Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Одним из факторов развития речи ребенка является уровень развития мелкой моторики. Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и пр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей
Введение
Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Одним из факторов развития речи ребенка является уровень развития мелкой моторики. Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и пр.
Развитие мелкой моторики рук
Многие родители жалуются, что дети в возрасте 2-3 лет плохо говорят, либо мало говорят или не хотят говорить вообще. Как только вы заметили задержку первых слов у ребенка, нужно обратиться к специалисту. Логопед поставит правильный диагноз и назначит упражнения. В любом случае помните, что успех занятий с ребенком зависит не только от специалистов, но и от Вас родителей. Обязательно занимайтесь со своим ребенком, обучайте его!!! Каждую минуточку, каждую секундочку Ваш малыш познает мир. И Вы должны помнить, ваши слова и ваши действия отпечатываются в сознании ребенка, как след на мокром песке. В возрасте от 1,5-3 лет для ребенка важную роль играет развитие мелкой моторики. Движение организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи.
Именно поэтому мы рекомендуем такие мероприятия как: пассивная гимнастика – выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность (3-5 мин), несколько раз в день: ⎯ поглаживание;
⎯ растирание;
⎯ вибрация;
⎯ массаж с помощью «колючего» мячика;
⎯ сгибание и разгибание пальцев. активная гимнастика (игры):
⎯ ребенку в руку вкладывают различные по форме и фактуре предметы.
Ребенок удерживает предмет, а взрослый комментирует («этот шарик гладкий и т.д.); ⎯ сборные матрешки; ⎯ пирамидка; ⎯ обведи по контуру – нужно сделать карточки с изображением известных предметов (домик, дерево, машина). Суть игры – взрослый ведет пальчик малыша по контуру и называет предмет. Контур можно обшить бусинами или горошинами и повторить игру; ⎯ чашки-ложки – ребенок пересыпает ложкой сахар или манную крупу из одной чашки в другую; ⎯ лепка из пластилина – начинать надо с цилиндра, а со временем усложнить задачу (шарик, морковка, змейка).
Во время игры не забывайте комментировать свои действия и объяснять ребенку все, что вы делаете. Также помните, что для развития мелкой моторики можно играть:
⎯ конструктор
– величина конструктора и сложность конструкций зависти от возраста малыша;
⎯ бусина
– нанизывайте на веревочки или выкладывайте картинки;
⎯ прищепки – суть игры – научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки;
⎯ волшебный поднос
– на поднос тонким слоем насыпают муку или манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Можно показать, как рисовать различные фигуры;
⎯ золушка – смешать фасоль разного цвета и разобрать на две кучки;
⎯ счетные палочки – покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки;
⎯ маленький скульптор – лепка из соленого теста;
⎯ застегни пуговку;
⎯ трафареты;
⎯ вкладыши.
Очень хорошую тренировку для развития мелкой моторики дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как: «Сорока-сорока», «Ладушкиладушки», «Идет коза рогатая», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик дедушка» и другие. Помните: начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства. Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка. Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики – неотъемлемая часть общего развития ребенка.
Заключение
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи. В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением речевого развития. У детей с нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи.
Систематическое и планомерное использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей рук, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память
Литература:
1. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет
2. Хвостовцев А. Умные ручки - Новосибирск, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей"
Консультация необходима родителям и воспитателям средней группы....
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
«Развитие мелкой моторики рук, как средстворазвития речи у детей с речевыми нарушениями»...
Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями
консультация для родителей...
Консультация для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».
Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики рук в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР...