Выступление на родительском собрании в ДОУ с докладом по теме: Зачем ребенку посещать логопедическую группу?
консультация по логопедии

Спорыхина Ольга Валерьевна

В выступлении отражены ответы на часто задаваемые родителями детей дошкольного возраста вопросы о целесообразности занятий с логопедом и посещении логопедической группы в частности: что такое ОНР, в каком возрасте следует обращаться к логопеду, в каком формате проходят занятия, в чем "плюсы" посещения логопедической группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании с докладом по теме: 

Зачем ребенку посещать логопедическую группу?

Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом большую роль играет языко-речемыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.

Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам; речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена; экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли. В дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или степени тяжести.

Общее недоразвитие речи - это такой вид речевого нарушения, при котором у детей, обладающих нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, наблюдается нарушение формирования всех составных частей языковой системы: звуковой стороны речи (фонетики) а также смысловой (лексики и грамматики).

Речь детей с ОНР малопонятна. ОНР у детей имеет разную степень выраженности: от полной неспособности группировать слова в целые фразы до отдельных изъянов фонетико-фонематического и лексико-грамматического плана.

У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

ПРИМЕРЫ:

- Гуяю папа — Гуляю с папой.

- Одним словом называется множество предметов, объединённых по форме, назначению и т.д.

- Словарный запас имеет ограниченный объём в связи с тем, что дети не знают многих слов.

        - В присутствии знакомых взрослых дети могут общаться с окружающими, поясняющими речь детей. Происходящее общение нельзя назвать свободным. Даже те звуки, которые правильно произносятся детьми изолированно, в спонтанной речи могут не приобретать чёткую форму.

        - У таких детей недостаточно развит фонематический слух, в связи с этим возникают проблемы со звуковым анализом и синтезом. Это значительно понижает уровень подготовки к школе.

В этом случае поможет логопед – специалист, исправляющий разнообразные нарушения речи. Работа логопеда начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти, мышления, общей и мелкой моторики. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок. Таким образом, логопед не только «ставит» звуки.

Для чего нужны занятия с логопедом?

  • Речь является элементом социальной адаптации. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок в будущем приобрел интересную специальность, раскрылся как личность, в первую очередь научите ребенка грамотно и красиво говорить.
  • Правильная речь необходима человеку любой специальности. Неправильная, скудная речь ребенка затрудняет его общение с окружающим миром, отражается на его общем развитии, характере, а в будущем может быть причиной плохой успеваемости в школе. Правильная речь позволяет ребёнку легче достигать успеха в обществе.
  • У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.
  • Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребёнка и считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению, это не всегда так.
  • Если ребёнок смешивает звуки в произношении, то и писать будет также, потому что он сначала проговаривает то, что собирается написать.

С началом школьного обучения появляются сложности с чтением и письмом:

- ребенок плохо усваивает или совсем не может запомнить буквы;

- не различает звуки в словах (например: б-п, д-т, ж-ш, з-с);

- пропускает при письме части слов, элементы букв;

- ребенок плохо усваивает принцип чтения, читает с большим трудом;

- ребенку трудно объединить две буквы в слог.

Когда следует обращаться к логопеду:

• позднее развитие речи;
• нарушение понимания речи;

• неправильное звукопроизношение;
• заикание.

Переживать за звук Р в 2 года не стоит, можно забыть о нем до 5 лет. Вообще, если ребенок хорошо говорит, строит правильные фразы, проговаривает слова из 3-4 слогов, но не выговаривает 1-2 сложных звука (з, с, ш, ж, л или р), то действительно можно не торопиться к логопеду до 4-5 лет. Но если вы понимаете, что ребенок мало или вообще не говорит, его речь понятна только близким, окружающие не понимают, что он говорит, он путает слоги, делает ошибки при изменении слов, затрудняется подобрать нужные слова, не выговаривает больше 3-4 звуков, нарушены не только сложные, но и простые звуки, то к логопеду стоит показаться. Если у родителей есть сомнения, то лучше сходить к логопеду и услышать, что все хорошо, особенности речи в пределах возрастной нормы, чем упустить драгоценное время. Ранняя помощь не только исправляет проблему, но и помогает избежать новых в более старшем возрасте.

С какими вопросами нужно обращаться к логопеду:

• научить ребенка правильно произносить звуки;
• работать над умением составлять рассказы, пересказы;
• обучить ребенка грамоте, чтению и письму;
• справиться с проблемой нарушения чтения, письма (дислексией, дисграфией);
• формировать слоговую структуру слова;
• безболезненно растянуть подъязычную связку (уздечку), которая мешает нормальному произношению звуков Л и Р.

Основные задачи коррекционного обучения:

формирование правильного произношения (развитие дыхания и просодики, воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);

практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

развитие навыков связной речи.

Организация логопедической работы в условиях ОДО:

Продолжительность учебной недели - 5 дней.

Обучение на занятиях - основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми. В программе предусмотрены 3 типа занятия: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные

Фронтальные, подгрупповые занятия

Основная цель занятий – воспитание навыков коллективной работы. Состав подгрупп меняется по усмотрению логопеда в зависимости о динамики дошкольников в коррекции произношения.

Фронтальные занятия проводятся в утренние часы, их количество и продолжительность зависят от возраста ребенка. Предусматривают усвоение произношения звуков и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомление с окружающим миром.

Индивидуальные занятия.

Цель - научить ребёнка овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в разных облегчённых фонетических условиях, т.е. изолированно, в слоге, в словах.

Залогом успеха коррекционной работы являются:

медикаментозное лечение (по показаниям врача);

четкое выполнение рекомендаций логопеда;

регулярное посещение детского сада (отсутствие пропусков по неуважительным причинам);

выполнение домашних заданий;

контроль за речью ребенка.

        Отбор и комплектование детей с нарушениями речи

Отбор и комплектование детей с нарушениями речи в логопедические группы детского сада производится на заседаниях центральной медико-психолого-педагогических комиссии. (документы, телефоны, пароли и явки в листовке)

Для того чтобы предотвратить любые вариации общего недоразвития речи, необходимо как можно раньше выявить отклонения в речевом развитии ребёнка и вовремя начать работу с логопедом.

Логопедическая работа должна быть построена комплексно, т.е. должна включать:

— лечение лекарственными препаратами;

— занятия с логопедом;

— работу с психологом;

— активное участие родителей.

Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу?
Это:

 - коррекция звукопроизношения;
- формирование грамотной, выразительной речи;
- подготовка к обучению грамоте (навыки чтения и письма) в подготовительной группе;
- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;
- индивидуальный подход к ребенку;
- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект:ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ "ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ"

Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка, практические советы по развитию мелкое моторики....

Выступление на родительском собрании в группе раннего возраста по теме «Адаптация детей к детскому саду»

Ваш ребёнок поступает в детский сад и тем самым ему предстоит приспосабливаться к новым для него условиям, условиям жизнедеятельности в детском саду. Для многих детей приход в детский сад – это первый...

Выступление на родительском собрании в группе раннего возраста по теме «Ребенок и правила дорожного движения»

Причиной дорожно-транспортных происшествий часто становятся дети. Случается это из-за незнания ими правил дорожного движения или неумения быть на улице дисциплинированными. Предоставленные самим ...

Родительское собрание в 1 младшей группе на тему «Зачем ребенку игра».

Родительское собрание в 1 младшей группе на тему «Зачем ребенку игра»....

Выступление на родительском собрании в первой младшей группе по теме «Возрастные особенности детей 2-3 лет»

В период 2-3 лет у детей происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Так же ребенок начинает понимать речь взрослого. Двухлетние дет...

Выступление на родительском собрании «Воздействие малых форм фольклора на речевое развитие ребенка».

Формирование педагогической компетентности родителей о влиянии малых фольклорных произведении на развитие речи детей раннего возраста...