Внимание, речевые запинки!
консультация по логопедии

Мартынова Елена Ивановна

Консльтация для родителей. Речевые запинки,когда стоит обратить внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsltatsiya_dlya_roditeley_rechevye_zapinki.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика речевых запинок

Консультация для родителей

Подготовила учитель-логопед

МБДОУ № 305 Мартынова Е.И.

С двух до пяти лет, в период активного формирования детской речи, у большого количества детей все чаще наблюдаются речевые запинки -  спотыкания, необоснованные паузы в словах и фразах, прерывистый темп речи.

Чаще всего эти явления в речи детей обусловлены запинками несудорожного характера - физиологические итерации (от лат. iterare — повторять). Чешский логопед Милослав Зееман отмечал, что повторения вообще часто наблюдаются в детской речи, и это признак не болезненный, а физиологический, характерный для определённого периода развития детской речи. Если нет осложнения, эти повторения проходят, как только закрепляются речевые условные рефлексы, ребёнок приобретает достаточную уверенность в выражении своих мыслей речью.

У детей, не испытывающих трудности в речевом развитии, эти запинки носят физиологический характер, мысль опережает слово. Причиной тому возрастное несовершенство речевого аппарата. Со временем при надлежащем контроле за детской речью все неточности устной речи сглаживаются, речь приобретает правильную темпо-ритмическую окраску.

В случаях, когда речь ребенка развивается при неблагоприятных условиях и/или недостатке, задержке развития речи, такие итерации приводят к нарушению плавности и темпа речи ребенка. Отсутствие качественной, вовремя оказанной медико-педагогической помощи, усугубляет процесс закрепления патологически сформировавшегося рефлекса.

К часто встречающимся неблагоприятным условиям можно отнести дискомфорт ребенка в детском коллективе, наследственную предрасположенность (слабость мышц органов артикуляции), подражание неправильной речи взрослых людей, недостаточное внимание родителей и педагогов к речи ребенка, частые аффективные состояния.

Зачастую родители, между делом, замечают, что ребенок на эмоциональном подъеме, увлеченно рассказывает историю, произнося слова и фразы на вдохе, проглатывая слова и окончания, повторяя один и тот же звук, неправильно распределяя речевое дыхание, замолкает недоговорив фразу. Данное явление может повторяться все чаще, постепенно входя в обыденную практику. В этом случае есть риск усугубления ситуации и возникновения на этой почве более тяжелого нарушения темпо-ритмической организации речи – заикания.

Заикание — неврологическая проблема, подразумевающая нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение. Заикание сложнее, чем  речевые запинки, поддается коррекции.

Профилактика речевых запинок:

  1. Заметив тревожные симптомы, родителям следует проявить бдительность, принять и понять причину речевых запинок. Необходимо деликатно и спокойно, по отношению к ребенку, обратиться за помощью к специалистам (неврологу, логопеду), так как запинки часто являются результатом детского невроза.
  2. Стоит пересмотреть свои взаимоотношения с ребенком, не акцентируя внимания на проблеме, избегая любых психотравмирующих ситуаций.
  3. Требования всех членов семьи к ребенку должны быть одинаковыми и согласованными.
  4. В жизни ребенка необходимо четкое соблюдение режимных моментов дня. Ограничение просмотра информационных контентов.
  5. Прослушивание спокойной ритмичной музыки, прогулки на природе, тихие паузы, способствуют достижению психологического комфорта и равновесия.
  6. Игры с песком, водой, сыпучими предметами благоприятно влияют на плавность речи и контроль за эмоциями.
  7. Временный режим молчания и шепотной речи поможет органам артикуляции сбросить излишнее напряжение, закрепить плавную, неторопливую, внятную речь.

Вовремя начатая профилактика, соблюдение гигиены голоса способствует развитию навыков правильной, плавной, неторопливой детской речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Предупреждение и устранение речевых запинок"

В  статье рассматриваются вопросы речевго развития дошкольников с нарушениями речи....

Устранение речевых запинок.

Памятка для родителей "Как помочь ребёнку преодолеть речевые запинки". В памятке даны общие рекомендации для родителей, представлен комплекс дыхательной гимнастики, подобраны релаксационные...

Работа над устранением речевых запинок у дошкольников

В работе представлены методы и приемы устранения речевых запинок у детей  дошкольного возраста....

Речевые игры для развития слухового внимания, речевого, фонематического слуха

Предлагаются игры по развитию слуха. Подбор игр идет в строгой последовательности:сначала для развития слухового внимания, то есть умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам;далее...

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЗАПИНОК

Взрослые, желающие уберечь ребенка от данных проблем, должны создать условия, способствующие его нормальному психическому развитию и неторопливой, спокойной речи....