Статья. Задержка речевого развития.
статья по логопедии (младшая группа)
Задержка речевого развития.
Задержка речевого развития (ЗРР) -это несвоевременное овладение устной речью .
Как проявляется задержка речи у детей различного возраста?
Насторожить родителей должны следующие проявления задержки речевого развития:
- недостаточность в повторении звуков за другими людьми в возрасте старше полутора лет ;
- неправильное протекание периода, который предшествует развитию речевой коммуникации, ребенок не гулит, не лепечет, звуки в младенческом возрасте вообще отсутствуют;
- отсутствие способности у двухлетнего ребенка выполнить простые просьбы или повторять действия за взрослыми;
- отсутствие слов или их малое количество(2-4 слова) к 2 годам, нет динамики в появлении новых слов
- отсутствие фразовой речи в три года (неспособность формирования в трехлетнем возрасте легких фраз, словосочетаний);
- преобладание в общении жестикулирования и мимики.
Любой из вышеперечисленных симптомов может свидетельствовать о ЗРР. А если ребенок не говорит в четырехлетнем возрасте, ситуация требует вмешательства.
Причины ЗРР у детей
Детская речь развивается поэтапно. В большинстве случаев дети начинают стараться говорить примерно в два года. До этого возраста малыш наблюдает за окружающими предметами, людьми, пробует запоминать все, что видит и слышит.
По достижении двух лет ребенок пытается воспроизвести все то, что запомнил ранее. К этому возрасту мышцы его речевого аппарата достаточно развиты.
Но бывают ситуации, когда дети начинают разговаривать позже, чем это происходит обычно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Задержка речевого развития.
Задержка речевого развития (ЗРР) -это несвоевременное овладение устной речью .
Как проявляется задержка речи у детей различного возраста?
Насторожить родителей должны следующие проявления задержки речевого развития:
- недостаточность в повторении звуков за другими людьми в возрасте старше полутора лет ;
- неправильное протекание периода, который предшествует развитию речевой коммуникации, ребенок не гулит, не лепечет, звуки в младенческом возрасте вообще отсутствуют;
- отсутствие способности у двухлетнего ребенка выполнить простые просьбы или повторять действия за взрослыми;
- отсутствие слов или их малое количество(2-4 слова) к 2 годам, нет динамики в появлении новых слов
- отсутствие фразовой речи в три года (неспособность формирования в трехлетнем возрасте легких фраз, словосочетаний);
- преобладание в общении жестикулирования и мимики.
Любой из вышеперечисленных симптомов может свидетельствовать о ЗРР. А если ребенок не говорит в четырехлетнем возрасте, ситуация требует вмешательства.
Причины ЗРР у детей
Детская речь развивается поэтапно. В большинстве случаев дети начинают стараться говорить примерно в два года. До этого возраста малыш наблюдает за окружающими предметами, людьми, пробует запоминать все, что видит и слышит.
По достижении двух лет ребенок пытается воспроизвести все то, что запомнил ранее. К этому возрасту мышцы его речевого аппарата достаточно развиты.
Но бывают ситуации, когда дети начинают разговаривать позже, чем это происходит обычно.
Специалисты считают, что задержку речевого развития провоцируют следующие причины:
- Травмы тканей головного мозга, которые были получены в процессе родов или в первые месяцы жизни.
- Психические заболевания.
- Психические травмы, полученные в раннем возрасте.
- Заболевания нервной системы.
- Кислородное голодание в период вынашивания малыша.
- Нарушения слуха. Важно заметить ее вовремя и обратиться к врачу.
- Невостребованность речи. Когда с малышом мало общаются близкие или стараются предугадать его желания наперед, то ребенок теряет интерес к разговору, стремление общаться у него пропадает.
- Наследственность. У малыша медленнее, чем у его сверстников, происходит созревание нервных волокон, которые отвечают за развитие речи.
- Два языка в семье.
Что делать? К какому специалисту обращаться?
Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов: детского невролога , отоларинголога, психиатра, логопеда, психолога.
Логопедическое обследование включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития , состояния речевого аппарата, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» — просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения.
Специалисты ,обследуя ребенка ,делают выводы о характере задержки речевого развития :темповая задержка речевого развития, алалия (моторная, сенсорная, сенсомоторная ) или задержка речи является следствием ЗПРР и др.
Не стоит надеяться, что проблема исчезнет сама, и ребенок нормально заговорит, начав ходить в детский сад. Следует понимать, что занятия дома, направленные на развитие мелкой моторики не позволят «вылечить» малыша без вмешательства специалистов.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Задержка речевого развития.
Задержка речевого развития (ЗРР) -это несвоевременное овладение устной речью .
Как проявляется задержка речи у детей различного возраста?
Насторожить родителей должны следующие проявления задержки речевого развития:
- недостаточность в повторении звуков за другими людьми в возрасте старше полутора лет ;
- неправильное протекание периода, который предшествует развитию речевой коммуникации, ребенок не гулит, не лепечет, звуки в младенческом возрасте вообще отсутствуют;
- отсутствие способности у двухлетнего ребенка выполнить простые просьбы или повторять действия за взрослыми;
- отсутствие слов или их малое количество(2-4 слова) к 2 годам, нет динамики в появлении новых слов
- отсутствие фразовой речи в три года (неспособность формирования в трехлетнем возрасте легких фраз, словосочетаний);
- преобладание в общении жестикулирования и мимики.
Любой из вышеперечисленных симптомов может свидетельствовать о ЗРР. А если ребенок не говорит в четырехлетнем возрасте, ситуация требует вмешательства.
Причины ЗРР у детей
Детская речь развивается поэтапно. В большинстве случаев дети начинают стараться говорить примерно в два года. До этого возраста малыш наблюдает за окружающими предметами, людьми, пробует запоминать все, что видит и слышит.
По достижении двух лет ребенок пытается воспроизвести все то, что запомнил ранее. К этому возрасту мышцы его речевого аппарата достаточно развиты.
Но бывают ситуации, когда дети начинают разговаривать позже, чем это происходит обычно.
Специалисты считают, что задержку речевого развития провоцируют следующие причины:
- Травмы тканей головного мозга, которые были получены в процессе родов или в первые месяцы жизни.
- Психические заболевания.
- Психические травмы, полученные в раннем возрасте.
- Заболевания нервной системы.
- Кислородное голодание в период вынашивания малыша.
- Нарушения слуха. Важно заметить ее вовремя и обратиться к врачу.
- Невостребованность речи. Когда с малышом мало общаются близкие или стараются предугадать его желания наперед, то ребенок теряет интерес к разговору, стремление общаться у него пропадает.
- Наследственность. У малыша медленнее, чем у его сверстников, происходит созревание нервных волокон, которые отвечают за развитие речи.
- Два языка в семье.
Что делать? К какому специалисту обращаться?
Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов: детского невролога , отоларинголога, психиатра, логопеда, психолога.
Логопедическое обследование включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития , состояния речевого аппарата, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» — просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения.
Специалисты ,обследуя ребенка ,делают выводы о характере задержки речевого развития :темповая задержка речевого развития, алалия (моторная, сенсорная, сенсомоторная ) или задержка речи является следствием ЗПРР и др.
Не стоит надеяться, что проблема исчезнет сама, и ребенок нормально заговорит, начав ходить в детский сад. Следует понимать, что занятия дома, направленные на развитие мелкой моторики не позволят «вылечить» малыша без вмешательства специалистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль логопеда в развитии речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития посредством формирования предметной деятельности"
Статья предназначена для педагогов работающих с детьми ранего возраста....
Статья для родителей «Ребенок с задержкой речевого развития».
Статья для родителей «Ребенок с задержкой речевого развития»....
статья "Коррекционно- логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития"
статья "Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития"...
Статья "Задержка речевого развития у ребенка"
В первые годы жизни человека закладываются основы многих навыков, в том числе происходит формирование речи. Важно внимательно следить за этим процессом и как можно чаще разговаривать с ребёнком, прово...
Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
В статье затрагиваются проблемы развития речи детей раннего возраста. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логопедическая ритмика....
Статья: "К проблеме анализа феномена элементарной фразовой речи детей с задержкой речевого развития" (стр 93)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТСТВА Сборник...
Статья для родителей: как соблюдать речевой режим при задержке речевого развития?
Статья для родителей: как соблюдать речевой режим при задержке речевого развития?...