консультация для учителей-логопедов и родителей "Сигматизм"
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа)

Сигматизм как кратковременное явление может возникать у детей в период физиологической смены зубов. При выпадении молочных зубов кончик языка иногда занимает межзубное положение, что придает речи шепелявый оттенок. Обычно дети быстро находят компенсаторную артикуляцию, способствующую нормативному произношению, и проблема вскоре исчезает. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»

        Консультация для учителей – логопедов и родителей        

«Сигматизм»

Составитель: учитель-логопед Чимаева Н.В.

г.Усолье-Сибирское

2020 год

Сигматизм (шепелявость) – это искаженное произношение свистящих, а также шипящих звуков. Нарушение характерно для механической и функциональной дислалии, различных форм дизартрии, открытой ринолалии. При сигматизме может иметь место межзубное, призубное, губно-зубное, боковое, носовое произнесение фонем. Дефект звукопроизношения и его форма диагностируется в рамках обследования устной речи. Основные направления коррекционно-логопедического вмешательства включают подготовку артикуляционного аппарата, выработку фонационного дыхания, звукопостановку, автоматизацию навыка правильного звукопроизношения.

Причины сигматизма

Сигматизм как кратковременное явление может возникать у детей в период физиологической смены зубов. При выпадении молочных зубов кончик языка иногда занимает межзубное положение, что придает речи шепелявый оттенок. Обычно дети быстро находят компенсаторную артикуляцию, способствующую нормативному произношению, и проблема вскоре исчезает. Стойкий патологический сигматизм имеет следующие причины:

  • Зубо-челюстные аномалии. К губно-зубному сигматизму может приводить прогнатия. Причиной интердентального произношения звуков обычно становится передний открытый прикус, узкое и высокое твердое небо, укороченная уздечка языка. Носовое произношение типично для небных расщелин.
  • Нарушение иннервации органов артикуляции. Приводит к изменению тонуса языка, вялости мягкого неба, паретичности или повышенной спастике губ. При иннервационной неполноценности чаще всего возникает межзубный или боковой сигматизм.
  • Заболевания ЛОР-органов. Затруднение носового дыхания, вызванное аденоидамивазомоторным или аллергическим ринитом, способствует тому, что рот ребенка постоянно остается приоткрытым. Кончик языка при этом оказывается в интердентальном положении – формируется межзубный сигматизм.
  • Неправильные артикуляционные уклады. Органическая патология со стороны артикуляционных органов отсутствует. На первый план выходит несформированность артикуляторного праксиса. Такая ситуация может встречаться у соматически ослабленных детей, при подражании неправильным речевым образцам.
  • Тугоухость. Снижение физического слуха обычно приводит к звуковым заменам – парасигматизму, реже при тугоухости наблюдается искаженное произнесение звуков. Оно обусловлено нечеткой слуховой дифференциацией правильно и дефектно произносимых фонем.

В практической логопедии сигматизм встречается при целом ряде речевых нарушений: различных формах дислалии и дизартрии, алалии, ринолалии, ОНР, ФФН. Шепелявое произношение может отмечаться у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Нарушение звука С и их исправление.

Правильная артикуляция звука С

                         Нарушения произношения звука С

                                           сигматизмы

                              парасигматизмы

межзубный

боковой

носовой

Губно-зубной

призубный

        шипящий

губы

Не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке

Без изменений

Один из углов губ слегка опущен, при улыбке наблюдается асимметрия

В нейтральном положении

Нижняя губа сближена с верхними резцами

В нейтральном положении

     Округлены  и слегка    выдвинуты вперед

зубы

Сближены на 1-2 мм, верхние и нижние резцы обнажены

Разомкнуты примерно на 1см

Разомкнуты больше чем при правильном произношении

разомкнуты

Нижние губы не видны, верхние слегка обнажены

разомкнуты

Слегка приоткрыты, видны верхушки резцов

язык

Кончик: Широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек

Просовывается между верхними и нижними резцами

а) поднят и примыкает к альвеолам верхних резцов;

б) находится за нижними резцами, но отклоняется от средней линии

Оттянут в глубь рта

Оттянут от нижних резцов

Сомкнут с верхними резцами

Опущен вниз и отходит назад от резцов или упирается в нижние десны

Передняя часть спинки: широкая, приподнимается к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка

Образует плоскую щель с верхними резцами

а) вместе с кончиком языка образует смычку с альвеолами

б) образует щель с левой или правой стороны, а по середине

Опущена и не образует щели с альвеолами верхних резцов

Опущена и слегка отодвигается назад

Сомкнута с альвеолами

напряжена

Средняя часть спинки опущена, посередине ее образуется продольный желобок

Желобок не образуется

а) поднимается к небу, не образуя желобка;

б) правильная или левая часть образует смычку с небом

Оттянута назад

Приподнята и слегка отодвинута назад

Опущена, желобок не образуется

Напряжена, выгнута, желобок не образуется

Задняя часть спинки:

Без

а) поднята к

Поднята,

приподнята

приподнята

приподнята

незначительна поднята

изменений

небу;

б) правая(левая) часть поднята, левая(правая) опущена

примыкает к мягкому небу

Боковые края: плотно прилегают к внутренней стороне зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам

опущены

а) не прилегают к коренным зубам, опущены

б)правый(левый) край опущен

опущены

Прилегают к верхним коренным зубам

Прилегают к верхним коренным зубам

Опущены, не смыкаются с коренными зубами

Мягкое нёбо

Поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость

Без изменений

Без изменений

Опущено, в результате чего образуется щель между небом и задней стенки глотки

Без изменений

Без изменений

Без изменений

Голосовые связки

                             

                                                      Не напряжены, раздвинуты, голос не образуется

Воздушная струя

Узкая, холодная, идет по средней линии языка, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту

Теплая, рассеянная

а) идет по обоим края языка

б) идет вбок, уклоняясь или влево, или вправо;

Проходит через нос

Более рассеянная, проходит через сужение между нижней губой и верхними резцами

толчкообразная

Растекается по всей поверхности языка

Нарушения звучания

При правильной артикуляции образуется шум, похожий на свис; при неправильном положении органов артикуляционного аппарата происходит искажение звука С или замена его другим звуком

Шепелявый оттенок вместо свиста

Своеобразный, хлюпающий, шум (как будто каша во тру)

Звук С заменяется шумом, напоминающим храпение; у последующего гласного звука появляется носовой оттенок

Звук С заменяется звуко Ф; собака- «фобака», бусы- «буфы», лес- «леф»

Звук С заменяется звуком Т: собака- тобака, бусы-буты, лес-лет

Звучание сходно со звучанием смягченного звука Ш; собака- шобака, бусы-буши, лес-леш

Предрасполагающие факторы

Различные нарушения  в строении или движении органов артикуляционного аппарата

Вялость кончика языка; передний открытый прикус: аденоидные разращения, что затрудняет носовое дыхание (у ребенка постоянно приоткрыт рот)

Парез мышц языка, боковой открытый прикус; слабость мышц одной половины языка

Излишнее напряжение задней части спинки языка

Прогнатия; нарушение фонематического слуха

Закрытый прикус; прямой прикус; снижение слуха, нарушение фонематического слуха

Прогения; снижение слуха; , нарушение фонематического слуха

Этапы работы над звуком  С

                         Нарушения произношения звука С

                                           сигматизмы

                              парасигматизмы

межзубный

боковой

носовой

губно-зубной

   призубный

   шипящий

Подготовительный этап

При отсутствии звука С работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются: положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умение удерживать широкий кончик языка за ниж.резцами; длительная воздушная струя, идущая посередине языка

Проводятся упражнения для:

Укрепления мышц кончика и передней части спинки языка; выработки направленной воздушной струи; отрабатываются звук И, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука С

Даются упражнения для:

Распластывания языка, умения удерживать его широким, укрепления боковых краев языка; выработки воздушной струи, идущей посередине языка, при э

Том должны равномерно работать обе половинки языка; отрабатываются звуки И,Ф( при последнем идет сильная воздушная струя, напрвлен. посередине языка)

Вырабатываются: умение удерживать шир.распл. язык на ниж.губе, умение направлять возд. струю на кончик просунутого между губами(зубами) языка; умение удерживать шир.кончик языка за ниж.резцами; положение губ в улыбке с обнажением резцов; отрабатываются звуки И,Ф и диффер. звуков Ф-Х с использованием тактильных ощущений

Вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки С-Ф с использованием картинок-символов; проводятся упражнениея для: отработки движений нижней губы вниз-вверх; выработки умения удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умения удерживать шир.кончик языка у нижних резцов, касаясь их; отрабатывается звук И; умение с напряжением  произносить сочетание гласных ИЕ

Вырабатывают умение сопоставлять и различать на слух звуки С-Т  использ.картинок-символов; даются упр. для: выработки длительной направ.воздуш. струи; положения шир.кончика языка за нижними резцами; выработки умения чередовать движения шир.языка вверх-вниз, касаясь корней верхних и нижних резцов; умения удерживать губы в улыбке; отрабат звуки И,Ф

Вырабатывают умение сопоставлять и различать на слух звуки С-Щ  использ.картинок-символов;вырабатывабются  умения: удерживать широкий язык за нижними резцами; чередовать движения шир. Языка за нижние и верхние зубы; удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; напрвлять воздушную струю  посередине языка; чередовать движения широкого кончика языка от нижних резцов к подъяз.уздечке; отрабатываются звуки И,Ф

Исправление произношение звука С

                         Нарушения произношения звука С

                                           сигматизмы

                              парасигматизмы

межзубный

боковой

носовой

губно-зубной

   призубный

   шипящий

Постановка звука

Используется прием подражания, добиваются правильного произношения изолированного звука С, обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата

Ребенку предлагается: переводить широкий кончик языка за нижние резцы, сближать их и  «пускать длинный легкий ветерок»

Добиваются правильного звучания С при межзубном положение языка, иногда используют механическую помощь(спичку, пластмассовую спицу) для выработки продольного желобка по средней линии языка, затем переводят кончик языка за нижние резцы

Ребенку предлагается: длительно произносить звук Ф,  просовывать широкий кончик языка между нижней и верхними резцами, затем при межзубном положении  широкого кончика  языка дуть на него со звуком Ф; постепенно убирать кончик языка за нижние резцы

Ребенку предлагается: используя зрительный контроль, при положении губ в улыбке и  длительно произносить звук С (иногда придерживать нижнюю губу пальцем ребенка, приставленным к ямочке под нижней губой)

Используя показ правильной артикуляции, тактильные  ощущения(тыльной стороной  руки ребенок ощущает длительную холодную воздушную  струю при произнесении звука С логопедом, а потом им самим), добиваются правильного звучания С

Ребенку предлагаетсяпри межзубном положении широкого кончика языка произносить звук Ф и добиваться правильного звучания С

Исправление произношение звука С

                         Нарушения произношения звука С

                                           сигматизмы

                              парасигматизмы

межзубный

боковой

носовой

губно-зубной

   призубный

   шипящий

Автоматизация звука

 

       Последовательно вводят поставленный звук в слоги ( прямые, обратные, со стечением согласных), слова  и фразовую речь

Иногда автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, и лишь  когда он перестанет отклоняться, переводят язык в зазубное положение

Иногда автоматизацию звука в слогах начинают, используя механическую помощь( удерживание нижней губы пальцем)

Дифференциация звуков

При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не бывает замены фонемы С другой фонемой

При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука С  и звуков-заменителей

  С-Ф

С-Т

С-Щ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»

Данная работа представляет интерес для воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Работа посвещена методу пиктограмм,и его использованию в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи....

Консультация для учителей-логопедов и педагогов групп компенсирующей направленности "Дефекты речи и их устранение"

Дефекты речи и их устранение.     Борьба с дефектами речи у детей – актуальна проблема. В связи с этим пропаганда логопедических знаний среди стоматологов, родителей, воспитателей ...

Консультация для учителей-логопедов

Материал для организации работы учителей-логопедов, воспитателей с детьми с нарушением зрения...

Консультация для учителей-логопедов

Консультация для учителей-логопедов по теме Анализ методики коррекционной работы по преодолению дисграфии и дислексии А...

Консультация для учителей – логопедов, учителей – дефектологов в рамках секции РМО

Тема: «Проектная деятельность в работе с дошкольниками»Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к ...

Консультация для учителей-логопедов: "Условия эффективного взаимодействия логопеда с родителями."

Консультация для учителей-логопедов для эффективного взаимодействия с родителями....

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...