Подборка игр и упражнений по развитию фонематического восприятия
учебно-методический материал по логопедии
Данная подборка игр может пригодиться не только логопедам, но и воспитателям, и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игры и упражнения на развитие фонематического восприятия | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подборка игр и упражнений для развития фонематического восприятия
Эти игры могут пригодиться не только логопедам, но и воспитателям, и родителям.
Любимая всеми детьми игра МАГАЗИН.
Взрослый расставляет на столе игрушки (в названиях которых есть звуки [м]-[м’], [п]-[п’], [б]-[б’] (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.) и предлагает детям поиграть. «Я буду продавцом», - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?» Дети отвечают. «А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями»,- отвечают дети. «Что делает продавец?» - «Продает».– «Что делает покупатель?» - «Покупает». Взрослый показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем взрослый приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Взрослый соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово «пожалуйста» выделяет голосом. Взрослый дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы. Взрослый следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки [м]–[м’], [п]–[п’], [б] –[б’] в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.
Также можно играть в «Магазин» и на другие пары звуков.
Еще один варинат: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].
ЧТО ЗВУЧИТ?
Взрослый показывает ребёнку, как звучат различные инструменты (барабан, маракас, колокольчик, трещетка и др.) Затем за ширмой воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают. При этом педагог следит за тем, чтобы дети называли предмет правильно и отчетливо.
ЕЗДИМ ИЛИ НЕТ?
Дети по очереди вынимают из коробки картинки (санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.); каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Взрослый следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки [с] или [с’] в словах, отчетливо проговаривали слова с этим звуком.
ПРОГУЛКА ПО ЛЕСУ.
Взрослый выставляет игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки [с] или [с’], [з] или [з’], [ц]) на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Дети выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки.
ГЛУХОЙ ТЕЛЕФОН.
Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки (названия которых состоят из трех-четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.). Взрослый шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.
КРУЖКИ ИЛИ КРУЖКИ?
Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, взрослый держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ. Взрослый следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.
ПОХОЖИЕ СЛОВА.
Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка – ложка, ушки – пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Взрослый следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.
НАЗОВИ НУЖНОЕ СЛОВО.
Взрослый предлагает назвать только те слова, в которых есть заданный звук.
Звук [с]:
- Папа купил Лене санки.
- По дороге движется автобус.
- Весной оживает природа.
- Домик над рекою,
Светлой полосою
В окнах огонек,
На воду он лег. (А. Плещеев «На берегу»)
Звук [з]:
- На двери висит замок.
- На небе появились грозовые тучи.
- Почему собака лает
На того, кого не знает?
Потому она и лает –
Познакомиться желает. (А. Власов «Почему?»)
НАЙДИ ОБЩИЙ ЗВУК.
Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков. Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.
Коса, усы, нос – [с].
Селедка, Сима, лось – [с’].
Коза, замок, зуб – [з].
Зима, зеркало, вазелин – [з’].
Цветок, яйцо, курица – [ц].
Шуба, кошка, мышь – [ш].
Жук, жаба, лыжи – [ж].
Чайник, ключ, очки – [ч].
Щетка, ящик, щавель – [щ].
Лодка, стул, лампа – [л].
Липа, лес, соль – [л’].
Рыба, ковер, крыло – [р].
Рис, крепость, букварь – [р’].
ПЕРВЫЙ ЗВУК В СЛОВЕ.
Ребёнку показывают игрушку, например, Незнайку, и предлагают определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги ЗЭ в слове Зоя, ВЭ – в слове Вадик).
ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК В СЛОВЕ.
Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)
Взрослый показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук [р’], а не [р]). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий.
ВЕСЕЛЫЕ ЗВУКИ.
Взрослый предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах: Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…) Подбери слово, чтобы первый звук был бы [к], а последний – [ш]. (Карандаш, камыш…) Какое получится слово, если кНО– прибавить один звук? (Нож, нос…) Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука [м] (Мама моет Машу мочалкой.) Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук [у] (Бумага, дудочка, Буратино…)
ВЕСЕЛЫЕ БУКВЫ.
Если играет группа детей, то каждому присваивается какая-либо буква алфавита, точно так же организуется игра с одним ребенком. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать и топнуть ногой. С группой детей можно провести игру на выбывание.
Очень веселая ПУТАНИЦА. Дети играют в нее с удовольствием.
Закричал охотник:
«Ой! Двери гонятся за мной!» (звери).
Эй, не стойте слишком близко.
Я тигренок, а не миска (киска).
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей (грачей).
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это (билета).
Сели в ложку и айда!
Покатили вдоль пруда (лодку).
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села (дочками).
На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб).
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву (лес).
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами (жук).
На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
Я рубашку сшила шишке,
Я сошью ему штанишки (мишке).
Встало солнце, уходит прочь
Темная длинная дочь (ночь).
Фруктов в корзине не счесть:
Яблоки, груши, бараны есть (бананы).
Очень ласковый был
Он хозяйку лизнул в лоб (кот).
В реке живет мак,
Его не поймаю никак (рак).
Чтоб пообедать, взял Алешка
В правую руку левую ножку (ложку).
На пароходе повар – док
Приготовил вкусный сок (кок).
Рогатый дол
По дороге шел (вол).
Школьник кончил строчку
И поставил бочку (точку).
Тащил мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).
У печки с удочкой сижу
От рыбы глаз я не свожу (речки).
Русская красавица
Своей козою славится (косой).
Усатый кит сидит на печке,
Выбрав теплое местечко (кот).
На поляне лесной
Вырос зуб молодой (дуб).
Под березами, где тень
Притаился старый день (пень).
НЕБЫЛИЦЫ
Кисель там варят из резины,
Там шины делают из глины.
Кирпич там жгут из молока,
Творог готовят из песка.
Стекло там плавят из бетона,
Плотины строят из картона.
Обложки там из чугуна,
Там варят сталь из полотна.
Там кроят рубахи из пластмассы,
Посуду делают из пряжи,
Прядут там нити из сукна,
Костюмы шьют из толокна.
Едят там вилками компот,
Там пьют из чашки бутерброд,
Из хлеба с сыром там котлеты,
Из мяса свежего конфеты.
С начинкой сладкой суп с фасолью,
В тарелках все там варят с солью… В. Чантурия.
Это верно или нет,
Что, как сажа, черен снег?
Сахар – горек,
Уголь – бел,
Ну а трус, как заяц, смел?
Что комбайн не жнет пшеницы?
Что в упряжке ходят птицы? Что летать умеет рак,
А медведь – плясать мастак?
Что растут на вербе груши?
Что киты живут на суше?
Что с зари и до зари
Сосны валят косари?
Ну, а белки любят шишки,
А лентяи любят труд…
А девчонки и мальчишки
В рот пирожных не берут? (Л. Станчев).
ЗВУК-ПОМОЩНИК.
Необходимо отгадать загадку и назвать звук, который позволил найти отгадку.
Как взялась кума за дело,
Завизжала и запела.
Ела – ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб. Ответ: пила. Повторяется звук [з].
Ежедневно,
В шесть утра,
Я трещу: «Вставать поррра!!» Ответ: будильник. Повторяется звук [р].
ДА И НЕТ
Необходимо ответить на вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет».
1)Ты любишь лето?
2)Тебе нравится зелень парков?
3)Ты любишь солнце?
4)Тебе нравится купаться в море или реке?
5)Ты любишь рыбалку?
6)Ты любишь зиму?
7)Ты любишь кататься на санках?
8)Тебе нравится играть в снежки?
9)Ты любишь, когда холодно?
10)Тебе нравится лепить снежную бабу?
ПОСЛУШАЙ И ПОВТОРЯЙ
Педагог шепотом за экраном произносит слова по теме занятия, а дети вслух повторяют их.
КОРОТКОЕ СЛОВО
Необходимо определить самое короткое слово: строитель, каменщик, дом, стекольщик. (Слова подбираются в соответствии с темой занятия, также можно дать задание на определение самого длинного слова).
ЦЕПОЧКА СЛОВ
Педагог называет слово, а дети по порядку придумывают слова, которые начинаются с последнего звука предыдущего слова.
НАЙДИ КАРТИНКУ
Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением. Губы логопеда закрываются.
ХЛОПНИ, НЕ ОШИБИСЬ
Логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
СВЕТОФОР
Игра на определение места звука в слове. В начале обучения используются кружки красного, желтого и зеленого цвета. Если дети слышат заданный звук в начале слова, они поднимают красный кружок, в середине – желтый, в конце слова – зеленый. В дальнейшем используются схемы = - -, - = -, - - =, фишки, или место звука дети указывают просто цифрой, используя звуковые линейки; предметные картинки и фишки, например, в слове лиса звук [л’] слышится в начале слова, дети под карточкой
ПРОПАВШИЙ ЗВУК
- тка, - голка, - рбуз, - камейка, автобу -, - адуга, - арабан, - обот, ли - , за – ор, ве – ы, - уна, с – ва, са – ки, - бра, коз - , - блоко, огуре - Четко, сохраняя ударение, произносить сочетания звуков. Дети поднимают соответствующие символы (красный или синий) и произносят каждое слово целиком, называя первый звук и соответствующую букву.
ВОЛШЕБНЫЙ ДОМИК.
Игра на развитие умения определять последовательность букв в слове. Взрослый прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Дети должны отгадать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ребенок получает игровой жетон. Например, К А Ш А (каша).
КАРТОЧНАЯ ИГРА
Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.
ЗАЧАРОВАННОЕ СЛОВО
Взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Взрослый называет заколдованное слово, а «спасители» должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились четко и внятно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя «заколдованные» слова. Например, «расколдовываем» слово «ваза» - В А З А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН
В систему упражнений по развитию фонематического восприятия вошли игры, которые были собраны и систематизированы при изучении различных методик по развитию фонематического слуха у детей с ФФН. В частн...
СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Данная подборка игр и упражнений для развити фонематического восприятия у дошкольников не является авторской, но представляет собой систему работы по данному напралению. Будет полезна для исполь...
Игровые упражнения по развитию фонематического восприятия (фонемного анализа и синтеза)
Игровые упражнения для логопедов, родителей и воспитателей для формирования и развития фонематического восприятия....
Система игр и упражнений для развития фонематического восприятия у дошкольников
Система игр и упражнений для коррекции фонетико-фонематиечского недоразвития у детей дошкольного возраста (из опыта работы)...
Подборка игр и упражнений для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста.
Материал содержит игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста. Может использоваться , как консультация для педагогов....
"Подборка игр и упражнений для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста".
quot;Подборка игр и упражнений для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста"....
Картотека упражнений по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического слуха.
УПРАЖНЕНИЕ № 1 На ст...