Развитие связной речи ребенка с речевыми нарушениями посредством обучения придумыванию загадок.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
В современном мире взрослые стали меньше общаться с детьми, больше времени ребенок проводит у телевизора или компьютера и поэтому не мотивирован излагать свои мысли пространно, используя все многообразие русского языка. А связная речь детей с речевыми нарушениями отличается бедностью высказывания и аграмматизмами, что еще больше заставляет ребенка стесняться своей речи.
Как же сделать процесс «говорения» для детей интересным, жизненно необходимым, приятным и привычным делом? Для решения этой проблемы в своей логопедической практике я использую загадки!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи ребенка с речевыми нарушениями посредством обучения придумыванию загадок.
В современном мире взрослые стали меньше общаться с детьми, больше времени ребенок проводит у телевизора или компьютера и поэтому не мотивирован излагать свои мысли пространно, используя все многообразие русского языка. А связная речь детей с речевыми нарушениями отличается бедностью высказывания и аграмматизмами, что еще больше заставляет ребенка стесняться своей речи.
Как же сделать процесс «говорения» для детей интересным, жизненно необходимым, приятным и привычным делом? Для решения этой проблемы в своей логопедической практике я использую загадки. Почему именно загадка? Знакомство каждого ребенка с загадками происходит в самом раннем детстве. Загадка для ребенка – это особый яркий, притягательный, таинственный мир, который доставляет радость. Хоть она и является малой формой фольклора, но для педагога - это практический материал с огромными коррекционно-развивающими возможностями. Отгадывание и придумывание загадок развивает мышление, воображение, наблюдательность, внимание, сенсорную сферу, расширяет запас знаний и представлений об окружающем мире, развивает речь.
Загадка - это экспромт, сотворчество педагога и ребенка, это игра. Это те составные, которые помогают успешному обучению детей связной речи, культуре речи и общению.
Задачи, которые решает педагог при обучении детей составлению загадок:
- Развитие мышления, памяти, внимания, воображения;
- Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие связной, грамматически правильной речи;
- Установление элементарных связей и зависимостей между предметами, объектами окружающего мира;
- Совершенствование умение использовать разные части речи по смыслу.
Сочинение загадок — непростая задача для детей. Для этого им нужно научиться кратко описывать предметы, явления. Находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства, отбрасывая второстепенное и малозначащее. Чтобы научиться придумывать загадки, надо знать, какими способами при этом можно пользоваться. В своей практике я учу детей придумывать загадки с помощью методов ТРИЗ, а именно - по моделям.
Технология обучения детей составлению загадок
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста.
В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1
Какой? | Что бывает таким же? |
Для составления загадки выбран объект (арбуз). Далее детьми даются образные характеристики по заданным взрослым признакам.
- Какой арбуз по цвету? – Зеленый с полосками, внутри красный.
Педагог записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой арбуз по действиям? – Лежащий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Педагог просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
ПР: круглый – мяч.
Табличка может выглядеть следующим образом:
Какой? | Что бывает таким же? |
Зеленый | трава |
Лежащий | камень |
Круглый | мяч |
После заполнения таблички педагог предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не». Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про арбуз: «Зеленый, как трава, лежит, как камень, круглый, как мяч»».
Что делает? | Что (кто) делает также? |
Протокол составления загадки про ежика с детьми 6 лет.
- Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что?
- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»).
- Пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»).
- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»).
- Собирает как жадина (сравнение на «занижение»).
- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»).
- Семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»).
Далее педагог предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не».
ПР: Составление загадки про ежика с приемом «завышение»: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».
ПР: Составление загадки про ежика с приемом «занижение»: «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном».
Модель 3
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? | Чем отличается? |
На что похоже? Чем отличается?
Протокол составления загадки про гриб:
- На что похож гриб? – На мужичка.
- А чем отличается от мужичка? – У гриба нет бороды.
- Еще на что похож? – На дом, но без окон.
- А еще? – На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».
Можно дать детям свободу фантазировать и придумывать свои загадки самостоятельно. Вот примеры детских загадок группы компенсирующей направленности подготовительного к школе возраста. Задание составить загадку давалось на дом.
Летом - серый, зимой - белый, с длинными ушами, пушистый, трусливый.
Зеленый, в пупырышках, хрустящий. (Огурец)
Свернутая из листьев, круглая. (Капуста)
Ярко- оранжевая внутри, снаружи – твердая. (Тыква)
Зеленая летающая тарелка. (Патиссон)
Зеленая, по форме как лампочка. (Груша)
Пыхтит, едет по рельсам. (Поезд)
Острый, разрезает на части. (Нож)
Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож. (Груша)
Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая. (Морковь)
Меня ставят на плиту и готовят суп на всю семью.(Кастрюля)
Сплю в пенале, работаю в тетрадке. (Ручка)
Белый, пушистый, бегает по снегу. (Заяц)
Две дорожки соединились в одну. (Брюки)
Красное, висит на дереве. (Яблоко)
Зеленый, пупырчатый, растет на грядке. (Огурец)
Даня утром рано встал и заправил то, на чем лежал. (Кровать)
Кто ушастый, трусливый, косоглазый прыгун?
Если ты забудешь их надеть в дождь, то промочишь ноги. (Резиновые сапоги)
Маленькое солнышко на веточке растет
Сладкое и сочное, витамины нам дает. (Апельсин)
Я тонкий, но не палочка, я зеленый, но не листик! Кто я? (Огурец)
Кто зимой беленький, летом серенький, лису и волка боится.
На грядке лежит зеленая с листьями, её любят зайцы. (Капуста)
Маленькая, розовая, похожа на репку. (Редиска)
Желтая, большая, в земле растет. (Репка)
Оранжевый, круглый, на дереве растет, сладкий или кисленький. (Апельсин)
С длинными рукавами, воротником и пуговицами. Может быть женская, мужская или детская. (Рубашка)
Круглая с палкой, в рот помещается. (Ложка)
Пузатая, ручки в бока, сахар хранит. (Сахарница)
У него 4 колеса, перевозит людей. (Автобус)
Большая, скачет, цокает, и-го-го кричит. (Лошадь)
Ею можно рисовать и в тетради написать, и она с чернилами. (Ручка)
Серый трусишка с длинными ушами.
Бывает длинный и короткий, гладкий и пупырчатый. (Огурец)
Белая спортивная, цветная модная, длинная короткая. (Футболка)
Мягкий раздвижной, красивый набивной. Гости приезжают, на нем все отдыхают. (Диван)
Розовая, хрюкает часто. Спать не дает, зато сало дает. (Свинья)
Кусок резины, а стирает. (Ластик)
Греет зимой шейку. (Шарф)
Круглая, стеклянная, не боится горячего. (Тарелка)
Ею можно расчесать волосы, а можно и кушать. (Вилка)
Груша, яблоко, банан – эти вкусные продукты вместе все зовутся – (фрукты).
Ровно в ряд всегда стоят и на полочке блестят. (Тарелки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию с использованием моделирования.
Опыт работы по развитию речи детей для воспитателей и родителей старших дошкольников....
Статья «Развитее связной речи детей с речевыми нарушениями в процессе экспериментальной деятельности»
Данная статья является обобщением личного педагогического опыта....
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков.
Практический материал из опыта работы учителя-логопеда ДОУ .У детей с ФФНР, НвОНР и ОНР всегда отмечаются проблемы в развитии связной речи - трудности при пер...
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию
В настоящее время изучению проблемы развития рассказывания у дошкольников с использованием моделирования посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследова...
Презентация к мастеру-классу для педагогов "Развитие связной речи дошкольников с ОНР с посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации".
Презентация к мастеру-классу для педагогов "Развитие связной речи дошкольников с ОНР с посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации"....
Передовой педагогический опыт работы Форма: индивидуальный Тема: «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации»
Передовой педагогический опыт работы Форма: индивидуальный Тема: «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации». ...