консультация для родителей "Развиваем фонематический слух дошкольника"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Развитие фонематического и фонетического слуха у детей
Современные родители стремятся всесторонне развивать своих детей. Работа над фонематическим слухом должна занимать в данном перечне одно из ведомых мест. Это первая ступенька для подготовки к чтению и письму.
Что такое фонематический слух? Фонематический слух никак не равен физиологическому. Он связан с речью и способностью человека различать фонемы. Фонематический слух необходим, чтобы понимать смысл сказанного. Так если ребенок начинает искажать звуки, заменять или пропускать их, нужно присмотреться к проблеме внимательнее. В будущем это может повлиять на качество обучения. Как следствие: возникают трудности на уроках чтения и письма, а затем и на всех остальных уроках. Неуспешность в учебе негативно влияет на самооценку: в подсознании закрепляется позиция аутсайдера. Развитием фонематического слуха важно начать заниматься еще в раннем детстве. С малышом нужно говорить нормально: без сюсюканий и коверканья слов. Полезно читать вслух простые стишки, сказки и чистоговорки. Очевидна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. Если фонематический слух развивать планомерно, дети будут гораздо лучше ориентироваться в окончаниях, приставках и однокоренных словах. Развитый фонематический слух позволит владеть голосом — говорить громче или тише, замедлять или ускорять речь, выделять смысловое ударение.
Нарушения В процессе формирования речевого слуха сначала происходит развитие височной зоны правого полушария, а затем левое — начинает специализироваться на речи. Если понимание обращенной речи нарушено, ребенок может разбирать интонации, различать музыку, но при этом не понимать человеческую речь. Нарушение фонематического слуха у детей проявляется в следующем: Неправильно произносятся отдельные звуки: звонкие заменяются глухими, а шипящие — свистящими («клартира», «каряндаш»). Ребенок пропускает или меняет местами буквы в словах («маниша» вместо машины). Смягчает согласные там, где этого не нужно: «пю» вместо «пью». Фонематические нарушения со временем могут спровоцировать дислалию. Малыш начинает писать так, как слышит. Пропускает мягкие знаки или, наоборот, подписывает ненужные: «любов», «кошька». Не может поставить ударение в слове: он его не слышит. Пропускает предлоги и частицы: «пойдем школу», «рисую асфальте». Частотные грамматические ошибки. Специалисты называют это явление акустической дисграфией. СПРАВКА! При подозрении проблем важно показать ребенка логопеду. На первом же приеме он проведет обследование: посмотрит, умеет ли малыш определять источник звука и различать похожие слова.
Многие родители уверены, что с ребенком нужно выучить только буквы, и он тут же начнет читать и писать. Однако это большое заблуждение. Заучивание букв не гарантирует отсутствия серьезных затруднений при обучении письму. И большинство ошибок возникает именно из-за проблем с фонематическим слухом. Взрослый загадывает звук и называет слово, в котором он присутствует. Ребенок должен поймать этот звук: хлопнуть в ладоши, когда его услышит. Сначала подбираем слова так, чтобы звук стоял в самом начале. Постепенно усложняем задачу: переставляем его в середину или конец. Через какое-то время можно читать целый текст и точно также «ловить» звук. Взрослый называет слово и бросает ребенку мячик. Кроха должен ответить рифмой и бросить мяч в ответ. Начинаем с самых простых слов. Если малыш затрудняется, подсказываем ему нужный ответ. Предлагаем прослушать цепочку слов, а затем повторить их. Постепенно добавляем новые слова. На первых порах можно играть с помощью картинок, но затем упор делается именно на слуховую память. Цель: запомнить как можно больше слов подряд. Возникла ошибка— игра начинается вновь. СПРАВКА! Будет интересно поиграть с ребенком в школу, где он — учитель, а взрослый — ученик. Превратитесь в Незнайку, который все путает и во всем ошибается. Пусть малыш исправляет ваши ошибки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей "Развитие фонематического слуха у дошкольника" | 15.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического и фонетического слуха у детей
Современные родители стремятся всесторонне развивать своих детей. Работа над фонематическим слухом должна занимать в данном перечне одно из ведомых мест. Это первая ступенька для подготовки к чтению и письму.
Что такое фонематический слух? Фонематический слух никак не равен физиологическому. Он связан с речью и способностью человека различать фонемы. Фонематический слух необходим, чтобы понимать смысл сказанного. Так если ребенок начинает искажать звуки, заменять или пропускать их, нужно присмотреться к проблеме внимательнее. В будущем это может повлиять на качество обучения. Как следствие: возникают трудности на уроках чтения и письма, а затем и на всех остальных уроках. Неуспешность в учебе негативно влияет на самооценку: в подсознании закрепляется позиция аутсайдера. Развитием фонематического слуха важно начать заниматься еще в раннем детстве. С малышом нужно говорить нормально: без сюсюканий и коверканья слов. Полезно читать вслух простые стишки, сказки и чистоговорки. Очевидна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. Если фонематический слух развивать планомерно, дети будут гораздо лучше ориентироваться в окончаниях, приставках и однокоренных словах. Развитый фонематический слух позволит владеть голосом — говорить громче или тише, замедлять или ускорять речь, выделять смысловое ударение.
Нарушения В процессе формирования речевого слуха сначала происходит развитие височной зоны правого полушария, а затем левое — начинает специализироваться на речи. Если понимание обращенной речи нарушено, ребенок может разбирать интонации, различать музыку, но при этом не понимать человеческую речь. Нарушение фонематического слуха у детей проявляется в следующем: Неправильно произносятся отдельные звуки: звонкие заменяются глухими, а шипящие — свистящими («клартира», «каряндаш»). Ребенок пропускает или меняет местами буквы в словах («маниша» вместо машины). Смягчает согласные там, где этого не нужно: «пю» вместо «пью». Фонематические нарушения со временем могут спровоцировать дислалию. Малыш начинает писать так, как слышит. Пропускает мягкие знаки или, наоборот, подписывает ненужные: «любов», «кошька». Не может поставить ударение в слове: он его не слышит. Пропускает предлоги и частицы: «пойдем школу», «рисую асфальте». Частотные грамматические ошибки. Специалисты называют это явление акустической дисграфией. СПРАВКА! При подозрении проблем важно показать ребенка логопеду. На первом же приеме он проведет обследование: посмотрит, умеет ли малыш определять источник звука и различать похожие слова.
Многие родители уверены, что с ребенком нужно выучить только буквы, и он тут же начнет читать и писать. Однако это большое заблуждение. Заучивание букв не гарантирует отсутствия серьезных затруднений при обучении письму. И большинство ошибок возникает именно из-за проблем с фонематическим слухом. Взрослый загадывает звук и называет слово, в котором он присутствует. Ребенок должен поймать этот звук: хлопнуть в ладоши, когда его услышит. Сначала подбираем слова так, чтобы звук стоял в самом начале. Постепенно усложняем задачу: переставляем его в середину или конец. Через какое-то время можно читать целый текст и точно также «ловить» звук. Взрослый называет слово и бросает ребенку мячик. Кроха должен ответить рифмой и бросить мяч в ответ. Начинаем с самых простых слов. Если малыш затрудняется, подсказываем ему нужный ответ. Предлагаем прослушать цепочку слов, а затем повторить их. Постепенно добавляем новые слова. На первых порах можно играть с помощью картинок, но затем упор делается именно на слуховую память. Цель: запомнить как можно больше слов подряд. Возникла ошибка— игра начинается вновь. СПРАВКА! Будет интересно поиграть с ребенком в школу, где он — учитель, а взрослый — ученик. Превратитесь в Незнайку, который все путает и во всем ошибается. Пусть малыш исправляет ваши ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"
Что же такое фонематический слух? Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...
Консультация для родителей "Фонематический слух основа правильной речи дошкольников"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи дошкольника"
Что же такое фонематический слух?Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!Практика показывает, знание б...
Консультация для воспитателей « Развитие фонематического слуха дошкольников»
Консультация для воспитателей « Развитие фонематического слуха дошкольников»...
Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"
Консультация для родителей по развитию речи...
Консультация для родителей «Приемы формирования фонематического слуха дошкольников с нарушениями речи»
У детей дошкольного возраста фонематический слух необходимо формировать, начиная с раннего возраста. Это необходимо для успешного овладения ребенком навыками фонематического анализа и синтеза в ...
Консультация для педагогов «Фонематический слух – основа правильной речи у дошкольников»
Рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста....