ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
статья по логопедии

В современном обществе проблема детей с ограниченными возможностями здоровья, а в частности детей с задержкой психического развития, остается одной из основных, так как число таких детей не уменьшается, а наоборот растет. Это связано не только с неблагоприятными условиями среды, но и с социальными факторами. Уровень развитости страны зависит от того, насколько интенсивно проводится политика в этой сфере. В современном обществе проблема детей с ограниченными возможностями здоровья, а в частности детей с задержкой психического развития, остается одной из основных, так как число таких детей не уменьшается, а наоборот растет. Это связано не только с неблагоприятными условиями среды, но и с социальными факторами. Уровень развитости страны зависит от того, насколько интенсивно проводится политика в этой сфере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrova_o.v.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Петрова О.В.

МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г. Тамбов

В современном обществе проблема детей с ограниченными возможностями здоровья, а в частности детей с задержкой психического развития, остается одной из основных, так как число таких детей не уменьшается, а наоборот растет. Это связано не только с неблагоприятными условиями среды, но и с социальными факторами. Уровень развитости страны зависит от того, насколько интенсивно проводится политика в этой сфере.

Изучением самооценки детей с задержкой психического развития занимались такие научные деятели, как Л.С .Выготский, Д.В. Лубовский, М.С. Певзнер, а также А.И. Липкина, Е.И. Савонько, В.М. Синельников и многие другие ученые и педагоги.

Проблеме самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посвящено множество трудов, но возрастные категории раннего и дошкольного возраста изучены в гораздо меньшей степени, поэтому рассмотрим именно этот аспект проблемы.

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств [1].

Самооценка – элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности [2].

О сложной структуре дефекта говорил Л.С. Выготский [3] , что наличие какого-либо нарушения, введет к целому ряду вторичных отклонений в развитии. Нарушение психического развития негативно сказывается на формировании самосознания и такого его компонента, как самооценка.

В своем исследование Н.А.Жулидова [4] приходит к выводу, что чем сильнее вызвана задержка психического развития, тем в большей степени они завышают свои возможности,  тем менее критичны они к себе.

В работах Г.В. Грибановой [5] говорится о неустойчивости, незрелости, некритичности самооценки дошкольников с задержкой психического развития, недостаточном уровне осознания своего «Я», что в свою очередь приводит к повышенной внушаемости, несамостоятельности, неустойчивости поведения таких детей.

Самооценка старших дошкольников с ЗПР может характеризоваться как неадекватно завышенная вследствие менее развитых компенсаторных и психозащитных возможностей по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, к такому выводу пришел Р.Д. Тригер [6]. Также он утверждал,что ребенок с задержкой психического развития не сравнивает себя с другими детьми, не видит, чем он лучше сверстника, в чем равен ему, в чем отстает.

Отставание ребёнка в психическом развитии может обуславливаться  не только органическими  нарушениями, но и условиями в которых живут дети, например, чрезмерная опека ребенка родителями или же наоборот безразличие с их стороны.

В условиях чрезмерной опеки со стороны взрослых, чаще всего, самооценка дошкольников с задержкой психического развития неадекватна и завышена. Такие дети  переоценивают себя, свои качества и возможности, у них не развита самокритика. На основе этого можно сказать, что любая неудача снижает уже сложившуюся самооценку. Это связано с тем, что уровень притязания таких детей превышает уровень возможностей.

Если же ребенок находится в условиях безразличия со стороны родителей и предоставлен сам себе, то его самооценка занижена. У таких детей формируется замкнутость, они стараются избегать широкого круга общения, опасаясь насмешек со стороны сверстников. Наблюдается сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, скованность и пассивность. Зачастую у таких детей формируется комплекс неполноценности.

Формирование самооценки в учебной познавательной деятельности в специализированных  дошкольных учреждениях не всегда осуществляется в полной мере. Особенно это затруднительно, если ребенок посещает дошкольное учреждение, где нет специалиста дефектолога, а так же воспитателей, которые были бы знакомы с особенностями таких детей.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что самооценка у детей с задержкой психического развития своеобразна, что обусловлено, спецификой психического дефекта и негативным влиянием микросоциальных факторов.

Литература

  1. Борякова Н.Ю. Ступенька развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей  Учеб.-метод. пособие. М.: Гном-Пресс, 2002.
  2. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. 2 том. М.: Научное издательство  «Большая Российская энциклопедия», 1999.
  3. Выготский Л.С. Детская психология.  Собрание сочинений: в 6т: Т.4. М.,1984.
  4. Жулидова Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология, 1981.№ 4. с.17-24.
  5. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития // Дефектология.1986.№3.с.13-20.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкойпсихического развития. Внимание - это форма познавательной деятельности. Как было выявлено в экспериментальном исследо...

Статья. Особенности психологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения

Статья посвящена основным проблемам психологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения. На современном этапе развития общества особую ро...

Особенности игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития

Особенности игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития ...

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре...

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре...

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре...

Особенности музыкального воспитания дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматривается значение музыкального воспитания для дошкольников с задержкой психического развития и влияние музыкальных занятий на успешную социализацию данной категории обучающихся. Описан...