Занятие в старшей группе «Знакомство со словами-предметами»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Занятие в старшей группе «Знакомство со словами-предметами»

Знакомство со словами - "предметами"

ЗАДАЧИ:

• познакомить детей с понятием «слово», его лексическим значением

• способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы.

• развивать зрительное внимание, память.

ОБОРУДОВАНИЕ: маска лягушки, предметные картинки, звуковая схема слова, раздаточный материал (звуки -кружки, слова -бумажные полоски, кукла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova-predmety.docx15.07 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе «Знакомство со словами-предметами»

Знакомство со словами - "предметами"

ЗАДАЧИ:

• познакомить детей с понятием «слово», его лексическим значением

• способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы.

• развивать зрительное внимание, память.

ОБОРУДОВАНИЕ: маска лягушки, предметные картинки, звуковая схема слова, раздаточный материал (звуки -кружки, слова -бумажные полоски, кукла.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

А)Развитие речевого слуха

Игра «Лягушки»

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Увидали комара,

Закричали «ква»!

Дети по очереди произносят «ква», а один из детей угадывает, чей голос.

Б)Психогимнастика.

Вам нужно изобразить лягушек, которые охотятся за комарами.

Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке.

2. Сообщение темы занятия

-Сегодня мы узнаем о словах, которые обозначают предметы. Будем учиться задавать вопросы. Познакомимся со схемой слов- предметов.

3. Закрепление понятий о звуке «Катя в волшебном городе»

-В каждом замке живут звуки, помогите Кате назвать их.

Красный -А-О-У-И.

Синий -Д-Ш-Ж-Б.

Зелёный - Л - М - Н.

Демонстрация картинки «Звуковые замки»

4. Ознакомление с понятием «слово»

Демонстрация картинки «Зоопарк»

-Кукла Катя попала в зоопарк. Что она увидела? Какие животные живут в зоопарке?

-Вы произносили слова. Послушайте стихотворение о словах

Всему название дано-

И зверю и предмету.

Вещей кругом полным полно,

А безымянных нет

И все, что только видит глаз -

Над нами и под нами

И всё, что в памяти у нас, означено словами.

-Волшебница пригласила Катю на волшебную поляну.

-Кого мы увидели на поляне?

-Что мы увидели на поляне?

-Вы назвали много слов

- Почему звучали слова(Потому, что в них есть звуки)Слова состоят из звуков.

Утрированное произношение слов

М-А-К, О-С-А, М-Ы-ШЬ

Л-И-С-А, Н-О-Р-А, К-О-Т

Звуковая схема слова. Демонстрация картинки «Кот».

К О Т

-Послушайте, как оживают кружочки - они превращаются в звуки. Звуки можно разбросать К-О-Т, а затем снова собрать. Получилось слово (кот).

Вывод: все слова состоят из звуков.

5. Физминутка

-Вспомните, каких животных видели в зоопарке. Изобразите этих животных.

(медведь; белка; волк; лиса)

6. Развитие силы голоса

Лес качается от ветра.

-Осенние листочки на веточках сидят.

-Осенние листочки детям говорят(тихо-громко)

Осиновый А - А.

Берёзовый И - И.

Рябиновый О - О – О

Дубовый У - У - У.

7. Дифференциация понятий «звук - слово»

-Присядем на лесной полянке и вместе произнесем звуки (А - О -У - И).

-Что мы сейчас делали?

-Катя спрашивает, что мы сейчас произносили? А сейчас произнесите по 2 слова. Мы будем обозначать звуки- кружками, а слова -бумажными полосками. Я называю звук или слово, а вы должны поднять кружок -звук или полоску-слово.

8. Усвоение понятий «живой — неживой»

Понимание вопросов КТО? ЧТО?

Сравнение девочки с куклой.

-Чем отличается кукла Катя от наших девочек? (Она неживая)

-Нина, кто ты? (Девочка)

-Миша, кто ты? (Мальчик)

-Всё вы кто? (Дети)

-Вы, я, мы, мамы, папы - все мы живые люди.

Картинки с изображением животных, людей.

-Это - живые существа. Если мы не знаем название животного.

тогда спрашиваем – «кто это?» Что общего у всех животных?

-У всех животных есть органы. Они могут передвигаться, слышать, видеть,

дышать, чувствовать.

-Посмотрите, сколько вокруг нас предметов.

-Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей.

-Это -неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем — «что это?»

-Слова, обозначающие живые и неживые предметы мы будем обозначать схемой

Показ картинок с живыми и неживыми предметами.

- Задайте вопрос к каждой картинке КТО? или ЧТО?

9. Итог. Что нового сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Знакомство с животными жарких и холодных стран"

Дать представление о диких животных жарких и холодных стран. ...

Занятие в старшей группе. «Знакомство детей с картинами русских художников, описание картин».

Цель: Познакомить детей с картинами русских художников.Задачи: Продолжать знакомить детей с картинами русских художников: Васнецова, Шишкина, Левитана, Саврасова. Закрепить умение отвечать на во...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Знакомство с портретом" (работы В.Тропинина)

Тема: «Это было в давние времена ... » Цель: знакомство с портретом как с жанром живописи.Задачи: 1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественные произведения. 2. Развивать у дете...

Конспект группового занятия в старшей группе "Знакомство с профессией кондитер"

Дети знакомятся с профессией кондитер посещая кондитерский цех вместе с мульт-героем Зубком....

Конспект занятия в старшей группе "Знакомство со звуком С"

Конспект занятия в старшей логопедической группе Знакомство со звуком [С] и его правильной артикуляцией и произношением. Упражнение в определении места согласного звука в слове....

Конспекты занятий в старшей группе "Знакомство детей с городецким промыслом"

1). Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представление об элементах городецкого узора.2). Воспитать у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вк...