Технология развития связной речи посредством сочинения сказки
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
В дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов, сочинению сказок и историй.Это рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей. Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок очень важный этап в формировании навыков монологической речи. Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку, необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. Целенаправленная работа помогает дошкольнику ощутить радость творческого процесса, почувствовав себя настоящим писателем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_sochineniya_skazki.docx | 45.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретическое обоснование технологии развития связной речи посредством сочинения сказок
Одним из важней показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Связная речь предполагает владение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ.
Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребенка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.
Речь развивается комплексно: активная речь ребенка и понимание им речи взрослых развивается одновременно своевременное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего ее правильного развития. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождает все виды деятельности ребенка. От уровня развития речи ребенка зависит успешность обеспечения целей его коммуникации с другими участниками взаимодействия.
Становление и развитие связной речи, её сущность рассматривается во многих психологических исследованиях (А. А. Леонтьев, А.М. Леушина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, и др.)Под связной речью понимается развернутое, последовательное, логическое, и образное изложение какого-либо содержания. С.Л. Рубинштейн отмечает, что для говорящего любая речь, передающая мысль, является связной речью. Построение фраз уже является тем, что ребёнок начинает устанавливать связи между предметами.
Проблему развития связной речи у дошкольников исследовали многие авторы (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова, Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко) и многие другие.
Проблема развития связной речи дошкольников продолжает быть актуальной в педагогике. Именно период с 3 до 7 лет является сензитивным к усвоению разных форм речи (Л.С. Выготский). Среди творческих проявлений дошкольников особое место занимает словесное творчество как наиболее сложный вид творческой деятельности, требующий взаимного действия ряда психических функций.
К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической речи. Это очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий специального речевого воспитания.
Монологическая речь - это организованный и развёрнутый вид речи. Этот вид речи произволен: говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение).
По данным многих исследователей (А. М. Максакова, О. С. Ушаковой и др.), при нормальном развитии элементы монологической речи появляются у детей на третьем году жизни, а к шести годам у дошкольников развивается умение строить связное монологическое высказывание. Однако, из практики видно, что у детей этот процесс задерживается, а, следовательно, это и есть проблема, решению которой необходимо уделить особое внимание. Овладение связной монологической речью происходит постепенно. Среди разнообразия заданий, направленных на упражнение детей в составлении монологических текстов, наиболее сложным видом является творческое рассказывание, разновидность которого – сочинение сказок.
В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования словесного творчества, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства (Л.М. Ворошнина, Э.П. Короткова, Н.А. Орланова, О.Н. Сомкова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина и другие).
Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений является сказка (М.М. Конина, Л.М. Панкратова, В.А. Сухомлинский, Л.Е. Тумина, А.Е. Шибицкая).
Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат детей различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в тоже время загадочна. Ребенок покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается и незаметно для себя усваивает жизненно важную информацию.
Важным качеством речи является выразительность. Линии развития выразительной речи рассмотрены С.Л. Рубинштейном. Педагогический аспект этой проблемы освещен Н.С. Карпинской, которая отмечает, что уже в раннем возрасте дети способны улавливать и воспроизводить элементы выразительных средств. Она прослеживает этапы этой деятельности и условия ее формирования. Именно сказка, являясь образцом выразительности речи, способна вызвать в душе ребенка ответный отклик. Сказка является одним из любимых жанров сочинений дошкольников. Слово сказки живет в детском сознании. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, так как главной отличительной особенностью сказки является - метафоричность, то есть отражение жизненного опыта людей с помощью приемов символической аналогии.
В тоже время ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству: самостоятельное придумывание сказок, стихов, небылиц (Л. В. Ворошнина, М. М. Рыбакова, С. М. Чемортан, А. Е. Шибицкая и др.). Еще ранее (к 2- 3 годам) – интерес к звучащему слову, что получило название феномена «словотворчества» (по К. И. Чуковскому). Но, если этот феномен проходит к 6-7 годам, благодаря расширению детского кругозора, социальному опыту ребенка, при котором потребности «словотворить» отпадает за ненужностью, то сформированность речи, подкрепленная интересом к литературным и народным произведениям, дает возможность ребенку, подключив бурную фантазию, попытаться придумать свое «произведение», похожее на сказку, рассказ или стихотворение.
В дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов, сочинение сказок и историй рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей. Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку, необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание. Современные отечественные исследователи, а также методисты, занимающиеся обучением дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки (Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко и др.). Обучая детей анализу сказок-цепочек, развивают умение схематично использовать основу таких сказок в собственных сочинениях (Л. Е. Стрельцова, Н. Тамарченко и др.).
Одним из необходимых качеств, способствующих процессу создания сказки, является воображение. Воображение является необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека, выполняет важную функцию в поведении и развитии человека, становится средством расширения опыта человека. Построение фантазии может представлять собой нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Воображение дает простор творческим способностям ребенка. Воображение является для ребенка, как источником веселья, так и отражением его внутренней жизни: затаенных страхов, невысказанных желаний и нерешенных проблем. Кроме того, детские фантазии - это один из способов научиться как вести себя в реальном мире, происходящий в процессе проигрывания ролей. Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
Таким образом, мы ясно видим как многообразна задача развития монологической речи дошкольника путем сочинения сказок.
Описание технологии развития связной речи посредством сочинения сказок
Главная задача педагога - вызвать у ребенка желание «творить». Вся работа по обучению детей сочинению сказок проходила постепенно. Было важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе. Почувствовать радость от процесса творчества, ощутить силу от коллективного создания сказочного произведения.
1.Подготовительный этап.
Цель: Уточнить сведения детей о сказке, пробудить у дошкольников интерес к народному творчеству. Дать понятие авторской сказки.
Содержание:
1. Знакомство детей со сказками (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций).
2.Дифференциация жанровых особенностей сказок.
3. Уточнение и активизация словаря, характерного для жанра сказки,
постоянное обогащение жизненного и литературного опыта детей.
Логопед должен получить полное представление, знают ли дети отличительные особенности сказочного жанра, традиционную структуру сказки.
Данный этап включает в себя и диагностику, помогающую определить, умеют ли дети построить связное монологическое высказывание, включающее элементы фантастики и самостоятельного творчества.
Данная работа проводилась с детьми в совместной, самостоятельной и как часть в специально-организованной деятельности. Дети с удовольствием слушали сказки, рассказанные по памяти; беседовали о сказочных героях и ситуациях, в которых находились эти герои, вспоминали зачин сказок, песни персонажей. Постепенно дети вникли в структуру сказки и запомнили ее характерную и отличительную особенность.
2. Формирование первичных навыков словотворчества и самостоятельного сочинения.
Цель: Инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки.
Содержание:
1) придумывание продолжения и завершения сказки, начатой логопедом.
Педагог, начиная сказку, определяет героев рассказа, его завязку, а дети продолжают и заканчивают. Подобные творческие задания ориентируют ребенка на структуру повествования: начало рассказывает педагог, а продолжение (развитие событий) и их окончание - ребенок. Задача - придумать разные события и непохожие окончания - направляет ребенка на поиск новых комбинаций и решений. Логопед предлагает ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например, как мальчик Коля нашел на улице мерзнущего котенка. Затем педагог обращается с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать наводящими вопросами: «А мог ли котенок обратиться к Коле с вопросом? А где жил до этой встречи котенок? Куда Коля и котенок решили отправиться?».
2) Придумывание сказки по плану логопеда.
Логопед предлагает готовую структуру сказки в виде плана. Сочинение по плану требует большей речевой и творческой самостоятельности.
3) Придумывание сказки на основе литературного образца.
а) Изменение конца сказки. Не все сказки заканчиваются благополучно, а дошкольникам, активно сопереживающим героям, хочется, чтобы конец у сказки был счастливым. Это является поводом для предложения изменить сказочную развязку.
б) Изменение сюжета сказки. Иную историю придумывают дети, но сначала дети вспоминаются и называются герои сказки.
в) Перестановка событий внутри одной сказки. В сказках меняется последовательность событий и это требует от детей значительных умственных усилий.
г) Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.
Предлагаются сказки с простым сюжетом, чтобы новые события с дополнительным персонажем легко в него вписывались.
Данный этап позволил проявить элементы творчества не только в развитии связной речи, но и в изобразительной деятельности. Эта работа проводилась совместно с педагогом по изобразительной деятельности, на специальных занятиях. Именно здесь дети чувствовали себя сказочниками и рисовали воображаемое животное или предмет и испытывали восторг от своей фантазии. Рассказывали, откуда то или иное животное или предмет пришли, прилетели или приплыли.
3. Формирование элементов творчества в ходе самостоятельного сочинения сказки.
Цель: создание самостоятельного произведения, включающего в себя основные элементы сказки. Формирование умения автора доносить содержание собственного произведения до слушателей.
Содержание:
а) коллективное сочинение.
Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение. Сначала предложите придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка «собирается «из детских ответов на ваши вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше) Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения участники высказывают по очереди.
.
б) собственная сказка о конкретном персонаже.
Ребенок рассказывает сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа. Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т. д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название.
в) собственная сказка по заданной теме.
Ребенку предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу.
мысли.
В конце года были подведены итоги работы, которые показали успешность использования сочинения текстов сказочного содержания для развития связной речи детей. Из сравнительных данных проделанной работы видно, что педагогическая технология оказалась результативной, так как мы наглядно видим положительную динамику в развитии умений детей сочинять сказки.
У детей повысился уровень речевого развития и воображения. Словарный запас детей пополнился новыми словами, словарными оборотами, дети научились не только понимать смысл слов и выражений, но и грамотно, понятно объяснять его другим. Дети овладели монологической и диалогической формами речи, научились содержательно и логично строить высказывание. У детей возникло стремление к сочинительской деятельности, активизировалась их познавательная деятельность.
Методика обследования связной речи
Исследование развития связной речи проводится по традиционной логопедической методике с использованием речевых карт О.Крупенчук. Ребенку предлагается серия сюжетных картинок, по которой он должен составить рассказ. Выясняется лексический запас, используемый в ходе придумывания истории, необходимость уточняющих и наводящих вопросов. Так же предлагается дать разъяснение, что неправильно нарисовал художник. Результаты оцениваются качественно.
Качественная оценка определяет уровень развития связной речи: низкий, средний, высокий.
Высокий уровень (в) - самостоятельно составлен развёрнутый последовательный рассказа; отмечается точное языковое оформление., дано правильно сформулированное разъяснение ошибок в изображении.
Средний уровень (с) - рассказ в целом соответствует изображённой ситуации; некоторые смысловые звенья искажены, основные смысловые звенья имеются, но нарушена последовательность отдельных событий; в некоторых случаях ребёнок нуждается в помощи логопеда; в рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Отмечается неполное объяснение неточностей изображения на рисунке.
Низкий уровень (н) - рассказ отсутствует, вместо него несколько предложений и словосочетаний, не раскрыты временные и причинно-следственные отношения, отсутствует смысловая целостность; ребёнку необходима помощь логопеда. Нет лексически правильного разъяснения ошибок художника в рисунке, ребенок нуждается в наводящих и уточняющих вопросах логопеда.
Сводные таблицы результатов диагностики уровня развития связной речи детей подготовительного возраста за межаттестационный период
2015-2016 уч.год
№ | Ф.И. ребёнка | Общий уровень на начало и конец года | |
1 | Барбаев М. | в | в |
2 | Дзюба Д. | в | в |
3 | Григорьева М. | в | в |
4 | Караваева Е. | в | в |
5 | Кожина В. | в | в |
6 | Кудрякова Л. | в | в |
7 | Литовченко Б. | в | в |
8 | Мартынов К. | в | в |
9 | Подмазова М. | в | в |
10 | Резбаева И. | в | в |
11 | Рудакова Н. | в | в |
12 | Самедов Б. | с | в |
13 | Чернявская Н. | в | в |
14 | Чигиринская М. | в | в |
ИТОГО % | Высокий уровень | 93 | 100 |
Средний уровень | 7 | - | |
Низкий уровень |
2016-2017 уч.год
№ | Ф.И. ребёнка | Общий уровень на начало и конец года | |
1 | Виноград М. | с | в |
2 | Головко Л. | с | с |
3 | Елянюшкин М. | в | в |
4 | Карасева А. | в | в |
5 | Костикова Д. | в | в |
6 | Котляренко В. | в | в |
7 | Мефедов Г. | в | в |
8 | Набатов Н. | с | в |
9 | Павлова П. | в | в |
10 | Саная Е. | в | в |
11 | Тихомирова С. | в | в |
12 | Шаповал С. | с | с |
13 | Яшина Е. | с | в |
ИТОГО % | Высокий уровень | 62 | 85 |
Средний уровень | 38 | 15 | |
Низкий уровень |
2017-2018 уч.год
№ | Ф.И. ребёнка | Общий уровень на начало и конец года | |
1 | Бондаренко М. | в | в |
2 | Кивилева Л. | в | в |
3 | Марков Л. | с | в |
4 | Нечаев П. | с | в |
5 | Нижанковский Г. | с | в |
6 | Николаев М. | в | в |
8 | Тюменцева А. | в | в |
9 | Юсифов М. | в | в |
10 | Янкович С. | в | в |
11 | Забродин П. | н | с |
ИТОГО % | Высокий уровень | 55 | 91 |
Средний уровень | 36 | 9 | |
Низкий уровень | 9 | - |
№ | Ф.И. ребёнка | Общий уровень на начало и конец года | |
1 | Дзюба Ю. | с | в |
2 | Иванов Ф. | в | в |
3 | Ломакин М. | в | в |
4 | Маковская Н. | в | в |
5 | Ноздрачева Н. | в | в |
6 | Носикова Н. | с | в |
7 | Павлова Д. | в | в |
8 | Потанина В. | в | в |
9 | Румянцев П. | с | в |
10 | Чистякова -Ионова В. | с | в |
11 | Швецова А. | в | в |
12 | Анистратов Н. | с | с |
13 | Лебедева Л. | с | в |
ИТОГО % | Высокий уровень | 54 | 93 |
Средний уровень | 46 | 7 | |
Низкий уровень |
2019 -2020 уч. год
№ | Ф.И. ребёнка | Общий уровень на начало и конец года | |
1 | Батехин М. | с | в |
2 | Дудинский Ф. | в | в |
3 | Линник Л. | в | в |
4 | Барулина М. | в | в |
5 | Павлова А. | в | в |
6 | Полянская А. | в | в |
7 | Амбарцумов Р. | с | с |
8 | Поляшов В. | с | с |
9 | Солодилова А. | в | в |
10 | Шатилов Ф. | с | в |
11 | Чигиринский М. | с | в |
12 | Лебедева К. | с | в |
13 | Караман М. | в | в |
14 | Константинов А. | с | в |
15 | Смирнова К. | с | в |
16 | Торбахов Ф. | в | в |
17 | Хохлов А. | в | в |
18 | Поликарпов Н. | в | в |
ИТОГО % | Высокий уровень | 56 | 89 |
Средний уровень | 44 | 11 | |
Низкий уровень |
№ | Ф.И. ребёнка | Связная речь | |
1 | Абдуллаев А. | с | в |
2 | Касумова К. | в | в |
3 | Кузьмин Г. | в | в |
4 | Лукин С. | с | с |
5 | Тихоновский С. | в | в |
6 | Иванова М. | в | в |
7 | Мефедова С. | в | в |
8 | Обломей К. | с | в |
9 | Соловьева А. | в | в |
10 | Дмитриев Г. | в | в |
11 | Камчатнов М. | с | в |
12 | Рыжков Л. | в | в |
13 | Утилеев С. | в | в |
14 | Долинер Я. | в | в |
15 | Сафин Л. | в | в |
16 | Гершкович М. | в | в |
17 | Немойкин И. | в | в |
ИТОГО % | Высокий уровень | 76 | 94 |
Средний уровень | 24 | 6 | |
Низкий уровень |
Список литературы
1.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. – С. 327-331.
- Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А.Г. Арушанова. - М.: Синтез, 2002. - С.114-118.
- Бородич, А.М. Развитие речи детей [Текст] / А.М. Бородич. – М.: 1981. – С. 63-84.
- Ворошнина, Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Ворошнина. Пермь.: 1991. – С. 73-78.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. – 13-14.
- Гафиятуллина, А.С. Технология развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста в творческом рассказывании [Текст]: ВКР / А.С. Гафиятуллина. – Нижневартовск, 2008. – С. 39-45.
- Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В. Гербова. М.: Просвещение, 1984. – С. 176.
- Гербова, В.В. Составление описательных рассказов [Текст] / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 9. – С. 18-24.
- Гуткович, И.Я. Приемы РТВ в обучении составлению сказок дошкольниками [Текст] / И.Я. Гуткович. – Челябинск, 1998. – С. 13-15.
- Доронова, Т.Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2-7 лет [Текст] / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 2. – С. 49-55.
- Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 1987. - №1. – С. 44-51.
- Зрожевская, А. Обучение монологам-описаниям [Текст] / А. Зрожевская // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 12. – С. 7-8.
- Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей [Текст] / Г.Д. Кириллова. – Дошкольное воспитание. - 1971. - № 2. – С. 41-46.
- Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст] / Э.П. Короткова / М.: 1982. – С. 96-97.
- Кукушкин, В.С. Педагогика начального образования [Текст] / В.С. Кукушкина. - М.: ИКЦ «МарТ» Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - С. 20; 265-283; 336.
- Малетина, Н.С. Развитие речевого общения дошкольников. [Текст] / Н.С. Малетина. – Нижневартовск: Нижневарт. пед. ин-та, 2003. – С. 127-128; 176-183.
- Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи [Текст] / О.А. Нечаева. Улан-Удэ.: 1974. - С.31-33.
- Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников [Текст] / Л. Прохорова // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 5. – С. 21-27.
- Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии. [Текст] / С.А. Рубинштейн // Собр. соч. в 2т. – Т.1 – М.: 1989. – С. 344-360.
- Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2006. – С. 245-246.
- Танникова, Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок) [Текст] / Е.Б. Танникова.– М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 53-69.
- Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2004. – С. 241-246.
- Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества [Текст] / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 1972. - № 9. – С. 19-21.
- Фесюкова, О.С. Воспитание сказкой [Текст] / Л.Б. Фесюкова. – Харьков: Фолио, М.: АСТ, 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи посредством ознакомления со сказкой.
Рабочая программа для детей старших дошкольников....
Мастер-класс на тему: "Сочинение c детьми старшего дошкольного возраста сказок с использованием технологий развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. и метода работы со сказкой Фесюковой Л.Б."
Мастер-класс был показан на ежегодной августовской конференции работников образования в 2015 - 2016 учебном году. Презентация иллюстрирует теоретическую часть....
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Инновационные педагогические технологии «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»(2022г)
Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Благодаря своим свойствам использование метода интеллект - карт в работе с детьми старшего...
Инновационные педагогические технологии «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»(2020-2023г). Обобщение опыта.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полн...
Развитие связной речи посредством сказки
Сказки являются отличным инструментом для развития связной речи у детей. В процессе прослушивания и рассказывания сказок, дети активно слушают, анализируют, усваивают и воспроизводят различные лексиче...
Конспект НОД по развитию связной речи, посредством ознакомления с кукольным театром для детей 5- 6 лет. "Сказки помогают"
НОД по развитию связной речи, посредством ознакомления с кукольным театром для детей 5- 6 лет....