Гимнастика мозга
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Применение кинезиологических упражнений при коррекции нарушений произношения у детей с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika_mozga.docx | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение кинезиологических упражнений при коррекции нарушений произношения у детей с нарушениями речи.
Рука является вышедшим наружу головным мозгом
И.Кант.
Современный образовательный процесс ставит перед педагогом необходимость поиска новых методов и приёмов работы с детьми с речевыми нарушениями. Оптимальным вариантом при этом поиске становится совмещение традиционных подходов и современных технологий в коррекционно-образовательном процессе.
Известно, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности моторики пальцев рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, зависит от его активности. Чем более уравновешено взаимодействия двух его полушарий, тем более способным и одарённым вырастет ребёнок.
Развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. И вот тут на помощь логопеду приходит «гимнастика ума» или кинезиологические упражнения.
Основная идея, на которой построена эта гимнастика – связь и влияние в процессе обучения 3 элементов: мозга, тела и эмоций.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физическом здоровье детей через определённые двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарные воздействия.
Цель кинезиологических упражнений:
Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи этих упражнений:
- Развитие межполушарной специализации.
- Синхронизация работы полушарий головного мозга.
- Развитие мелкой моторики рук, моторики тела.
- Развитие умственных способностей.
- Развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления)
- Коррекция речи.
- Подготовка к письму и чтению.
Результативность коррекционной работы зависит от определённых условий:
1.Занятия проводятся систематически.
2. Занятия проводятся систематически.
3. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
4. Занятия проводятся перед интенсивной умственной нагрузкой.
5. Требуется точное выполнение движений и приёмов.
6. На начальном этапе разучивается упражнение ведущей рукой (правой), затем левой, и только потом двумя руками одновременно.
7. Продолжительность занятия от 5 до 35 минут в день в зависимости от возраста детей, этапа обучения.
8.Каждое упражнение выполняется 1-2 минуты.
Кинезиологические упражнения особенно эффективны в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи. У таких детей недостаточно развита моторика кистей и пальцев рук, нарушена координация движений. Внимание неустойчиво, ограничены возможности его распределения. Дети с трудом сравнивают и обобщают. Анализ и синтез формируется медленно.
У каждого из вас, наверняка, есть любимые методы и приёмы, которые вы используете в работе. Предлагаю посмотреть наш мастер-класс по коррекции звукопрозношения. Хочется надеяться, что вы пополните свою педагогическую копилку новыми знаниями, которые пригодятся вам в работе с детьми.
Итак, мастер-класс по постановке и закреплению звука –с-.
1 этап: формирование длительного плавного выдоха и постановка изолированного звука (с-с-с).
Упражнение «Включим воду» - правой и левой рукой попеременно, а затем одновременно растирать уши и пропевать звук –с-.
Упражнение «Моем руки» - ладони двигаются вперёд-назад, а затем пальцы в замок, пропевать звук –с- длинно и коротко.
2 этап: Закрепление звука –с- в слогах.
Упражнение «Пальчики здороваются» - са, со, су, сы, сэ. Последовательность вариатируется. Предварительно за каждым пальцем закрепляется гласный звук:
Большой –А, указательный – О, средний – У, безымянный – Ы, мизинец – Э.
Упражнение «Колечки» - ас, ос, ус, ыс, эс.
3 этап: Закрепление звука –с- в словах,
Упражнение «Покажи слово» - правой и левой рукой попеременно, а затем одновременно показывать заданное слово и проговаривать его. Например: оса – пальцы прямых рук собраны вместе.
Упражнение «Кулак- ладонь - ребро» - На каждое положение рук проговаривается одно слово. Например: кулак – сок, ребро – стакан, ладонь – стол.
4 этап: Автоматизация звука –с в чистоговорках, стихах, текстах.
Чистоговорки произносятся на основе упражнений «Пальчики здороваются» и «Колечки», добавляя упражнение « Покажи слово».
Например»: Са-са-са-вот летит оса. Со-со-со-у осы колесо.
Су-су-су-я боюсь осу. Сы-сы-сы- летят осы.
При проговаривании стихов и текстов каждое слово сопровождается показом определённой позы рук.
Например»: Под высокой (руки вверх, пальцы согнуты) сосной (руки вверх, пальцы в стороны),
Скачет( ладони вниз , двигаются указательный и безымянный пальцы) зайка ( ладонь сжата в кулак, указательный и безымянный пальцы вверх) косой ( ладонь на уровне груди параллельно полу).
Таким образом, хочется отменить, что применение кинезиологических упражнений является эффективным методом в работе с детьми.
Литература: СиротюкА.Л. «Обучение детей с учётом физиологии», Москва 2000.
Пол Е. Деннисон, Гейл Е. Деннисон «Гимнастика мозга», 2015.
Аммосова В.Г., Николаева Л.В. «Кинезиологические упражнения в коррекции звукопрозношения у детей», Научное обозрение. Пед.науки, 2019 № 1-4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить ...
Методика "Гимнастика мозга"
Комплекс упражнений «Гимнастика мозга» позволяет эффективно и в корректной форме определить причины возникновения тех или иных трудностей (в обучении, профессиональной деятельности, во взаимоотношения...
Гимнастика мозга.
Образовательная кинезиология («гимнастика мозга») – отличный метод содействующей преодолению межполушарной асимметрии мозга (М. А. Поваляева, 1997, 2001, 2005), что позволяет расширить ко...
Техники "Гимнастики мозга", используемые на занятиях по физической культуре
В этой статье я предлагаю описание техники "Гимнастик мозга", которые я регулярно использую на своих занятиях, и которые приносят свои положительные результаты....
Учебно-методический материал "Гимнастика мозга"
Учебно-методический материал "Гимнастика мозга". Адаптирование гимнастики мозга (для детей 5-6 лет), используемой на фронтальных логопедических занятиях в детском саду....
Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном.
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности....
Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном.
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности....