Мастер-класс для родителей воспитанников младших групп и ГКП на тему «Играем с язычком и пальчиками»
методическая разработка по логопедии (младшая группа)
Представлен практический материал для обучения родителей играм и упражнениям по развитию артикуляционной моторики и речевого дыхания детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: знакомство с упражнениями и играми, помогающими развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание и мелкую моторику детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
- Помочь осознать необходимость проведения с детьми различных игр и упражнений, способствующих развитию речи детей.
- Расширить представления об играх и упражнениях по развитию речи детей 1-3 лет.
- Познакомить с организацией проведения артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений с детьми раннего дошкольного возраста
Логопед (приветствие): здравствуйте, уважаемые родители! Вашему вниманию будет представлена обучающая презентация, в которой вы увидите игры и игровые упражнения для речевого развития детей раннего возраста. То есть детей от года до трех лет.
Для удобства разбиты на комплексы.
Первый комплекс — это упражнения артикуляционной гимнастики, которые направлены на развитие подвижности языка, губ, щек. проводя такие упражнения 2-3 раза в неделю, вы будете помогать своему ребенку в будущем произносить все звуки родного языка правильно. Проводятся эти упражнения перед зеркалом в паре «взрослый-ребенок». Взрослый показывает-ребенок повторяет.
Второй комплекс — это упражнения для развития правильного речевого дыхания. Хорошо сформированное речевое дыхание поможет вашему ребенку овладеть плавной, спокойной речью, а также правильно произносить отдельные звуки русского языка. Дыхательные упражнения можно проводить ежедневно, но нужно помнить, что они достаточно утомительны для ребенка. Их длительность не должна превышать 2-3 минут.
Также вы увидите интересную игру, которая сочетает в себе легкий массаж лицевых мышц и упражнения артикуляционной гимнастики, которую можно провести в паре «взрослый-малыш».
Четвертый комплекс упражнений – это игры для развития мелкой моторики рук. Уже доказано, что тонкие дифференцированные движения пальцев рук очень тесно связаны с речевым развитием ребенка. проводя такие несложные игры с пальчиками, вы будете способствовать тому, чтобы ваш ребенок в будущем говорил правильно и красиво.
КОМПЛЕКС 1 «Артикуляционная гимнастика».
Упражнения для развития подвижности губ:
- «Улыбочка»
Вы садитесь перед зеркалом и просите малыша улыбнуться Вам. Сильно, сначала не показывая зубы. Удержать улыбку до 3-5 сек. Повторить несколько раз. Далее можно улыбаться, уже показывая зубы, также удерживая улыбку до 5 сек. Несколько повторов.
2. После того, как ребенок научился растягивать губы в улыбку, нужно научить его вытягивать губы вперед «трубочкой». Этому поможет упражнение «Воздушный поцелуй»: поцеловать ладошку и отправить поцелуй маме, подув на ладошку губами, вытянутыми в трубочку.
3. «Паровозик» (детям дается картинка с изображением паровоза или игрушка)
- вытянуть губы трубочкой и произнести «ту-ту»
- повторить несколько раз.
4. «Улыбка-трубочка»: когда малыш запомнит, что такое «улыбочка» и «трубочка», можно поиграть в игру чередование: растянуть губы в улыбке- вытянуть вперед и т.д. несколько раз.
5. «Рыбки разговаривают» (показать картинку с изображением рыбок)
Хлопать губами друг о друга, произносится глухой звук.
Упражнение для щёк
1. «Воздушный шарик» («Пузырь», «Толстяк»)
- Попросите малыша надуть обе щеки, удержать. Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» . Повторить несколько раз.
Упражнения для языка:
- «Бегемот» (направлено на развитие умения широко открывать рот и удерживать его в таком положении несколько секунд)
- Попросите ребенка широко открыть рот, как открывает пасть бегемот. Удержать в течение 3-5 сек. и закрыть. делаем упражнение плавно, без резких движений.
Можно во время выполнения упражнения высовывать наружу широкий язык. Повторить упражнение 3-5 раз.
2. «Котенок лакает молоко» (детям дается картинка котенка с высунутым язычком, который лакает молоко из миски.)
- Попросите ребенка приоткрыть рот, затем высунуть язычок и сделать им несколько лакательных движений снизу вверх.
3. «Змея» (детям дается картинка змеи с высунутым языком или игрушка). Обращаем внимание на то, какой тонкий и длинный у змеи язык. Она очень любит высовывать его наружу. предложите сделать точно также.
- Приоткрываем рот.
- Вытягиваем острый язык вперед и прячем его обратно в глубь рта.
- Повторить упражнение несколько раз.
4. «Часики» (детям дается картинка с часами. Такая же картинка, но цветная появляется на слайде)
- Улыбнуться, открыт рот
- Тянуться кончиком языка то к левому уголку рта, ток правому.
- Взрослый в это время произносит «тик-так, тик-так».
5. «Цоканье лошадки» (детям дается картинка или игрушка лошади)
- Приоткрыть рот и совершать цокающие движения язычком, приклеивая и отрывая его от верхнего неба.
6. «Вкусное варенье». представьте, что Вы с ребенком ели варенье, но вымазали верхнюю губу. Варенье надо облизнуть:
- Улыбнуться, приоткрыть рот
- Широким язычком облизывать верхнюю губу из стороны в сторону.
КОМПЛЕКС 2: упражнения, сочетающие массаж лицевых мышц и артикуляционные упражнения.
Выполняется в паре: мама-ребенок. Малыш стоит лицом к маме, мама находится так, чтобы ее лицо было напротив лица ребенка. По ходу произнесения текста мама совершает чистыми руками легкие поглаживающие движения частей лица, озвучиваемых в тексте стихотворения, от центра к периферии.
Подбородочек-малютка,
Щечки, щечки,
Носик, губки.
А за губками – язык (показать друг другу высунутый язык)
С нами он дружить привык.
Глазки, глазки,
Бровки, бровки,
Лобик, лобик-умница -
Мамочка все смотрит
И не налюбуется!
КОМПЛЕКС 3: упражнения для развития речевого дыхания
1.«Подуем на снежинку» (листочек, цветочек и т.д).
Положить на ладонь ребенку тонкую легкую снежинку, вырезанную из салфетки (бумаги или деланную из ваты). Ребенок дует так, чтобы снежинка слетела с ладони. Обращаем внимание на то, чтобы ребенок не надувал щеки.
2. «Бабочка летает».
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Взрослый держит за ниточку, ребенок дует на бабочку не надувая щек, так чтобы бабочка «полетела». Дуть можно с различной интенсивностью и длительностью.
3. «Играем в собачку»
Покажите малышу, как дышит собачка, если ей жарко или она устала: высуньте язык, дышите шумно, быстро, часто.
4. «Понюхай цветочек»
Имитируем то, как вдыхаем аромат цветка: быстрый вдох носом, длительный выдох чрез рот с произнесением междометия «Ах!»
5. «Мыльные пузыри»
Надувание мыльных пузырей самостоятельно, через трубочку от коктейля.
КОМПЛЕКС: упражнения для развития мелкой моторики рук.
1. «Яичко»
(катаем грецкий орех или массажный шарик между ладошками под текст)
Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
2. «Крутись карандаш»
(карандаш должен быть ребристым).
- катание карандаша между ладонями. Если ребенок не справляется сам, взрослый помогает, прокатывая карандаш по поверхности ладони ребенка своей рукой
3. «Упражнения с прищепками»
- Прищепкой мама аккуратно зажимает по очереди кончики пальцев ребенка. Сначала на одной руке, затем на другой.
- Мама прищепкой рисует на ладони ребенка различные картинки (домик, солнышко)
- Мама показывает ребенку, как можно открывать прищепку. Затем прищепка дается малышу для самостоятельного действия.
- Можно прицепить прищепку на край коробки или картинку (лучики солнышку, иголки ежику)
Логопед (заключительное слово): вы могли убедиться, что представленные игры и упражнения не требуют от взрослого овладения какими –либо специальными навыками или умениями, длительной подготовки. Они интересны, увлекательны для ребенка. Но самое главное то, что они вносят неоценимую пользу в развитие речи вашего малыша. Желаем удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-187362-1361281306.jpg)
Дарите радость детям. Конспект беседы с родителями воспитанников младшей группы
Дарите радость детям. Конспект беседы с родителями воспитанников младшей группыАвтор- разработчик: Т.П. Масленцева, воспитатель первой младшей группы, руководитель клуба «Моя семья» МБДОУ ЦРР Детский ...
Родительское собрание для родителей воспитанников младшей группы Тема: «Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка»
Конспект родительского собрания, цель которого – повышение педагогической компетентности родителей воспитанников. На встрече родители познакомились с понятием «самооценка», получили рекомендации по фо...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/27/picture-49575-1661594881.jpg)
Памятка для родителей воспитанников младшей группы детского сада
Памятка для родителей воспитанников младшей группы детского сада...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/01/picture-803671-1470055346.jpg)
Тренинг для родителей воспитанников младшей группы «Психологическое здоровье младших дошкольников»
психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны c типом семейного воспитания, и зависит от характера взаимоотношений родителей и детей....
Семинар - практикум для родителей воспитанников младшей группы «Ромашка» на тему: «Игры для развития речи детей»
Игры- любимое занятие наших детей....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/30/picture-1154895-1569864147.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей воспитанников младшей группы «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивает...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/25/picture-995111-1611593251.jpg)
Консультация для родителей 2 младшей группы №1 «Медвежата» по теме: "Игры для развития речи и мышления детей в возрасте 3-4 лет" 19.01.2023
Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Р...