Эйдотехника
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Эйдотехника- это образное запоминание. В работе приведен пример использования данной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eydotehnika.docx | 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Среди технологий,используемых в дошкольной коррекционной педагогике для улучшения запоминания детьми стихов, более распространена мнемотехника. Эйдотехника используется достаточно редко. Но для категории детей,которых по нейрофизиологическому типу можно отнести к правополушарникам и имеющих при этом зрительную модальность,выбор данной технологии более целесообразен. Таким детям свойственно образное мышление,они рисуют в своём воображении картины,чтобы представить события или объекты. описываемые в стихах. Правополушарники сначала схватывают суть изложенного, а потом анализируют от общего в частному. Дошкольники,не умеющие ещ читать,не имеют возможности запомнить текст зрительно. Слуховое восприятие,как и слуховая память развиты у них хуже. Поэтому для такой категории детей больше подойдет эйдотехника- образное запоминание.
Предложите ребёнку для заучивания стихотворения после его первого прочтения сначала мысленно нарисовать целостную картину. Затем предложите изобразить это на листе бумаги. Рисунок у таких детей, как правило, цветной,со множеством деталей,в отличие от схематичных или символических рисунков. используемых в мнемотехнике и символическом моделировании. Безусловно, при первом опыте использования данной технологии лучше взять небольшое по объему стихотворение описательного характера.Например:
Наша ёлка велика,
Наша ёлка высока.
Выше папы,
Выше мамы.
Достаёт до потолка.
А на ней игрушки,
Бусы да хлопушки.
Е. Ильина.
Потом можно будет выбрать стихи, в которых на первый план выходит предикативность. Например:
Первый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И. Суриков.
А уже на следующем этапе можно предложить для заучивания стихи, в которых есть трансформация событий. Например:
За окном сосулька тает,
Ветер тучи рвёт в клочки.
Разжимает, разжимает
Клён тугие кулачки.
Прислонился он к окошку.
И, едва растает снег,
Мне зелёную ладошку
Клён протянет раньше всех.
С. Коган
По такому же принципу можно заучивать и скороговорки.Например:
Сидит поп на копне.
Колпак на попе.
Копна под попом.
Поп под колпаком.
Используя мнемотехнику. мы предложили бы ребёнку придумать таблицу пиктограмм. Но ребёнку с образным мышлением символы, как атрибуты знаковой системы,не так подходят, как целостная картина. Перед заучиванием скороговорки проведём беседу,расскажем о том, кто такой поп,напомним сказку А. С. Пушкина "О попе и работнике его Балде",покажем иллюстрации, а затем попросим представить, о чем говорилось в скороговорке и нарисовать. Далее перейдём к повторению.
Таким образом,технология, которой восхищался А. Р. Лурия,описывая уникальные возможности её использования взрослыми,вполне может применяться в дошкольной логопедии и дефектологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотехника и эйдотехника легко и просто!
Система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развития речи, это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания ин...