Игровая технология "СЛОВОГРАД"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ, СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Овладение способами словообразования является одним из главных показателей нормального речевого развития. Словообразование, словоизменения рассматривают как основной путь и средство пополнения словарного состава языка новыми словами, механизм создания производных слов. Ошибки детей с ОНР в словообразовании мешают их дальнейшему речевому развитию, ведут к трудностям в освоении родного языка, нарушению устной речи, обеднению словарного запаса, а в школьном возрасте и к нарушению письменной речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
(СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ, СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)
Автор-составитель:
Учитель-логопед
Разумкова Ю.А.
Новосибирск
2018
Содержание
1 | Пояснительная записка | |
2 | План реализации дидактических игр | |
3 | Примерный комплекс дидактических игр | |
4 | Рекомендации логопеда | |
5 | Литература и пособия | |
6 | Мониторинг |
1 Пояснительная записка
Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования представляет собой сложный многообразный процесс.
Дети с нарушением речи не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т.д. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще частично. Отсюда такое разнообразие нарушений языковой нормы детьми.
Многие ученые (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, Т.В. Туманова, О.М. Вершинина), изучавшие вербальное и невербальное развитие детей с общим недоразвитием речи, неоднократно указывали на их трудности в овладении словообразовательными процессами.
О.М.Вершинина отмечает характерные ошибки в словообразовании у детей с ОНР:
1) образование неологизмов при помощи ненормативных суффиксов; например, крыша «из соломы» - «соломта», занавеска «из ситца» - «сическая», «сичная», ножницы «из металла» - «металовичи»;
2) лексические замены слов как близкие по семантике («пуховая подушка» - «пушистая»), так и далекие («металлические ножницы» - «меховые»);
3) использование приставки; например, «грушевое варенье» - «игрушеновое варенье»;
4) при словоизменении дети могут правильно образовывать словоформу, но при этом допускают нарушения согласования и воспроизведение ее в косвенном падеже; например, «черничный джем» - «черничная джем», «вишневое варенье» - «вишневая варенье»;
5) неправильный выбор основы мотивирующего слова. Например, «шишка ели» - «шишковая».
У детей с общим недоразвитием речи часто оказываются несформированными навыки практического словообразования: относительных прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами («деревко», «ведречко»), сравнительной степени прилагательных и т.п. Ярко проявляются неточное знание и употребление многих слов; в активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, действия, признаки, состояния предметов, затруднен подбор однокоренных слов.
В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико (-ик, -очек, -чик, -енок, -ок, -ят, -к).
Вне специального внимания к речи дети малоактивны; в редких случаях являются инициаторами общения, не оречевляют игровую ситуацию. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов ("деревко", "ведречко"), прилагательных ("лихняя шапка", "глинный кувшин", "стекловая вода").
Наблюдаются нарушения в построении словосочетания из наречия «много» и существительного, в использовании падежных форм множественного числа, кроме именительного падежа.
Недостаточность функции словообразования проявляется в трудностях построения прилагательных от формы существительного (подушка из пуха - "пушоная"; варенье из груш - "грушиное"; лапа волка - "волкина").
Таким образом, овладение способами словообразования является одним из главных показателей нормального речевого развития. Словообразование рассматривают как основной путь и средство пополнения словарного состава языка новыми словами, механизм создания производных слов. Ошибки детей с ОНР в словообразовании мешают их дальнейшему речевому развитию, ведут к трудностям в освоении родного языка, нарушению устной речи, обеднению словарного запаса, а в школьном возрасте и к нарушению письменной речи. Это обуславливает актуальность и необходимость развития навыков словообразования , словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи и выбора эффективных методов и приёмов коррекционно-логопедического воздействия с целью их устранения.
Данный комплекс дидактических игр на формирования навыков словообразования, словоизменения для детей с ОНР старшего дошкольного возраста создан и осуществлялся в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
Дидактические игры проводятся во второй половине дня 2-3 раза в неделю во время логопедического часа, согласно лексической теме недели, как с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
Реализуя игровую технологию «Словоград», в дидактических играх применяла технологии и методы:
Использовала различные компоненты игровой деятельности приемы и методы показ (наглядный метод), словесные приемы (пояснением, указаниями, вопросами), наглядные методы - формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения для детей с ОНР (применение картинок, рисунков, предметов быта, игрушек и т.д..) и технологии:
Образование уменьшительно ласкательных существительных с различными суффиксами: ик, к, чик, оньк, еньк, ишк, ушк
2.Образование существительных с помощью суффикс ниц со значением вместилища (посуды)
3.Образование названий детёнышей животных и птиц
4.Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия
5.Образование существительных с суффиксом - ищ со значением увеличенности (куст кустище, комар комарище)
Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида
2.Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов»
3.Дифференциация глаголов с приставками (влетает вылетает- перелетает- залетает- перелетает подлетает)
Формирование словообразования прилагательных
1.Образование притяжательных прилагательных
3.Образование сравнительной степени качественных прилагательных
4.Образование относительных прилагательных
Работа над словообразованием включает в себя работу над родственными словами, над сложными словами.
Словоизменение
1.Дифференциация существительных единственного и множественного числа существительных
2.Закрепление беспредложных форм единственного и множественного числа существительных. ежу»)
Закрепление форм винительного падежа.
Родительный падеж единст. и множ.числа.
3.Формирование предложно падежных конструкций существительных единственного и множественного числа.
Предложный падеж существительных.
Формирование словоизменения глаголов.
1.Согласование глаголов 3 лица настоящего времени и существительных в числе (идёт идут, стоит стоят)
2.Дифференциация глаголов настоящего времени 1,2,3 лица
З. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе
Формирование словоизменения прилагательных
1.Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже, единственном и множественном числе.
2.Образование уменьшительных форм прилагательных.
3.Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах множественного числа.
Цель: Создание условий, для формирования навыков словообразования у детей с ОНР.
Задачи:
- учить детей с ОНР навыкам словообразования, словоизменения,
- развивать навык употребления предлоги,
правильно употреблять слова по родам, падежам,
изменять слова с помощью суфиксов.
- воспитывать уважение к русскому языку.
2 План реализации комплекса дидактических игр
Неделя | Лексическая тема | Игровые технологии и методы | |
1 занятие | по плану | 1 | Образование уменьшительно -ласкательных существительных с различными суффиксами: ик, к, чик, оньк, еньк, ишк, ушк 2.Образование существительных с помощью суффикс ниц со значением вместилища (посуды) 3.Образование названий детёнышей животных и птиц 4.Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия 5.Образование существительных с суффиксом - ищ со значением увеличенности (куст кустище, комар комарище) |
2 | Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида 2.Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов» 3.Дифференциация глаголов с приставками (влетает вылетает- перелетает- залетает- перелетает подлетает) Формирование словообразования прилагательных 1.Образование притяжательных прилагательных 3.Образование сравнительной степени качественных прилагательных 4.Образование относительных прилагательных | ||
3 | Работа над словообразованием включает в себя работу над родственными словами, над сложными словами. Словоизменение 1.Дифференциация существительных единственного и множественного числа существительных 2.Закрепление беспредложных форм единственного и множественного числа существительных. ежу») Закрепление форм винительного падежа. Родительный падеж единст. и множ.числа. 3.Формирование предложно падежных конструкций существительных единственного и множественного числа. | ||
2 занятие | 4 | Формирование словоизменения глаголов. 1.Согласование глаголов 3 лица настоящего времени и существительных в числе (идёт идут, стоит стоят) 2.Дифференциация глаголов настоящего времени 1,2,3 лица З. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе | |
5 | Формирование словоизменения прилагательных 1.Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже, единственном и множественном числе. 2.Образование уменьшительных форм прилагательных. 3.Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах множественного числа.
| ||
3 занятие | 6 | Предложный падеж существительных. |
3 Примерный комплекс дидактических игр
1.Дидактическая игра: «Кто что делает?»
Цель: Образование глаголов от звукоподражательных слов.
Материал: предметные картинки с изображением животных и птиц.
-кря -кря –кря! Кто сказал? Уточка! Что она делает? Крякает!
-ква –ква –ква! Кто сказал? Лягушка! Что она делает? Квакает!
-хрю –хрю –хрю! Кто сказал? Свмнка! Что она делает? Хрюкает!
2.Дидактическая игра: «Что сделал?»
Цель: Сравнение двух одинаковых действий, одно из которых уже выполнено, а другое выполняется (игру можно проводить с использованием мяча)
Материал: мяч
Ест - съел
Несет - принес
Рисует - нарисовал
Читает - прочитал
Копает - выкопал
Моет - вымыл.
3. Дидактическая игра: «Составь предложение»
Цель: Употребление глаголов с разными приставками. Составление с ними предложений.
Материал: сюжетные картинки к игре.
Ходить - переходить, подходить, выходить, заходить, уходить, входить.
Лить - наливать, выливать, переливать, доливать, подливать.
Писать - записать, написать, надписать, подписать, описать, прописать, вписать, выписать, переписать, списать, приписать.
Плыть - переплыть, доплыть, отплыть, подплыть.
Шел - вышел, ушел, пришел, зашел, дошел, обошел, подошел, перешел.
Летать - прилетать, перелетать, влетать, вылетать, улетать.
Пилить - отпилить, перепилить, спилить, подпилить.
4. Дидактическая игра «Как сказать правильно?».
Цель: Употребление подходящих по смыслу глаголов.
Материал: сюжетные картинки к игре.
Логопед называет предложение, употребляя неправильно глагол. Дети должны найти и исправить ошибку. Например: «Девочка подбежала из дома. - Девочка выбежала из дома».
5. Дидактическая игра: «Скажи наоборот».
Цель: Употребление глаголов с противоположным значением.
Материал: мяч
Дети встают в круг. Логопед бросает мяч, называет действие с одним оттенком. Ребенок, возвращая мяч, называет действие с противоположным значением: наливает - выливает, входит - выходит, влетает - вылетает, вносит - выносит, закрывает - открывает, приплывает - отплывает, запирает - отпирает, собирает - разбирает, приклеивает - отклеивает. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов.
6. Дидактическая игра: «Исправь предложение»
Цель: Различение и подбор глаголов совершенного и несовершенного вида.
Дети ориентируются на поставленные логопедом вопросы: что делает? что сделал?
Таня помогает (помогла) маме.
Бабушка вяжет (связала) внучке варежки.
Девочка наливает (налила) воду в графин.
Дети поливают (полили) горку водой.
Миша ловит (поймал) Катю.
Вова моет (вымыл) уши.
В комнате Миша снимает (снял) пальто.
Мальчик быстро идет (пришел) домой.
Девочка ломает (сломала) палку.
Колхозники собирают (собрали) богатый урожай картофеля.
7. Дидактическая игра: «Большое и маленькое».
Цель: Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффиксов –чик, -ик.
Материал: парные картинки с изображением больших и маленьких предметов (стул – стульчик, шкаф – шкафчик, мяч – мячик, ковер – коврик и т. д.).
Детям предложены парные картинки с изображением больших и маленьких предметов. Дети должны правильно назвать предметы, верно использовать суффиксы в названии маленьких предметов.
8. Дидактическая игра «Назови меня ласково».
Цель: Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Материалы: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж.
Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, ручечка, лапа – лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).
9. Дидактическая игра: «Магазин одежды».
Цель: Образование относительных прилагательных от существительных.
Материал: вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые, меховые.
Детям предлагается посетить магазин одежды. Вещи лежат на витрине, дети рассматривают их, трогают и называют, из чего они сделаны (шапка из шерсти, сапоги из резины и т. д.)
После чего каждый ребенок покупает себе вещь, называя ее полным ответом
(Я хочу купить резиновые сапоги, шерстяной шарф и т. д.).
10. Дидактическая игра: «Что из чего, какое?».
Цель: Образование прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян, –ан, -ов.
Материалы: картинки с изображением предметов и вещей (стул, стол, кровать, стакан, банка, ложка и т. д.)
Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, и предлагается назвать, из чего они сделаны. Например: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева), значит какой он? (деревянный)».
11. Дидактическая игра «Угадай-ка».
Цель: Правильное использование названий детенышей животных в единственном и множественном числе.
Материал: карточки с изображением животных и их детенышей (тигр – тигренок – тигрята; кошка – котенок - котята).
Ребенку загадывается загадка и показывается картинка с изображением взрослого животного. Затем задается вопрос: «Скажи, а кто детеныш тигра?» (тигренок) – показывается картинка тигренка. «Один тигренок, а если их много? – показывается картинка с тигрятами – как мы скажем » (тигрята).
12. Дидактическая игра: «День рожденья Пуха».
Цель: соотношение названия взрослых животных с названиями их детенышей, использование этих слов в речи.
Материал: игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со слонятами, лиса с лисятами и т. д.
На день рожденье к котенку Пуху пришли его друзья – малыши со своими мамашами. «Пришла свинья со своими малышами … (детям предлагается назвать детенышей свиньи) … поросятами». Мамы сели за стол пить чай, а дети затеяли игру в прятки. Логопед прячет игрушки за ширму. Котенок Пух ищет игрушки. Нашел Пух детенышей (логопед по очереди достает игрушки).
4 Рекомендации:
Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, специально изготовленных пособий.
При опоре на зрительный образ дети с ОНР быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.
Можно проводить игры на образования наименований, например посуды и детенышей животных и птиц с помощью суффиксов (грачонок - грачата, снегирь - снегирята - один и много, но один птенчик - ласточка, синичка, много - ласточки, синички).
Здесь уместны задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово воробьишко?» (Детеныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой.) В основном используются словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало». Закрепление наименований детенышей может осуществляться в процессе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» (корова с теленком, лошадь с жеребенком и др.).
Более сложная задача - образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств.
Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, проводилась игра «Знаешь ли ты профессии?» (упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по профессии), в игре «Кто он такой?» дети учатся образовывать существительное от глагола, в игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов существительные женского рода. Учатся подбирать однокоренные слова («слова-родственники») (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад). «Слова – родственники».
Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения (5-6 мин.)
Как любой процесс развития, словообразование не обходится без каких-либо проблем, и ребенок делает ошибки, образуя новые слова.
Логопед может помочь ребенку усвоить законы образования слов и предупредить нарушение. Используя различные методы дать ребенку знания о том, как образуются слова, как они применяются по смыслу, когда меняется их состав.
5 Литература и пособия
- Картинный материал Н.В.Нищевой,
- Тетрадь логопедических заданий, Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой
- Детские игрушки, готовые дидактические игры, предметы быта, спортивные снаряды
6 Мониторинг
Мониторинг развития речи детей группы
комбинированной направленности для детей с ТНР №5
(сентябрь 2017г.)
Мониторинг развития речи детей группы №5
комбинированной направленности
для детей с ТНР
(май 2018г.)
Мониторинг развития речи детей группы№5
комбинированной направленности
для детей с ТНР
(сентябрь 2018г.)
Мониторинг развития речи детей группы №5
комбинированной направленности
для детей с ТНР (май 2019г.)
Мониторинг группы №5
комбинированной направленности
для детей с ТНР для (сентябрь 2019г.)
Мониторинг развития речи детей группы №5
комбинированной направленности
для детей с ТНР
(май 2020г.)
Мониторинг за период -2017-2020 гг.
2017-2018 учебный год 2018 – 2019учебный год 2019 – 2020учебный год
Критерии речевого развития | В сравнении 2017-2018 учебный год 2018 – 2019учебный год | В сравнении 2018-2019 учебный год 2019 – 2020учебный год |
Навыки словообразования | N уменьшился на 46,6% С уровень увеличился на 13,3% В уровень увеличился на 33,3% | N уменьшился на 46,6% С уровень уменьшился на 46,6% В уровень увеличился на 73,3% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего возраста с применением игровых методов и приемов
Все упражнения представлены по уровням сложности.Разбиты на следующие блоки: 1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам3. Составление рас...
РОЛЬ ИГРУШКИ И ИГРОВЫХ СРЕДСТВ В ЦЕНТРЕ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В сообщении дается описание игр и игровых приемов, которые можно использовать в организации работы с детьми в Центре игровой поддержки. Раскрывается значение Центра игровой поддержки и Лекотеки для со...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
Празднично-игровые технологии Празднично-игровые технологии
АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЖ...
Погружение в игровую ситуацию – введение детей в игровой сюжет посредством создания проблемной ситуации с участием игровых персонажей.
Пальчиковая,настольно-печатная, развлекательная ( развлечь,доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка),развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, о...
Практико-значимый проект по курсу «Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе. Эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды»
Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе,эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды....