные, щелевые и дрожащие Взрывные согласные, которые иногда называются также смычно-взрывными, собственно смычными, чистыми смычными, или мгновенными, – это звуки, при образовании которых создаваемая органами речи преграда в виде смычки раскрывается внезапно, мгновенно, резким толчком выдыхаемой воздушной струи. Так образуются, например, русские согласные б, п , д , т, г, к. Смычно-щелевыми согласными, иначе, слитными, аффрикативными ц и ч, например в словах цирк, целый, час, чай, чистый. Носовыми, или назальными (от лат. nasalis – "носовой"), называются смычно-проходные согласные, при образовании которых воздушная струя проходит через полость носа. Это согласные типа русских м, н.
Боковыми , или латеральными (от лат. lateralis – "боковой"), называются согласные, при произнесении которых воздушная струя проходит через полость рта, по ее краям, по бокам языка (в некоторых языках – с одной его стороны). Примером таких звуков может служить русский согласный л . Щелевые (щелинные) согласные, иначе фрикативные (от лат . fricare – "тереть"), или спиранты такие звуки возникают в результате трения выдыхаемого воздуха о стенки образующейся щели. Щелевыми являются такие согласные, как, например, в, ф , з , ж, с, ш , х и др. Дрожащие согласные, или вибранты - сонорный согласный р . В зависимости от положения голосовых связок различаются согласные звонкие и глухие . По дополнительному подъему языка к нёбу , различаются согласные твердые и мягкие.
Неправильное произношение звуков Чаще всего отмечается неправильное произношение трудных по артикуляции звуков: свистящих ([с], [ з ], [ ц ]), шипящих ([ ш ], [ж], [ч], [ ш ']), сонорных ([ р ], [л]). Выделяют четыре вида нарушений звукопроизношения (в пределах одного слова): • отсутствие звука; (корова — « коова », «роза»-« оза »), • искажение звука; (вместо [с] произносится межзубный [с]) • замена звука;(« томок » вместо комок,«дубы» вместо губы) • смешение звуков. (шапка- «сапка»)
Этапы работы над формированием звука 1. Подготовительный этап 2. Этап постановки звука 3. Этап Автоматизации звука: - Изолированно - В слогах - Словах - Фразах Предложениях и текстах 4. Этап дифференциации звуков - Изолированно - В слогах - Словах - Фразах - Предложениях и текстах
Артикуляционная гимнастика Цель состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое. Бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на динамические и статические .
Как проводить артикуляционную гимнастику 1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Не следует предлагать детям более 2-3 заданий за один раз, каждое выполняется по 5-6 раз. Статические упражнения выполняются по 5-7 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 2. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. 3. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки.
4. Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема. 5. Рекомендуется проводить их эмоционально, в игровой форме. 6. Артикуляционную гимнастику выполнять сидя. 7 . Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо взрослого , которое должно быть хорошо освещено, губы ярко окрашены. 8. Взрослый должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Артикуляционная гимнастика
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для детей. Презентация к совместной деятельности учителя-дефектолога и детей среднего возраста по трафаретному рисованию на тему "Поможем зайчику спрятаться от лисы"
Презентация поможет сделать занятие более увлекательным....
1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"
1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...
Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"
В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...
Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».
Основная идея использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы п...
Презентация к занятию (развитие речи, старшая группа) на тему: Непосредственно-определенная деятельность по теме: "День памяти А.С. Пушкина" Презентация в старшей группе.
Образовательная область "Коммуникация"...
Презентация "Как вода держит корабли?" Презентация Игнатовой Софья 5 лет-составлена при помощи воспитателей группы.
Презентация по экспериментальной деятельности . Тема : "Вода и её свойства"....
Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"
10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...