«Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Журавель Надежда Ивановна

Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем  легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать  действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее  будут формироваться его взаимоотношения с  детьми и взрослыми, а значит, его личность в  целом.  Важно своевременно проводить профилактическую работу и видеть в  каждом ребенке развивающуюся личность.

Согласно компенсаторным возможностям ребенка, можно помочь  малышу успешно развиваться, легко адаптироваться в дошкольной среде,  а впоследствии и  в его жизни!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof.rech_.narush._prezentatsiya.pptx2.78 МБ
Microsoft Office document icon tekst_konsultvatsii.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

г. Югорск 2020 г. А Л Р Ш « Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста » Подготовили: у ч и т е ля - л о г о п е ды Н.И. Журавель, О.Н. Свечникова МБОУ «СОШ № 6» (дошкольные группы)

Слайд 2

Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность.

Слайд 3

Ч е м с о в ер ш е н не е р е ч ь м а лыш а , т е м пр а вил ь н е е будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, а значит, его личность в целом.

Слайд 4

Причинами речевых нарушений могут быть: - перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС); - минимальная мозговая дисфункция (ММД); - внутриутробные инфекции; - гипоксия плода (недостаток кислорода); - хронические заболевания матери; - осложнения во время родов: асфиксия(обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды; - заболевания ребенка до 1 года; - ухудшение экологии; - социальные причины.

Слайд 5

Какой мы хотели бы видеть «идеальную речь» ребенка 2х – 4х лет??? К 3-м годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространенные предложения, его общение со взрослым становится речевым. Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление в этом возрасте еще несовершенно: нет чистоты звучания ш ипящих звуков, звуков ( р ), (л), наблюдается перестановка звуков, слогов в слове. Обычно эти особенности исчезают к 4-5 годам жизни.

Слайд 6

если в 5-6 лет все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»); р е б ен о к н е с п о с о б е н о п и с а т ь с в о и м и сл о в а м и сюжет на картинке, д о п у с к ае т г р у б ы е о ши б к и п р и п о с т р о ен и и предложений ( при этом о ш ибки в д о п у с к а ю т с я с л о ж н ы х предложениях, небольшая н е п о с л е д о в а т е л ь но с т ь в повествовании ). Вот здесь уже надо «бить в колокола»!!! если в 3-3,5 года если в 4 года у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов), не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй …. То, необходимо очень беспокоиться!!! (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со « сложными » звуками -ещё допускаются) Ре ебе нок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения ; в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения ; он не повторяет за Вами слова ; или Вы совсем не понимаете его речь! То уже следует беспокоиться! (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков считается в пределах нормы На ч то ж е сл едуе т обрат ить вни ман ие?

Слайд 7

Для профилактики недоразвития речи у детей 2-4 летнего возраста важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим направлениям: РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Слайд 8

Речевое дыхание - Это дыхание в процессе речи, отличается от обычного более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом . Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь: - о слабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз; нер р ациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи , недоговариванию слов и фраз ; произнесение фраз на вдохе - судорожной , нечеткой речи ; - неравномерный выдох - речь то громкая , то тихая . Н арушение речевого дыхания может быть как следствие : аденоидных разрастаний ; общей физической ослабленности; сердечно-сосудистых заболеваний .

Слайд 9

Развитие правильного речевого дыхания

Слайд 10

С А М Развитие г олос а Параллельно с развитием дыхания , идет работа по развитию голоса . Речевая интонация , окрас фразы усваивается ребенком по подражанию . Недостатки развития голоса встречаются достаточно редко . Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом. - Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь . Игры: « Эхо » , « Далеко-близко » , п роизнесение стихотворений с изменением силы голоса . - Тихий голос корректируется с помощью игр, сопровождающиеся громким звукоподражанием или договариванием междометий.

Слайд 11

Игры и упражнения для развития мелкой моторики : Игры с крупой, бусинками, пуговицами Игры со счётными палочками Застёгивание, расстёгивание, шнуровка Разрывание бумаги Лепка (пластилин, глина, тесто) Рисование и раскрашивание Собирание мозаик и пазлов Вырезание Аппликации Работа с бумагой, оригами, плетение Рисование на муке, манке Песочная терапия Пальчиковая гимнастика Су – джок Массаж

Слайд 12

Артикуляционная моторика Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. С детьми младшего возраста объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения («блинчик», «лошадка», «вкусное варенье » и т.д. ) Также, необходимо , следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую . Проводить гимнастику систематически, тогда будет эффект .

Слайд 13

Развитие понимания речи Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Малыш начинает усваивать основы лексики и грамматики в возрасте 1 года и старше, его речь формирует ближайшее окружение, что во многом зависит от культуры и воспитания взрослых.

Слайд 14

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами. Развитие слухового внимания и фонематического слуха

Слайд 15

Игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха: Узнавание неречевых звуков - игры со звучащими игрушками, баночки - шумелочки ; Игры , направленные на восприятие ритма; Различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игры « Три медведя», «Как семья разговаривает»; Различение близких по звуковому составу слов – работа с оппозиционными звуками . И многие другие игры и упражнения …

Слайд 16

Грамотная речь ребенка - это итог комплексной работы по ее развитию. Дети, у которых развита артикуляционная и мелкая моторика , речевое дыхание и фонематический слух понимают речь взрослого, могут ей подражать, готовы ст р оить полноценные высказывания, грамотные ответы на вопросы - быстро и легко овладевают речью . Хотелось бы предостеречь родителей!!! Чем опасны телевизор и современные гаджеты ? В мозг поступает неконтролируемый поток информации, при этом малыш не озадачивает себя мыслительной деятельностью.

Слайд 17

Важно своевременно проводить профилактическую работу и видеть в каждом ребенке развивающуюся личность. Согласно компенсаторным возможностям ребенка, можно помочь малышу успешно развиваться, легко адаптироваться в дошкольной среде, а впоследствии и в его жизни !



Предварительный просмотр:

Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Слайды 1, 2, 3.

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в связи, с чем актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой. В наше время примерно четверть  4-х летних детей страдают нарушением речевого развития, а в середине 70-х годов дефицит речи составил 4% детей того же возраста.

слайд 4

Причины этого явления неоднозначны, это могут быть:

- перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС)

- минимальная мозговая дисфункция (ММД)

- внутриутробные инфекции

- гипоксия плода (недостаток кислорода)

- хронические заболевания матери

- осложнения во время родов: асфиксия(обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды

- заболевания ребенка до 1 года

- ухудшение экологии

- социальные причины

В последнее время, очень значимой становится профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-3 лет: общение с помощью лепетных слов, малопонятная речь.

Наша задача – уделить более пристальное внимание этой проблеме в детском саду и в работе с родителями. По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с 3-х летнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные патологии, что способствует их ранней коррекции.

Обследовав некоторое количество детей 2-3 лет, ученые приводят статистику:

- все дети понимают обращенную к ним речь взрослого

- более 80% детей легко находят нужные предметы и действия, из них 32% детей понимают значение прилагательных «большой», «маленький» и предлогов «в», «на», «под»;

- 74% детей выполняют двухактную инструкцию взрослого, из них 29% детей выполняют инструкции, включая пространственное расположение предметов;

- все дети пользуются речью, а 58% детей используют в своей речи фразы и предложения.

Но наряду с этим были выявлены и такие проблемы, как:

- 74% детей не проявляют инициативу в общении с взрослыми, не обращаются к ним с просьбами и высказываниями;

- 42% детей в активной речи используют только отдельные слова.

Дети не понимают значение прилагательных, обозначающих признаки предмета (цвет, форма, величина, качество и т.д.);

- 26% детей понимают только одноактные инструкции.

Слайд 5

Какой мы хотели бы  видеть «идеальную речь» ребенка 2х – 4х лет???

К 3-м годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространенные предложения, его общение с взрослым становится речевым. Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление в этом возрасте еще несовершенно: нет чистоты звучания шипящих звуков,  звуков (р), (л), наблюдается перестановка звуков, слогов в слове. Обычно эти особенности исчезают к 4-5 годам жизни.

Слайд 6 (читаем слайд и разъясняем его)

Слайд 7

Для профилактики общего недоразвития речи у детей 2-4 летнего возраста важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим направлениям:

- РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

- РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

- РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

- РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

-РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Слайд 8

Развитие правильного речевого дыхания

Неправильное речевое дыхание очень мешает постановке звуков, у таких детей чаще возникают простудные заболевания и кислорода в организм поступает только 75% от его нормального объема. Часто это влияет на неправильное формирование зубочелюстной системы – сужаются носовые ходы, появляется скученность верхних зубов, задержка развития нижней челюсти.

Слайд 9

Используя простую дыхательную гимнастику можно научить ребенка правильно дышать. Игры, направленные на удлинение, развитие силы и плавности воздушной струи: «мыльные пузыри», «кораблики», надувание игрушек, воздушных шариков, «буря в стакане воды», упрямая свеча,  перышки, снежинки и т.д.

  1. Дуть в дудочки, язычки.
  2. «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть)
  3. «Забей мяч в ворота»
  4. «Сдувать с ладони ватку, перышко»
  5. Подуть на легкий шарик, плавающий в воде
  6. «Узнай овощ», на столе блюдо с овощами: лук, чеснок, огурец, укроп. Дети рассматривают овощи, называют их. Затем на овощах делаются надрезы, укроп растирается в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запах, узнают овощ.
  7. «Узнай фрукт» (апельсин, лимон, яблоко)
  8. Развитие плавного, длительного выдоха «Ветерок»

(подуть на листок, снежинку, вертушку).

Слайд 10

Развитие голоса.

Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая интонация, окрас фразы  усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко.

Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре  головного мозга. В это времянеобходимо уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом.

Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь.

  1. «Эхо»

В лесу причу: «ау, ау».

А мне в ответ: «ау, ау».  

Горе кричу: «ау, ау».

Гора в ответ: «ау, ау»

  1. Далеко-близко

На примере звукоподражаний:

- поезд приближается, поезд отдаляется: ТУУУУУУУУУ-Туууууууууууу.  

- Самолет летает: УУУУУУ-ууууу-УУУУУУ и наоборот.

  1. Произнесение стихотворений с изменением силы голоса:

Мне мила моя работа (тихо)        Я доволен, я горжусь (громко)

   Тихий голос корректируется с помощью игр, сопровождающиеся громким   звукоподражанием или договариванием междометий:

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,  ушками захлопали, ножками затопали.

Гуси начали опять по-гусиному кричать: га-га-га.

Кошки замурлыкали: мур-мур-мур,

Птички зачирикали: …. , Лошади заржали: …. , Мухи зажужжали: … .,  Лягушата квакают: …. , А утята крякают:…. , Поросята хрюкают: …. ,  Мурочку баюкают.

Развитие мелкой моторики

О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. Еще во втором веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Японцы считают, что на кистях рук расположены точки, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы и ЦНС. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга, а известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев».

Слайд 11

В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и гимнастику.

  1. Гладить животных (мягкие игрушки).
  2. Игры с массажными мячами.
  3. Развитие мелкой моторики с использованием разных поверхностей.
  4. Игры с пальчиковым бассейном (горох, фасоль, шарики из пенопласта).
  5. Выполнение пальчиковых игр с использованием стихотворений

«Ладушки», «Сорока», «Засолка капусты» и многие другие.

  1. Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
  2. Кроме упражнений в стихотворной форме полезно использовать игры с бусинами, мелкими камешками, крупой, горохом, задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование, обводка, штриховка, раскрашивание.
  3.  Мелкая моторика развивается в быту нисколько не хуже, но не время от времени, а постоянно: затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться (шнуровка, застёгивание пуговиц и др.)

Показ видеоролика.

Слайд 12

Развитие артикуляционной моторики

Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся правильному произношению звуков. Недостаточность развития мышц артикуляционного аппарата связана и с характером питания малыша. Нельзя все овощи и фрукты заменять на пюре из баночек и собственного приготовления, ребенок должен учиться жевать. Чтобы развить и укрепить мышцы артикуляционного аппарата, необходимо «тренировать» их и с помощью  артикуляционной гимнастики. Простые упражнения можно выполнять дома с родителями.

С 13 по 25 слайды делаем арт. гимнастику.

  1. Максимально открывать и закрывать рот
  2. Растягивать губы в улыбочку
  3. Вытягивать губы трубочкой
  4. «Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик»
  5. Худышки-толстячки. Втягивать в себя щеки и надувать
  6. Упражнение «Птенчики» Ребёнок широко открывает рот, выполняя «немую» артикуляцию,  кладем на кончик языка что нибудь маленькое, вкусненькое, ребенок произносит: Ам!
  7. Формирование звука (и)

Улыбнулись губки,

Показались зубки.

Губы улыбнулись,

К ушкам потянулись.

Следить, чтобы дети улыбались без напряжения, показывая верхние и нижние зубы.

Слайд 26

Развитие понимания речи

Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Малыш начинает усваивать основы лексики и грамматики в возрасте от 1 года и старше, его речь формирует ближайшее окружение, что во многом зависит от культуры и воспитания взрослых. Поэтому взрослые поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.  Для развития понимания речи необходимо:

  1. Запомнить названия игрушек, частей тела, предметов одежды по картинкам и без них.
  2. Называть предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать ощущения с использованием поверхностей (сухие, мокрые и др.).
  3. Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий: спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает и т.д.

Дети показывают эти действия на картинках, называют их и выполняют, определяют по имитации, кто что делает.

  1. Различать понятия «большой – маленький» и другие размеры, используя знакомые игрушки, предметы.
  2. Понятия «громко – тихо» со звучащими игрушками.
  3. Учить узнавать игрушки и предметы по их описанию (у нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы; у нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он круглый, красный, пластмассовый)

Слайд 27

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки – по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих как бы «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.

Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.

Слайд 28.

Игры на развитие слухового внимания

  • «Угадай, что звучит»

Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными.

  • «Угадай, чей голос»

Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается), другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал

  • «Узнай музыкальный инструмент»

Взрослый показывает как звучат музыкальные инструменты(бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент.

Игры на развитие фонематического слуха

  • Узнать звучание барабана среди других музыкальных инструментов
  • Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками(летают), тихое – приседают
  • Кто позвал
  • Узнай по голосу
  • Доскажи словечко

- Зайку бросила хозяйка, под дождем остался…(зайка)

- Уронили мишку на пол, оторвали мишке…(лапу)

- Наша Таня громко плачет, уронила в речку…(мячик)

Слайд 29.

Грамотная речь ребенка - это итог комплексной работы по ее развитию. Дети, у которых развита артикуляционная и мелкая моторика, речевое дыхание и фонематический слух понимают речь взрослого,  могут ей подражать, готовы  строить полноценные  высказывания, грамотные ответы на вопросы - быстро и легко овладевают речью. 

Хотелось бы предостеречь родителей!!! 

Чем опасны телевизор и современные гаджеты? В мозг поступает неконтролируемый поток информации, при этом малыш не озадачивает себя мыслительной деятельностью.

ВЫВОД:  Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, фонематического слуха, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков помогает, если не предотвратить задержку речевого развития, то хотя бы не терять времени и не усугублять речевой дефект.

Слайды 30 (читаем), 

31 (спасибо).

https://www.youtube.com/watch?v=iKjUIySZRL8&list=PLT5ugodiNR2Gc1jD753SbwloRBzGY70ZN    ссылка на видео на мелкую моторику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Статистика говорит об увеличении количества детей с нарушениями речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений по предуп...

О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Причины их возникновения....

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста является идним из важных направлений логопедической работы....

Вопросы профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Что следует сделать для того, чтобы речь ребенка формировалась вовремя, полноценно, правильно? Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в развитии де...