"Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребёнка"
консультация
"Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребёнка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultats.docx | 2.31 МБ |
profilaktika_rechnar_u_detey_ml.vozrasta.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Профилактика речевых нарушений
у детей младшего дошкольного возраста
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Снижение уровня языковой культуры общества в целом накладывает отпечаток на развитие речи детей. Маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это приводит к появлению дефектов звукопроизношения.
Начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с 3-х летнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные патологии, что способствует их ранней коррекции.
К 3-м годам в норме: словарь ребёнка включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространенные предложения, его общение со взрослым становится речевым. Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление в этом возрасте еще несовершенно: нет чистоты звучания шипящих, звуков [р], [л], наблюдается перестановка звуков. Обычно эти особенности исчезают к 4-5 годам жизни.
Для профилактики речевых нарушений у детей, важно развивать общие речевые навыки.
-Развитие правильного дыхания
Дыхательная гимнастика: поможет научить ребенка правильно дышать.
Дуть в дудочки, дуть на ватные шарики, надувать воздушные шары. «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть. Подуть на легкий шарик, плавающий в воде.
- Развитие мелкой моторики
«Способности детей на кончиках их пальцев», - говорил Сухомлинский. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику. Кроме упражнений в стихотворной форме полезно использовать игры с бусинами, мелкими камешками, крупой, горохом, задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование, обводка, штриховка, раскрашивание. Мелкая моторика развивается в быту постоянно: учим затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться.
-Развитие артикуляционной моторики
Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями.
1. Максимально открывать и закрывать рот
2. Растягивать губы в улыбочку
3. Вытягивать губы трубочкой
4. «Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, покачался на качелях: вверх-вниз, снова спрятался в домик»
5. Худышки-толстячки. Втягивать в себя щеки и надувать и т.д.
- Развитие чувства ритма
Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.
Формирование умения двигаться в такт с музыкой. Формированию и тренировке умения способствуют упражнения утренней гимнастики, повторяющиеся игровые и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах (бубны, барабаны, погремушки), пение, исполнение песенок на клавишных инструментах.
- Развитие понимания речи
Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Иногда взрослые поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.
Речь у ребенка зарождается только в процессе совместной со взрослым предметной деятельности, тогда, когда в его сознании слово, которое произносит взрослый, связывается с предметом, действием или признаком, которое оно обозначает. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог.
Используйте каждый час, каждую минутку, проведенную вместе с ребенком. По дороге в магазин описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина - она красная, она большая, идет собака - она маленькая, добрая, красивая. Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).
Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.
- Развитие слухового внимания и фонематического слуха
• «Угадай, что звучит» Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.
• «Угадай, чей голос» Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается), другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал
• «Узнай музыкальный инструмент» Взрослый показывает как звучат музыкальные инструменты (бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент.
• Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают
Телевизор, компьютер, телефон, планшет прочно вошли в нашу жизнь. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей: ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, это занятие таит в себе серьёзные проблемы.
И самая главная и актуальная проблема - отставание в развитии речи.
Чаще говорите с ребенком, обсуждайте разные вопросы: что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.).
Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться.
Помните, общение с родителями через разнообразные виды совместной с ними деятельности, ребенок усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных действий – происходит социализация личности, формируется и развивается её субъективность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2021 год. Консультация для родителей: «Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»
Консультация для родителей:«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»...
«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»
laquo;Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»...
«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»
Своевременное и правильное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его обучения в школе....
Консультация для родителей. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка.
laquo;Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»...
Взаимодействие специалистов и семьи в формировании правильной речи ребенка
Взаимодействие специалистов и семьи в формировании правильной речи ребенка.Проблема содружества нашего центра и семьи не нова, сегодня она носит творческий характер благодаря дифференцированному ...
Консультация для родителей "Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребёнка"
Консультация учителя-логопеда для родителей ДОУ...