Путешествие по родному городу
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Знакомит детей с родным городом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemlyachenko_konspekt_zanyatiya.docx | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема коррекционно-развивающей деятельности: «Путешествие по родному городу»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
развивать лексико-грамматический строй речи;
совершенствовать навыки фонематического анализа;
совершенствовать умение составлять рассказ с опорой на картинки.
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание и память,
общеречевые навыки, общую и тонкую моторику, мышление, внимание и память.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать навыки сотрудничества, эмоционально-волевую сферу, любовь к своему городу, познакомить детей с новыми профессиями.
Оборудование: презентация, микрофон, канат, мяч.
Ход коррекционно-развивающей деятельности:
Организационный момент «Здравствуй»
Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй утро, здравствуй день,
Нам здороваться не лень.
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
Объявление темы КРД:
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок … и я.
- Как называется город, в котором мы живем?
Дети: Белгород.
Учитель-логопед: Мне на электронную почту пришло электронное письмо из туристического агентства, как вы думаете, кто там работает?
Дети: Туроператоры.
Учитель-логопед: Сейчас люди стали чаще путешествовать по нашей стране. Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Учитель-логопед: Нам предложили составить карту для путешественников, которые захотят приехать в наш город. Как вы думаете, кто может провести экскурсию?
Дети: Экскурсовод.
Учитель-логопед: Сегодня я побуду экскурсоводом, а в следующий раз, эту роль возьмете на себя вы. Знаете ли вы, почему место, где живет много людей, называется городом? Давайте мы произнесем слово «город» медленно, вслушаемся в это слово. В сказках и былинах город по-старинному называли град: Москва-град. В давние времена велись частые войны за землю. Чтобы защитить себя от врагов люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? (Ответы детей.) Да, это слово «город». С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город». Наш город тоже ведет свое начало с белой крепости.
Игра «Семейка слов» (подбор родственных слов к слову «Город»)
Соберите родственную семейку слов к слову «город». Дети называют родственное слово и передают канат с узелком по кругу. После того как последний ребенок называет слово концы каната соединяются, образуется круг.
Большой город, а маленький ….(городок)
Маленький городок, а огромный ….(городище)
Произнеси слово город ласково ….(городок)
Жительница города …(горожанка)
Житель города …(горожанин)
Все мы жители города, мы …. (горожане)
Парк в городе, какой? ….. (городской)
Дача за городом …. (загородная)
Название старинной игры … (городки)
Получившийся круг дети опускают на пол.
- Что у нас получилось?
- Круг.
-Можно сказать и по-другому ГОРОДЬБА
Когда то давно места, где селились люди, огораживали высоким забором или городьбой. Слово «город» и другие названные слова образованы от слова «городьба». Это слова родственники. Послушайте внимательно слова и назовите лишнее слово: город, грибной, городской, городничий. Поясните, почему слово грибной лишнее.
-Много на нашей планете городов. У каждого есть свое имя, как у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А в каких городах вы бывали? (Ответы детей)
Как называют жителей нашего города?
Дети: Белгородцы.
Учитель-логопед: Скажите, на чем можно совершать экскурсии?
Дети: На автобусе, на машине, на поезде, на самолете, пешком.
Учитель-логопед: Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие на автобусе. Кто управляет автобусом?
Дети: Водитель.
Учитель-логопед: Чтобы отправиться на автобусе пассажиру необходимо оплатить проезд, купить билет. Билеты у нас необычные. Надо назвать первый звук в словах: Аня, Уля, игра, автобус, уши, астра, улей, ирис, изюм.
Дети по очереди отвечают на вопросы.
Чтобы дорога была безопасной, давайте вспомним правила дорожного движения. (Ответы детей)
Игра «Четвертый лишний»
Какого пассажирского транспорта нет в нашем городе?
Автобус, троллейбус, такси, автомобиль
На какой улице находится наш детский сад?
Есенина, Спортивная, Губкина, Мичурина.
Отправляемся путешествовать по нашему городу.
Игра «Узнай и назови»
Показ слайдов «Мой город» (достопримечательности города).
Пальчиковая игра.
Есть у нас игра такая, | Фонарики |
Вот ладошка, | Показывают правую ладонь |
Вот другая. | Показывают левую ладонь |
Вместе хлопнем подружней Чтобы стало веселей. | Хлопки в ладоши. |
Игра «Экскурсия на самолете»
Каким бы мы увидели свой город с высоты, мы узнаем, поиграв в игру.
Игра «Один – много» (с мячом)
Дом - дома, дорога - дороги, улица - улицы, дерево - деревья, окно - окна, клумба - клумбы, забор - заборы, магазин - магазины, школа - школы, театр - театры...
Физминутка « Наш город». Координация речи с движением.
Это город. Как высок он! (взявшись за руки поднимаем руки вверх)
Сколько крыш и сколько окон (показывают крыши и распахивают руками как окна)
Город наш такой большой (руки в стороны)
Он уютный и живой (обнимаем себя)
Он сверкает и цветет (руками показываем «фонарики»)
Город улыбается (улыбаются друг другу)
Он нам очень нравится (знак кистями рук «класс»)
Игра «Скажи наоборот»
Учитель-логопед начинает предложение, дети заканчивают.
Моя улица новая, а моя улица старая.
Моя улица узкая, а моя улица широкая.
Моя улица ближняя, а моя улица дальняя
Моя улица длинная, а моя улица короткая.
Моя улица светлая, а моя улица темная.
Моя улица грязная, а моя улица чистая.
Моя улица «веселая», а моя улица «грустная».
Моя улица тихая, а моя улица шумная.
Моя улица большая, а моя улица маленькая.
Составление описательных рассказов о нашем городе Белгороде
– Ребята, расскажите, пожалуйста, о нашем городе. А чтобы при рассказе ничего не забыть, предлагаю из картинок-помощников составить схему этого рассказа.
Первая картинка будет обозначать название нашего города.
По второй красивой картине, вам нужно будет описать, как красив наш город. Третья картинка поможет вам рассказать о том, как прекрасен наш город в любое время года.
По четвертой картинке расскажите о самом любимом месте в нашем городе.
Назовите, пожалуйста, основные достопримечательности нашего города.
Итог КРД.
О чем мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось? Какое задание показалось трудным? Молодцы! Картинки города возьмите с собой и остальное раскрасите после сна, а завтра покажите мне, что у вас получилось.
Вот и закончилась наша прогулка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по родному городу
Методическая копилка...
Мультимедийная игра-путешествие "Мой родной город"
Мультимедийная игра "Мой родной город" способствует закреплению знаний детей о родном городе....
на тему : «Путешествие по родному городу »
Конспект организованной образовательной деятельности в области «Коммуникация» и «Познание»на тему : «Путешествие по родному городу »(подготовительная группа)...
Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие по родному городу»
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности "Путешествие по родному городу" в подготовительной к школе группе (интеграция образовательных областей "Художественное творчество",...
Путешествие по родному городу
Сценарий праздника в старшей группе с использованием ИКТ ....
Занятие "Путешествие по родному городу"
Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие по родному городу"...
Конспект образовательной деятельности в средней группе на тему: "Путешествие по родному городу"
Цель:1. Закрепить знания детей о родном городе.2.Дать знания детям о происхождении названия улицы, на которой находится д/с.3. Учить ориентироваться в ближайшем окружении д/сада.4. Воспитывать ч...