Мастер-класс для педагогов на тему: «РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА В РАЗВИТИИ РЕЧИ»
консультация по логопедии

Созинова Светлана Владимировна

Очень важно не упустить момент и помочь ребенку в формировании правильной и красивой речи. Чтобы этого достичь, необходимо научить детей не только отчетливо произносить слова, звуки, но и различать, дифференцировать звуки речи на слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fm_sluh_masterklass1.docx39.94 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 комбинированного вида»

____________________________________________________________________________________________________________________

683009, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Королёва, д.47/3, ИНН 4100018182

тел/факс: 8 (4152) 27-28-55, тел. 8 (4152) 27-01-92, эл. почта: mdou-11@pkgo.ru

        

Мастер-класс для педагогов на тему:        

«РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА В РАЗВИТИИ РЕЧИ»

 

 

        Подготовила:

Учитель-логопед

С.В. Созинова

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемам. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

 Чтобы научиться говорить чисто и правильно, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов.

Ребенку он необходим, чтобы научиться не только понимать речь и говорить, но и улавливать, те особенности, благодаря которым слова различаются по смыслу. Например, чтобы он мог различать мышку и мишку, дом и том, правильно выстраивать предложения и фразы, согласовывать падежные окончания, род и число различных частей речи. Анализатор звуков включается сразу после рождения.

При несформировавшемся механизме звукового различения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают большие трудности при обучении чтению и письму. Им сложно научиться писать грамотно. Письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьёзным нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии).

Очень важно не упустить момент и помочь ребенку в формировании правильной и красивой речи. Чтобы этого достичь, необходимо научить детей не только отчетливо произносить слова, звуки, но и различать, дифференцировать звуки речи на слух.

Формирование фонематического слуха в онтогенезе

Если физиологическое умение слышать не претерпевает изменений во время взросления ребенка, то фонематический слух развивается постепенно и происходит этот процесс в несколько шагов. У каждого человека он имеет индивидуальные особенности, но есть ряд общих принципов.

Даже новорожденный малыш уже реагирует на некоторые звуки, чаще всего — резкие, громкие. Конечно, они для него ничего не значат, но безусловно привлекают к себе внимание крохи. Дальше — больше. Проведенное исследование фонематического слуха у младенцев доказало, что физиологические реакции организма (дыхание, пульс) меняются в зависимости от разных звуков.

Этапы развития фонематического слуха:

  • Ребенок в возрасте месяца-двух уже не только реагирует на звуки окружающего мира, а пробует воспроизводить их сам.
  • Постепенно он учится различать и пытается повторить сам различные интонации, тренируется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  • Затем важным для него становится ритмический рисунок слова.
  • К году малыш воспринимает слово как неделимую звуковую единицу, оно для него — символ какого-то определенного предмета или действия.
  • К пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданный звук слова. Но на практике это не всегда так.

За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная системы. Негативное влияние, оказанное на них, служит толчком к возникновению акустических дисфункций.

Основные причины нарушения фонематического слуха:

  • Ослабление организма, особенно в раннем возрасте;
  • Инфекционные заболевания;
  • Проблемы с пищеварением;
  • Заболевание щитовидной железы;
  • Гиперактивность;
  • Травмы головы, органов речи и слуха;
  • Неблагоприятная социальная среда;
  • Наличие у родителей явных запущенных дефектов речи, которые не были исправлены в детстве.

Для устранения нарушения фонематического слуха необходимо научить:

  • Идентифицировать фонемы и не смешивать их в процессе восприятия;
  • Отличать правильное произношение в каком-либо слове от неправильного;
  • Контролировать собственное произношение и давать ему оценку.

Этапы работы по формированию фонематического слуха

 Начальный этап работы позволяет создать базу подходит и для совсем маленьких детей. На этом этапе мы учим детей различать неречевые звуки и для этого используем игры: «Угадай, что звучит», «Отгадай музыкальный инструмент», «Весёлые коробочки», «Тихо-громко», «Похлопай» (ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков).

На втором этапе  нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей речи (различение высоты, силы, тембра, голоса), игры этого этапа «Кто тебя позвал», «Три медведя»

Третий этап – узнавание слов - большая работа для мозга. На этом этапе  ребёнку предлагается рассмотреть картинки с изображением предметов со схожими по звучанию названиями: коса – коза. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен показать этот предмет на картинке.                                                                      

Четвертый этап – дифференциация слогов. Игра «Попугайчики». Взрослый предлагает ребёнку повторить слоги, а затем слоговые ряды из двух, а потом из трёх слогов, в состав которых входят оппозиционные звуки. Например: па-ба, сы-ши, ка-га-ка, са-за-са, мо-мё-мо.

Пятый этап – дифференциация фонем.

Игра «Поймай звук»

Следует помнить, что на первых этапах игра проводится на материале гласных звуков, а уже позже – на материале согласных звуков. Взрослый называет звуки, а ребёнок должен «ладошками поймать» звук, т.е. хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

Шестой этап – развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Игра «Выбери подходящие картинки»

Взрослый кладет на стол несколько картинок.

Игра «Найди слово»

На столе лежат несколько картинок. Ребёнку нужно определить слово, соответствующее заданным условиям. Например, найти слова, в которых звук [с] находится в начале (середине или конце) слова.

Игра «Назови звуки»

Взрослый бросает мяч ребёнку, называет слово. Ребёнок называет по порядку все звуки в слове и бросает мяч обратно.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Сегодня на мастер-классе я хочу представить вам игровые упражнения для детей дошкольного возраста.

Первый и второй этапы

Игра «Угадай, что звучит»

Послушайте внимательно и угадайте, что звучит?

Игра «Веселые коробочки»

Послушайте и запомните, как звучат мои веселые коробочки.

А теперь, закройте глаза. Послушайте еще раз. Открывайте глаза, отгадайте, какая коробочка издавала звук?

Игра «Тихо-громко»

Расположите коробочки в ряд от самого громкого к самому тихому.

Третий и четвертый этапы

Игра «Найди ошибку»

Слушайте внимательно, исправьте мое предложение:

Игра «Рифмовки-путаницы»

Помогите вернуть слова на свои места и произнесите рифмовки правильно.

Положили в плошку  КАСКУ.

Надевал пожарный КАШКУ.

Сочинял писатель БАШНЮ.

Рисовал художник БАСНЮ.

Сладко спит в берлоге МИСКА.

На столе с салатом МИШКА.

В поле землю я ПАСУ.

На лугах коров ПАШУ.

На лицо надета МАШКА.

Имя нашей кошки МАСКА.

Как нам хочется ШУМЕТЬ.

Спать спокойно, не СУМЕТЬ.

Игра «Шаг вперед»

Я буду назвать слова, шагните вперед, когда услышите слово КОЗА.

Слова: коза, коса, каша, коза, ваза, роза, коза.

Пятый и шестой этапы

Игра «Поймай звук»

Я буду произносить разные звуки, а вы когда услышите звук А «поймайте его ладошками», т.е. хлопните в ладоши.

Игра «Какой гласный звук спрятался в слове?»

Я назову слова и брошу вам мяч.

Назовите только гласный звук, который есть в этом слове, и бросает мяч обратно:

лист) мак – [а], лук – [у], дом – [о], мост, стул, стол

Игра «Цепочка слов»

Я назову слово, а вы придумываете слово, которое начинается со звука, на который заканчивается мое

(радуга – аист – туфли – иголка и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация учителя-логопеда для родителей на тему «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

консультация учителя-логопеда на тему  "Роль фонематического слуха в развитие речи детей"  В данной консультации раскрывается значение фонематического слуха в развитии ребенка, возрастн...

«Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

консультация учителя-логопеда для родителей в дошкольном учереждении на тему "Роль фонематического слуха в развитии речи детей"...

«Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

презентация к консультации для родителей учителя -логопеда дошкольного учереждения на тему "Роль фонематического слуха в развитии речи детей "...

Консультация для родителей «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

Консультация для родителей «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»...

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...

Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: ф...