«Развитие мелкой моторики у дошкольников».
материал по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №1 «Березка» г. Кукмор»
Кукморского муниципального района РТ
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
воспитателя
- межаттестационный период на 2021-2026гг.
г. Кукмор, 2020 г.
Личная карточка
педагога
- Фамилия, имя, отчество, год рождения Федотовой Лилии Валерьевны, 1980 гр
- Образование (когда и какое учебное заведение окончил(а))
Высшее профессиональное, Казанский государственный педагогический университет, 26 июня 2002 г
- Специальность по диплому педагогика и методика начального образования
- Квалификация по диплому учитель начальных классов
- Занимаемая должность учитель-логопед
- Общий стаж трудовой деятельности 20лет
- Педагогический стаж 20лет
- Стаж работы в данной должности 11 лет
- Стаж работы в данном МБДОУ 13 лет
- Квалификационная категория, дата присвоения высшая квалификационная категория, 28.12.2015 г.
- Курсы повышения квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов)
- Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Арский педагогический колледж им. Г. Тукая», г. Арск 64 часа Курсы повышения квалификации "Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения" ,удостоверение АПК_1529_2017;
- Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования института психологии и образования Казанского (Приволжского) Федерального Университета, Курсы повышения квалификации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по программе «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста средствами цифровизации, математики, роботоконструирования», 72 часа, удостоверение 2020 003 00285/2020 .
Личные данные
- Фамилия, имя, отчество, год рождения
Федотова Лилия Валерьевна, 1980 г.р.
Образование Высшее профессиональное, 2004 г., Казанский государственный педагогический университет, квалификация «учитель начальных классов», диплом ИВС № 0000968 от 26 июня 2002 г.
- Педагогический стаж 20лет стаж работы в МБДОУ 13 лет.
- Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов)
- Курсы повышения квалификации для учителей – логопедов по программе «Совершенствование содержания и методов работы учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций» в НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», г. Казань, 72 часа. Удостоверение № 162403606121, выдано 24 марта 2016 г.;
Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у дошкольников».
- Повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению.
- Установление партнерских отношений , приобщение родителей к жизни детского сада.
Когда начата работа над темой: январь 2021 год.
Когда предполагается закончить работу над темой: декабрь 2026
год.
Форма самообразования: индивидуальная.
Источники самообразования: интернет, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.
Итог: обобщение опыта работы по данной теме.
Цель: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности, развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.
Задачи:
- Изучить теоретический и практический материал о методах развития мелкой моторики, их функциях, характеристиках.
- Изучить методы диагностики нарушений мелкой моторики.
- Пересмотреть содержание логопедической работы с детьми, имеющими речевые нарушения, и включить в работу упражнения и задания по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами и за счет применения этих методов:
-улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
-улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
-улучшить общую двигательную активность;
-содействовать нормализации речевой функции;
-развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
-создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
4.Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
5.Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр.
Ожидаемый результат:
- Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
- Формирование речевых навыков у детей дошкольного возраста;
- Интеллектуальное развитие детей;
- Обогащение родительского опыта в воспитании детей по данному направлению.
Этапы работы
Учебный Год | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат |
2021-2022 | Определение проблемных вопросов по выбранному направлению | Сентябрь | Список проблемных вопросов |
Изучить и проанализировать научную, методическую, практическую литературу по выбранной тематике | Сентябрь | Библиографический список по данному направлению | |
Провести анализ предметно-пространственной развивающей среды в группе | Сентябрь | Список необходимых дидактических игр и материалов по направлению | |
Изготовить игры и методические пособия с привлечением родительской общественности группы | В течение года | Игры и методические пособия | |
Изучение темы: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Подбор материала по теме «Пальчиковые игры», согласно лексическим темам планирования» | Октябрь | Оформление папки – передвижки на тему: «С пальчиками играем, речь развиваем». | |
Ознакомление с опытом реализации развития моторики рук у педагогов МБДОУ | Октябрь-ноябрь | Комплексы упражнений и итр | |
Выявление детей особо нуждающихся в занятиях для индивидуальной работы | Выявлена группа детей | ||
Оформление выставки творческих работ детей | Апрель | Выставка «Цветные ладошки» | |
Анализ эффективности проведенной работы | Июнь | Самоанализ проведенной работы | |
2022-2023 | Обследование уровня развития мелкой моторики и речевого развития детей | Август | Выявление проблем по результатам диагностики и составление предварительного плана по реализации дальнейших мероприятий |
Проведение необходимых мероприятий по развитию мелкой моторики детей | Сентябрь-май | Корректировка мероприятий | |
Дополнительно изучить способы организации совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов у педагогов с большим опытом работы в данном направлении | Сентябрь-апрель | Материалы по результатам изучения опыта работы педагогов-стажистов | |
Изготовить игры и методические пособия | В течение года | Игры, методические пособия | |
Разработать советы, рекомендации, буклеты по проведению воспитательно-образовательной работы | В течение года | Рекомендации, буклеты, памятки | |
Обследование уровня развития мелкой моторики и речевого развития детей | Май | Результаты диагностики | |
Организация выставок творческих работ детей совместно с родителями и педагогами | В течении года | Выставки | |
Анализ эффективности проведенной работы | Июнь | Самоанализ проведенной работы | |
2023-2024 | Обследование уровня развития мелкой моторики и речевого развития детей | Сентябрь | Результаты диагностики |
Изучение методической литературы по развитию графомоторных навыков детей | В течение года | Библиографический список по данному направлению | |
Проведение мероприятий в процессе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах и в свободной деятельности детей по развитию мелкой моторики | В течение года | Систематический анализ динамики развития детей и соответствующая корректировка плана | |
Организация мероприятий в процессе непосредственно образовательной деятельности, подгрупповых и индивидуальных занятий по развитию графомоторных навыков детей | В течение года | Корректировка планов в соответствии с динамикой развития детей. Рекомендации родителям | |
Организация выставок творческих работ детей совместно с родителями и педагогами | В течение года | Участие в конкурсах различного уровня | |
Итоговое обследование уровня развития мелкой моторики и речевого развития детей | Май | Результаты диагностики Рекомендации родителям на летний период | |
Итоговое мероприятие | Май | Самоанализ деятельности Комплект дидактических материалов по теме | |
2024-2025 | Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей | В течение года | Список материалов и методической литературы со ссылками в интернете |
Ознакомление родителей с задачами по развитию мелкой моторики, с перспективным планом работы на 2024-2025 учебный год | Октябрь | Памятки для родителей | |
Использование игр
| В теч. года | Игры, методические пособия | |
2025-2026 | Проведение мониторинга развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. | Сентябрь | Анализ результатов диагностики уровня развития мелкой моторики у детей |
Цель данного этапа: Способствовать общему развитию детей, формировать предпосылки учебной деятельности, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, ручной умелости, подготовить к формированию графического навыка; познакомить с основными правилами красивого письма. Для достижения цели поставлены следующие задачи: Обучающие - Научить детей ориентироваться в тетради (в строке и в клетках) и на листе бумаги. Познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания, обведения и написания элементов букв. Развивающие - Подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев. Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку. Воспитательные - Формировать эстетическое восприятие, аккуратность, усидчивость и самостоятельность. | |||
Подготовить различный раздаточный дидактический материал, в том числе с помощью родителей | В течение года | Комплект дидактических материалов | |
Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками | В течение года | Результаты наблюдений | |
Штриховка, графические упражнения с постепенным усложнением | В течение года | Работы детей | |
Рисование по клеточкам по слуховому восприятию | Март-май | Работы детей | |
Предоставление детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности | В течение года | Результаты наблюдений | |
Приглашение родителей на выставки детских работ | 1 раз в месяц | Выставки детских работ | |
Итоговое обследование уровня развития мелкой моторики и речевого развития детей | Май | Результаты диагностики Рекомендации родителям на летний период | |
Анализ эффективности проведенной работы | Июнь | Самоанализ проведенной работы |
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме.
- Изучение теоретических основ формирования речи детей раннего и дошкольного возраста.
- Изучение особенностей становления речи детей на ранних и дошкольных этапах детства.
- Создание картотеки пальчиковых игр.
- Ознакомление родителей с задачами данного направления, с перспективным планом.
- Консультативная помощь родителям.
- Приглашение родителей к взаимодействию по данной теме и вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс.
Взаимодействие с родителями
- Индивидуальные беседы.
- Рекомендации родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
- Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» «Пальчиковая гимнастика», «Пальчиковые игры».
- Ширма - передвижка «Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста».
- Буклеты с подборками пальчиковых игр.
- Привлечение к сотрудничеству: пополнение необходимого дидактического материала для занятий (бусины, гофрированная бумага, различные виды круп, природный материал т.д.).
Для развития мелкой моторики детей в группе необходимо иметь следующий раздаточный дидактический материал:
- Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего».
- Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, нитки, проволока…)
- Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков…
- Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
- Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки.
- Тетради в клетку, линейки, тетради на печатной основе с заданиями.
- Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узора из пуговиц, камешков и других мелких предметов.
- Всевозможные шнуровки.
Работу по данному направлению намереваюсь выстраивать на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения, с учетом интеграции образовательных областей и видов детской деятельности.
На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение и для развития творчества детей. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев.
Форма отчета по проделанной работе: Выставка детских работ
Библиографический список
Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - СПб.: Сага, 2002
Крупенчук О.И. Развиваем пальчики – развиваем речь СПб, 2009
Примерная программа «Истоки» под ред. Л.А. Парамоновой - М.: ТЦ Сфера, 2011
Парамонова Л.А., Трифонова Е.В. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов основной программы (Истоки) - М.: ТЦ Сфера, 2013
Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр - Волгоград: Учитель, 2014
Н.А. Кнушевицкая Стихи, загадки, игры по лексическим темам - СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
Девятова О.Е., Л.Н. Прохорова Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 2. Готовность детей к обучению в школе - М.: Национальный книжный центр, 2013
Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом - Волгоград: Учитель, 2015
Олейников С.П., Телюкова Г.Г. Компакт-диск. Мониторинг развития детей 3 – 7 лет - Волгоград: Учитель,2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»
Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...
Оригами как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР
Презентация. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Оригами, как вид конструирования из бумаги, позволяет развить моторику рук, заставляя работать ...
Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму
При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...
статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи
статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи...
Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»
Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...
Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"
Статья на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"...
Презентация из опыта работы "Интеграция экологического воспитания с ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) по средствам развития мелкой моторики младших дошкольников"
Данная презентация из опыта моей работы о применении интеграции с целью улудшения качества образовательного процесса....