Статья " Дискалькулия"
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 56 комбинированного вида
Колпинского района Санкт–Петербурга
«Дискалькулия»
Составители: учитель-логопед
Александрова Е.В.
учитель – дефектолог
Баутина Н.А
Санкт-Петербург
2019 г.
Математика – путь к развитию мышления. Математика для ребёнка – это дверь в мир логики, знаков, символов. Почему? Ответ прост: возможность оперировать в голове отвлечёнными понятиями развивает саму способность к мышлению.
Что такое дискалькулия?
Дискалькулия (англ. discalculia) – это неспособность к изучению арифметики. В основе дискалькулии лежит неспособность оценивать количество объектов с первого взгляда (то есть без пересчета). В большинстве случаев она выявляется в детском возрасте или в начальной школе и тогда же корректируется
Дискалькулия часто является самостоятельным нарушением, а не побочным следствием других неврологических и психологических проблем. В мире насчитывается 5-7 % населения с дискалькулией, в то время как с дислексией их порядка4-6%.
Существует немало причин, снижающих успеваемость по математике и ведущих к дискалькулии. Трудности чаще всего вызваны недостаточным развитием тех или иных психических процессов. Чтобы выявить и устранить трудности, необходимо понимать природу той или иной причины, их вызывающей.
Первая группа причин: низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве.
* Недостатки в пространственных представлениях затрудняют формирование понятия числового ряда и его свойств.
Вторая группа причин: недостатки в развитии внимания.
* Недостаточная концентрация и устойчивость внимания – трудно в течение определённого времени сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его;
* Низкий уровень переключения внимания – медленное переключение внимания с одного объекта на другой;
* Недостаточная произвольность внимания – затруднено выполнение нескольких действий одновременно;
* Недостаточный объём внимания – невозможность сосредоточиться на небольшом объёме информации.
Третья группа причин: недостатки в развитии памяти.
* Низкий уровень развития логической памяти означает, что ребёнок запоминает информацию механически, не пользуясь смысловыми или ассоциативными приемами запоминания. Существует несколько видов памяти: кратковременная память, долговременная, оперативная память. Недостаточное развитие каждого из видов памяти приводит к нарушению ее работы в целом, снижая качество других видов запоминания.
Четвёртая группа: недостатки в развитии мышления.
* Низкий уровень развития наглядно-образного мышления – низкая степень развития несловесной формы, когда возникают трудности при мышлении с помощью образов, их соединении и разделении на части (чтобы выполнить действие в уме, ребёнок вынужден манипулировать с предметами: разрезать, раскладывать и т.д.);
* Низкий уровень развития словено-логического мышления вызывает трудности при совершении любых логических действий (обобщение, анализ, сравнение, построение умозаключений) и операций со словами;
* Низкий уровень развития абстрактного мышления – плохое владение понятиями, которые не существуют в природе и которые невозможно воспринять с помощью органов чувств (напр., уравнение) В младшем школьном возрасте этот вид мышления только начинает формироваться.
Пятая группа причин: недостатки развития речи.
* Неумение составлять грамматические конструкции приводит к неправильному использованию категорий рода, падежа. Это искажает смысл фраз и затрудняет понимание.
Шестая группа причин: несформированность приёмов учебной деятельности.
* Низкий уровень самоконтроля проявляется в том, что ребёнок может переставлять цифры местами;
* Низкий уровень саморегуляции и произвольности мешает ребёнку управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинять свои желания требованиям, сосредоточить внимание, запомнить информацию и решать задачи в нужной ситуации, прилагать волевое усилие для выполнения неинтересных или однообразных заданий.
Седьмая группа причин: индивидуально-топологические особенности.
* Своеобразие природной организации нервной деятельности ребёнка;
* Низкий уровень работоспособности;
* Медлительность психических процессов;
* Повышенный уровень тревожности.
Признаки дискалькулии:
* Непонимание внутреннего состава чисел и связи их между собой;
* Неумение выделить разряды в числах;
* Непонимание значения нуля;
* Затруднение в воспроизведении порядка следования чисел;
* Невозможность выполнить простейшие арифметические действия;
* Несформированость графической и вербальной формы числа;
* Трудности с запоминанием таблицы умножения;
* Сложности с решением задач, требующих понимания смысла, построения логической цепочки и удержания в памяти выполненных действий;
* Непонимание содержания математических схем и рисунков;
* Невозможность выполнения сложных логико-абстрактных действий;
*Трудности в овладении математической терминологией;
* «Интеллектуальная пассивность».
Родители и педагоги могут самостоятельно заподозрить наличие у ребёнка такого расстройства, как дискалькулия. Диагностика конкретного её вида производится при личной беседе логопеда, врача или психолога с ребёнком. Его просят посчитать до 10 или 20, выбрать большие или меньшие числа, сделать простейшие арифметические операции, расположить числа в порядке увеличения и уменьшения, назвать различные геометрические фигуры, разложить их по цвету. Далее в зависимости от выявленных нарушений делается предположение о виде дискалькулии и путях её коррекции.
Классификация дискалькулии
Наиболее удобной является следующая классификация дискалькулии: Практогностическая – невозможность сосчитать предметы или их обозначения.
Графическая – сложности при записи цифр и математических символов, затруднение или полная невозможность воспроизвести геометрические фигуры.
Вербальная – затруднения при необходимости назвать математические действия, понятия.
Дислексическая – нарушение чтения математических символов. Операциональная – невозможность выполнять арифметические действия. Описанные виды дискалькулии удобны для разработки оптимальной стратегии её коррекции и профилактики
Профилактика дискалькулии
Практогностическая дискалькулия предупреждается с помощью обучения навыкам счёта, выполнения арифметических операций с их проговариванием, называнием результата и показыванием соответствующего количества пальцев, развития всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучения соотнесению реального предмета и его изображения.
Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью упражнений для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения математическим терминам.
Вербальная дискалькулия предупреждается с помощью обучения ребёнка названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме, цвете, размере предметов, использованию этих понятий в речи.
Дислексический вариант дискалькулии можно предупредить, развивая зрительное восприятие ребёнка, его представления о цвете, форме, обучая его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков, развивая память и логическое мышление.
Операционная дискалькулия. Значимым для профилактики будет: формирование счетной деятельности; умение выполнять действия сложения и вычитания; понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития; развитие слухового и зрительного восприятия; умение пользоваться символикой; развитие аналитико-синтетической деятельности; развитие лексико-грамматического строя речи; развитие зрительной и слуховой памяти.
В лечении и коррекции дискалькулии принимают участие следующие специалисты:
* Логопед
* Психолог
* Психиатр
* Дефектолог
* Невролог
Направления коррекционной работы:
* Формирование понятия «состав числа», понимание смысла числа;
* Формирование счётных навыков;
* Развитие логико-абстрактной и зрительно-пространственной мыслительной деятельности;
* Усвоение математической терминологии;
* Развитие умения визуализировать числа и математические ситуации в задачах;
* Формирование навыка самоконтроля;
* Развитие зрительного восприятия;
* Развитие зрительной и слуховой памяти;
* Тренировка переключаемости внимания и умения его концентрировать;
* Решение проблемы определения последовательности и организации подробной информации.
Рекомендации для повышения эффективности занятий:
* Отведите для занятий специальное время и место, не ущемляя при этом интересы ребёнка.
* Занятия должны быть регулярными. Наилучший результат принесут занятия не более 15 минут, которые проводятся не реже 3-4 раз в неделю.
* Помогайте ребёнку достигать цели: не сравнивайте успехи с другими школьниками; поддерживайте навыки, которые ребёнок уже приобрёл; ни одно, даже самое маленькое достижение, не оставляйте незамеченным;
* Постепенно приучайте ребёнка к самостоятельным учебным действиям через постановку целей: «Что ты делаешь сейчас?» и составляйте план выполнения задания: «Как ты будешь это делать?» Не менее важно понимание учебной задачи: «Для чего ты будешь это делать?»
* Формируйте у ребёнка желание учиться, используйте для этой цели любые приёмы: от похвалы до специальных символов, которые отмечали бы детские успехи. Важно, чтобы ребёнок видел свои результаты и вашу искреннюю заинтересованность в из росте. Можно завести график достижений, где цветом будут обозначены результаты занятий.
Список литературы
1. Баряева Л. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью / Л. Баряева, С. Кондратьтева. – МЦНИП, 2013. – 185 с.
2. Лалаева Р.И. Дискалькулии у детей / Р.И. Лалаева, А. Гермаковска // Дети с проблемами в развитии. – 2004. – №2. – С. 7–9.
3. Лалаева Р.И. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция: Учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, А. Гермаковска. – СПб.: Союз, 2005. – 176 с.
4. Степкова О.В. Профилактика дискалькулии у дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03. Коррекционная педагогика (логопедия): 23.05.2008 / Степкова Оксана Васильевна; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
5. Томме Л.Е. Формирование готовности к обучению математике детей с общим недоразвитием речи [Текст]: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Людмила Евгеньевна Томме. – М., 2009. – 24 с.
6. Томме Л. Е. Развитие речевых предпосылок усвоения математики у детей с общим недоразвитием речи / Л.Е. Томме // Дефектология. – 2008. – №5. – С. 35–40.
7. Kosc L. Vyvinova dyskalkulia ako porucha matematickych schopnosti v detskom veku // Otazky defektologie. – 1971. – №4. – P. 34–48.
Интернет источники: http://www.psychologos.ru/articles/view/specialnye_sposobnosti_cheloveka
Так, согласно данным Ю.Г. Демьянова, С.С. Мнухина, С.Л. Шапиро, М.В. Ипполитовой, симптоматика дискалькулии включает следующие наиболее характерныеошибки и затруднения в ходе усвоения математических знаний, умений и навыков:
- неточное овладение математическими понятиями и терминами;
- неверное называние чисел;
- неточное понимание графической структуры цифр;
- неправильное воспроизведение графической структуры цифр;
- недостаточное знание правил образования чисел;
- трудности усвоения состава числа;
- трудности в автоматическим воспроизведение числового ряда;
- трудности определения места числа в числовом ряду;
- трудности определения соседей числа;
- несформированностью количественных отношений чисел;
- примитивный метод выполнения действий на сложение и вычитание (дети используют «ручной» способ счета);
- при выполнении арифметических действий не опираются на правила;
- мыслительные действия носят предпочтительно конкретный характер [2, с. 22].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дискалькулия у детей с ОНР
В сентябре каждого нового учебного года в детских садах формируются группы для детей с нарушениями речи. В настоящее время большинство воспитанников таких групп им...
Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.
Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов. В работе...
Виды работ по профилактике дискалькулии
Проведение занятитий с детьми старшей группы по вырабатыванию у них точного представления о графической структуре цифр, умение определять места числа в ряду натуральных чисел. Установление отношения ч...
Дискалькулия как специфическое нарушение счета
В статье представлены теоретические сведения о дискалькулии, исторический обзор, этиология, симптоматика, классификации. Среди нарушений в овладении счетной деятельностью выделяются дискалькулии ...
Профилактика и коррекция дискалькулии
презентация...
Профилактика и коррекция дискалькулии у детей дошкольного возраста.
Сейчас очень часто у детей младшего возраста наблюдаются различные заболевания психологического характера. Главное вовремя распознать недуг и оказать со...
Статья на тему: "Профилактика дискалькулии (нарушение счетных навыков) у детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования "
Современная система обучения в начальной школе предъявляет новые требования к школьнику. С точки зрения личностно-ориентированной направленности акцентируется внимание на развитие познавательного, лич...