Развитие графомоторных навыков у дошкольников
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графомоторный навык вызывает небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_grafomotornyh_navykov_u_doshkolnikov.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие графомоторных навыков у дошкольников
Очень часто родители задают логопеду вопрос: «Зачем вы даете ребенку задания нарисовать, раскрасить, заштриховать? Ведь мы пришли не на кружок рисования!»
В этом случае родители забывают очень важный момент – скоро их ребенок пойдет в школу. И они, взрослые, конечно очень хотят, чтобы их ребенок писал правильно, красиво и легко. Но для этого необходимо развивать его тонкую моторику, то есть координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки. Все эти упражнения, которые дает логопед ребенку, направлены на отработку начальных графических навыков и правильную постановку руки. Подготовка руки к письму у дошкольников очень важна, что связано с психофизическими особенностями ребенка 5-6 лет. Согласно данным психологов и физиологов, у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития.
Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графомоторный навык вызывает небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.
Период с 4 до 7 лет является самым благоприятным для развития ручной умелости и графомоторных навыков. Помимо использования различных упражнений на развитие мелкой моторики, пальчиковой гимнастики, необходимо обучать детей графическим навыкам.
Содержание графических упражнений разнообразно: штриховка, обведение по контуру, проведение линий разной длины, раскрашивание картинок, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов буквенных знаков). Это такие упражнения, как:
- «Графический диктант» (ребёнок по инструкции влево-вправо, вверх-вниз на листе бумаги в клеточку вычерчивает узор или фигуру);
- различные «дорожки» (нарисуй маршрут, по которому едет машина; обведи пальцем дорогу, по которой двигалась птица, машина, заяц; раскрась беговую дорожку; обведи путь, по которому летел самолётик);
- «Дорисуй недостающую фигуру»;
- «Найди, кто спрятался»;
- «Нарисуй такой же контур, кружочки, рисунок».
Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности. Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке.
Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.
На первых этапах работы уместно использовать фломастеры: они оставляют четкий, яркий след и не вызывают напряжения руки ребенка при проведении линий разной конфигурации. Цветные карандаши позволяют выполнять изображения в цвете. Сочетание в изображении цветных карандашей и фломастеров формирует у детей опыт работы с различными материалами с учетом их изобразительных особенностей, закрепляет навыки регуляции силы нажима.
При выполнении заданий необходимо обязательно следить за тем, чтобы ребенок не выходил за контуры фигур. Также важно обращать внимание на степень нажима на карандаш, на то, как сидит ребенок во время занятий, правильно ли держит карандаш или ручку, рисует ли он слева направо, не переворачивает ли тетрадь, листок с заданиями. Следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, и не забудьте похвалить его за старание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие графомоторных навыков у дошкольников
Презентация : Консультация для родителей "развитие графомоторных навыков у детей"...
Развитие графомоторных навыков у дошкольников
Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются. За 3 месяца необходимо освоить написание 300 элементо...
Развитие графомоторных навыков у дошкольников
В материале представлены правила посадки ребенка за столом и постановка руки при выполнении графических упражнений....
Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...
Кружок "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"
«РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»...
«Развитие графомоторных навыков у дошкольников»
Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками....
Развитие графомоторных навыков у дошкольников
В данной статье раскрыты особенности формирования у детей дошкольного возраста графомоторных навыков....