Конспект занятия детей с ОН "Урожай 6-7 лет
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия все про урожай
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_detey_onrurozhay.docx | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико - грамматических средств языка у детей с ОНР 6-7 лет.
Лексическая тема: «Хлеб, урожай»
Цель: расширение и активизация номинативного словарного запаса по теме «Хлеб, урожай».
Задачи:
1. Образовательные:
- расширять лексические представления детей о хлебобулочных изделиях,
- уточнять представления детей о труде людей, выращивающих хлеб,
- вводить в лексикон детей новые понятия: зерновые растения, хлеборобы.
2. Коррекционные:
- развивать фонематическое восприятие,
- учить продуцировать предложения с существительными в Творительном падеже,
- правильно согласовывать прилагательное с существительным в мужском, среднем и женском роде в единственном числе,
- способствовать закреплению в свободной речи поставленных звуков.
3. Воспитательные:
- воспитывать у дошкольников навыки адекватного поведения на занятиях,
-формировать навыки самостоятельности, инициативности и доброжелательности,
- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.
Оборудование: предметные картинки с изображением хлебобулочных изделий, колосьев пшеницы, ржи, овса и початка кукурузы
Речевой материал:
Существительные: хлеб, мука, зерно, батон, пирожок, баранка, булочка, плюшка, сухарь, пирог, пшеница, рожь, овес, кукуруза, хлебороб, печенье, хлопья, лепешка, кекс.
Прилагательные:ржаной, пшеничный, овсяный.
Словосочетания: ржаное поле,пшеничное поле, ржаной колосок, пшеничный колосок, пшеничная мука, ржаная мука, овсяная мука, пшеничный хлеб, ржаной хлеб, овсяный хлеб, пшеничное тесто, ржаное тесто, пшенная каша, овсяная каша.
Предложения:
Я угощу Федю пшеничным пирожком.
Я угощу … ржаной булочкой.
Я угощу … ржаной баранкой.
Я угощу … пшеничным пирогом.
Я угощу … пшеничной плюшкой.
Я угощу … ржаным сухарем.
Я угощу …пшеничным батоном.
Я угощу … овсяным печеньем.
Я угощу … ржаной лепешкой.
Я угощу … ржаным хлебом.
Я угощу …пшеничной булочкой.
Я угощу … овсяными хлопьями.
Я угощу … пшеничным кексом.
Ход занятия
- Организационный момент.
Дети приглашаются в кабинет, здороваются, подходят к своим стульчикам у стола. Инструкция:
- Здравствуйте дети! Меня зовут Ольга Владимировна. Сегодня у нас будет интересное занятие.
- Подведение к теме.
- А чтобы вы догадались, о чем мы будем с вами сегодня говорить, я загадаю вам загадку.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
- Что это? (Хлеб)
- Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить? (О хлебе)
- Объяснение новой темы.
- Ребята, а как вы думаете, из чего хлеб делают? (Из муки)
- А из чего получают муку? (Из зёрен)
- Правильно из зёрен. Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи – ржаную муку. Чтобы к нам хлеб на стол пришел, нужно затратить очень много труда и сил. Этим и занимаются хлеборобы.
- Какой хлеб получают из пшеницы? (Пшеничный хлеб)
- Какой хлеб получают из ржи?(Ржаной хлеб)
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
- Кто запомнил, как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы)
- Расширение и активизация словарного запаса.
Знакомство с зерновыми культурами.
На магнитную доску ставится 4 предметные картинки с изображениями колосьев пшеницы и ржи, метелки овса и початка кукурузы. Инструкция:
- Посмотрите на доску. Здесь изображены: колос пшеницы, колос ржи, метелка овса, початок кукурузы. Чем эти растения похожи? (Дают зерно).
- Растения, которые дают зерно, называют зерновыми. Давайте повторим все вместе.
- Из них приготавливают главный продукт питания людей - хлеб.
- А как вы думаете, что здесь лишнее? (Кукуруза)
- Почему? (Потому что из всего остального получают хлеб)
- Правильно! Молодцы!
Дидактическая игра «Назови, не ошибись»
Логопед на наборное полотно выставляет картинки. Дети с помощью логопеда называют их. Инструкция:
- Назовите, что изображено на картинке.
(Это батон. Он сделан из пшеницы).
- Какой это батон?(Это пшеничный батон)
Так же с каждой картинкой. Картинки: пшеничный батон, пшеничный пирожок, ржаная баранка, пшеничная булочка, пшеничная плюшка, ржаной хлеб, ржаной сухарь, пшеничный пирог, овсяное печенье, ржаная лепешка, ржаная булка, овсяные хлопья, пшеничный кекс.
- Хорошо, молодцы!
- Физкультминутка.
- Сейчас мы с вами будем зернышками. Встали за спинками своих стульчиков.
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (3 раза)
- Молодцы! Садитесь на места.
- Формирование грамматического строя
Образование относительных прилагательных.
Дидактическая игра «Какой, какая, какое?»
Логопед задает вопрос, дети отвечают перекидыванием мяча. Инструкция:
-Кому я кину мяч, ответит на мой вопрос.
- Как называется поле, на котором выращивают рожь? (Ржаное поле)
- Поле, на котором выращивают пшеницу? (Пшеничное поле)
- Колосок ржи? (Ржаной колосок)
- Колосок пшеницы? (Пшеничный колосок)
- Мука из пшеницы? (Пшеничная мука)
- Мука из ржи? (Ржаная мука)
- Мука из овса? (Овсяная мука)
- Хлеб из пшеницы? (Пшеничный хлеб)
- Хлеб из ржи? (Ржаной хлеб)
- Хлеб из овса?(Овсяный хлеб)
- Тесто из пшеницы? (Пшеничное тесто)
- Тесто из ржи? (Ржаное тесто)
- Каша из пшена? (Пшенная каша)
- Каша из овса? (Овсяная каша)
- Составление предложений.
Дидактическая игра «Чем угостишь?»
Каждому ребенку на стол раздаются индивидуально картинки. Инструкция:
- Посмотрите на свои картинки. Чем ты угостишь своего соседа?
(Ответ: Я угощу Федю ржаной лепешкой)
- Подведение итогов.
- Ребята! Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили?(О хлебе)
- Как называют людей, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы)
- Как называют растения, которые дают зерно? (Зерновые растения)
- Молодцы, ребята. (Указать конкретные успехи дошкольников).
Задание 3.Составьте план-конспект индивидуального занятия для одного из этапов логопедической работы по коррекции звукопроизношения (подготовительный этап, этап постановки звука, автоматизация звука, дифференциация звуков) указанием возраста и речевых особенностей ребенка.
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 5 лет ОНР
Тема: Автоматизация звука [л'].
Цель: автоматизация звука [л'] в словах.
Задачи:
Обучающие:
1) уточнить изолированное произнесение звука [л'];
2) уточнить произнесение звука [л'] в слогах;
3) учить правильно произносить звук [л'] в словах.
Развивающие:
1) развивать умение отвечать полным предложением;
2) развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа;
3) развивать речевое дыхание;
4) работать над интонационной стороной речи (развивать силу голоса);
5) совершенствовать навыки слогового анализа;
6) совершенствовать навыки согласования существительных с местоимениями мой, моя;
7) развивать высшие психические функции (зрительное внимание, мышление);
8) развивать пространственную ориентировку;
9) развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркало; картинка с изображением льва, лисы, грибка, парохода; картинки, в названиях которых есть звук [л`]; картинки, изображающие артикуляционные упражнения; картинка для нахождения отличий (2 зайца); нарисованные листочки; ведерко; красный кружок.
Ход занятия
- Организационный момент (1 мин).
Логопед приглашает ребенка в свой кабинет, просит присесть за стол.
- Что мы делали на прошлом занятии? /Мы учились произносить звук [л']/.
- Правильно. А сегодня мы будем учиться произносить звук [л'] в словах. Как мы будем заниматься? /Внимательно, хорошо, активно/.
Логопед показывает ребенку картинку.
- Посмотри на картинку. Кто здесь нарисован? /Нарисованы лиса и лев/.
- Да. Лев решил отправиться в гости к Лисе. Пришел в лес, а где искать Лису — не знает. Видит, на опушке стоит Грибок.
Логопед показывает ребенку картинку с изображением грибка.
- Лев подумал, что он-то знает, где живет Лиса и спросил у него дорогу. А Грибок не захотел просто так показывать, где находится дом Лисы, решил Льва сначала испытать.
2. Артикуляционная гимнастика (3 мин).
- Давай поможем Льву пройти испытание.
Логопед показывает ребенку картинки, изображающие то или иное артикуляционное упражнение.
«Улыбка», «Лопаточка», «Иголочка», «Качели», «Чистим верхние зубы», «Чашечка»,
«Гармошка».
При необходимости, логопед показывает и объясняет выполнение.
Ребенок выполняет все упражнения.
3. Основная часть (14 мин).
А) Дыхательная гимнастика.
1. - Молодец. А наш Лев прошел испытание и Грибок показал ему дом Лисы. Подходит Лев к дому, а он весь листьями завален. Давай поможем ему убрать эти листья.
Логопед выкладывает на столе листочки.
- Подуй на листочки так, чтобы сдуть их со стола.
Ребенок сдувает листья со стола.
- Все листочки на земле. Давай соберем их в ведерко.
Ребенок выполняет задание.
2.– Хорошо. А теперь поможем Льву позвать Лису! Вдохни и на выдохе произноси па.
Аналогично - па-па, па-па-па, па-па-па-па, па-па-па-па-па.
Ребенок произносит слоги.
- Теперь говори как я.
Логопед произносит слоги отрывисто.
Аналогично - с ударением на 1, 2, 3 слог.
Б) Изолированное произнесение звука.
- Услышала Лиса Льва, открыла дверь. Решили они поиграть, но им быстро это надоело. Думали-думали они, чем же ещё заняться и решили отправить в путешествие на пароходе. Давай мы им поможем.
Логопед показывает ребенку картинку с изображением парохода.
- Что здесь нарисовано? /Здесь нарисован пароход/.
- Как гудит пароход? /[Л'-л'-л']/
- Правильно. Помоги пароходу доплыть до пристани. Проводи пальчиком по дорожке, произнося [л'-л'-л'].
Ребенок выполняет задание.
В) Голосовая гимнастика.
- Хорошо. Пока плыли наши друзья, начался сильный ветер. Давай покажем, какой был ветер. Он воет так – у-у-у! Когда я скажу – «Ветер поднимается», ты говори у-у-у громко, когда скажу «Ветер утихает» говори тише, а когда скажу «Ветер стих», ты должен замолчать.
Ребенок выполняет задание.
Г) Игра «Поймай звук».
- Стих ветер. Поплыли Лев и Лиса дальше. А их пароход был не простой, а с интересными заданиями! Наши друзья будут их выполнять, а мы будем им помогать.
Логопед предлагает ребенку красный кружок.
- Первое задание такое - я буду называть разные звуки, а ты подними кружок, когда услышишь звук [л'].
Речевой материал — [Р, с`, л, р, л`, в, к, р`, л'].
Д) Упражнение «Песенки».
- А тем временем Лиса решила научить всех зверей, оказавшихся на пароходе, правильно произносить её любимый звук [л']. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй их вместе с Лисой. Постарайся не ошибаться.
Речевой материал - Ли-ли-ли, ля-ля-ля, лю-лю-лю, ле-ле-ле, иль-иль-иль, яль-яль-яль, юль-
юль-юль, ель-ель-ель.
Ребенок повторяет за логопедом цепочки слогов.
Е) Игра «Разложи картинки».
- А тут и новое задание для Лисы и Льва приготовили на пароходе!
Логопед показывает ребенку картинки, в названиях которых есть звук л'.
- Разложи картинки на 3 группы. В первой группе будут те картинки, где [л'] в начале, во второй, где [л'] в конце, а в третьей те, где [л'] в середине.
Ребенок раскладывает картинки.
Ж) Упражнение «Мой, моя».
- Хорошо. Следующее упражнение такое. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой.
Аналогично — моя.
Ребенок называет картинки.
З) Слоговой анализ.
- А теперь Лисе выпало задание делить слова на слоги. Давай поможем ей. Отхлопаем слова по слогам.
Речевой материал - Бельчонок, малина, Люба, мель, вермишель, Коля, мальчик, лебедь. Ребенок делит слова на слоги.
И) Игра «Найди отличия».
- Тем временем наши герои познакомились на пароходе с двумя зайцами-близнецами. Вот они.
Логопед показывает ребенку картинку с изображением двух зайцев.
- Но даже у близнецов есть отличия! Найди, чем отличаются эти 2 зайчика.
Ребенок справляется с предложенным заданием.
К) Игра «Добавь слово».
- Наши друзья почти приплыли. Давай поможем им выполнить последнее задание. Тебе нужно добавить слово в предложение.
Речевой материал —
В лесу живет рыжая, хитрая .... (лиса).
Волки обитают в ...(лесу).
Самый кислый фрукт - ...(лимон).
У ёжика есть иголки, поэтому он ... (колючий).
У меня зазвонил ... (телефон).
Л) Пространственная ориентация.
- Лиса и Лев прибыли в лес, но совсем забыли, где право, а где лево и не знают, в какую сторону идти. Давай им напомним! Покажи левую руку.
Аналогично - правое колено, левый глаз, левую ногу, правое ухо, правый локоть.
Ребенок выполняет задание.
4. Итог занятия (2 мин).
- Молодец. Благодаря тебе Лиса и Лев нашли дорогу домой.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что тебе понравилось?
- Лиса и Лев довольны тем, как ты занимался, и они обязательно придут к нам в гости в следующий раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия детей старшей группы «Миләш» по образовательной области “Познание”(Формирование целостной картины мира.)
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.Тема: «Страна моя родная. Природа России.»Форма проведения: игра-путешествие.Виды детской деятельности: ...
Конспект занятия детей старшей группы по чтению художественной литературы.
Темой занятия является чтение произведения С. Аксакова "Аленький цветочек". Цель занятия: воспитывать любовь к русскому народному устному творчеству....
Конспект занятия "Дети планеты земля"
Конспект занятия в старшей группе "Дети планеты земля"...
Конспект занятия "Детям о деньгах"
Конспект занятий по ознакомлению детей с социально-предметным миром. Тема занятия: «Детям о деньгах»Цели:· Продемонстрировать детям современные деньги, д...
Конспект занятия "Детям о деньгах"
Конспект занятий по ознакомлению детей с социально-предметным миром. Тема занятия: «Детям о деньгах»Цели:· Продемонстрировать детям современные деньги, д...
Конспект занятия Детям о Великой Отечественной Войне
Знакомство детей с историей ВОВ, о подвигах на поле боя, о ратном труде в тылу....
Конспект занятия "Дети леса"
Закрепить знания детей, особенностей внешнего облика даров леса растущих в лесах средней полосы России; об основных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при их сборе; воспитывать...