Статья " Дискалькулия"
статья по логопедии

Статья "Дискалькулия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskalkuliya.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

     Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 56 комбинированного вида

Колпинского района Санкт–Петербурга

                           

«Дискалькулия»

Составители:                    учитель-логопед

Александрова Е.В.

учитель – дефектолог

Баутина Н.А

                                     

                                                Санкт-Петербург

     2019 г.

Математика – путь к развитию мышления. Математика для ребёнка – это дверь в мир логики, знаков, символов. Почему? Ответ прост: возможность оперировать в голове отвлечёнными понятиями развивает саму способность к мышлению. 

Что такое дискалькулия?

Дискалькулия (англ. discalculia) – это неспособность к изучению арифметики. В основе дискалькулии лежит неспособность оценивать количество объектов с первого взгляда (то есть без пересчета). В большинстве случаев она выявляется в детском возрасте или в начальной школе и тогда же корректируется

Дискалькулия часто является самостоятельным нарушением, а не побочным следствием других неврологических и психологических проблем. В мире насчитывается 5-7 % населения с дискалькулией, в то время как с дислексией их порядка4-6%.

 

Существует немало причин, снижающих успеваемость по математике и ведущих к дискалькулии. Трудности чаще всего вызваны недостаточным развитием тех или иных психических процессов. Чтобы выявить и устранить трудности, необходимо понимать природу той или иной причины, их вызывающей.

 

Первая группа причин: низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве.

* Недостатки в пространственных представлениях затрудняют формирование понятия числового ряда и его свойств.

 

Вторая группа причин: недостатки в развитии внимания.

* Недостаточная концентрация и устойчивость внимания – трудно в течение определённого времени сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его;

* Низкий уровень переключения внимания – медленное переключение внимания с одного объекта на другой;

* Недостаточная произвольность внимания – затруднено выполнение нескольких действий одновременно;

* Недостаточный объём внимания – невозможность сосредоточиться на небольшом объёме информации.

 

Третья группа причин: недостатки в развитии памяти.

* Низкий уровень развития логической памяти означает, что ребёнок запоминает информацию механически, не пользуясь смысловыми или ассоциативными приемами запоминания. Существует несколько видов памяти: кратковременная память, долговременная, оперативная память. Недостаточное развитие каждого из видов памяти приводит к нарушению ее работы в целом, снижая качество других видов запоминания.

 

Четвёртая группа: недостатки в развитии мышления. 

* Низкий уровень развития наглядно-образного мышления – низкая степень развития несловесной формы, когда возникают трудности при мышлении с помощью образов, их соединении и разделении на части (чтобы выполнить действие в уме, ребёнок вынужден манипулировать с предметами: разрезать, раскладывать и т.д.);

* Низкий уровень развития словено-логического мышления вызывает трудности при совершении любых логических  действий (обобщение, анализ, сравнение, построение умозаключений) и операций со словами;

* Низкий уровень развития абстрактного мышления – плохое владение понятиями, которые не существуют в природе и которые невозможно воспринять с помощью органов чувств (напр., уравнение) В младшем школьном возрасте этот вид мышления только начинает формироваться.

 

Пятая группа причин: недостатки развития речи.

* Неумение составлять грамматические конструкции приводит к неправильному использованию категорий рода, падежа. Это искажает смысл фраз и затрудняет понимание.

 

Шестая группа причин: несформированность приёмов учебной деятельности.

* Низкий уровень самоконтроля проявляется в том, что ребёнок может переставлять цифры местами;

* Низкий уровень саморегуляции и произвольности мешает ребёнку управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинять свои желания требованиям, сосредоточить внимание, запомнить информацию и решать задачи в нужной ситуации, прилагать волевое усилие для выполнения неинтересных или однообразных заданий.

 

Седьмая группа причин: индивидуально-топологические особенности.

* Своеобразие природной организации нервной деятельности ребёнка;

* Низкий уровень работоспособности;

* Медлительность психических процессов;

* Повышенный уровень тревожности.

Признаки дискалькулии:

* Непонимание внутреннего состава чисел и связи их между собой;

* Неумение выделить разряды в числах;

* Непонимание значения нуля;

* Затруднение в воспроизведении порядка следования чисел;

* Невозможность выполнить простейшие арифметические действия;

* Несформированость графической и вербальной формы числа;

* Трудности с запоминанием таблицы умножения;

* Сложности с решением задач, требующих понимания смысла, построения логической цепочки и удержания в памяти  выполненных действий;

* Непонимание содержания математических схем и рисунков;

* Невозможность выполнения сложных логико-абстрактных действий;

 *Трудности в овладении математической терминологией;

* «Интеллектуальная пассивность».

Родители и педагоги могут самостоятельно заподозрить наличие у ребёнка такого расстройства, как дискалькулия. Диагностика конкретного её вида производится при личной беседе логопеда, врача или психолога с ребёнком. Его просят посчитать до 10 или 20, выбрать большие или меньшие числа, сделать простейшие арифметические операции, расположить числа в порядке увеличения и уменьшения, назвать различные геометрические фигуры, разложить их по цвету. Далее в зависимости от выявленных нарушений делается предположение о виде дискалькулии и путях её коррекции.

Классификация дискалькулии 

Наиболее удобной является следующая классификация дискалькулии: Практогностическая – невозможность сосчитать предметы или их обозначения.

Графическая – сложности при записи цифр и математических символов, затруднение или полная невозможность воспроизвести геометрические фигуры.

Вербальная – затруднения при необходимости назвать математические действия, понятия.

Дислексическая – нарушение чтения математических символов. Операциональная – невозможность выполнять арифметические действия. Описанные виды дискалькулии удобны для разработки оптимальной стратегии её коррекции и профилактики

Профилактика дискалькулии 

Практогностическая дискалькулия предупреждается с помощью обучения навыкам счёта, выполнения арифметических операций с их проговариванием, называнием результата и показыванием соответствующего количества пальцев, развития всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучения соотнесению реального предмета и его изображения.

Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью упражнений для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения математическим терминам.

Вербальная дискалькулия предупреждается с помощью обучения ребёнка названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме, цвете, размере предметов, использованию этих понятий в речи.

Дислексический вариант дискалькулии можно предупредить, развивая зрительное восприятие ребёнка, его представления о цвете, форме, обучая его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков, развивая память и логическое мышление.

Операционная дискалькулия. Значимым для профилактики будет: формирование счетной деятельности; умение выполнять действия сложения и вычитания; понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития; развитие слухового и зрительного восприятия; умение пользоваться символикой; развитие аналитико-синтетической деятельности; развитие лексико-грамматического строя речи; развитие зрительной и слуховой памяти. 

В лечении и коррекции дискалькулии принимают участие следующие специалисты: 

* Логопед

* Психолог

* Психиатр

* Дефектолог

* Невролог

Направления коррекционной работы:

* Формирование понятия «состав числа», понимание смысла числа;

* Формирование счётных навыков;

* Развитие логико-абстрактной и зрительно-пространственной мыслительной деятельности;

* Усвоение математической терминологии;

* Развитие умения визуализировать числа и математические ситуации в задачах;

* Формирование навыка самоконтроля;

* Развитие зрительного восприятия;

* Развитие зрительной и слуховой памяти;

* Тренировка переключаемости внимания и умения его концентрировать;

* Решение проблемы определения последовательности и организации подробной информации.

Рекомендации для повышения эффективности занятий:

* Отведите для занятий специальное время и место, не ущемляя при этом интересы ребёнка.

* Занятия должны быть регулярными. Наилучший результат принесут занятия не более 15 минут, которые проводятся не реже 3-4 раз в неделю.

* Помогайте ребёнку достигать цели: не сравнивайте успехи с другими школьниками; поддерживайте навыки, которые ребёнок уже приобрёл; ни одно, даже самое маленькое достижение, не оставляйте незамеченным;

* Постепенно приучайте ребёнка к самостоятельным учебным действиям через постановку целей: «Что ты делаешь сейчас?» и составляйте план выполнения задания: «Как ты будешь это делать?» Не менее важно понимание учебной задачи: «Для чего ты будешь это делать?»

* Формируйте у ребёнка желание учиться, используйте для этой цели любые приёмы: от похвалы до специальных символов, которые отмечали бы детские успехи. Важно, чтобы ребёнок видел свои результаты и вашу искреннюю заинтересованность в из росте. Можно завести график достижений, где цветом будут обозначены результаты занятий.

Список литературы

1. Баряева Л. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью / Л. Баряева, С. Кондратьтева. – МЦНИП, 2013. – 185 с.

2. Лалаева Р.И. Дискалькулии у детей / Р.И. Лалаева, А. Гермаковска // Дети с проблемами в развитии. – 2004. – №2. – С. 7–9.

3. Лалаева Р.И. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция: Учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, А. Гермаковска. – СПб.: Союз, 2005. – 176 с.

4. Степкова О.В. Профилактика дискалькулии у дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03. Коррекционная педагогика (логопедия): 23.05.2008 / Степкова Оксана Васильевна; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.

5. Томме Л.Е. Формирование готовности к обучению математике детей с общим недоразвитием речи [Текст]: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Людмила Евгеньевна Томме. – М., 2009. – 24 с.

      6. Томме Л. Е. Развитие речевых предпосылок усвоения математики у детей с общим недоразвитием речи / Л.Е. Томме // Дефектология. – 2008. – №5. – С. 35–40.

7. Kosc L. Vyvinova dyskalkulia ako porucha matematickych schopnosti v detskom veku // Otazky defektologie. – 1971. – №4. – P. 34–48.

Интернет источники: http://www.psychologos.ru/articles/view/specialnye_sposobnosti_cheloveka

Так, согласно данным Ю.Г. Демьянова, С.С. Мнухина, С.Л. Шапиро, М.В. Ипполитовой, симптоматика дискалькулии включает следующие наиболее характерныеошибки и затруднения в ходе усвоения математических знаний, умений и навыков:

- неточное овладение математическими понятиями и терминами;

- неверное называние чисел;

- неточное понимание графической структуры цифр;

- неправильное воспроизведение графической структуры цифр;

- недостаточное знание правил образования чисел;

- трудности усвоения состава числа;

- трудности в автоматическим воспроизведение числового ряда;

- трудности определения места числа в числовом ряду;

- трудности определения соседей числа;

- несформированностью количественных отношений чисел;

- примитивный метод выполнения действий на сложение и вычитание (дети используют «ручной» способ счета);

- при выполнении арифметических действий не опираются на правила;

- мыслительные действия носят предпочтительно конкретный характер [2, с. 22].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дискалькулия у детей с ОНР

   В сентябре каждого нового учебного года в детских садах формируются группы для детей с нарушениями речи. В настоящее время большинство воспитанников таких групп им...

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.        В работе...

Виды работ по профилактике дискалькулии

Проведение занятитий с детьми старшей группы по вырабатыванию у них точного представления о графической структуре цифр, умение определять места числа в ряду натуральных чисел. Установление отношения ч...

Дискалькулия как специфическое нарушение счета

В статье представлены теоретические сведения о дискалькулии, исторический обзор, этиология, симптоматика, классификации. Среди нарушений в овладении счетной деятельностью выделяются дискалькулии ...

Профилактика и коррекция дискалькулии у детей дошкольного возраста.

           Сейчас очень часто у детей младшего возраста наблюдаются различные заболевания психологического характера. Главное вовремя распознать недуг и оказать со...

Статья на тему: "Профилактика дискалькулии (нарушение счетных навыков) у детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования "

Современная система обучения в начальной школе предъявляет новые требования к школьнику. С точки зрения личностно-ориентированной направленности акцентируется внимание на развитие познавательного, лич...