консультация для учителей-логопедов и родителей "Сигматизм"
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа)
Сигматизм как кратковременное явление может возникать у детей в период физиологической смены зубов. При выпадении молочных зубов кончик языка иногда занимает межзубное положение, что придает речи шепелявый оттенок. Обычно дети быстро находят компенсаторную артикуляцию, способствующую нормативному произношению, и проблема вскоре исчезает.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»
Консультация для учителей – логопедов и родителей
«Сигматизм»
Составитель: учитель-логопед Чимаева Н.В.
г.Усолье-Сибирское
2020 год
Сигматизм (шепелявость) – это искаженное произношение свистящих, а также шипящих звуков. Нарушение характерно для механической и функциональной дислалии, различных форм дизартрии, открытой ринолалии. При сигматизме может иметь место межзубное, призубное, губно-зубное, боковое, носовое произнесение фонем. Дефект звукопроизношения и его форма диагностируется в рамках обследования устной речи. Основные направления коррекционно-логопедического вмешательства включают подготовку артикуляционного аппарата, выработку фонационного дыхания, звукопостановку, автоматизацию навыка правильного звукопроизношения.
Причины сигматизма
Сигматизм как кратковременное явление может возникать у детей в период физиологической смены зубов. При выпадении молочных зубов кончик языка иногда занимает межзубное положение, что придает речи шепелявый оттенок. Обычно дети быстро находят компенсаторную артикуляцию, способствующую нормативному произношению, и проблема вскоре исчезает. Стойкий патологический сигматизм имеет следующие причины:
- Зубо-челюстные аномалии. К губно-зубному сигматизму может приводить прогнатия. Причиной интердентального произношения звуков обычно становится передний открытый прикус, узкое и высокое твердое небо, укороченная уздечка языка. Носовое произношение типично для небных расщелин.
- Нарушение иннервации органов артикуляции. Приводит к изменению тонуса языка, вялости мягкого неба, паретичности или повышенной спастике губ. При иннервационной неполноценности чаще всего возникает межзубный или боковой сигматизм.
- Заболевания ЛОР-органов. Затруднение носового дыхания, вызванное аденоидами, вазомоторным или аллергическим ринитом, способствует тому, что рот ребенка постоянно остается приоткрытым. Кончик языка при этом оказывается в интердентальном положении – формируется межзубный сигматизм.
- Неправильные артикуляционные уклады. Органическая патология со стороны артикуляционных органов отсутствует. На первый план выходит несформированность артикуляторного праксиса. Такая ситуация может встречаться у соматически ослабленных детей, при подражании неправильным речевым образцам.
- Тугоухость. Снижение физического слуха обычно приводит к звуковым заменам – парасигматизму, реже при тугоухости наблюдается искаженное произнесение звуков. Оно обусловлено нечеткой слуховой дифференциацией правильно и дефектно произносимых фонем.
В практической логопедии сигматизм встречается при целом ряде речевых нарушений: различных формах дислалии и дизартрии, алалии, ринолалии, ОНР, ФФН. Шепелявое произношение может отмечаться у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Нарушение звука С и их исправление.
Правильная артикуляция звука С | Нарушения произношения звука С | ||||||||||||||||
сигматизмы | парасигматизмы | ||||||||||||||||
межзубный | боковой | носовой | Губно-зубной | призубный | шипящий | ||||||||||||
губы | Не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке | Без изменений | Один из углов губ слегка опущен, при улыбке наблюдается асимметрия | В нейтральном положении | Нижняя губа сближена с верхними резцами | В нейтральном положении | Округлены и слегка выдвинуты вперед | ||||||||||
зубы | Сближены на 1-2 мм, верхние и нижние резцы обнажены | Разомкнуты примерно на 1см | Разомкнуты больше чем при правильном произношении | разомкнуты | Нижние губы не видны, верхние слегка обнажены | разомкнуты | Слегка приоткрыты, видны верхушки резцов | ||||||||||
язык | Кончик: Широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек | Просовывается между верхними и нижними резцами | а) поднят и примыкает к альвеолам верхних резцов; б) находится за нижними резцами, но отклоняется от средней линии | Оттянут в глубь рта | Оттянут от нижних резцов | Сомкнут с верхними резцами | Опущен вниз и отходит назад от резцов или упирается в нижние десны | ||||||||||
Передняя часть спинки: широкая, приподнимается к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка | Образует плоскую щель с верхними резцами | а) вместе с кончиком языка образует смычку с альвеолами б) образует щель с левой или правой стороны, а по середине | Опущена и не образует щели с альвеолами верхних резцов | Опущена и слегка отодвигается назад | Сомкнута с альвеолами | напряжена | |||||||||||
Средняя часть спинки опущена, посередине ее образуется продольный желобок | Желобок не образуется | а) поднимается к небу, не образуя желобка; б) правильная или левая часть образует смычку с небом | Оттянута назад | Приподнята и слегка отодвинута назад | Опущена, желобок не образуется | Напряжена, выгнута, желобок не образуется | |||||||||||
Задняя часть спинки: | Без | а) поднята к | Поднята, | приподнята | приподнята | приподнята | |||||||||||
незначительна поднята | изменений | небу; б) правая(левая) часть поднята, левая(правая) опущена | примыкает к мягкому небу | ||||||||||||||
Боковые края: плотно прилегают к внутренней стороне зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам | опущены | а) не прилегают к коренным зубам, опущены б)правый(левый) край опущен | опущены | Прилегают к верхним коренным зубам | Прилегают к верхним коренным зубам | Опущены, не смыкаются с коренными зубами | |||||||||||
Мягкое нёбо | Поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость | Без изменений | Без изменений | Опущено, в результате чего образуется щель между небом и задней стенки глотки | Без изменений | Без изменений | Без изменений | ||||||||||
Голосовые связки |
Не напряжены, раздвинуты, голос не образуется | ||||||||||||||||
Воздушная струя | Узкая, холодная, идет по средней линии языка, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту | Теплая, рассеянная | а) идет по обоим края языка б) идет вбок, уклоняясь или влево, или вправо; | Проходит через нос | Более рассеянная, проходит через сужение между нижней губой и верхними резцами | толчкообразная | Растекается по всей поверхности языка | ||||||||||
Нарушения звучания | При правильной артикуляции образуется шум, похожий на свис; при неправильном положении органов артикуляционного аппарата происходит искажение звука С или замена его другим звуком | Шепелявый оттенок вместо свиста | Своеобразный, хлюпающий, шум (как будто каша во тру) | Звук С заменяется шумом, напоминающим храпение; у последующего гласного звука появляется носовой оттенок | Звук С заменяется звуко Ф; собака- «фобака», бусы- «буфы», лес- «леф» | Звук С заменяется звуком Т: собака- тобака, бусы-буты, лес-лет | Звучание сходно со звучанием смягченного звука Ш; собака- шобака, бусы-буши, лес-леш | ||||||||||
Предрасполагающие факторы | Различные нарушения в строении или движении органов артикуляционного аппарата | Вялость кончика языка; передний открытый прикус: аденоидные разращения, что затрудняет носовое дыхание (у ребенка постоянно приоткрыт рот) | Парез мышц языка, боковой открытый прикус; слабость мышц одной половины языка | Излишнее напряжение задней части спинки языка | Прогнатия; нарушение фонематического слуха | Закрытый прикус; прямой прикус; снижение слуха, нарушение фонематического слуха | Прогения; снижение слуха; , нарушение фонематического слуха |
Этапы работы над звуком С
Нарушения произношения звука С | |||||||
сигматизмы | парасигматизмы | ||||||
межзубный | боковой | носовой | губно-зубной | призубный | шипящий | ||
Подготовительный этап | При отсутствии звука С работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются: положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умение удерживать широкий кончик языка за ниж.резцами; длительная воздушная струя, идущая посередине языка | Проводятся упражнения для: Укрепления мышц кончика и передней части спинки языка; выработки направленной воздушной струи; отрабатываются звук И, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука С | Даются упражнения для: Распластывания языка, умения удерживать его широким, укрепления боковых краев языка; выработки воздушной струи, идущей посередине языка, при э Том должны равномерно работать обе половинки языка; отрабатываются звуки И,Ф( при последнем идет сильная воздушная струя, напрвлен. посередине языка) | Вырабатываются: умение удерживать шир.распл. язык на ниж.губе, умение направлять возд. струю на кончик просунутого между губами(зубами) языка; умение удерживать шир.кончик языка за ниж.резцами; положение губ в улыбке с обнажением резцов; отрабатываются звуки И,Ф и диффер. звуков Ф-Х с использованием тактильных ощущений | Вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки С-Ф с использованием картинок-символов; проводятся упражнениея для: отработки движений нижней губы вниз-вверх; выработки умения удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умения удерживать шир.кончик языка у нижних резцов, касаясь их; отрабатывается звук И; умение с напряжением произносить сочетание гласных ИЕ | Вырабатывают умение сопоставлять и различать на слух звуки С-Т использ.картинок-символов; даются упр. для: выработки длительной направ.воздуш. струи; положения шир.кончика языка за нижними резцами; выработки умения чередовать движения шир.языка вверх-вниз, касаясь корней верхних и нижних резцов; умения удерживать губы в улыбке; отрабат звуки И,Ф | Вырабатывают умение сопоставлять и различать на слух звуки С-Щ использ.картинок-символов;вырабатывабются умения: удерживать широкий язык за нижними резцами; чередовать движения шир. Языка за нижние и верхние зубы; удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; напрвлять воздушную струю посередине языка; чередовать движения широкого кончика языка от нижних резцов к подъяз.уздечке; отрабатываются звуки И,Ф |
Исправление произношение звука С
Нарушения произношения звука С | |||||||
сигматизмы | парасигматизмы | ||||||
межзубный | боковой | носовой | губно-зубной | призубный | шипящий | ||
Постановка звука | Используется прием подражания, добиваются правильного произношения изолированного звука С, обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата | Ребенку предлагается: переводить широкий кончик языка за нижние резцы, сближать их и «пускать длинный легкий ветерок» | Добиваются правильного звучания С при межзубном положение языка, иногда используют механическую помощь(спичку, пластмассовую спицу) для выработки продольного желобка по средней линии языка, затем переводят кончик языка за нижние резцы | Ребенку предлагается: длительно произносить звук Ф, просовывать широкий кончик языка между нижней и верхними резцами, затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть на него со звуком Ф; постепенно убирать кончик языка за нижние резцы | Ребенку предлагается: используя зрительный контроль, при положении губ в улыбке и длительно произносить звук С (иногда придерживать нижнюю губу пальцем ребенка, приставленным к ямочке под нижней губой) | Используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения(тыльной стороной руки ребенок ощущает длительную холодную воздушную струю при произнесении звука С логопедом, а потом им самим), добиваются правильного звучания С | Ребенку предлагаетсяпри межзубном положении широкого кончика языка произносить звук Ф и добиваться правильного звучания С |
Исправление произношение звука С
Нарушения произношения звука С | ||||||||
сигматизмы | парасигматизмы | |||||||
межзубный | боковой | носовой | губно-зубной | призубный | шипящий | |||
Автоматизация звука |
Последовательно вводят поставленный звук в слоги ( прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь | |||||||
Иногда автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, и лишь когда он перестанет отклоняться, переводят язык в зазубное положение | Иногда автоматизацию звука в слогах начинают, используя механическую помощь( удерживание нижней губы пальцем) | |||||||
Дифференциация звуков | При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не бывает замены фонемы С другой фонемой | При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука С и звуков-заменителей | ||||||
С-Ф | С-Т | С-Щ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»
Данная работа представляет интерес для воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Работа посвещена методу пиктограмм,и его использованию в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи....
Консультация для учителей-логопедов и педагогов групп компенсирующей направленности "Дефекты речи и их устранение"
Дефекты речи и их устранение. Борьба с дефектами речи у детей – актуальна проблема. В связи с этим пропаганда логопедических знаний среди стоматологов, родителей, воспитателей ...
Консультация для учителей-логопедов
Материал для организации работы учителей-логопедов, воспитателей с детьми с нарушением зрения...
Консультация для учителей-логопедов
Консультация для учителей-логопедов по теме Анализ методики коррекционной работы по преодолению дисграфии и дислексии А...
Консультация для учителей – логопедов, учителей – дефектологов в рамках секции РМО
Тема: «Проектная деятельность в работе с дошкольниками»Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к ...
Консультация для учителей-логопедов: "Условия эффективного взаимодействия логопеда с родителями."
Консультация для учителей-логопедов для эффективного взаимодействия с родителями....
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...