Взаимодействие специалистов и семьи в формировании правильной речи ребенка
консультация по логопедии
Взаимодействие специалистов и семьи в формировании правильной речи ребенка.
Проблема содружества нашего центра и семьи не нова, сегодня она носит творческий характер благодаря дифференцированному подходу.
Наилучшие результаты полноценного речевого развития детей отмечается там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие взаимодействие с семьей нужно отличать от понятия работа с родителями, поскольку второе – составная часть первого. Взаимодействие – не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, это обязательно ненавязчивый, опосредованный контроль или обратная связь.
Работа с родителями является неотъемлемой частью реабилитационных мероприятий специалистов дошкольного учреждения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Педагоги проводят большую работу по привлечению родителей к образовательно-воспитательному процессу: участию родителей в утренниках, спортивных праздниках, выставках, театрализованных представлениях, консилиумах. Логопеды привлекают внимание родителей к коррекционно-развивающей работе с детьми через систему рекомендаций для занятий в домашних условиях. Педагоги оказывают методическую помощь родителям, которые занимаются со своими детьми, но не имеют для этого необходимых знаний.
Заниматься дома с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, нужно обязательно, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание, как в речевом, так и в общем развитии ребенка. Методические рекомендации, которые даются учителем-логопедом, позволяют объединить усилия педагога и родителей в воспитании гармонично развитой личности.
Система работы логопеда с родителями включает в себя следующие формы:
1. Анкетирование родителей.
При поступлении ребенка в наш центр родители заполняют анкету для логопеда, в которой указывают общие сведения о ребенке, анамнестические данные, сведения о его раннем развитии, о семье, о психологических и речевых особенностях ребенка.
2. Общее групповое собрание.
На первом собрании родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы педагогов, с правилами и расписанием занятий.
Целью последующих собраний является повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей о закономерностях развития ребенка, о причинах возникновения того или иного дефекта речи, о значении медикаментозного и физиотерапевтического лечения, коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с нарушениями речи.
Специалисты отвечают на вопросы родителей, привлекают к обсуждению той или иной темы. Не обходят стороной и вопросы воспитания ребенка в семье.
3. Индивидуальные консультации.
При использовании индивидуальной формы работы логопед раскрывает перед родителями те или иные индивидуальные особенности ребенка, выявленные в результате логопедического обследования. Педагог знакомит родителей с планом коррекционной работы на учебный год, дает рекомендации, как организовать занятия с ребенком в домашних условиях, показывает некоторые приемы работы коррекционного воздействия. Логопед объясняет, как правильно провести пальчиковую, артикуляционную гимнастику, в какие подвижные игры поиграть дома, на улице, какие читать книги, как составлять рассказы, загадывать и отгадывать загадки, решать логические задачки.
Педагоги учреждения привлекают родителей к изготовлению дидактических игр с пуговицами, шнурочками, замочками, с крупами, семенами, шишками для развития мелкой моторики пальцев рук, самодельных игрушек на развитие воздушной струи.
4. Индивидуальная тетрадь рекомендаций специалистов родителям.
В индивидуальной тетради ребенка логопед предлагает родителям материал для развития артикуляционной моторики, закрепления правильного произношения поставленных звуков, развития фонематических процессов, коррекции и развития лексико-грамматической стороны речи, развития памяти, внимания, мышления и восприятия. Те родители, которые добросовестно выполняют рекомендации педагога, видят успехи своих детей уже в первые месяцы пребывания ребенка в детском саду.
5. Использование рабочих тетрадей в домашних условиях.
Для привлечения родителей к закреплению полученных на занятиях знаний у детей по лексико-грамматическим темам, по изученным звукам и буквам, логопед использует учебные пособия, рабочие тетради, альбомы. Задания в них подобраны в соответствии с материалом, изученным в группе и требованиями Программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.
6. Информационный уголок (стенд).
Эта форма работы знакомит родителей со следующей информацией:
- расписание занятий;
- время консультаций специалистов;
- словарь логопедических терминов;
- советы воспитателей, специалистов;
- рекомендации медицинских работников;
- текущие объявления.
На стенде родители могут познакомиться с лексической темой, которую изучают дети, каков примерный лексикон по данной теме. Указываются литературные произведения, которые желательно прочитать, какие вопросы можно задать ребенку, какие стихи, тексты песен необходимо повторить с ребенком дома.
7. Подготовка к мероприятиям учреждения.
Совместно с логопедом родители принимают активное участие в подготовке утренников, спортивных праздников, спектаклей: разучивают с детьми тексты песен, стихов, обращая внимание на правильное произношение поставленных звуков. Советуются по изготовлению костюмов, атрибутов.
8. Участие родителей в проведении Психолого-медико-педагогического консилиума.
Родители детей с тяжелыми нарушениями речи обязательно присутствуют на Психолого-медико-педагогическом консилиуме Центра. Знакомятся с результатами диагностики, планированием работы логопеда, с рекомендациями и заключением консилиума. Обсуждаются интересующие родителей вопросы по обучению и воспитанию ребенка.
9. В работе с родителями хорошие результаты дает вовлечение в проектную деятельность родителей и детей под руководством педагогов для создания партнерских отношений между родителями и педагогами, что в свою очередь повышает результаты коррекционной работы, воспитания и развития детей с ОВЗ.
Только тесный контакт в работе всех участников педагогического процесса (воспитатели, специалисты, медицинские работники, родители) может способствовать устранению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoped.doc | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие специалистов и семьи в формировании правильной речи ребенка.
Проблема содружества нашего центра и семьи не нова, сегодня она носит творческий характер благодаря дифференцированному подходу.
Наилучшие результаты полноценного речевого развития детей отмечается там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие взаимодействие с семьей нужно отличать от понятия работа с родителями, поскольку второе – составная часть первого. Взаимодействие – не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, это обязательно ненавязчивый, опосредованный контроль или обратная связь.
Работа с родителями является неотъемлемой частью реабилитационных мероприятий специалистов дошкольного учреждения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Педагоги проводят большую работу по привлечению родителей к образовательно-воспитательному процессу: участию родителей в утренниках, спортивных праздниках, выставках, театрализованных представлениях, консилиумах. Логопеды привлекают внимание родителей к коррекционно-развивающей работе с детьми через систему рекомендаций для занятий в домашних условиях. Педагоги оказывают методическую помощь родителям, которые занимаются со своими детьми, но не имеют для этого необходимых знаний.
Заниматься дома с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, нужно обязательно, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание, как в речевом, так и в общем развитии ребенка. Методические рекомендации, которые даются учителем-логопедом, позволяют объединить усилия педагога и родителей в воспитании гармонично развитой личности.
Система работы логопеда с родителями включает в себя следующие формы:
1. Анкетирование родителей.
При поступлении ребенка в наш центр родители заполняют анкету для логопеда, в которой указывают общие сведения о ребенке, анамнестические данные, сведения о его раннем развитии, о семье, о психологических и речевых особенностях ребенка.
2. Общее групповое собрание.
На первом собрании родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы педагогов, с правилами и расписанием занятий.
Целью последующих собраний является повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей о закономерностях развития ребенка, о причинах возникновения того или иного дефекта речи, о значении медикаментозного и физиотерапевтического лечения, коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с нарушениями речи.
Специалисты отвечают на вопросы родителей, привлекают к обсуждению той или иной темы. Не обходят стороной и вопросы воспитания ребенка в семье.
3. Индивидуальные консультации.
При использовании индивидуальной формы работы логопед раскрывает перед родителями те или иные индивидуальные особенности ребенка, выявленные в результате логопедического обследования. Педагог знакомит родителей с планом коррекционной работы на учебный год, дает рекомендации, как организовать занятия с ребенком в домашних условиях, показывает некоторые приемы работы коррекционного воздействия. Логопед объясняет, как правильно провести пальчиковую, артикуляционную гимнастику, в какие подвижные игры поиграть дома, на улице, какие читать книги, как составлять рассказы, загадывать и отгадывать загадки, решать логические задачки.
Педагоги учреждения привлекают родителей к изготовлению дидактических игр с пуговицами, шнурочками, замочками, с крупами, семенами, шишками для развития мелкой моторики пальцев рук, самодельных игрушек на развитие воздушной струи.
4. Индивидуальная тетрадь рекомендаций специалистов родителям.
В индивидуальной тетради ребенка логопед предлагает родителям материал для развития артикуляционной моторики, закрепления правильного произношения поставленных звуков, развития фонематических процессов, коррекции и развития лексико-грамматической стороны речи, развития памяти, внимания, мышления и восприятия. Те родители, которые добросовестно выполняют рекомендации педагога, видят успехи своих детей уже в первые месяцы пребывания ребенка в детском саду.
5. Использование рабочих тетрадей в домашних условиях.
Для привлечения родителей к закреплению полученных на занятиях знаний у детей по лексико-грамматическим темам, по изученным звукам и буквам, логопед использует учебные пособия, рабочие тетради, альбомы. Задания в них подобраны в соответствии с материалом, изученным в группе и требованиями Программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.
6. Информационный уголок (стенд).
Эта форма работы знакомит родителей со следующей информацией:
- расписание занятий;
- время консультаций специалистов;
- словарь логопедических терминов;
- советы воспитателей, специалистов;
- рекомендации медицинских работников;
- текущие объявления.
На стенде родители могут познакомиться с лексической темой, которую изучают дети, каков примерный лексикон по данной теме. Указываются литературные произведения, которые желательно прочитать, какие вопросы можно задать ребенку, какие стихи, тексты песен необходимо повторить с ребенком дома.
7. Подготовка к мероприятиям учреждения.
Совместно с логопедом родители принимают активное участие в подготовке утренников, спортивных праздников, спектаклей: разучивают с детьми тексты песен, стихов, обращая внимание на правильное произношение поставленных звуков. Советуются по изготовлению костюмов, атрибутов.
8. Участие родителей в проведении Психолого-медико-педагогического консилиума.
Родители детей с тяжелыми нарушениями речи обязательно присутствуют на Психолого-медико-педагогическом консилиуме Центра. Знакомятся с результатами диагностики, планированием работы логопеда, с рекомендациями и заключением консилиума. Обсуждаются интересующие родителей вопросы по обучению и воспитанию ребенка.
9. В работе с родителями хорошие результаты дает вовлечение в проектную деятельность родителей и детей под руководством педагогов для создания партнерских отношений между родителями и педагогами, что в свою очередь повышает результаты коррекционной работы, воспитания и развития детей с ОВЗ.
Только тесный контакт в работе всех участников педагогического процесса (воспитатели, специалисты, медицинские работники, родители) может способствовать устранению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2021 год. Консультация для родителей: «Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»
Консультация для родителей:«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»...
«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»
laquo;Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»...
«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»
Своевременное и правильное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его обучения в школе....
Консультация для родителей. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка.
laquo;Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»...
2021 год. Консультация для родителей: «Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»
Консультация для родителей:«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»...
«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»
Своевременное и правильное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его обучения в школе....
"Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка"
Консультация учителя-логопеда по взаимодействию дошкольной образовательной организации с семьей по формированию и профилактики правильной речи ребенка....