Тренинг для родителей воспитанников младшей группы «Психологическое здоровье младших дошкольников»
материал (младшая группа) на тему
психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны c типом семейного воспитания, и зависит от характера взаимоотношений родителей и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_roditeley_2_ml_gruppy.docx | 34.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для родителей воспитанников младшей группы «Психологическое здоровье младших дошкольников»
Тренинг для родителей воспитанников младшей группы
«Психологическое здоровье младших дошкольников»
Цель: донести до родителей второй младшей группы информацию о сохранении и укреплении психологического здоровья младших дошкольников.
Задачи:
• показать родителям как влияет стиль общения с ребенком в семье на его развитие, воспитание, закладку его будущей жизни;
• познакомить родителей с приёмами более эффективного общения с детьми;
• формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений родителей с ребенком;
• приобретение родителями нового чувственного опыта при общении и взаимодействии с детьми.
До начало собрания родители закрашивают геометрическую фигуру любым понравившимся им цветом.
Родители пишут своё имя на «бейдже».
- красный бодрое, активное настроение, хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
- желтый веселое настроение хочется радоваться всему;
- зеленый общительное настроение – хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
- синий спокойное настроение хочется спокойно поиграть, послушать интересную книгу, посмотреть в окно;
- малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
- серый скучное настроение – не знаю чем заняться;
- коричневый – сердитое настроение – я злюсь, я обижен;
- черный грустное настроение - мне грустно, я расстроен.
Психолог: Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы с вами будем говорить об особенностях психического и психологического развития ваших детей и о факторах влияющих на это.
Наше собрание пройдёт в форме круглого стола с элементами тренинга.
Выполнение упражнения «Комплименты по кругу»
Цель: знакомство участников группы
Участник берёт в руки клубок, называет своё имя, такое же как на «бейдже», и называет своё лучшее качество на эту же букву. Передаёт клубок дальше.
Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: сплочение и создание доброжелательного эмоционального фона.
Порядок выполнения и инструкция: члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Упражнение «Снежинка»
Психолог: Сверните лист пополам, оторвите верхний правый угол. Снова сверните лист пополам, оторвите верхний правый угол и т. д. Участники раскрывают лист, и обсуждается результат работы.
Психолог: Все выполняли действия по одной и той же инструкции, но «снежинки получились у всех разные. Мы все воспитываем детей, казалось бы, по общим, принятым в обществе нормам, только дети у всех получаются разные.
Есть пословица «Дети - цветы жизни». Давайте нарисуем каждый свой цветок, и всех кто имеет отношение, к росту этого цветка.
(Участники группы рисуют свои цветы и всех членов семьи.)
Продолжая тему нашего тренинга хочется сказать, что так же психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны c типом семейного воспитания, и зависит от характера взаимоотношений родителей и детей.
Выделяют 4 типа семейного воспитания:
«Типы семейного воспитания»
•авторитетный (принимающий, демократический) ;
•авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный) ;
•либеральный (бесконтрольный, попустительский) ;
•индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).
Авторитетный стиль
Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.
Авторитарный стиль
Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.
Либеральный стиль
Взрослый Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.
Индифферентный стиль
Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи. Прочитайте внимательно стили и отметьте для себя, к какому типу относитесь вы?
Вывод: Таким образом, психологическое здоровье ребенка зависит полностью от взрослых. Вы вправе выбрать правильный тип семейного воспитания, научится понимать своего ребенка и сопереживать ему. Старайтесь меньше критиковать его, а больше хвалить. Не высмеивайте неудачи и проступки вашего малыша, а помогите ему их как можно меньше совершать. Доверяйте своим детям и во всех поддерживайте, будьте честны и снисходительны. При соблюдении этих правил психологическое здоровье ребенка будет в полном порядке!
Упражнение «Цветок»
Психолог: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?
Инструкция: предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На лепестках положительные качества ребенка.
Вывод: лепестков много и видимо Вам очень, охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.
Рефлексия:
- Было трудно?
- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?
- Легко ли Вам было заполнять? Почему?
Психолог: Иногда мы, взрослые не даём нашим «цветам» расти и раскрываться в полную силу. Сейчас мы узнаем, как это происходит.
Упражнение «Недетские запреты»
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается.
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;
- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
– Что хотелось развязать в первую очередь?
– Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Что вам хотелось сделать?
– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
Сказка про Со-мнения. Эльфика.
Росток проклюнулся в субботу утром.
- Смотрите, новенький! – сказала роскошная Плакучая Ива. – В нашем обществе прибавление! Ну что ж, добро пожаловать!
- Только он какой-то странный, — качнула узкими зелеными листьями Драцена. – Я такого еще не видела. Что это за растение, интересно?
- Пусть подрастет, там видно будет, — сказал Дуб. – Если что, подправим.
Росток, воодушевленный столь доброжелательным приемом, стал быстро набирать силу, рос буквально не по дням, а по часам. И чем выше он становился, тем больше сомнений он вызывал у окружающих.
- Как-то слишком быстро он растет, — прокомментировала Осина. – Слышишь, малыш? Не надо так торопиться, у тебя еще слишком хрупкая сердцевина, ты можешь сломаться. Притормози, не спеши! Такое мое мнение.
Росток подумал и решил последовать совету. Теперь он рос гораздо медленнее, и Осина одобрительно шелестела листьями, глядя на малыша. Вскоре он выбросил первые веточки.
- Ну и куда ты размахался? – сурово спросил Кипарис. – Настоящее дерево должно быть стройным! Если будешь расти в разные стороны, из тебя в конце концов получится какая-нибудь кляпка-корявка, и будешь знать.
Росток не знал, как выглядит кляпка-корявка, но испугался и стал прижимать веточки к стволу. У него это получалось плоховато, но он старался. Кипарис был высокий, красивый, стройный, и уж наверное знал, что говорил.
- Не фонтан, конечно, но все-таки лучше, чем было, — оценил Кипарис, и Росток немного успокоился, продолжая тщательно следить, чтобы веточки не раскидывались.
- Ты толстеешь! – осуждающе сказала Береза. – Это недопустимо. Вот посмотри на меня, я – эталон! Недаром в народе говорят «стройная как березка». Ты давай-ка, сядь на диету! А то скоро поперек себя шире станешь. Все плеваться будут. Это мое личное мнение!
Росток очень забеспокоился и сел на диету: стал брать гораздо меньше питательных веществ из земли. Он перестал толстеть, но ствол его стал гораздо слабее.
- Ничего, ничего! – ободряла его Береза. – Красота требует жертв!
Между тем у Ростка уже появились листики.
- У тебя странные листья, — возмущенно всплескивала зеленой метелкой Пальма. – Слишком длинные, слишком жесткие, слишком острые. Неправильные листья! Вот посмотри на меня – мягкие, широкие, резные, просто загляденье! Ты давай, подтягивайся! Мое мнение — нельзя давать себе расслабиться, нужно трудитсья над имиджем днем и ночью!
Росток стал сутками уговаривать листики расти по-другому, чтобы они становились широкими и плоскими, как у пальмы. Это было неудобно и даже больно, но ему удалось вытянуть свои длинные и узкие листья в какое-то подобие лопаточек.
А между тем окружающие очень полюбили высказываться по поводу Ростка – ведь он никогда никому не перечил и старательно выполнял все рекомендации. Соседям уже даже интересно было, что из него получится.
- Хорошо, что ты не отказываешься от мудрости старших, — поучал его старый Бук. – В молодости так просто наделать ошибок, и тогда тебе никогда не стать полезным деревом. А опыт старших – это сила! Взрослые плохому не научат, а от опрометчивых шагов оберегут. В общем, прислушивайся к нашему мнению – и не пропадешь!
Росток уже давно преодолел юный возраст, но местное сообщество никак не могло определить, какое же он дерево. Никогда такого не видели: деревце было приземистое, с кривеньким корявым стволиком, с узловатыми, причудливо изогнутыми ветками, усеянными какими-то недоразвитыми листиками, в общем, если честно, страшненькое такое деревце. Уродец. К такому мнению постепенно склонились все деревья: и Плакучая Ива, и Пальма, и Старый Бук, и Драцена, и все другие тоже.
Деревце и не пыталось сказать что-то в свое оправдание: оно ведь никогда не было другим, и ему казалось, что вот таким нелепым и корявым оно и было задумано природой. Конечно, высокомерные вздохи и показное сочувствие высоких и сильных собратьев его задевали, но – что поделаешь? Не всем быть красавцами, радовать глаз статью и мощью. Есть и ошибки природы, что ж поделаешь.
А однажды среди деревьев появились люди. Мужчина, женщина и девочка.
- Боже! Этот ботанический сад – просто чудо! – оживленно говорила женщина. – Как хорошо, что мы сюда пришли! Смотрите, какой чудный кипарис – как свечка!
- А бук-то, бук! – вторил ей мужчина. – Красавец! Богатырь! Дочура, посмотри!
- Ой… А это что за деревце? – вдруг остановилась женщина напротив уродца. – Странное какое-то, покореженное… Вроде бы как даже не настоящее. .
- Нет, мамочка, оно живое! – сказала девочка, осторожно прикасаясь ладошкой к стволу.
- Дайте-ка я погляжу! – приблизился мужчина. – Вы знаете… Похоже, это изначально был ливанский кедр. Но что-то случилось, и он мутировал.
- Ну что ты, — усомнилась женщина. – Ливанский кедр – он же высокий, прямой, как струнка, и иголки у него, а не листики. А тут что-то непонятное.
- Я же говорю, мутировал, — стоял на своем мужчина. – Мало ли что могло случиться? В неблагоприятных условиях искажается природный облик любого существа, не только дерева.
- Но ты точно уверен? – все никак не могла поверить женщина.
- Да, я ж все-таки биолог, — улыбнулся мужчина. – Кора, ствол, расположение ветвей, да много признаков. Нет, точно кедр.
- Мама, папа, я нашла! – закричала девочка, которая тем временем достала из сумки ботанический атлас. – Вот он, ливанский кедр!
- М-даааа, — сокрушенно протянул мужчина, взглянув в атлас. – Эк тебя искорежило, бедняга…
- Похоже на деревце-бонсай, — огорченно сказала женщина. – Как будто ему расти свободно не давали.
- Смотри, деревце, какое ты по-настоящему, — сказала девочка и поднесла к нему развернутый атлас.
И деревце-бонсай, как его назвала женщина, увидело… себя. Оно вдруг каждой своей клеточкой, каждым изгибом ствола ощутило, что это – его Истинный Облик, и оно должно было вырасти именно таким!!! С высоченным прямым стволом, с раскидистыми ветвями, с длинными стрельчатыми иголочками…Но ему все время говорили «не так», «не туда», «неверно», и оно почему-то предпочло прислушиваться к чужому мнению, а не ощущать себя самим собой.
И когда люди ушли, деревце впервые, пожалуй, попробовало распрямиться во весь рост, насколько смогло, и пристально оглядело окружающих.
- А что, а что? – тревожно зашумели деревья. – Мы же тебя не заставляли, да? Мы просто советовали! А ты могло, между прочим, расти, как хочется, и не учитывать наши мнения.
- Да, я могло, — тихо сказало деревце-бонсай. – Но я выбрало другой путь – быть хорошим для всех. Мне казалось, что все вы, такие большие и умные, знаете лучше меня, каким мне расти и каким быть. Это моя ошибка. Теперь я знаю, что сомнения появляются, если собирать все мнения, а своего собственного не иметь. Я получило свой опыт, и теперь мне уже никогда не стать таким, каким я могло бы быть, если бы прислушивалось к себе. Но я вас не виню. Буду жить таким, какое есть.
И деревья стыдливо затихли, потому что каждый втайне думал, что все-таки немножко виноват в том, что маленький ливанский кедр уже никогда не будет таким, каким его задумала природа.
А вскоре неподалеку проклюнулся новый Росток.
- Интересно, что это за растение? – по привычке начала Плакучая Ива. – Я такое еще не видела…
- Кем бы оно не было, я беру над ним шефство, — строго сказало деревце-бонсай. – И никому не дам руководить его ростом! Даже себе! Ты слышишь меня, Росток? Слушай свое сердце и расти так, как тебе будет казаться правильным! И сомнения никогда не искривят твой путь и твой ствол.
И новый Росток затрепетал, словно засмеялся, и во весь свой маленький рост потянулся наверх, к солнцу.
Упражнение «Солнце любви»
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет своё имя. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все, чего не хватает вашим детям для того, чтобы расти успешными и счастливыми.
Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Упражнение «Памятка на каждый день»
В течение трех минут заполните, пожалуйста.
1. Я никогда не буду___
2. Всегда буду знать___
3. Всегда буду проявлять интерес к___
4. Я должна___
5. Я не могу___
6. Я не хотела бы ___
7. Я хочу___
Ведущий: надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка.
Заключение
Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. На выбор родителей закончить фразу: «Сегодня я поняла», «Сегодня я узнала», «Для меня важно…»
Участники группы заполняют анкету- отзыв.
Упражнение «Памятка на каждый день»
В течение трех минут заполните, пожалуйста.
1. Я никогда не буду___
2. Всегда буду знать___
3. Всегда буду проявлять интерес к___
4. Я должна___
5. Я не могу___
6. Я не хотела бы ___
7. Я хочу___
Ведущий: надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка.
АНКЕТА-ОТЗЫВ
1. Ваши впечатления от родительского собрания
___
2. Что Вам больше всего понравилось или не понравилось? ___
3. Желаете ли чтобы родительские собрания проходили в такой форме? Почему? ___
4. Собрание, посвященное какой теме, Вы хотели бы посетить в следующий раз?___
Благодарю Вас за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект НОД по рисованию в первой младшей группе «Дождь» I младшая группа.
План-конспект НОД по рисованиюв первой младшей группе «Дождь»I младшая группа....
консультация-практикум для родителей воспитанников подготовительных групп "Психологическая готовность к школе"
Предлагаемый материал содержит практическую часть в виде игр, упражнений и анкет для родителей, данные формы работы помогают наиболее быстро наладить взаимодействие с родителями, превратит...
Итоговое родительское собрание во второй младшей группе. «Успехи детей младшей группы».
Младший возраст – важней период в развитии вашего ребенка, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отно...
Игровой мини-тренинг для родителей воспитанников подготовительной группы
Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из п...
Перспективный план работы с родителями во второй группе раннего возраста- младшей группе на 2018–2019 год
Перспективный план работы с родителями во второй группе раннего возраста- младшейгруппе на 2018–2019годМесяцыНазвание мероприятияОтветствен-ные...
Деловая игра для родителей воспитанников подготовительной группы «Наше здоровье в наших руках».
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №37»Изобильненского городского округа Ставропольского края Деловая игра для родителей ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ» «ЗДОРОВЬЕ ВСЕМУ ГОЛОВА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ»...