Причины и виды речевых нарушений
материал по логопедии

Козлова Наталия Евгеньевна

Причины и виды речевых нарушений

Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникации) люди обмениваются мыслями и взаимодействуют друг с другом.

Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром. Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет неоценимое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

Нарушения речи – это отклонение от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и социальной адаптации ребенка.

 

Основные компоненты речи

Речевая функция имеет две важнейшие составляющие:

1. Восприятие звуков речи, основанное на фонематической системе языка (речевой гнозис) – обеспечивается зоной Вернике (поле 22 коры левого полушария).

2. Воспроизведение звуков, слов, фраз – речедвигательная функция, обеспечивается зоной Брока в нижних отделах премоторной коры (поля 44 и 45).

В соответствии с этим в психологии разграничиваются импрессивная речь (процесс понимания смыслового содержания речевого высказывания) и экспрессивная речь (процесс высказывания с помощью языка).

В ходе развития речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка:

  1. фонетикой (системой звуков речи)
  2. лексикой (система словарного запаса)
  3. семантикой (системой значений, начиная со значений отдельных слов)
  4. синтаксисом (система сочетания слов, обозначающие определенную мысль)
  5. прагматикой (система социальных правил, предписывающих, что, как, когда и кому следует говорить)

Фонологическая составляющая – это знание звуков языка (фонем). Физически звуки речи представляют собой тоны (гласные звуки) и шумы (согласные звуки). Любой язык имеет в своей основе определенный сигнальный или фонематический признак, изменение которого меняет смысл слова. Этот сигнальный, смыслоразличительный признак составляет основу звуковых единиц языка – фонем (от греческого phoneme «звук речи»).

Языки отличаются по количеству используемых в них фонем: от 11 до 141. Установлено, что в первый год жизни любой здоровый младенец способен воспроизводить до 75 различных фонем. Таким образом, он обладает достаточными способностями для усвоения любого языка. Но поскольку ребенок, как правило, погружен лишь в одну языковую среду, он постепенно перестает издавать звуки, не свойственные родному языку.

В русском языке различают 42 фонемы, среди них 6 гласных и 36 согласных. К числу основных смыслоразличительных признаков относятся звонкость и глухость (был-пыл, домтом, гость-кость), твердость и мягкость (пыл-пыль), ударность и безударность (за’мок-замо’к).

Любой язык является упорядоченной системой, в которой все части речи связаны между собой по определенным правилам. Совокупность этих правил составляет грамматику, благодаря которой слова складываются в законченные смысловые единицы. Синтаксис устанавливает правила сочетания слов в предложении, а семантика объясняет значение отдельных слов.

Семантика – понимание значений слов и фраз. Дети обнаруживают способность понимать смыл слов задолго до того, как начинают произносить их.

Синтаксис – понимание взаимосвязи и комбинаций между словами, из которых построена фраза.

Дети отличаются друг от друга по срокам формирования как фонематического восприятия, так и моторики речевого аппарата. Для своевременной и точной диагностики речевых нарушений у детей необходимо учитывать закономерности нормального речевого развития.

Вопрос о речевых нарушениях у детей дошкольного и младшего школьного возраста стоит очень остро. По данным исследований МГГУ им. М.А. Шолохова, расстройства разной степени тяжести встречаются у 70-80% детей этого возраста.

Формирование речи – процесс сложный и разнофакторный, в который вовлечено много необходимых составляющих: центральная нервная система, двигательная и эмоционально-волевая сферы. Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка и взрослого, она (речь) является базой для развития мышления, участвует в планировании и регулировании поведения ребенка, влияет на развитие личности в целом.

Дефекты речи – это серьезные проблемы в развитии ребенка, в формировании его высших психических функций: памяти, мышления, логики, внимания. Малышу с такими особенностями будет трудно освоить дошкольную подготовку и школьную программу начальных классов. И в дальнейшем возможны трудности в учебе, нарушения чтения и письма.

Детям с нарушениями речи присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессия и обидчивость. У таких детей могут возникнуть трудности в общении с окружающими и в налаживании контактов со сверстниками. Что повлечет за собой проблемы в дальнейшем обучении ребенка, его профессиональной и социальной адаптации.

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

Основные причины патологии детской речи

  1.  различная внутриутробная патология, особенно нарушения развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев, токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.;
  2. родовая травма и асфиксия (кислородное голодание мозга из-за нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям;
  3. заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные, менинго-энцефалиты, ранние длительные желудочно-кишечные расстройства);
  4. травмы черепа, падения, сопровождающиеся сотрясением мозга;
  5. наследственные факторы;
  6. неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности и дефициту в развитии речи.

Перинатальная патология ЦНС имеет важное значение в возникновении речевых нарушений у детей. Это обусловлено тем, что именно в перинатальном периоде происходят наиболее важные события, оказывающие прямое и опосредованное влияние на процессы структурной и функциональной организации ЦНС. Перинатальный период включает в себя период развития плода от 28-й недели внутриутробного развития и первые 7 дней постнатальной жизни (период ранней адаптации).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_i_vidy_rechevyh_narusheniy.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Причины и виды речевых нарушений

Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникации) люди обмениваются мыслями и взаимодействуют друг с другом.

Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром. Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет неоценимое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

Нарушения речи – это отклонение от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и социальной адаптации ребенка.

Основные компоненты речи

Речевая функция имеет две важнейшие составляющие:

1. Восприятие звуков речи, основанное на фонематической системе языка (речевой гнозис) – обеспечивается зоной Вернике (поле 22 коры левого полушария).

2. Воспроизведение звуков, слов, фраз – речедвигательная функция, обеспечивается зоной Брока в нижних отделах премоторной коры (поля 44 и 45).

В соответствии с этим в психологии разграничиваются импрессивная речь (процесс понимания смыслового содержания речевого высказывания) и экспрессивная речь (процесс высказывания с помощью языка).

В ходе развития речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка:

  1. фонетикой (системой звуков речи)
  2. лексикой (система словарного запаса)
  3. семантикой (системой значений, начиная со значений отдельных слов)
  4. синтаксисом (система сочетания слов, обозначающие определенную мысль)
  5. прагматикой (система социальных правил, предписывающих, что, как, когда и кому следует говорить)

Фонологическая составляющая – это знание звуков языка (фонем). Физически звуки речи представляют собой тоны (гласные звуки) и шумы (согласные звуки). Любой язык имеет в своей основе определенный сигнальный или фонематический признак, изменение которого меняет смысл слова. Этот сигнальный, смыслоразличительный признак составляет основу звуковых единиц языка – фонем (от греческого phoneme «звук речи»).

Языки отличаются по количеству используемых в них фонем: от 11 до 141. Установлено, что в первый год жизни любой здоровый младенец способен воспроизводить до 75 различных фонем. Таким образом, он обладает достаточными способностями для усвоения любого языка. Но поскольку ребенок, как правило, погружен лишь в одну языковую среду, он постепенно перестает издавать звуки, не свойственные родному языку.

В русском языке различают 42 фонемы, среди них 6 гласных и 36 согласных. К числу основных смыслоразличительных признаков относятся звонкость и глухость (был-пыл, домтом, гость-кость), твердость и мягкость (пыл-пыль), ударность и безударность (за’мок-замо’к).

Любой язык является упорядоченной системой, в которой все части речи связаны между собой по определенным правилам. Совокупность этих правил составляет грамматику, благодаря которой слова складываются в законченные смысловые единицы. Синтаксис устанавливает правила сочетания слов в предложении, а семантика объясняет значение отдельных слов.

Семантика – понимание значений слов и фраз. Дети обнаруживают способность понимать смыл слов задолго до того, как начинают произносить их.

Синтаксис – понимание взаимосвязи и комбинаций между словами, из которых построена фраза.

Дети отличаются друг от друга по срокам формирования как фонематического восприятия, так и моторики речевого аппарата. Для своевременной и точной диагностики речевых нарушений у детей необходимо учитывать закономерности нормального речевого развития.

Вопрос о речевых нарушениях у детей дошкольного и младшего школьного возраста стоит очень остро. По данным исследований МГГУ им. М.А. Шолохова, расстройства разной степени тяжести встречаются у 70-80% детей этого возраста.

Формирование речи – процесс сложный и разнофакторный, в который вовлечено много необходимых составляющих: центральная нервная система, двигательная и эмоционально-волевая сферы. Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка и взрослого, она (речь) является базой для развития мышления, участвует в планировании и регулировании поведения ребенка, влияет на развитие личности в целом.

Дефекты речи – это серьезные проблемы в развитии ребенка, в формировании его высших психических функций: памяти, мышления, логики, внимания. Малышу с такими особенностями будет трудно освоить дошкольную подготовку и школьную программу начальных классов. И в дальнейшем возможны трудности в учебе, нарушения чтения и письма.

Детям с нарушениями речи присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессия и обидчивость. У таких детей могут возникнуть трудности в общении с окружающими и в налаживании контактов со сверстниками. Что повлечет за собой проблемы в дальнейшем обучении ребенка, его профессиональной и социальной адаптации.

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

Основные причины патологии детской речи

  1.  различная внутриутробная патология, особенно нарушения развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев, токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.;
  2. родовая травма и асфиксия (кислородное голодание мозга из-за нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям;
  3. заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные, менинго-энцефалиты, ранние длительные желудочно-кишечные расстройства);
  4. травмы черепа, падения, сопровождающиеся сотрясением мозга;
  5. наследственные факторы;
  6. неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности и дефициту в развитии речи.

Перинатальная патология ЦНС имеет важное значение в возникновении речевых нарушений у детей. Это обусловлено тем, что именно в перинатальном периоде происходят наиболее важные события, оказывающие прямое и опосредованное влияние на процессы структурной и функциональной организации ЦНС. Перинатальный период включает в себя период развития плода от 28-й недели внутриутробного развития и первые 7 дней постнатальной жизни (период ранней адаптации).

Виды нарушений устной речи

В логопедии выделяются два типа нормального развивающихся с точки зрения речи детей: говоруны и молчуны. 

«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети. 

«Молчуны» склонны к созерцательности. Новая обстановка требует для них адаптации. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы малыша. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2-3 годам, нужно обратиться к специалисту. 

Дислалия - это самое распространенное нарушение.

Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков. 

Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков.

Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи. 

Ринолалия - это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата.

Особенности: голос приобретает «носовое звучание». 

Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года.

Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).

Профилактика заикания: 

- речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;

- нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;

- не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке;

- избегайте психических и физических травм (особенно головы);

- не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями;

- не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда;

- не запугивайте ребенка страшными сказками и всякими бабками-ёжками;

- не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бейте ребенка;

Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

Особенности:

- моторная алалия - ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;

- сенсорная алалия - ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое

- повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос). 

Мутизм - прекращение речевого развития из-за психической травмы.

Особенности:

- общий мутизм - ребенок не говорит вообще;

- избирательный мутизм - своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей; 

Ранний детский аутизм (РДА) - состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь.

Особенности: 

- дети легко возбудимы и иногда агрессивны;

- часто зацикливаются на чем-то; такие дети могут предпочитать какой-то определенный вид продуктов не из-за вкусовых качеств, а скажем, из-за внешнего вида, и при этом отказываются от другой предложенной пищи; например, малыш может не захотеть пить молоко из пакета, а не из картонной упаковки;

- с первых месяцев малыш не стремится к общению со взрослыми, не прижимается к матери;

- для таких детей характерно чувство опасности; но их страхи часто имеют необычную направленность: малыш может пугаться, например, письменного стола, но совершенно не бояться собак и высоты;

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)- нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Можно выделить ряд основных проявлений этого состояния. Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух и даже трех других звуков. Например, мягкий звук Т’ произносится вместо звуков С’, Ч, Ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо «сумка», «чашка», «шапка»).

  1. Замена одних звуков другими. Звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук Л употребляется вместо звука Р, звук Ф – вместо Ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками Т или Д («табака» вместо «собака»).
  2. Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других – заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так ребенок, умея произносить звуки Р, Л или С изолированно, в речевых высказываниях произносит, «Сторял стлогает дошку» вместо «Столяр строгает доску».

Подобные нарушения свидетельствуют о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем), которое подтверждается в процессе обследования. Недоразвитие фонематического слуха препятствует полноценному осуществлению звукового анализа слов. Именно поэтому к школьному возрасту, данная группа детей обладает недостаточными предпосылками для обучения письму и чтению.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). 

ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью. 

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). 

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности: более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам); речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена; ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли; речь детей с ОНР является малопонятной;

Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка при ОНР:

1-ый уровень - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.

Особенности: 

- словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»;

- при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» - это и кукла и девочка);

- часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) - сидеть, «пать» (спать) - кровать;

- такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;

- многие звуки не произносятся;

- сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);

2-й уровень

Особенности: 

- достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;

- используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе);

- нарушено согласование слов; например: «иса безал» (лиса бежала);

- в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед);

3-й уровень характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.

Особенности: 

- неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки);

- упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);

- словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);

- неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик);

- относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);

- слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер);

- звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»;

- нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук)

Задержка психо-речевого развития (ЗПРР) — нарушение нормального темпа речевого и психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Нарушения письменной речи

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение письма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадалян Л.О. Невропатология. – М., «Академия», 2000. - 382 с.

2. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации. Педиатрия,

2012. т. 91, N 3. - с. 9-14

3. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. Пер. с англ. – М.,

«Когитоцентр», 2000 . - 350 с.

4. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М., «Прогресс», 1979. - 319с.

5. Буркова А.С., Володин Н.Н., Журба Л.Т., Медведев М.И., Рогаткин С.О., Тимонина

О.В.

6. Классификация перинатальных поражений нервной системы и их последствий у

детей первого года жизни (методические рекомендации Российской Ассоциации

специалистов перинатальной медицины). Вопр. практической педиатрии. - 2006 -

Т.1, № 2. - С. 38-70.

7. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., «Астрель», 2005, 383 с.

8. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М., «Просвещение», 1995. - 126с.

9. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М., «Смысл», 2003. - 1135 с.

10. Заваденко Н.Н., Кувичинская А.В., Лебедева Т.В., Суворинова Н.Ю., Румянцева

М.В. и др. Нарушения формирования устной и письменной речи у детей.

Возможности их медикаментозной коррекции.- М.: РКИ Северо пресс, 2003.-

64с., 35с.

11. Когнитивная психология. /Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. - М., ПЕР СЭ,

2002.- 480 с.

12. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М., Медицина, 1969. - 160с.

13. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и

психологические аспекты. СПб.: Речь, 2006. 380 с.

14. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.,«Владос», 2002. - 680 с.

15. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология, том 2. М.: Теревинф, 2010, 336 с.

16. Шкловский В.М. Заикание. - М., ICE, 1994. - 248 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды речевых нарушений и их причины

Консультация для родителей дошкольников, посещающих группу для детей с ОНР...

Виды речевых нарушений у детей, причины их появления

Нарушения речи — собирательный термин для обозначения от­клонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возмо...

Причины и виды речевых нарушений.

Основные причиныи виды реевых нарушений....

Причины и виды речевых нарушений у дошкольников

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком ...

Причины и виды речевых нарушений

Знакомство с причинами и видами нарушений речи...

Консультация для родителей "Причины и виды речевых нарушений у детей".

         Опираясь на свой почти двадцатилетний опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, я хочу поговорить об актуальности проблемы развития речи ребёнка Д...

Консультация для педагогов «Причины и виды речевых нарушений у дошкольников»

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...