Консультация для педагогов «Фонематический слух – основа правильной речи у дошкольников»
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фонематический слух - основа правильной речи у дошкольников | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 106 г. Челябинска»
454091, г. Челябинск, ул. 3-го Интернационала, 90-А, тел. 225-41-54, 264-81-64
ds106chel@yandex.ru
Консультация для
педагогов
«Фонематический слух – основа правильной речи
у дошкольников»
Подготовила: учитель-логопед,
Юсупова Т.Н.
г. Челябинск
Консультация для педагогов
«Фонематический слух – основа правильной речи у дошкольников»
(с презентацией)
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования и развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- систематизировать знания воспитателей;
- дать рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, для развития фонематических процессов.
Оборудование: презентация
Ход мероприятия:
Слух - это способность человека воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде.
Различают неречевой и речевой и музыкальный слух.
Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.
Музыкальный слух - способность человека различать и оценивать звуки по тембру, высоте;
Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи их количество и последовательность. Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»).
Что же такое фонематический слух?
Фонематический слух – это не просто физиологический слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух.
«Плохо говорит...», «Не произносит шипящие звуки...», «Во рту будто каша», «Пропускает звуки, слоги», «Заменяет многие звуки речи другими» - типичные жалобы, с которыми обращаются к логопеду. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало общего. Однако причина у них одна, и носит она фонематический характер.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного, например: дом-сом-лом-ком.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал: что-то точно, а что-то очень приблизительно. Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине».
Несовершенство фонематического слуха является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок не только плохо различает на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Он просто не замечает, что неправильно произносит звуки.
Становление у ребенка правильного звукопроизношения невозможно без полноценного восприятия звуков речи, без четкого их различения.
Способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), при помощи которых образуется слово, обозначается термином фонематическое восприятие. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить.
К пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так.
В нашем языке, несмотря на то, что букв всего 33, звуков гораздо больше. И часто различаются они только небольшими оттенками.
Наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т.д.; звонкие и глухие: д-т, в-ф и т.д., Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-"том", рак-"лак", лук-"люк",жук -"щук"). Могут путать в речи и далекие между собой звуки: к-т, г-д, с-х.
Развитие фонематического слуха у всех детей происходит индивидуально.
Возрастные нормы развития фонематического слуха.
Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает частопроизносимые слова.
На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом - шестом году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Когда же начинать развивать фонематический слух? ---------
Прямо с рождения мы начинаем этот длительный процесс. Когда учим повторять и различать слова и звукоподражания. Помните, как разговаривают с грудничками? Спрашивают у малыша:
- Как говорит кошка? (Мяу, мур-р)
- Как стучит папа в дверь? (Тук-тук)
- Как едет машина? (У-у-у, др-р-р)
- Как говорит водичка? (С-с-с, кап-кап)
Все эти звукоподражания формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки. Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять. Вот этот, более сложный этап обучения мы начинаем где-то в 5-6 лет. Здесь наша задача – научить разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух. Это надо, прежде всего, для грамотности ребенка, для того, чтобы он научился писать без проблем. Потому, что если не научить ребенка выделять отдельные звуки в слове, то он не сможет писать правильно. Такой ребенок постоянно испытывает трудности при письме, обречен на низкую оценку по языку и возможны проблемы при изучении других языков,
Поэтому развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Этапы работы по развитию фонематического слуха
- узнавание неречевых звуков.
- различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
- различение сходных между собой по звучанию слов.
- различение слогов.
- различение звуков
- освоение ребенком навыков анализа и синтеза.
Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому надо научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.
Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы.
Предложите малышу послушать звуки за окном: «Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?».
- Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
- Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
- Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
- Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.
Игра «Далеко - близко».
Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.
Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко, и как – когда далеко (тихо).
Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.
Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом игры на выполнение движений в соответствующем темпе.
- Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
- Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
- Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов.
Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок проводит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.
Воспользуемся природной одаренностью к рифмованию слов каждого малыша.
Игра «Не ошибись».
Взрослый показывает картинку и громко,четко называет изображение: «Бумага».Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши».Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.
Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых по звуковому составу. Постепенно переходя к более сложному.
Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.
- В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
- Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).
- Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.
Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.
Игра «Кто как кричит?» Взрослый выставляет картинки и говорит: «Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори».
- Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.
- Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.
- Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Каждый помнит такую характеристику, как согласные и гласные звуки. Начинать надо с различения гласных звуков.
- Взрослый дает картинки ребенку Картинки с изображением поезда, девочки,птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.
- Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.
- Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.
Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец слова) относится к сложной форме. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове. Сложные формы возникают лишь в процессе обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова.
- Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
- Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.
- Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о, ...ук, кук...а, мас...о).
Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно!
Чем раньше начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать.
Список литературы.
1. Волкова Л.С. Логопедия : Учебник./Волкова Л.С.- М.: Владос, 2008.
2. Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия, Дефектология,- 2002г,- №5
3. ТкаченкоТ.А. Развитие фонематического восприятия: учебное пособие- М.,2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"
Что же такое фонематический слух? Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...
Консультация для педагогов «Фонематический слух - основа правильной речи »
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш про...
Консультация для родителей "Фонематический слух основа правильной речи дошкольников"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи дошкольника"
Что же такое фонематический слух?Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!Практика показывает, знание б...
Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"
Консультация для родителей по развитию речи...
Консультация "Фонематический слух основа правильной речи дошкольника"
Работа с родителями...