«Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)
Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, а значит, его личность в целом. Важно своевременно проводить профилактическую работу и видеть в каждом ребенке развивающуюся личность.
Согласно компенсаторным возможностям ребенка, можно помочь малышу успешно развиваться, легко адаптироваться в дошкольной среде, а впоследствии и в его жизни!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prof.rech_.narush._prezentatsiya.pptx | 2.78 МБ |
tekst_konsultvatsii.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность.
Ч е м с о в ер ш е н не е р е ч ь м а лыш а , т е м пр а вил ь н е е будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, а значит, его личность в целом.
Причинами речевых нарушений могут быть: - перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС); - минимальная мозговая дисфункция (ММД); - внутриутробные инфекции; - гипоксия плода (недостаток кислорода); - хронические заболевания матери; - осложнения во время родов: асфиксия(обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды; - заболевания ребенка до 1 года; - ухудшение экологии; - социальные причины.
Какой мы хотели бы видеть «идеальную речь» ребенка 2х – 4х лет??? К 3-м годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространенные предложения, его общение со взрослым становится речевым. Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление в этом возрасте еще несовершенно: нет чистоты звучания ш ипящих звуков, звуков ( р ), (л), наблюдается перестановка звуков, слогов в слове. Обычно эти особенности исчезают к 4-5 годам жизни.
если в 5-6 лет все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»); р е б ен о к н е с п о с о б е н о п и с а т ь с в о и м и сл о в а м и сюжет на картинке, д о п у с к ае т г р у б ы е о ши б к и п р и п о с т р о ен и и предложений ( при этом о ш ибки в д о п у с к а ю т с я с л о ж н ы х предложениях, небольшая н е п о с л е д о в а т е л ь но с т ь в повествовании ). Вот здесь уже надо «бить в колокола»!!! если в 3-3,5 года если в 4 года у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов), не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй …. То, необходимо очень беспокоиться!!! (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со « сложными » звуками -ещё допускаются) Ре ебе нок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения ; в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения ; он не повторяет за Вами слова ; или Вы совсем не понимаете его речь! То уже следует беспокоиться! (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков считается в пределах нормы На ч то ж е сл едуе т обрат ить вни ман ие?
Для профилактики недоразвития речи у детей 2-4 летнего возраста важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим направлениям: РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Речевое дыхание - Это дыхание в процессе речи, отличается от обычного более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом . Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь: - о слабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз; нер р ациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи , недоговариванию слов и фраз ; произнесение фраз на вдохе - судорожной , нечеткой речи ; - неравномерный выдох - речь то громкая , то тихая . Н арушение речевого дыхания может быть как следствие : аденоидных разрастаний ; общей физической ослабленности; сердечно-сосудистых заболеваний .
Развитие правильного речевого дыхания
С А М Развитие г олос а Параллельно с развитием дыхания , идет работа по развитию голоса . Речевая интонация , окрас фразы усваивается ребенком по подражанию . Недостатки развития голоса встречаются достаточно редко . Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом. - Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь . Игры: « Эхо » , « Далеко-близко » , п роизнесение стихотворений с изменением силы голоса . - Тихий голос корректируется с помощью игр, сопровождающиеся громким звукоподражанием или договариванием междометий.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики : Игры с крупой, бусинками, пуговицами Игры со счётными палочками Застёгивание, расстёгивание, шнуровка Разрывание бумаги Лепка (пластилин, глина, тесто) Рисование и раскрашивание Собирание мозаик и пазлов Вырезание Аппликации Работа с бумагой, оригами, плетение Рисование на муке, манке Песочная терапия Пальчиковая гимнастика Су – джок Массаж
Артикуляционная моторика Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. С детьми младшего возраста объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения («блинчик», «лошадка», «вкусное варенье » и т.д. ) Также, необходимо , следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую . Проводить гимнастику систематически, тогда будет эффект .
Развитие понимания речи Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Малыш начинает усваивать основы лексики и грамматики в возрасте 1 года и старше, его речь формирует ближайшее окружение, что во многом зависит от культуры и воспитания взрослых.
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами. Развитие слухового внимания и фонематического слуха
Игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха: Узнавание неречевых звуков - игры со звучащими игрушками, баночки - шумелочки ; Игры , направленные на восприятие ритма; Различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игры « Три медведя», «Как семья разговаривает»; Различение близких по звуковому составу слов – работа с оппозиционными звуками . И многие другие игры и упражнения …
Грамотная речь ребенка - это итог комплексной работы по ее развитию. Дети, у которых развита артикуляционная и мелкая моторика , речевое дыхание и фонематический слух понимают речь взрослого, могут ей подражать, готовы ст р оить полноценные высказывания, грамотные ответы на вопросы - быстро и легко овладевают речью . Хотелось бы предостеречь родителей!!! Чем опасны телевизор и современные гаджеты ? В мозг поступает неконтролируемый поток информации, при этом малыш не озадачивает себя мыслительной деятельностью.
Важно своевременно проводить профилактическую работу и видеть в каждом ребенке развивающуюся личность. Согласно компенсаторным возможностям ребенка, можно помочь малышу успешно развиваться, легко адаптироваться в дошкольной среде, а впоследствии и в его жизни !
Предварительный просмотр:
Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
Слайды 1, 2, 3.
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в связи, с чем актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой. В наше время примерно четверть 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития, а в середине 70-х годов дефицит речи составил 4% детей того же возраста.
слайд 4
Причины этого явления неоднозначны, это могут быть:
- перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС)
- минимальная мозговая дисфункция (ММД)
- внутриутробные инфекции
- гипоксия плода (недостаток кислорода)
- хронические заболевания матери
- осложнения во время родов: асфиксия(обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды
- заболевания ребенка до 1 года
- ухудшение экологии
- социальные причины
В последнее время, очень значимой становится профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-3 лет: общение с помощью лепетных слов, малопонятная речь.
Наша задача – уделить более пристальное внимание этой проблеме в детском саду и в работе с родителями. По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с 3-х летнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные патологии, что способствует их ранней коррекции.
Обследовав некоторое количество детей 2-3 лет, ученые приводят статистику:
- все дети понимают обращенную к ним речь взрослого
- более 80% детей легко находят нужные предметы и действия, из них 32% детей понимают значение прилагательных «большой», «маленький» и предлогов «в», «на», «под»;
- 74% детей выполняют двухактную инструкцию взрослого, из них 29% детей выполняют инструкции, включая пространственное расположение предметов;
- все дети пользуются речью, а 58% детей используют в своей речи фразы и предложения.
Но наряду с этим были выявлены и такие проблемы, как:
- 74% детей не проявляют инициативу в общении с взрослыми, не обращаются к ним с просьбами и высказываниями;
- 42% детей в активной речи используют только отдельные слова.
Дети не понимают значение прилагательных, обозначающих признаки предмета (цвет, форма, величина, качество и т.д.);
- 26% детей понимают только одноактные инструкции.
Слайд 5
Какой мы хотели бы видеть «идеальную речь» ребенка 2х – 4х лет???
К 3-м годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространенные предложения, его общение с взрослым становится речевым. Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление в этом возрасте еще несовершенно: нет чистоты звучания шипящих звуков, звуков (р), (л), наблюдается перестановка звуков, слогов в слове. Обычно эти особенности исчезают к 4-5 годам жизни.
Слайд 6 (читаем слайд и разъясняем его)
Слайд 7
Для профилактики общего недоразвития речи у детей 2-4 летнего возраста важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим направлениям:
- РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ
- РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
- РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
- РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
-РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Слайд 8
Развитие правильного речевого дыхания
Неправильное речевое дыхание очень мешает постановке звуков, у таких детей чаще возникают простудные заболевания и кислорода в организм поступает только 75% от его нормального объема. Часто это влияет на неправильное формирование зубочелюстной системы – сужаются носовые ходы, появляется скученность верхних зубов, задержка развития нижней челюсти.
Слайд 9
Используя простую дыхательную гимнастику можно научить ребенка правильно дышать. Игры, направленные на удлинение, развитие силы и плавности воздушной струи: «мыльные пузыри», «кораблики», надувание игрушек, воздушных шариков, «буря в стакане воды», упрямая свеча, перышки, снежинки и т.д.
- Дуть в дудочки, язычки.
- «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть)
- «Забей мяч в ворота»
- «Сдувать с ладони ватку, перышко»
- Подуть на легкий шарик, плавающий в воде
- «Узнай овощ», на столе блюдо с овощами: лук, чеснок, огурец, укроп. Дети рассматривают овощи, называют их. Затем на овощах делаются надрезы, укроп растирается в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запах, узнают овощ.
- «Узнай фрукт» (апельсин, лимон, яблоко)
- Развитие плавного, длительного выдоха «Ветерок»
(подуть на листок, снежинку, вертушку).
Слайд 10
Развитие голоса.
Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко.
Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это времянеобходимо уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом.
Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь.
- «Эхо»
В лесу причу: «ау, ау».
А мне в ответ: «ау, ау».
Горе кричу: «ау, ау».
Гора в ответ: «ау, ау»
- Далеко-близко
На примере звукоподражаний:
- поезд приближается, поезд отдаляется: ТУУУУУУУУУ-Туууууууууууу.
- Самолет летает: УУУУУУ-ууууу-УУУУУУ и наоборот.
- Произнесение стихотворений с изменением силы голоса:
Мне мила моя работа (тихо) Я доволен, я горжусь (громко)
Тихий голос корректируется с помощью игр, сопровождающиеся громким звукоподражанием или договариванием междометий:
Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели, ушками захлопали, ножками затопали.
Гуси начали опять по-гусиному кричать: га-га-га.
Кошки замурлыкали: мур-мур-мур,
Птички зачирикали: …. , Лошади заржали: …. , Мухи зажужжали: … ., Лягушата квакают: …. , А утята крякают:…. , Поросята хрюкают: …. , Мурочку баюкают.
Развитие мелкой моторики
О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. Еще во втором веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Японцы считают, что на кистях рук расположены точки, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы и ЦНС. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга, а известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев».
Слайд 11
В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и гимнастику.
- Гладить животных (мягкие игрушки).
- Игры с массажными мячами.
- Развитие мелкой моторики с использованием разных поверхностей.
- Игры с пальчиковым бассейном (горох, фасоль, шарики из пенопласта).
- Выполнение пальчиковых игр с использованием стихотворений
«Ладушки», «Сорока», «Засолка капусты» и многие другие.
- Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
- Кроме упражнений в стихотворной форме полезно использовать игры с бусинами, мелкими камешками, крупой, горохом, задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование, обводка, штриховка, раскрашивание.
- Мелкая моторика развивается в быту нисколько не хуже, но не время от времени, а постоянно: затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться (шнуровка, застёгивание пуговиц и др.)
Показ видеоролика.
Слайд 12
Развитие артикуляционной моторики
Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся правильному произношению звуков. Недостаточность развития мышц артикуляционного аппарата связана и с характером питания малыша. Нельзя все овощи и фрукты заменять на пюре из баночек и собственного приготовления, ребенок должен учиться жевать. Чтобы развить и укрепить мышцы артикуляционного аппарата, необходимо «тренировать» их и с помощью артикуляционной гимнастики. Простые упражнения можно выполнять дома с родителями.
С 13 по 25 слайды делаем арт. гимнастику.
- Максимально открывать и закрывать рот
- Растягивать губы в улыбочку
- Вытягивать губы трубочкой
- «Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик»
- Худышки-толстячки. Втягивать в себя щеки и надувать
- Упражнение «Птенчики» Ребёнок широко открывает рот, выполняя «немую» артикуляцию, кладем на кончик языка что нибудь маленькое, вкусненькое, ребенок произносит: Ам!
- Формирование звука (и)
Улыбнулись губки,
Показались зубки.
Губы улыбнулись,
К ушкам потянулись.
Следить, чтобы дети улыбались без напряжения, показывая верхние и нижние зубы.
Слайд 26
Развитие понимания речи
Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Малыш начинает усваивать основы лексики и грамматики в возрасте от 1 года и старше, его речь формирует ближайшее окружение, что во многом зависит от культуры и воспитания взрослых. Поэтому взрослые поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов. Для развития понимания речи необходимо:
- Запомнить названия игрушек, частей тела, предметов одежды по картинкам и без них.
- Называть предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать ощущения с использованием поверхностей (сухие, мокрые и др.).
- Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий: спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает и т.д.
Дети показывают эти действия на картинках, называют их и выполняют, определяют по имитации, кто что делает.
- Различать понятия «большой – маленький» и другие размеры, используя знакомые игрушки, предметы.
- Понятия «громко – тихо» со звучащими игрушками.
- Учить узнавать игрушки и предметы по их описанию (у нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы; у нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он круглый, красный, пластмассовый)
Слайд 27
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки – по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих как бы «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.
Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.
Слайд 28.
Игры на развитие слухового внимания
- «Угадай, что звучит»
Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными.
- «Угадай, чей голос»
Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается), другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал
- «Узнай музыкальный инструмент»
Взрослый показывает как звучат музыкальные инструменты(бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент.
Игры на развитие фонематического слуха
- Узнать звучание барабана среди других музыкальных инструментов
- Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками(летают), тихое – приседают
- Кто позвал
- Узнай по голосу
- Доскажи словечко
- Зайку бросила хозяйка, под дождем остался…(зайка)
- Уронили мишку на пол, оторвали мишке…(лапу)
- Наша Таня громко плачет, уронила в речку…(мячик)
Слайд 29.
Грамотная речь ребенка - это итог комплексной работы по ее развитию. Дети, у которых развита артикуляционная и мелкая моторика, речевое дыхание и фонематический слух понимают речь взрослого, могут ей подражать, готовы строить полноценные высказывания, грамотные ответы на вопросы - быстро и легко овладевают речью.
Хотелось бы предостеречь родителей!!!
Чем опасны телевизор и современные гаджеты? В мозг поступает неконтролируемый поток информации, при этом малыш не озадачивает себя мыслительной деятельностью.
ВЫВОД: Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, фонематического слуха, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков помогает, если не предотвратить задержку речевого развития, то хотя бы не терять времени и не усугублять речевой дефект.
Слайды 30 (читаем),
31 (спасибо).
https://www.youtube.com/watch?v=iKjUIySZRL8&list=PLT5ugodiNR2Gc1jD753SbwloRBzGY70ZN ссылка на видео на мелкую моторику
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Профилактика речевых нарушений у детей...
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Статистика говорит об увеличении количества детей с нарушениями речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений по предуп...
О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста...
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...
ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Причины их возникновения....
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста является идним из важных направлений логопедической работы....
Вопросы профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Что следует сделать для того, чтобы речь ребенка формировалась вовремя, полноценно, правильно? Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в развитии де...