"Подборка игр и упражнений для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста".
картотека по коррекционной педагогике
"Подборка игр и упражнений для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактические игры и упражнения
для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста».
Вторая младшая группа
Задачи: развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру.
Формировать у детей зрительные способы обследования предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) и соотносить их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т. д.), соотносить, находить их форму в реальных объемных предметах.
Дидактические игры и упражнения: «Предметное лото», «Найди и назови такую же игрушку», «Чудесный мешочек», «Угадай, что это», «Подбери одинаковые по форме», «Собери кубики», «Собери матрешку», «Собери грибок».
Задачи: различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный), соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов.
Дидактические игры и упражнения: «Подбери по цвету», «Соедини разноцветные воздушные шары с соответствующими по цвету ниточками», «Составь цветной коврик из квадратов», «Сравни и назови цвет», «Собери цветы».
Задачи: различать, выделять и сравнивать величину предметов (большой-маленький), зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения; находить большие и маленькие предметы (игрушки, мебель, одежда и т. п.).
Дидактические игры и упражнения: «Найди большие и маленькие предметы», «Что больше, что меньше?», «Составь пирамидку», «Собери корзинки», «Составь башенку», «Найди такой же предмет», «Собери матрешку».
Задачи: учить видеть движущиеся объекты: мяч катится, летит; машина, санки едут с горки; «Мы едем медленно — быстро, бежим очень быстро» и т. д. Наблюдать на улице за движением транспорта, ходьбой, бегом людей, животных. Учить выполнять движения в разном темпе: быстро бежать, медленно идти, поднимать руки и т. п.
Задачи: учить детей различать, называть и сравнивать предметы с изображением на картинке, последовательно выделять основные признаки (например: мячик круглый, как шар, синего и красного цвета; этот большой, а этот маленький).
Дидактические игры и упражнения: «Что больше, что меньше?», «Найди пару. Чем похожи два предмета?», «Назови, что нарисовано», «Какого цвета нарисованные предметы?», «Подбери предмет по картинке», «Посмотри на картинку через цветное стекло», «Обведи по контуру мяч, шар, флажок».
Задачи: учить соотносить изображения на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению: находить реальный предмет: пирамидка подбирается вначале по цветному, затем по силуэтному, а позже по контурному изображению.
Дидактические игры и упражнения: «У кого такой предмет?», «Найди такую же картинку», «Что это?», «Найди и назови», «Где предмет?».
Задачи: учить заполнять прорези с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) соответствующими фигурами по размеру, цвету; закреплять умения измерять два предмета путем наложения и приложения. Развивать глазомер. Учить выбирать из группы предметов самый большой и самый маленький, группировать однородные предметы по одному из сенсорных признаков (форме, величине, цвету).
Дидактические игры и упражнения: «Выбери зеленые, желтые, красные», «Дай все круглое», «Подбери большие и маленькие», «Найди кубики», «Соберем большие зеленые листья», «Найди красные маленькие листочки».
Задачи: закреплять умения соотносить разнородные предметы, осуществлять выбор заданных сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
Дидактические игры и упражнения: «Найди все синее», «Дай красные квадраты», «Дай желтые большие круги».
Задачи: закреплять знания детей о сенсорных свойствах и качествах предметов в условиях различных видов деятельности, используя предметы, мозаику разной величины, формы, цвета в процессе изображения простейших предметов; соотносить соответствующие сенсорные качества с реальным предметом: красная мозаика — флажок, ягода, грибок; желтая мозаика — солнышко, цветочек, репка; овальная мозаика — огурец, яйцо, орех, грибок и т. д.
Сформировать у детей представление об окружающих реалиях (одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт, здания). Обучать детей способам обследования на осязание, слух, обоняние, вкус.
Для развития зрения и осуществления взаимосвязи занятий по развитию зрительного восприятия и лечения зрения проводить визуальные упражнения по активизации и стимуляции зрительных функций, развитию различных способностей зрения, цветоразличения у движения глаз, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации и т. д.
Дидактические игры и упражнения: «Проследи, как летит бабочка», «Прокати шар в ворота», «Проследи за движением флажка», «Посмотри, как качается фонарик», «Составь целую картинку»^ «Собери пирамидку», «Составь узор», «Наложи на контур цветное изображение или черный силуэт», «Вложи в прорези фигуры», «Обведи по контуру круг», «Нарисуй квадрат (овал, круг, треугольник) по трафарету», «Закрась контур изображения (предмета или геометрической фигуры)», «Зажги фонарик», «Какого цвета горит огонек?», «Дорисуй дорожку», «Найди предмет», «Собери шары на нитку (с настоящими бусинками заданного размера)», «Кто скорее; соберет цветные палочки», «Подбери пару», «Проведи дорожку в картинке от елочки к домику», «Кто играет, а кто спит?», «Подбери одинаковые картинки», «Попади, не промахнись (в процессе рисования)», «Ближе — дальше».
Задачи: обучение ориентировке в пространстве. Начинать ознакомление с пространственными положениями предметов следует с выделения и называния частей своего тела, особое внимание уделять симметричным органам: руки (левая, правая), ноги (левая, правая), уши (левое, правое), глаза (левый, правый). Далее следует учить детей выделять в одежде и называть словом стороны (левая, правая, верхняя, нижняя), например: карманы (левый, правый), шапка (задняя, передняя части), шуба (передняя, задняя части) и т. д.
Учить детей выделять правую и левую стороны по отношению к себе (впереди, сзади, справа, слева).
Средняя группа
Задачи: закреплять у детей умение анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину и пространственное положение.
Формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей деятельности, различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Дидактические игры и упражнения: «Угадай, что это», «Чудесный мешочек», «Найди предмет такой же формы», «Геометрическое лото», «Составь узор», «Найди то, что я покажу», «Составь из частей целое», «Поручения», «Найди свой значок», «Найди пару», «Дополни изображение».
Задачи: уметь использовать эталоны формы (геометрические фигуры) при выделении основной формы и формы деталей реальных предметов в окружающей обстановке.
Дидактические игры и упражнения: «Найди такой же», «Найди игрушку, похожую на прямоугольник, круг, квадрат», «Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник вокруг нас», «Найди пару», «Составь изображение», «На что похоже?», «Чего не хватает?», «Составь узор».
Задачи: развивать цветовосприятие, закреплять знание основных цветов спектра, умение узнавать и называть цвет реальных предметов.
Дидактические игры и упражнения: «Подбери по цвету», «Составь узор», «Коврик надо украсить», «Найди свой домик», «Что у нас красное, синее, зеленое?», «Раскрась предмет, нарисуй радугу», «Окрась воду», «Цветной волчок», «Морские волны», «Волшебные цветы», «Телевизор», «Подбери все зеленые предметы», «Закончи узор», «Разноцветные сарафаны», «Разноцветные странички», «Оденем куклу».
Задачи: знать, называть и сличать величину предметов путем наложения и приложения.
Дидактические игры и упражнения: «Цветные круги», «Найди такой же величины», «Составь пирамиду», «Дорожки разной длины», «Нарисуй ниточки и ленточки разной длины», «Построй заборчик», «Цветной диск», «Каждый предмет — в свою коробку», «Кто выше, кто ниже», «Найдите в группе самые высокие и самые низкие предметы», «Что изменилось?», «Угадай по описанию», «Поставь по следу».
Задачи: различать движущиеся предметы, понимать, называть словом скоростные качества движения (быстро, медленно).
Дидактические игры и упражнения: «Кто быстрее добежит до флажка?», «Чей шаг длиннее?», «Прокати мяч в ворота», «Что быстрее покатится - мяч или тяжелый шар?», «Пойдем быстро, побежим медленно», «Набрось кольцо на движущийся предмет», «Что едет быстро, что медленно?», «Прокати мячик, машину, санки с горки», «Какие санки едут дальше (пустые или с детьми)?», «Чей мяч взлетит выше?».
Задачи: продолжать учить детей правильно воспринимать картинки по заданному плану, сличать изображения с реальными предметами в играх: «Найди по картинке такой же предмет в комнате», «Подбери пару» и т. д.
Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету, величине) в играх: «Подбери все зеленые предметы», «Найди все круглые, треугольник», «Найди шары» и т. д.
Учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотносить их с реальными предметами. Учить пользоваться при рассматривании оптическими средствами коррекции: лупами, биноклями.
Дидактические игры и упражнения: «Подбери к предмету его изображение (силуэтное, контурное, цветное)», «Чем похожи и чем отличаются изображения?», «Составь из частей целое изображение», «Разложи предметы и их изображения по величине», «Совмести контурное и силуэтное изображение», «Вложи в прорези предметные изображения», «Найди предмет в группе по контурному и силуэтному изображениям», «Раскрась картинку».
Задачи: В процессе наблюдения окружающего мира активизировать сохранные анализаторы, стимулировать предметные действия детей.
Дидактические игры и упражнения: «Угадай, какой предмет в руках», «Чудесный мешочек», «Калейдоскоп», «Прозрачные картинки», «Где звенит колокольчик», «Угадай по голосу, кто я», «Кто как кричит», «Что дальше, что ближе».
Задачи: на занятиях по развитию зрительного восприятия и ориентированию в пространстве способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций.
Дидактические игры и упражнения: «Составь целый предмет», «Проследи, по какой дорожке идут зверушки», «Раскрась изображение», «Обведи по контуру», «Найди предметы в группе», «Составь башенку», «Прокати шары», «Попади в цель», «Что дальше, что ближе?», «Чего ты стоишь?», «Что у тебя слева, что справа?», «Разрезные картинки», «Составь узор», «Найди узор по образцу».
Старшая группа.
Задачи: закреплять умения зрительного обследования и умения анализировать, классифицировать предметы по их основным признакам. Учить использованию оптики (линзы, лупы, бинокли) при рассматривании. Зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками (форма, цвет, величина и пространственное положение).
Дидактические игры и упражнения: «Здесь все круглые предметы», «Одинаковые по величине», «Все зеленое».
Задачи: учить отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту. Узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире. Создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку с использованием фланелеграфа и вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений. Замечать цвет движущихся объектов: «Едет зеленая машина», «Бежит рыжий кот», «Летит желтый лист» и т. д.
Дидактические игры и упражнения: «Подбери по цвету и оттенкам», «Составь узор», «Найди свой цвет или оттенок цвета», «Раскрась картинку», «Кто скорее соберет палочки определенного цвета?», «Что изменилось?», «Что в рисунке неправильно (цвет предметов)?», «Кто скорее соберет цветной узор?», «Назови, что вокруг тебя зеленое, желтое, серое, розовое, голубое и т. д.», «Составь по контурному образцу цветное изображение».
Задачи: учить отличать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объемные фигуры (шар, эллипсоид, конус, куб, призма). Обучать использованию их формы как эталона. Для анализа основной формы реальных предметов. Использовать лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов.
Дидактические игры и упражнения: «На что это похоже?», «Найди в группе круглые, овальные, конусные, призматические предметы», «Найди свой значок», «Дорисуй предмет», «Дополни изображение до целого», «Что изменилось?», «Составь из частей целое», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», «Подбери по образцу», «Составь картинку», «Нарисуй по трафарету», «Обведи по контуру», «Обведи по силуэту», «Найди предмет такой же формы».
Задачи: учить зрительному анализу формы и величины предметов, отбирать предметы по убывающей и возрастающей величине. Выделять и словесно обозначать величину реальных предметов, устанавливать взаимосвязь между предметами по величине: «Окна выше двери», «Шкаф выше стола», «Вова выше Кати, но ниже Толи» и т. д. Знать и словесно обозначать ширину, длину, высоту в предметах, соотносить эти признаки в разных по величине предметах: «Большой стол шире, выше и длиннее, чем маленький стол», «Эта книга толще, длиннее и шире, чем та», «Этот дом выше, шире и длиннее, чем тот» и т. д.
Располагать на фланелеграфе, столе предметы и изображения по убывающей (возрастающей) величине, упражнять глазомер у детей.
Дидактические игры и упражнения: «Разложи предметы по величине», «Найди для каждого свой домик (для предмета— коробку)», «Найди для каждого шара свою лузу», «Обведи предметы по величине», «Найди в групповой комнате большие, высокие, широкие, узкие, низкие предметы», «Нарисуй большой, маленький мяч», «Расставь по следу».
Задачи: учить видеть, понимать и словесно обозначать аналогичное рас-положение натуральных объектов в реальной обстановке в процессе наблюдений и дидактических игр и упражнений: «Что стоит за столом?», «Что находится за вазой?», «Где спрятался зайчик?», «Изобрази на фланелеграфе деревню, улицу, комнату, лес (по описанию, по образцу)», «Дом большой, ближе к нам, за домом деревья, вдалеке лес, по небу летит птица», «Спрячься за дерево, чтобы было видно голову, правую руку» и т. д.
Задачи: учить целенаправленному осмысленному зрительному наблюдению предметов и явлений окружающей действительности, формировать заинтересованность и положительное отношение к наблюдению, поиску, анализу воспринимаемых объектов. Уметь выражать в слове признаки, связи, зависимости в предметном мире. Учить детей описывать предметы и находить их по описанию, уметь оперировать не только зрительно воспринимаемыми предметами, но и отмечать признаки, воспринимаемые на слух, осязанием, обонянием и т. д.
Находить по части предмета целый, составлять из частей целое.
Дидактические игры и упражнения: «Загадай — мы отгадаем», «Составь из частей целое», «Угадай, что спрятано», «Дополни предмет, изображение целого», «Дорисуй изображение», «Узнай по запаху, по вкусу».
Задачи: упражнять, стимулировать и активизировать зрение детей соответственно требованиям лечебно-восстановительной работы по гигиене зрения.
Дидактические игры и упражнения: «Обведи по контуру через кальку», «Дополни изображение», «Найди половину», «Дорисуй половину», «Совмести изображения», «Собери бусы», «Составь узор из мозаики», «Проследи по следу зайца, птицу», «Узнай по следу», «Посчитай, сколько раз зажглась лампочка», «Калейдоскоп», «Прозрачные картинки», «Совмести прозрачные узоры», «Проследи за фонариком», «Куда летит бабочка?», «Что дальше, что ближе?», «Расставь предметы по следу, по образцу, по описанию», «Найди игрушку», «Пройди по извилистой дорожке», «Перешагни через черточки на дорожке», «Пробеги по прямой», «Набрось кольцо», «Найди по схеме», «Найди предмет по описанию», «Кто скорее составит узор по образцу?», «Что на картине верно?», «Помоги выбраться из лабиринта», «Кто таким мячом играет (лабиринт)?», «Расставь по следу», «Составь картинку-сюжет», «Чей маршрут длиннее?».
Настольные игры: «Хоккей», «Футбол», «Бильярд», «Кольцебросы», «Баскетбол», «Бадминтон», «Серсо».
Подготовительная к школе группа
Задачи: расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности, развивать скорость и полноту зрительного обследования, формировать зрительно-двигательные умения обследовать планомерно и целенаправленно предметы, картинки, выделять главные признаки, учить пользоваться оптическими средствами (лупами, линзами, биноклями) при рассматривании предметов.
Учить создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения, сложные геометрические фигуры (два треугольника — ромб; треугольник и квадрат — пятиугольник и т. д.).
Знать основные цвета и оттенки, правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов. Различать цвет движущегося объекта и нескольких объектов. Создавать узоры, цветные композиции на фланелеграфе, магнитной доске, из мозаики.
Учить чтению иллюстраций, пониманию заслоненности, зашум¬ленности изображения (круг находит на квадрат, дерево на фоне до¬ма, пересечение линий, полос и др.). Понимать изображение перспективы в рисунке. Создавать на фланелеграфе сюжетные изображения в перспективе и срисовывать их.
Дидактические игры и упражнения: «Что на рисунке ближе, дальше?», «Что выше, ниже на рисунке и так ли это в жизни?», «Создай на фланелеграфе изображение леса», «Подбери к дереву листья», «Составь по части весь рисунок», «Подбери вторую половину», «Перечисли, что изображено на запутанном (зашумленном) рисунке», «Найди близкий путь из лабиринта», «Что на рисунке слева, справа?».
Задачи: учить замечать величину реальных предметов; зрительно анализировать длину, ширину, высоту предметов; проводить размеры с помощью условных мер; сличать размеры разных предметов.
Дидактические игры и упражнения: «Кто выше?», «Чей ботинок больше?», «Какой шкаф выше?», «Что дальше, что ближе к нам в группе?», «Как узнать, поместится ли шкаф в простенок?».
Задачи: называть в процессе наблюдения близкие и дальние, высокие и низкие, толстые и тонкие, широкие и узкие объекты. Создавать на основе наблюдений за натурой из плоскостных изображений композиции на фланелеграфе с учетом пространственных положений и отношений, например: «Расставь предметы на фланелеграфе так, как видишь их на столе в группе», «Составь натюрморт, как видишь», «Перенеси изображение предметов так, как они стоят в шкафу».
Находить, где детали, где целый предмет, составлять и дополнять из частей целый предмет, сюжетное изображение. Дать детям представление о мебели, одежде, обуви, игрушках, о транспорте, ближайшем окружении. Учить группировать предметы по их признакам (форма, цвет, размер, материал).
Осуществлять работу по стимуляции, упражнению и активизации зрительных функций и гигиене зрения в соответствии с требованиями лечебно-восстановительной работы.
Дидактические игры и упражнения: «Обведи изображение и заштрихуй», «Обведи изображение по лекалу, трафарету», «Составь узор из фигур», «Подбери листья к дереву», «В чем ошибся художник?», «Узнай, что нарисовано», «Соедини детали», «Расставь предметы по следу», «Помоги выйти из лабиринта», «Кто с каким предметом играет?», «Проследи по линиям, кто что любит есть», «Составь изображения из прозрачных картинок», «Дорисуй по точкам».
Настольные игры: «Колпачки», «Бильярд», «Хоккей», «Футбол», «Кольцеброс», «Поймай рыбку», «Лабиринты», «Серсо», разные мозаики, «Геометрическое лото».
Задачи: учить детей созданию изображений макетов (на фланелеграфе по образцу, замыслу детей). Например: «Наша групповая комната», «Квартира», «Физкультурный зал», «Лес», «Огород» и др.
Создавать из вырезанных геометрических фигур шахматную доску, узор, коврик.
Развивать глазомер у детей в упражнениях типа: «Найди линейку такой же длины», «Подбери одинаковые по форме и величине предметы», «Нарисуй квадрат, прямоугольник такой же величины», «Составь из частей целый предмет», «Размести на схеме соответствующие фигуры», «Раздели квадрат, круг, прямоугольник на две, четыре части».
Упражнять детей в сличении изображений по принципу сходства и различия, группировать предметы по отдельным признакам (форма, цвет, величина или пространственное положение).
Дидактические игры и упражнения: «Найди в картинке, что изображено неверно», «Сколько здесь одинаковых предметов?», «Чего ь предмете недостает?», «Сколько округлых, квадратных, прямоугольных форм в рисунке?», «Где находятся на рисунке синие, зеленые, красные объекты?», «Какие предметы ближе, а какие дальше?».
Задачи: учить детей анализу формы предметов соответственно эталонам (у яблока форма может быть круглой или овальной, вверху у него ямка и внизу также углубление).
Учить детей познанию окружающего мира с помощью всех органов чувств. Учить ориентироваться в реальной действительности в соответствии со зрительными возможностями, использовать слух, осязание, обоняние там, где нельзя увидеть полностью объект.
На занятиях по развитию зрительного восприятия осуществляется работа по упражнению, активизации и тренировке зрительных функций.
Учить детей выделять различные признаки и свойства предметов, тренируя зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.
Дидактические игры и упражнения: «Проследи за движением объекта», «Найди в окружающей обстановке круглые, зеленые, квадратные, красные, большие, маленькие круги», «Угадай по следу», «Чего больше — мячей или матрешек?», «Сколько здесь будет мерок?», «Зажги фонари», «Кто скорее заштрихует квадраты?», «Кто больше кругов закрасит?», «Изобрази на фланелеграфе лес», «Подбери предметы, равные по величине», «Что толще, тоньше, дальше, больше?», «Попади в цель», «Кто скорее соберет фигуру?», «Составь изображение из частей», «Нарисуй схему», «Обведи по контуру», «Нарисуй по трафарету», «Найди в рисунке ошибки», «Найди спрятанную игрушку», «Пройди по лабиринту», «Найди правильный путь», «Чего недостает в схеме, рисунке?», «Где спрятался заяц?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для родителей. Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»
Данный материал знакомит родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения детей и их коррекции....
Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста
Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения. В помощь вам представляю ...
Мастер - класс для родителей "Игры и упражнения по развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста"
Ознакомление родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения и коррекции зрения у детей....
Подборка игр и упражнений для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста.
Материал содержит игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста. Может использоваться , как консультация для педагогов....
Семинар -практикум для родителей «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»
Семинар -практикум для родителей «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»...
Мастер - класс для родителей. Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»
Материал будет полезен родителям и педагогам....
"Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста"
quot;Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста"...