Практические рекомендации для родителей и детей. Тема: «Звукопроизношение и баланс резонирования голоса»
консультация
Статья предназначена для родителей и детей, тема: звукопроизношение и баланс резонирования. В статье предоставлены рекомендации для улучшения голоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 64.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
Тема: «Звукопроизношение и баланс
резонирования голоса»
Подготовила: Учитель – логопед
Костенкова В.А.
Ставрополь -2020 г.
Звукопроизношение и баланс резонирования голоса
Звукопроизношение относится к произносительной стороне речи и характеризуется соответствием речи говорящего нормам литературного языка.
Важно рассмотреть две основные составляющие произносительной стороны речи: звукопроизношение и баланс резонирования голоса.
при ринолалии нарушаются гласные звуки, группы губно-зубных, губно-губных звуков, которые при дислалии сохранны. Так как, в отличие от дислалии, ринолалия характеризуется тотальностью нарушения звукопроизношения (изменяется и место образования звуков, и способ их артикулирования и резонирования). Ведь знание правильной фонетической характеристики звука позволяет не только выявить его нарушение, но и восстановить полноценное произношение в соответствии с акустической нормой родного языка.
Фонетика русского языка состоит из системы гласных и согласных звуков, каждый из которых имеет собственную акустическую и артикуляционную характеристику.
Гласные звуки образуются при участии голосовых складок, небно-глоточного затвора, губ и языка. Голосовые складки сомкнуты и колеблются. Мягкое небо отжато к задней стенке глотки. Губы приобретают лабиализованную (округлую) или более растянутую позицию. Тело языка перемещается в ротовой полости в зависимости от ряда (от зубов кзади) и подъема (снизу вверх).
Итак, с одной стороны для произносительной стороны речи характерно нормированное произношение звуков родного языка, с другой — тембр голоса, индивидуальная для каждого человека, неповторимая его окраска.
Тембр формируется благодаря резонансу, возникающему в полостях рта, глотки, гортани, трахеи, бронхов. Резонанс — это резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний, происходящих при совпадении частоты колебаний внешнего воздействия с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, формирующегося в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубки.
Выделяют два основных резонатора — головной и грудной. Под головным (или верхним) понимают полости, расположенные в лицевой части головы выше небного свода, — носовую полость и ее придаточные пазухи. При использовании верхних резонаторов голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые части черепа.
При грудном резонировании происходит вибрация грудной клетки, здесь резонаторами служат трахея и крупные бронхи. При этом тембр голоса «мягкий». Для создания нормального ротового и носового резонанса, а также направленного воздушного потока при речи, необходимо полноценное небно-глоточное смыкание — быстрое координированное чередование фаз смыкания и размыкания мягкого неба и других структур носа и глотки.
Таким образом, для формирования произносительной стороны речи ребенку необходимо овладеть фонетической нормой родного языка и правильным балансом резонирования.
Что, безусловно, требует не только наличия адекватной речевой среды, сохранного физического слуха, нормального интеллекта, соответствующего развития фонематической компетенции, но и полноценного состояния (анатомически и функционально) органов речевого аппарата.
Наука не выделяет речевую систему, как самостоятельную. Речь — уникальный результат сложнейшей синхронной работы разных систем: нервной, дыхательной и даже отчасти пищеварительной. «Речевой аппарат» как бы заимствует отдельные механизмы у других систем. Для произносительной стороны речи наиболее значимыми являются: хорошо развитое физиологическое и фонационное дыхание, гортань, система резонаторов, полноценное анатомическое строение и функционирование органов носовой и ротовой полостей.
При патологическом развитии одного или нескольких компонентов речевого аппарата, как это часто бывает при расщелине неба, происходит «разбалансировка» в его работе, и речевая продукция получается неполноценной. И тогда, особенно при нарушении произносительной стороны, речь теряет свою основную функцию: не может использоваться, как средство общения, передачи информации.
Для развития правильного звукопроизношения рекомендовано выполнять упражнения.
Упражнения на расслабление, которые улучшат ваш голос!
1. Приоткройте губы
Это упражнение снимает напряжение с мест, где оно часто прячется – челюстных мышц, мышц вокруг рта и глаз (когда рот открыт, мы перестаем щуриться и морщиться).
Приоткрытые губы – это самое легкое упражнение, но оно работает. Оно расслабляет все мышцы лица, напрямую или косвенно.
2. “Фыркающая лошадь”
Еще одно эффективное упражнение для губ, ведущее к расслаблению всего лица. Сомкните губы вместе и слегка подайте их вперед, держа их вместе по внутренней стороне. Сделайте выдох с вибрацией губ.
Дайте губам повибрировать, как выдыхают воздух лошади в мороз (при этом они качают головой, вам это делать не обязательно).
Упражнение снимет напряжение с нижней части лица (напряженные губы не могут вибрировать, а значит вам придется их расслабить), а так же дает вам почувствовать границы губ, чтобы не прилагать излишних усилий для их смыкания во время речи.
Хороший боксер не уворачивается от удара на пол метра, он уходит на 10 – 15 сантиметров, этого как раз достаточно чтобы удар противника не достал его. Так он может быстрее перейти в контратаку и не тратит лишних сил на увертывание.
Подобно боксеру, излишние усилие при смыкании губ будет вам только мешать. Говоря звуки Б, П, М вам нужно просто сомкнуть и быстро разомкнуть губы, для этого надо чувствовать их границы и они должны быть расслаблены.
3. “Радист”
Закройте ладонями уши и сделайте небольшие круговые движения, массируя голову в области ушей. В этой области головы часто скапливается много напряжения.
Во избежание атаки сзади нашим животным предкам приходилось держать уши в остро. “Уши в остро” – это не просто старомодное выражение, это описание ситуации, когда во время стресса у нас наблюдается спазм мышц вокруг ушных раковин.
Сегодня многие люди уже утратили способность шевелить ушами, но те, кто это могут делать даже немного, должны научиться расслаблять эти мышцы.
Упражнения на расслабление гортани
4. “Зевающий лев”
Самое лучшее упражнение на расслабление мышц челюсти и снятия напряжения с голосовых связок.
Запрокиньте голову назад и откройте рот так широко, как можете.
При этом издайте звук, который напоминает громкое зевание с изменением тональности.
Если вам захочется позевать на самом деле, зевайте. Зевание – это лучше, чем просто открытый рот, оно расслабляет гортань, которая контролирует голосовые связки.
На подсознательном уровне, обнажение горла и подъем подбородка – это манера поведения особи в состоянии полной безопасности, когда ее не могут атаковать. Наше же тело считывает свои же собственные сигналы и успокаивается.
Вспомните зевающего льва и бояющуюся собаку в стае и вы сразу поймете связь между открытым горлом и спокойствием (а значит расслаблением и лучшим голосом).
5. Пение буквы “М”
Это упражнение создаст вибрации в голове и расслабляет мышцы гортани (мышцы гортани крепятся к голосовым связкам), следом идет расслабление мышц лица. Вы прочувствуете тембр вашего голоса, и еще очень важно, это удлинит ваш выдох (читайте пункт номер 9).
Критерием того, что вы делаете это упражнение правильно будет служить небольшое щекотание от вибрации в области носа и губ.
Упражнения на расслабление диафрагмы
Если диафрагма напряжена, она рефлекторно передает напряжение в голосовые связки и голос звучит слабым. Мышцы лица и губы пытаются взять всю нагрузку на себя, компенсируя плохую работу нижней части “голосовой системы” и говорящий начинает выглядеть неестественно, он или она как будто кривляются.
Результат – или сильная потеря дикции или избыточная мимика и потеря доверия.
Без расслабленной, свободно двигающейся диафрагмы голосу не хватает “поддержки”. Диафрагма для речи – это как корни для дерева и пренебрегать ее ролью в работе над своим голосом, тоже самое что хотеть чтобы цветы в доме росли, но при этом не поливать их.
6. “Пузатик”
Лягте на спину. Положите одну руку на грудь, другую на живот.
Ваша задача при каждом вдохе поднимать руку на животе, при выдохе опускать ее.
Рука на груди должна оставаться неподвижной.
Чем чаще и дольше вы делаете это упражнение, тем больше правильное дыхание переходит в привычку. Когда упражнение закончено, делайте тоже самое в вертикальном положении, стараясь наполнить воздухом переднюю стенку и бока живота, но ни в коем случае не поднимайте при дыхании ни плечи, ни грудную клетку.
Дышите животом, как это делают младенцы. До 3х лет дети еще не осознают мнение о себе их окружения и дышат естественно – животом. Они даже на вид напоминают маленьких пузатиков.
Затем этим детям уже хочется выглядеть красиво и подтянуто… и подтяжка, конечно, происходит в области диафрагмы. С этих пор в нашу жизнь входит само-навязанное напряжение и его следствие слабый голос и нечеткая дикция.
Дышите животом и работающая на всю амплитуду диафрагма не просто придаст красоты вашему голосу, но и расслабит вас в целом.
7. “Дрожь земли”
Ноги на ширине плеч, руки и голова свободно висят вниз, глаза закрыты, живот выпячен вперед в полном расслаблении.
Начните делать частые с небольшой амплитудой вибрационные движения в коленях.
Еще лучше подойдет вибрационная машина (платформа, которая сильно и часто дрожит).
Сотрясение всех клеток тела заставляет вас чувствовать очаги напряжения в теле, потому что напряженные клетки и расслабленные вибрируют по-разному.
Польза двойная:
1. Вы понимаете какая часть тела у вас напряжена и можете осознанно ее расслабить или препятствовать дальнейшему напряжению
2. Напряженные мышцы расслабляются от вибрации сами.
Это упражнение является секретным и продвинутые спикеры делают его за кулисами. Выдающийся спикер Тони Роббинс всегда стоит на вибрационной машине и прыгает на маленьком батуте за кулисами перед своими выступлениями (батут, кроме преимущества от вибрации, поднимает уровень его энергетики при первом контакте с людьми после выхода из-за кулис).
Поперечно полосатые мышцы (как бицепс и трицепс например) при этом входят в приятный тонус, а гладкая мускулатура (мышцы голосовых связок и гортани) расслабляются.
8. Делайте выдох дольше
Во время выдоха весь организм “впадает в спячку”. Во время выдоха сердцебиение медленнее, чем во время вдоха на 10-20%, а иногда и медленнее. Врачам знакомо такое понятие, как аритмия у спортсменов, когда замедление работы сердца при выдохе превышает допустимые границы.
Вспомните наставления вашего тренера: “Выдох должен быть вместе с усилием!” чтобы сглаживать нагрузку на системы организма.
В нашем организме есть две нервные системы: симпатическая (напрягающая) и парасимпатическая (расслабляющая). Выдох выключает напрягающую симпатическую нервную систему и активизирует расслабляющую парасимпатическую (речь идет о напряжении гладкой мускулатуры – сосудов, кишечника, а не поперечно полосатой – бицепса или трицепса).
Если же вы, наоборот, будете осознано делать вдох дольше, а выдох резким и коротким, то ваше артериальное давление повысится а частота сердечных сокращений увеличится, что введет вас в состояние напряжения и стресса. Скорее всего вы так и делали до того, как вошли в состояние перенапряжения, но только не осознанно.
9. Лежите на лопатках на болстере
Болстер – это мешок с мягким содержимым, который напоминает свернутое в рулон одеяло. Его диаметр 15 – 20 см.
Лягте на него лопатками и закиньте руки в стороны и вверх.
Это упражнение растянет мышцы груди, живота и рук (растянутые мышцы не могут быть напряженными) и самое главное – растянет диафрагму, которая будет посылать сигналы спокойствия всему телу при каждом вдохе и выдохе. Организм будет прислушиваться к себе и успокоится от своего же дыхания. Дышите, как всегда, животом.
10. Дыхание через одну ноздрю
Поочередно подышите 3 раза через одну ноздрю, затем 3 раза через другую.
В режиме нехватки кислорода организму приходится снижать свою жизнедеятельность и успокоение будет навязано вашему мозгу и телу, даже если он изначально хотел рвать и метать.
12. Бег
Мое любимое упражнение. Помогает достичь здорового, равномерного тонуса в теле с одновременным расслаблением мышц лица, гортани (голосовых мышц) и диафрагмы.
Обильная оксигенация (насыщение кислородом) всех тканей организма питает тело невидимым “топливом” (кислород нужен для работы мышц и систем) и заставляет мозг рождать новые идеи во время и после пробежки. Ускоряя кровоток, бег выводит токсины из мышц и систем.
Кроме того, здоровая вибрация во время бега указывает организму на очаги напряжения и он сам от них избавляется.
Из минусов - бег противопоказан тем, кого беспокоят боли и дискомфорт в суставах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.
В данных рекомендациях содержатся различные игры и задания для развития лексико-грамматической стороны речи у детей. Эта разработка может быть использована как воспитателями, так и родителями дошкольн...
Практические рекомендации для родителеи будущих первоклассников
Данныи материал содержит практические рекомендации для родителеи будущих учеников по организации жизни и деятельности их детеи....
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по использованию массажера су-джок в развитии мелкой моторики рук детей....
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по развитию мелкой моторики рук у малышей с использованием подручного материала...
Практические рекомендации для родителей (к практическому занятию) «Совместное творчество родителей и детей»
Советы родителям при организации совместного творчества с детьми....
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей. Практические рекомендации для родителей»
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей. Практические рекомендации для родителей»...
Практические рекомендации по выполнению упражнений для развития правильного речевого дыхания, голоса, дикции, артикуляционного аппарата
Практические рекомендации по выполнению упражнений для развития правильного речевого дыхания, голоса, дикции, артикуляционного аппарата....