Причины и виды речевых нарушений
статья по логопедии на тему

Мельникова Анна Сергеевна

Знакомство с причинами и видами нарушений речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_i_vidy_rechevyh_narusheniy.docx14.15 КБ

Предварительный просмотр:

Причины и виды речевых нарушений

       Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды. Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения могут служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей; у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей; возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др.

         У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям.

Основные причины патологии детской речи:

  - различная внутриутробная патология, особенно нарушения развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев, токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.;

   - родовая травма и асфиксия (кислородное голодание мозга из-за нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям;

   - заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные, менинго-энцефалиты, ранние длительные желудочно-кишечные расстройства);

 -  травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга;

-   наследственные факторы;

- неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности и дефициту в развитии речи.

     Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

Виды нарушений устной речи:

-        афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса;

-        брадилалия – патологически замедленный темп речи;

-        тахилалия – патологически убыстренный темп речи;

-  заикание – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

-        дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата;

-    ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;

-  дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;

-  алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;

-  афазия – полная или частичная утрата, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

    Выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:

    а) отстает психическое развитие ребенка;

    б) замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;

    в) появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);

    г) возникают трудности в усвоении письма и чтения, что снижает    успеваемость ребенка.

     В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. Широко распространяется опыт коррекционной работы с детьми раннего возраста путем создания диагностических групп с соответствующим методическим обеспечением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды речевых нарушений и их причины

Консультация для родителей дошкольников, посещающих группу для детей с ОНР...

Виды речевых нарушений у детей, причины их появления

Нарушения речи — собирательный термин для обозначения от­клонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возмо...

Причины и виды речевых нарушений.

Основные причиныи виды реевых нарушений....

Причины и виды речевых нарушений у дошкольников

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком ...

Причины и виды речевых нарушений

Причины и виды речевых нарушенийРечь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникации) люди обмениваются мыслями и взаимодейству...

Консультация для родителей "Причины и виды речевых нарушений у детей".

         Опираясь на свой почти двадцатилетний опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, я хочу поговорить об актуальности проблемы развития речи ребёнка Д...

Консультация для педагогов «Причины и виды речевых нарушений у дошкольников»

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...