Конспект занятия детей с ОН "Урожай 6-7 лет
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект занятия все про урожай

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_detey_onrurozhay.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико - грамматических средств языка у детей с ОНР 6-7 лет.

Лексическая тема: «Хлеб, урожай»

Цель: расширение и активизация номинативного словарного запаса по теме «Хлеб, урожай».

Задачи:

1. Образовательные:

- расширять лексические представления детей о хлебобулочных изделиях,

- уточнять представления детей о труде людей, выращивающих хлеб,

- вводить в лексикон детей новые понятия: зерновые растения, хлеборобы.

2. Коррекционные:

- развивать фонематическое восприятие,

- учить продуцировать предложения с существительными в Творительном падеже,

- правильно согласовывать прилагательное с существительным в мужском, среднем и женском роде в единственном числе,

- способствовать закреплению в свободной речи поставленных звуков.

3. Воспитательные:

- воспитывать у дошкольников навыки адекватного поведения на занятиях,

-формировать навыки самостоятельности, инициативности и доброжелательности,

- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.

Оборудование: предметные картинки с изображением хлебобулочных изделий, колосьев пшеницы, ржи, овса и початка кукурузы

Речевой материал:

Существительные: хлеб, мука, зерно, батон, пирожок, баранка, булочка, плюшка, сухарь, пирог, пшеница, рожь, овес, кукуруза, хлебороб, печенье, хлопья, лепешка, кекс.

Прилагательные:ржаной, пшеничный, овсяный.

Словосочетания:  ржаное поле,пшеничное поле, ржаной колосок, пшеничный колосок, пшеничная мука, ржаная мука, овсяная мука, пшеничный хлеб, ржаной хлеб, овсяный хлеб, пшеничное тесто, ржаное тесто, пшенная каша, овсяная каша.

Предложения:

Я угощу Федю пшеничным пирожком.

Я угощу … ржаной булочкой.

Я угощу … ржаной баранкой.

Я угощу … пшеничным пирогом.

Я угощу … пшеничной плюшкой.

Я угощу … ржаным сухарем.

Я угощу …пшеничным батоном.

Я угощу … овсяным печеньем.

Я угощу … ржаной лепешкой.

Я угощу … ржаным хлебом.

Я угощу …пшеничной булочкой.

Я угощу … овсяными хлопьями.

Я угощу … пшеничным кексом.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Дети приглашаются в кабинет, здороваются, подходят к своим стульчикам у стола. Инструкция:

- Здравствуйте дети! Меня зовут Ольга Владимировна. Сегодня у нас будет интересное занятие.

  1. Подведение к теме.

- А чтобы вы догадались, о чем мы будем с вами сегодня говорить, я загадаю вам загадку.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.

- Что это? (Хлеб)

- Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить? (О хлебе)

  1. Объяснение новой темы.

- Ребята, а как вы думаете, из чего хлеб делают? (Из муки)

- А из чего получают муку? (Из зёрен)

- Правильно из зёрен. Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи – ржаную муку. Чтобы к нам хлеб на стол пришел, нужно затратить очень много труда и сил. Этим и занимаются хлеборобы. 

- Какой хлеб получают из пшеницы? (Пшеничный хлеб)

- Какой хлеб получают из  ржи?(Ржаной хлеб)

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

- Кто запомнил, как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы)

  1. Расширение и активизация словарного запаса.

Знакомство с зерновыми культурами.

На магнитную доску ставится 4 предметные картинки с изображениями колосьев пшеницы и ржи, метелки овса и початка кукурузы. Инструкция:

- Посмотрите на доску. Здесь  изображены: колос пшеницы, колос ржи, метелка овса, початок кукурузы. Чем эти растения похожи? (Дают зерно).

- Растения, которые дают зерно, называют зерновыми. Давайте повторим все вместе.

- Из них приготавливают главный продукт питания людей - хлеб.

- А как вы думаете, что здесь лишнее? (Кукуруза)

- Почему? (Потому что из всего остального получают хлеб)

- Правильно! Молодцы!

Дидактическая игра «Назови, не ошибись»

Логопед на наборное полотно выставляет картинки. Дети с помощью логопеда называют их. Инструкция:

- Назовите, что изображено на картинке.

(Это батон. Он сделан из пшеницы).

- Какой это батон?(Это пшеничный батон)

Так же с каждой картинкой. Картинки: пшеничный  батон, пшеничный  пирожок, ржаная баранка, пшеничная булочка, пшеничная  плюшка, ржаной хлеб, ржаной сухарь, пшеничный пирог, овсяное печенье, ржаная лепешка, ржаная булка, овсяные хлопья, пшеничный кекс.

- Хорошо, молодцы!

  1. Физкультминутка.

- Сейчас мы с вами будем зернышками. Встали за спинками своих стульчиков.

В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (3 раза)

- Молодцы! Садитесь на места.

  1. Формирование грамматического строя

Образование относительных прилагательных.

 Дидактическая игра «Какой, какая, какое?»

Логопед задает вопрос, дети отвечают перекидыванием мяча. Инструкция:

-Кому я кину мяч, ответит на мой вопрос.

- Как называется поле, на котором выращивают рожь? (Ржаное поле)

- Поле, на котором выращивают пшеницу? (Пшеничное поле)

- Колосок ржи? (Ржаной колосок)

- Колосок пшеницы? (Пшеничный колосок)

- Мука из пшеницы? (Пшеничная мука)

- Мука из ржи? (Ржаная мука)

- Мука из овса? (Овсяная мука)

- Хлеб из пшеницы? (Пшеничный хлеб)

- Хлеб из ржи? (Ржаной хлеб)

- Хлеб из овса?(Овсяный хлеб)

- Тесто из пшеницы? (Пшеничное тесто)

- Тесто из ржи? (Ржаное тесто)

- Каша из пшена? (Пшенная каша)

- Каша из овса? (Овсяная каша)

  1. Составление предложений.

Дидактическая игра «Чем угостишь?»

Каждому ребенку на стол раздаются индивидуально картинки. Инструкция:

- Посмотрите на свои картинки. Чем ты угостишь своего соседа?

(Ответ: Я угощу Федю ржаной лепешкой)

  1. Подведение итогов.

- Ребята! Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили?(О хлебе)

- Как называют людей, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы)

- Как называют растения, которые дают зерно? (Зерновые растения)

- Молодцы, ребята. (Указать конкретные успехи дошкольников).

Задание 3.Составьте план-конспект индивидуального занятия для одного из этапов логопедической работы по коррекции звукопроизношения (подготовительный этап, этап постановки звука, автоматизация звука, дифференциация звуков) указанием возраста и речевых особенностей ребенка.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 5 лет ОНР

 Тема: Автоматизация звука [л'].

Цель: автоматизация звука [л'] в словах.

Задачи:

Обучающие:

1)   уточнить изолированное произнесение звука [л'];

2)   уточнить произнесение звука [л'] в слогах;

3)  учить правильно произносить звук [л'] в словах.

Развивающие:

1) развивать умение отвечать полным предложением;

2) развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа;

3) развивать речевое дыхание;

4) работать над интонационной стороной речи (развивать силу голоса);

5) совершенствовать навыки слогового анализа;

6)    совершенствовать    навыки    согласования    существительных    с местоимениями мой, моя;

7) развивать высшие психические функции (зрительное внимание, мышление);

8) развивать пространственную ориентировку;

9) развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркало; картинка с изображением льва, лисы, грибка, парохода; картинки, в   названиях   которых   есть   звук   [л`];   картинки,   изображающие   артикуляционные упражнения; картинка для нахождения отличий (2 зайца); нарисованные листочки; ведерко; красный кружок.

Ход занятия

  1. Организационный момент (1 мин).

Логопед приглашает ребенка в свой кабинет, просит присесть за стол.

- Что мы делали на прошлом занятии? /Мы учились произносить звук [л']/.

- Правильно. А сегодня мы будем учиться произносить звук [л'] в словах. Как мы будем заниматься? /Внимательно, хорошо, активно/.

Логопед показывает ребенку картинку.

- Посмотри на картинку. Кто здесь нарисован? /Нарисованы лиса и лев/.

-  Да. Лев решил отправиться в гости к Лисе. Пришел в лес, а где искать Лису — не знает. Видит, на опушке стоит Грибок.

Логопед показывает ребенку картинку с изображением грибка.

-  Лев подумал, что он-то знает, где живет Лиса и спросил у него дорогу. А Грибок не захотел просто так показывать, где находится дом Лисы, решил Льва сначала испытать.

       2. Артикуляционная гимнастика (3 мин).

- Давай поможем Льву пройти испытание.

Логопед показывает ребенку картинки, изображающие то или иное артикуляционное упражнение.

«Улыбка», «Лопаточка», «Иголочка», «Качели», «Чистим верхние зубы», «Чашечка»,

«Гармошка».

При необходимости, логопед показывает и объясняет выполнение.

Ребенок выполняет все упражнения.

        3.   Основная часть (14 мин).

А) Дыхательная гимнастика.

1. -  Молодец. А наш Лев прошел испытание и Грибок показал ему дом Лисы. Подходит Лев к дому, а он весь листьями завален. Давай поможем ему убрать эти листья.

Логопед выкладывает на столе листочки.

- Подуй на листочки так, чтобы сдуть их со стола.

Ребенок сдувает листья со стола.

- Все листочки на земле. Давай соберем их в ведерко.

Ребенок выполняет задание.

2.– Хорошо. А теперь поможем Льву позвать Лису! Вдохни и на выдохе произноси па.

Аналогично - па-па, па-па-па, па-па-па-па, па-па-па-па-па.

Ребенок произносит слоги.

- Теперь говори как я.

Логопед произносит слоги отрывисто.

Аналогично - с ударением на 1, 2, 3 слог.

Б) Изолированное произнесение звука.

- Услышала Лиса Льва, открыла дверь. Решили они поиграть, но им быстро это надоело. Думали-думали они, чем же ещё заняться и решили отправить в путешествие на пароходе. Давай мы им поможем.

Логопед показывает ребенку картинку с изображением парохода.

- Что здесь нарисовано? /Здесь нарисован пароход/.

- Как гудит пароход? /[Л'-л'-л']/

-  Правильно. Помоги пароходу доплыть до пристани. Проводи пальчиком по дорожке, произнося [л'-л'-л'].

Ребенок выполняет задание.

В) Голосовая гимнастика.
- Хорошо. Пока плыли наши друзья, начался сильный ветер. Давай покажем, какой был ветер. Он воет так –
у-у-у! Когда я скажу – «Ветер поднимается», ты говори у-у-у громко, когда скажу «Ветер утихает» говори тише, а когда скажу «Ветер стих», ты должен замолчать.

Ребенок выполняет задание.

Г) Игра «Поймай звук».

-  Стих ветер. Поплыли Лев и Лиса дальше. А их пароход был не простой,  а с интересными заданиями! Наши друзья будут их выполнять, а мы будем им помогать.

Логопед предлагает ребенку красный кружок.

- Первое задание такое - я буду называть разные звуки, а ты подними кружок, когда услышишь звук [л'].

Речевой материал — [Р, с`, л, р, л`, в, к, р`, л'].

Д) Упражнение «Песенки».

- А тем временем Лиса решила научить всех зверей, оказавшихся на пароходе, правильно произносить её любимый звук [л']. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй их вместе с Лисой. Постарайся не ошибаться.

Речевой материал - Ли-ли-ли, ля-ля-ля, лю-лю-лю, ле-ле-ле, иль-иль-иль, яль-яль-яль, юль-

юль-юль, ель-ель-ель.

Ребенок повторяет за логопедом цепочки слогов.

Е) Игра «Разложи картинки».

- А тут и новое задание для Лисы и Льва приготовили на пароходе!

Логопед показывает ребенку картинки, в названиях которых есть звук л'.

- Разложи картинки на 3 группы. В первой группе будут те картинки, где [л'] в начале, во второй, где [л'] в конце, а в третьей те, где [л'] в середине.

Ребенок раскладывает картинки.

Ж) Упражнение «Мой, моя».

- Хорошо. Следующее упражнение такое. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой.

Аналогично — моя.

Ребенок называет картинки.

З) Слоговой анализ.

-  А теперь Лисе выпало задание делить слова на слоги. Давай поможем ей. Отхлопаем слова по слогам.

Речевой материал - Бельчонок, малина, Люба, мель, вермишель, Коля, мальчик, лебедь. Ребенок делит слова на слоги.

И) Игра «Найди отличия».

- Тем временем наши герои познакомились на пароходе с двумя зайцами-близнецами. Вот они.

Логопед показывает ребенку картинку с изображением двух зайцев.

- Но даже у близнецов есть отличия! Найди, чем отличаются эти 2 зайчика.

Ребенок справляется с предложенным заданием.

К) Игра «Добавь слово».

-  Наши друзья почти приплыли. Давай поможем им выполнить последнее задание. Тебе нужно добавить слово в предложение.

Речевой материал —

В лесу живет рыжая, хитрая .... (лиса).

Волки обитают в ...(лесу).

Самый кислый фрукт - ...(лимон).

У ёжика есть иголки, поэтому он ... (колючий).

У меня зазвонил ... (телефон).

Л) Пространственная ориентация.

- Лиса и Лев прибыли в лес, но совсем забыли, где право, а где лево и не знают, в какую сторону идти. Давай им напомним! Покажи левую руку.

Аналогично - правое колено, левый глаз, левую ногу, правое ухо, правый локоть.

Ребенок выполняет задание.

       4. Итог занятия (2 мин).

- Молодец. Благодаря тебе Лиса и Лев нашли дорогу домой.

- Чем мы сегодня занимались?

- Что тебе понравилось?

- Лиса и Лев довольны тем, как ты занимался, и они обязательно придут к нам в гости в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия детей старшей группы «Миләш» по образовательной области “Познание”(Формирование целостной картины мира.)

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.Тема: «Страна моя родная. Природа России.»Форма проведения: игра-путешествие.Виды детской деятельности: ...

Конспект занятия детей старшей группы по чтению художественной литературы.

Темой занятия является чтение произведения С. Аксакова "Аленький цветочек". Цель занятия: воспитывать любовь к русскому народному устному творчеству....

Конспект занятия "Дети планеты земля"

Конспект занятия в старшей группе "Дети планеты земля"...

Конспект занятия "Детям о деньгах"

Конспект занятий по ознакомлению детей с социально-предметным миром. Тема занятия: «Детям о деньгах»Цели:·        Продемонстрировать детям современные деньги, д...

Конспект занятия "Детям о деньгах"

Конспект занятий по ознакомлению детей с социально-предметным миром. Тема занятия: «Детям о деньгах»Цели:·        Продемонстрировать детям современные деньги, д...

Конспект занятия Детям о Великой Отечественной Войне

Знакомство детей с историей ВОВ, о подвигах на поле боя, о  ратном труде в тылу....

Конспект занятия "Дети леса"

Закрепить знания детей,  особенностей внешнего облика даров леса растущих в лесах средней полосы России; об основных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при их сборе; воспитывать...