Лексическая тема: "Игрушки"
материал по логопедии (старшая группа)
Лексико- грамматические упражнения, знакомство со звуком Г, Гь, буквой Г, со звуком К, Кь и буквой К.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema_igrushki.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Игрушки»
Словарь: (игрушка, кукла, коляска, кубики, конструктор, клоун, машина, играть, беречь, ломать, придумывать, укачивать, убаюкивать; новый, красивый, яркий, интересный).
1. Предложите ребёнку назвать все знакомые игрушки, отметить их внешние признаки: форму, цвет, величину, качество (мягкая, твёрдая, гладкая, шершавая).
2. Помогите ребёнку определить и назвать материал, из которого изготовлена игрушка (игрушка из дерева - деревянная, из стекла - …, из глины - …, из меха - …, из плюша - …, из пластмассы - …, из металла - …, из резины - … и т.д.).
3. Назвать части, из которых состоят игрушки
(У машины есть кабина, кузов, 4 колеса. У куклы есть голова, туловище, руки и ноги. И т.д.)
4.Игра «Один- много»
Мяч – мячи слон – слоны
Машина – машины кукла – куклы
Уточка – уточки мишка – мишки
Зайчик – зайчики кубик – кубики
Матрешка – матрешки совок – совки
Барабан – барабаны ведро – ведра
5. Игра «Большой - маленький»
Мяч – мячик - мячики слон – слоник - слоники
Машина – машинка - машинки кукла – куколка – куколки
Утка - уточка – уточки самолет – самолетик- самолетики
Заяц - зайчик – зайчики ведро- ведерко - ведерки
Матрешка – матрешечка- матрешечки совок – совочек - совочки
6. Игра «Какой, какая, какие» Скажем, какие у нас игрушки.
Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые, пластмассовые….
Кукла (какая?) – нарядная, красивая, большая, говорящая,….
Машина (какая?) - красивая, большая, легковая, грузовая,….
Мяч (какой?) – красивый, разноцветный, маленький,…
Самолет (какой?) – красивый, игрушечный, пластмассовый ,…
7.Посчитай игрушки от 1 до 5:
1 кукла, 2 куклы, 3 куклы, 4 куклы, 5 кукол…. (Машина, мяч, кубик, игрушка, самолет.)
8.Подберите вместе с ребенком действия к предмету Например: мяч — (что делает?) летит, прыгает, катится, скачет, падает… и т.д.
кукла - …
машинка - …
неваляшка - …
9. Опиши любимую игрушку по плану:
- Что это
- Форма
- Величина
- Цвет
- Материал
- Почему нравится
Как можно с ней играть Например: «Это мяч, он большой, круглый, красный, резиновый.
Его можно катать, бросать, ловить. Мне нравиться
играть с мячом».
Придумайте рассказ о кукле, мишке, машинке…
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
На большом диване в ряд Мы игрушки сосчитать. | Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками. Разгибают поочередно все пальцы. Попеременно хлопают в ладоши и |
Учим -звук Г,Гь, Буква Г.
Г – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синим кружочком
ГЬ -согласный, мягкий ,звонкий обозначается зелёным кружочком
Г – гуща, гуси, Галя
Гь – Гена, гитара, гимн придумай слова со звуком Г, Гь.
Наклеить картинки в папку на листок со звуком Г, Гь.
Проанализируй звуки, слоги ГА, ОГ, ГУ, ГИ, УГ, проанализируй слова год, Гена
Например : 1-ый звук- Г –– согласный, твердый, звонкий; 2-ой – звук – А – гласный. – один слог и т.д.
Год - 1-ый звук- Г –– согласный, твердый, звонкий; 2-ой – звук – О – гласный, 3-ий звук – Д – согласный, твердый, звонкий – один слог и т.д.
Повторение слоговых цепочек:
га га га-гя гя гя;
го го го-гё ге гё;
гу гу гу-гю гю гю;
гы гы гы-ги ги ги;
гэ гэ гэ-ге ге ге.
• «Один — много»: нога —ноги (книга, бумага, дорога, подруга, фляга, штанга, слуга, серьга, бродяга, телега, бедняга, шпага).
Мягкий звук [г'] подчеркивается ласкательной интонацией и выразительным артикуляционным укладом.
•«Какой звук потерялся?» Логопед произносит предложение, а дети называют «потерявшийся» звук.
На полке лежит кни...а.
На стене висит ...итара.
На небе появилась раду...а.
Дедушка читает ...азету.
Брат поднял тяжелую ...ирю.
В небе раздался ...ром.
Бабушка печет пиро...и.
•«Что для Гали, а что для Гены?» Дифференциация картинок, выставленных на доске.
Гном для Гали.
Гиря для Гены.
Газета для Гали.
Пироги для Гены.
Лягушка для Гали.
Гитара для Гены.
Книга для Гали.
•«Живые звуки». Звуковой анализ и синтез слова гном.
• Знакомство с буквой Г: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите.
Логопед. Куда «смотрит» буква Г? (Вправо.)
• Чтение слоговых таблиц: га, го, гу, гы, гда и т. д.
• Чтение слов: гуси, гусак, губа, губы, когти, гости, сапоги. Логопед. Согласный, который стоит перед звуком [и], произносится мягко.
• «Живые буквы» (губа, гуси).
Учим -звук К,Кь, БукваК.
Звук К – согласный, твердый, глухой обозначается синим кружочком
Звук Кь – согласный, мягкий. глухой - обозначается зеленым кружочком
К – кот, Катя, кубик
Кь – кит, Кима, кеды
Придумать слова со звуком К,Кь.
Наклеить картинки в тетрадку.
Проанализируй звуки, слоги КА, ОК, КУ, КИ, УК
Например : 1-ый звук- К –– согласный, твердый, глухой; 2-ой – звук – А – гласный. – один слог и т.д. 1 – ый звук – О – гласный, 2-ой – звук К - согласный, твердый, глухой – один слог и т.д.
«Повтори чистоговорки»:
ак-ак-ак-мак; аки-аки-аки-маки;
ук-ук-ук-стук; уки-уки-уки-стуки;
ок-ок-ок-сок; оки-оки-оки-соки;
ик-ик-ик-крик; ики-ики-ики-крики.
Слова: маки, стуки, соки, крики — дети пробуют называть сами.
Игра «Наоборот». Замена [к]—[к']. Логопед произносит ка, а дети —кя (кы—ки и т.д.)
«Сколько раз я произнесу „кя "?»
Кя-кя, кя, кя-ка, ка-ка, кя-кя-кя, ка-ка-кя, кя-ка-кя.
•«Один — много»: мак —маки (сок, лак, рука, песок, комок, кусок, снежок, крик).
Логопед. Какой звук появляется в слове? ([к'])
•«Найди лишнее слово»:
мешок, курица, лягушка, лампа {лампа);
кит, мир, кино, Кеша (мир).
Игра «Живые звуки». Вызывается трое детей, каждый из которых обозначает определенный звук. По сигналу логопеда «дети —звуки» объединяются в слова (кот, кит).
• Знакомство с буквой К: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите.
Логопед. Куда «смотрит» буква К? (Вправо.)
• Чтение звукокомплексов: ак, ик, ок, ук, аук, иок, ауик.
• Чтение обратных слогов и преобразование их в прямые: ак — ка, ок — ко, ук — ку, ык — кы, ик — ки.
Логопед. Согласный, который стоит перед звуком [и], произносится мягко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповое занятие по лексической теме "Игрушки"
Логопедическое занятие в старшей группе...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Игрушки".
Конспект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста в логопедических, а также массовых группах. Одной из задач занятия является знакомство детей с мнемотаблицами, умением составлят...
Лексическая тема "Игрушки" Игры и упражнения для осуществления совместной деятельности взрослых и детей. Технология дистанционного обучения.
В данной презентации подобраны игры и упражнения при помощи которых Вы, уважаемые родители, дома сможете закрепить материал по лексической теме "Игрушки"....
Конспект индивидуально-подгруппового комплексного занятия "Звуки Л, Р в лексической теме «Игрушки».
Конспект индивидуально-подгруппового комплексного занятия "Звуки Л, Р в лексической теме "Игрушки" для детей 7-го года жизни....
Схемы рассказов описании по разным лексическим темам (Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года.).
Схемы рассказов описаний по разным лексическим темам.Формат листа А-4 ,яркие картинки.Цель-развитие лексики ,грамматики,связной речи у детей....
Примерный сценарный план НОД по теме: «Автоматизация звука [Ш] в словах на материале лексической темы Игрушки»
Примерный сценарный план НОД по теме "Автоматизация звука Ш в словах на материале лексической темы Игрушки"...
Ежедневное планирование воспитателя по лексической теме "Игрушка. Народная игрушка"
Этот материал будет полезен педагогам и воспитателям средних групп при планировании ежедневной работы по лексической теме "Игрушка. Народная игрушка"...