Путешествие по родному городу
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Земляченко Марина Владимировна

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Знакомит детей с родным городом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlyachenko_konspekt_zanyatiya.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема коррекционно-развивающей деятельности: «Путешествие по родному городу»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

развивать лексико-грамматический строй речи;

совершенствовать навыки фонематического анализа;

совершенствовать умение составлять рассказ с опорой на картинки.

Коррекционно-развивающие:

развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание и память,

общеречевые навыки, общую и тонкую моторику, мышление, внимание и память.

Коррекционно-воспитательные: 

воспитывать навыки сотрудничества, эмоционально-волевую сферу, любовь к своему городу, познакомить детей с новыми профессиями.

Оборудование: презентация, микрофон, канат, мяч.

Ход коррекционно-развивающей деятельности:

Организационный момент «Здравствуй»

Здравствуй, Солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй утро, здравствуй день,

Нам здороваться не лень.

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

Объявление темы КРД:

 Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок … и я.

- Как называется  город, в котором мы живем?

Дети: Белгород.

Учитель-логопед: Мне на электронную почту пришло электронное письмо из туристического агентства, как вы думаете, кто там работает?

Дети: Туроператоры.

Учитель-логопед:  Сейчас люди стали чаще путешествовать по нашей стране. Как называется наша страна?

Дети: Россия.

Учитель-логопед: Нам предложили составить карту для путешественников, которые захотят приехать в наш город.  Как вы думаете, кто может провести экскурсию?

Дети: Экскурсовод.

Учитель-логопед: Сегодня я побуду экскурсоводом, а в следующий раз, эту роль возьмете на себя вы. Знаете ли вы, почему место, где живет много людей, называется городом? Давайте мы произнесем слово «город» медленно, вслушаемся в это слово. В сказках и былинах город по-старинному называли град: Москва-град. В давние времена велись частые войны за землю. Чтобы защитить себя от врагов люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? (Ответы детей.) Да, это слово «город». С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город». Наш город тоже ведет свое начало с белой крепости.

Игра «Семейка слов» (подбор родственных слов к слову «Город»)

Соберите родственную семейку слов к слову «город». Дети называют родственное слово и передают канат с узелком по кругу. После того как последний ребенок называет слово концы каната соединяются, образуется круг.

Большой город, а маленький ….(городок)

Маленький городок, а огромный ….(городище)

Произнеси слово город ласково ….(городок)

Жительница города …(горожанка)

Житель города …(горожанин)

Все мы жители города, мы …. (горожане)

Парк в городе, какой? ….. (городской)

Дача за городом …. (загородная)

Название старинной игры … (городки)

Получившийся круг дети опускают на пол.

- Что у нас получилось?

- Круг.

-Можно сказать и по-другому ГОРОДЬБА

Когда то давно места, где селились люди, огораживали высоким забором или городьбой. Слово «город» и другие названные слова образованы от слова «городьба». Это слова родственники. Послушайте внимательно слова и назовите лишнее слово: город, грибной, городской, городничий. Поясните, почему слово грибной лишнее.

-Много на нашей планете городов. У каждого есть свое имя, как у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А в каких городах вы бывали? (Ответы детей)

Как называют жителей нашего города?

Дети: Белгородцы.

Учитель-логопед: Скажите, на чем можно совершать экскурсии?

Дети: На автобусе, на машине, на поезде, на самолете, пешком.

Учитель-логопед: Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие на автобусе. Кто управляет автобусом?

Дети: Водитель.

Учитель-логопед: Чтобы отправиться на автобусе пассажиру необходимо оплатить проезд, купить билет. Билеты у нас необычные. Надо назвать первый звук в словах: Аня, Уля, игра, автобус, уши, астра, улей, ирис, изюм.

Дети по очереди отвечают на вопросы.

Чтобы дорога была безопасной, давайте вспомним правила дорожного движения. (Ответы детей)

Игра «Четвертый лишний»

Какого пассажирского транспорта нет в нашем городе? 

Автобус, троллейбус, такси, автомобиль

На какой улице находится наш детский сад? 

Есенина, Спортивная, Губкина, Мичурина.

Отправляемся путешествовать по нашему городу.

Игра «Узнай и назови»

Показ слайдов «Мой город» (достопримечательности города).

Пальчиковая игра.

Есть у нас игра такая,

Фонарики

Вот ладошка,

Показывают правую ладонь

Вот другая.

Показывают левую ладонь

Вместе хлопнем подружней

Чтобы стало веселей.

Хлопки в ладоши.

Игра «Экскурсия на самолете»

Каким бы мы увидели свой город с высоты, мы узнаем, поиграв в игру.

Игра «Один – много» (с мячом)

Дом - дома, дорога - дороги, улица - улицы, дерево - деревья, окно - окна, клумба - клумбы, забор - заборы, магазин - магазины, школа - школы, театр - театры...

Физминутка « Наш город». Координация речи с движением.

Это город. Как высок он! (взявшись за руки поднимаем руки вверх)

Сколько крыш и сколько окон (показывают крыши и распахивают руками как окна)

Город наш такой большой (руки в стороны)

Он уютный и живой (обнимаем себя)

Он сверкает и цветет (руками показываем «фонарики»)

Город улыбается (улыбаются друг другу)

Он нам очень нравится (знак кистями рук «класс»)

Игра «Скажи наоборот»

Учитель-логопед начинает предложение, дети заканчивают.

Моя улица новая, а моя улица старая.

Моя улица узкая, а моя улица широкая.

Моя улица ближняя, а моя улица дальняя

Моя улица длинная, а моя улица короткая.

Моя улица светлая, а моя улица темная.

Моя улица грязная, а моя улица чистая.

Моя улица «веселая», а моя улица «грустная».

Моя улица тихая, а моя улица шумная.

Моя улица большая, а моя улица маленькая.

Составление описательных рассказов о нашем городе Белгороде

– Ребята, расскажите, пожалуйста, о нашем городе. А чтобы при рассказе ничего не забыть, предлагаю из картинок-помощников составить схему этого рассказа.

Первая картинка будет обозначать название нашего города.

По второй красивой картине, вам нужно будет описать, как красив наш город. Третья картинка поможет вам рассказать о том, как прекрасен наш город в любое время года.

По четвертой картинке расскажите о самом любимом месте в нашем городе.

Назовите, пожалуйста, основные достопримечательности нашего города.

Итог КРД.

О чем мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось? Какое задание показалось трудным? Молодцы! Картинки города возьмите с собой и остальное раскрасите после сна, а завтра покажите мне, что у вас получилось.

Вот и закончилась наша прогулка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по родному городу

Методическая копилка...

Мультимедийная игра-путешествие "Мой родной город"

Мультимедийная игра "Мой родной город" способствует закреплению знаний детей о родном городе....

на тему : «Путешествие по родному городу »

Конспект организованной образовательной деятельности в области «Коммуникация» и «Познание»на тему : «Путешествие по родному городу »(подготовительная группа)...

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие по родному городу»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности "Путешествие по родному городу" в подготовительной к школе группе (интеграция образовательных областей "Художественное творчество",...

Путешествие по родному городу

Сценарий праздника в старшей группе с использованием ИКТ ....

Занятие "Путешествие по родному городу"

Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие по родному городу"...

Конспект образовательной деятельности в средней группе на тему: "Путешествие по родному городу"

Цель:1. Закрепить знания детей о родном городе.2.Дать знания детям о происхождении названия улицы, на которой находится д/с.3. Учить ориентироваться в ближайшем окружении д/сада.4. Воспитывать ч...