Обобщение опыта педагогической деятельности по теме "Что такое логоритмика?"
учебно-методический материал по логопедии
Обобщение опыта педагогической деятельности по теме "Что такое логоритмика?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_logoritmika.docx | 11.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое логоритмика?
Логоритмика – относительно новое понятие в педиатрии, воспитательной и педагогической работе. В первую очередь направление было введено с целью коррекции речи в детском возрасте. С ее помощью удавалось добиться скоординированности работы между нервной и дыхательной системами, органами чувств. Комплексный подход позволял устранить сбои в гармоничном функционировании этих механизмов, ликвидировать или сгладить речевые дефекты
Логоритмика сочетает в себе двигательные упражнения и произнесение слов и звуков.
Вскоре после введения системы в обращение было замечено, что занятия по логоритмике положительно сказываются на моторике, координации. Она способствует оттачиванию речевого дыхания, нормализует мышечный тонус. Сейчас известно, что логоритмика основывается на связи психоэмоционального состояния дошкольников с их физическими кондициями. Это позволяет применять технику с целью тренировки памяти, восприятия, внимания, формировать у малышей правильные двигательные навыки. При правильном подходе занятия успокаивают легковозбудимых и гиперактивных детей, стимулируют активность медлительных, нерасторопных ребят.
Цели, задачи логоритмики
Основная цель логоритмики в дошкольном возрасте – профилактика речевых нарушений или их коррекция путем оттачивания двигательных навыков. Ее достижение сопровождается физическим оздоровлением, духовным и психоэмоциональным воспитанием.
Также логоритмика для детей преследует такие цели, задачи:
- оттачивание дыхательных движений;
- отработка контроля над работой органов дыхания, движения, артикуляции;
- улучшение координации и моторики;
- стимуляция высших психических свойств: память, внимание, ориентирование в пространстве;
- отработка чувства ритма;
- культурное, духовное развитие посредством приобщения к музыке;
- расширение кругозора;
- увеличение объема словарного запаса.
Реализация поставленных целей возможна лишь при ответственном подходе к работе по программе. Мало найти комплекс упражнений, нужно учесть особенности ребенка, принять во внимание правила выполнения простых действий.
Для кого полезны занятия?
Положительные результаты применения различных программ свидетельствуют о том, насколько полезна логоритмика для малышей разных возрастов, типов темперамента. Даже при отсутствии у ребенка любых отклонений или проблемных особенностей работа благотворно скажется на его общем состоянии. Логоритмические занятия особенно полезны ребятам с заиканием или предрасположенностью к нему, любыми дефектами речи, в том числе, при задержке развития навыка. Также они пригодятся часто болеющим или ослабленным дошкольникам, малышам с плохой координацией, скудной моторикой.
Правила проведения занятий по логоритмике
Логопедическая ритмика – это целая наука, которая при правильном использовании ее принципов способна творить чудеса. Специалисты не рекомендуют бездумно отправлять ребенка на разрекламированные занятия. Сначала следует оценить особенности ситуации, в случае необходимости посоветоваться с профессионалами (логопедом, психологом, педиатром, педагогом-дефектологом). В идеале ребенка следует записывать в учреждение, работа в котором сопровождается консультациями с перечисленными специалистами.
Индивидуально или в группе – преимущества частных детских садов?
У каждого из подходов есть свои плюсы и минусы. Для получения максимального эффекта специалисты рекомендуют совмещать их по возможности. Нельзя забывать, что работа в группе будет более интересна ребенку, позволит ему общаться со сверстниками.
Преимущества частных заведений:
- логоритмика в детском саду перестает быть редкостью, но в частных учебных заведениях занятия организуются не на любительском, а на профессиональном уровне. Воспитатели, знакомые с тонкостями направления, позаботятся о том, чтобы полученный результат был не хуже, чем при индивидуальной работе;
- выраженный результат достигается за счет формирования мини-групп – у педагога в обычном саду просто не будет возможности уделять каждому малышу достаточное внимание;
- занятия дополняются консультациями с профильными специалистами – логопедом, психологом, дефектологом.
Работа с ребенком в индивидуальном порядке позволит заниматься конкретно его случаем, при необходимости корректировать программу. Такой вариант оптимален для ребят, которые стесняются толпы, не могут полностью расслабиться при посторонних. При частном подходе нет необходимости подстраиваться под график, его можно составлять самостоятельно, исходя из занятости преподавателя и удобства родителей.
Логоритмические программы направлены на лечение физических и умственных заболеваний малышей различных возрастов.
Сразу стоит отметить возможный негативный момент домашних уроков – не каждый ребенок способен воспринимать кого-то из родителей в качестве учителя. Высок риск того, что он будет просто баловаться или вообще откажется выполнять упражнения, а тогда придется воспользоваться помощью специалиста.
Базовые принципы, рекомендации
Главный плюс логоритмики – простота направления. Для его практического применения не нужно получать профильного образования. Достаточно усвоить ряд базовых правил, а также специфических моментов.
Логоритмика для дошкольников строится на таких принципах:
- занятия должны основываться на подражании. Ведущий не просто говорит, что нужно делать, он все показывает, побуждая ребенка к повторению;
- при наличии заикания работу следует проводить 3-4 раза в неделю, при отсутствии проблем двух раз будет достаточно. Лучше организовывать их во второй половине дня;
- во время занятий малышу должно быть весело и интересно. Не нужно ограничиваться музыкой и движениями, стоит позаботиться об игрушках, картинках и даже костюмах;
- не следует постоянно менять программу. Начинать надо с самого простого, постепенно доводя исполнение ребенка до совершенства. После этого можно вносить дополнения, усложнять действия или фразы;
- работа должна сопровождаться музыкой. Ее надо подбирать так, чтобы звуки и их темп соответствовали типу программы;
- не надо зацикливаться строго на прописанной специалистами программе. Каждый ребенок уникален, поэтому занятия нужно подстраивать под него, уделяя особое внимание проблемным моментам;
- главное – сохранять терпение и радостное настроение. Малыши тонко чувствуют недовольство, из-за которого быстро замыкаются в себе.
Не стоит ожидать мгновенных положительных результатов. Независимо от того, с каких вводных пришлось начинать, стойкий эффект появится через 6-12 месяцев.
Основные комплексы логоритмики
Логопедическая ритмика – это не строгие инструкции, а рекомендации, которые надо модифицировать и развивать самостоятельно. Творческий подход к процессу приветствуется.
Занятие по логоритмике должно включать:
- ходьбу на месте, в разных направлениях;
- действия на отработку речевого дыхания, постановку артикуляции, голоса;
- упражнения для оттачивания внимания, поддержания мышечного тонуса;
- ритмические действия, формирующие чувство темпа;
- пение, произношение звуков, слов или фраз под музыку и без;
- действия, способствующие развитию мелкой моторики.
Все перечисленные виды активности должны быть тесно связаны с музыкой. По этой причине подбору композиций надо уделить повышенное внимание.
Игры и упражнения
Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях – оптимальный вариант отработки нужных действий и оттачивания полезных навыков. Лучше всего систематически давать ребенку простейшие задания, плавно и постепенно усложняя их характер
Время от времени следует вводить ролевые игры (игроритмика). В них ребята должны действовать по сценарию, видя конечную цель, осознавая важность своих стараний.
С помощью логоритмики можно своевременно выявлять и корректировать проблемы в развитии ребенка.
Логоритмические игры и упражнения:
- удерживание в воздухе или перемещение легких предметов (перо, кусочек ваты, мыльный пузырь) с помощью дыхания;
- надувание мыльных пузырей, соревнования на самый большой шарик;
- игра на духовых музыкальных инструментах;
- подъем и опускание рук со звуковым сопровождением – сначала вдох и выдох, потом отдельные звуки и слоги, затем ключевые слова и фразы. Постепенно движения можно дополнять и усложнять;
- непрерывное воспроизведение протяжных звуков – для облегчения и разнообразия процесса ребенок может тянуть веревочку, длину которой следует постепенно увеличивать, не предупреждая его;
- чтение стихов под музыку с одновременным выполнением простых движений.
Действенное и интересное логоритмическое упражнение – одновременное пение с попыткой изобразить произносимые слова или их характеристики. Сначала ведущий должен задавать тон, чтобы малыши поняли, что от них требуется. Постепенно ему следует отходить в тень, давая возможность ребятам реализовать себя.
Животные
Одним из базовых приемов обучения логоритмике для самых маленьких является использование их знаний о живой природе. Занятия включают чтение стихотворений, исполнение песенок про животных, воспроизведение их действий с дополнением звуками, которые издаются конкретными видами. При этом нельзя забывать, что звуки и действия должны идти вместе, а не отдельно. Для получения максимального эффекта процесс рекомендуется дополнять использованием картинок, костюмов, атрибутов животного мира.
Овощи и фрукты
Направление «Логоритмика – Фрукты» позволяет детям расширить познания в сфере растительного мира, изучить массу новых слов и движений. Эффективность работы повышается за счет использования картинок и другого визуального дидактического материала. Логоритмика на музыкальных занятиях в детском саду, построенная на фруктовой теме, не ограничивается демонстрацией картинок и выкрикиванием участниками названий предметов. Во время занятий дети «трут» морковь, «режут и солят» капусту», «мешают» варенье» и выполняют множество других действий. Упражнения логоритмики такого профиля обязательно сопровождаются «походами в сад», «работой на огороде».
Составление программы с учетом возрастных особенностей
При правильном и ответственном подходе к проведению занятий цели логоритмики будут достигаться в любом возрасте. Главное, учитывать при этом возрастные и индивидуальные особенности малыша.
Логоритмическая гимнастика в разные периоды жизни детей:
- от 0 до 2 лет – первые попытки приучить ребенка к произношению слов и выполнению движений под музыку можно предпринимать хоть сразу после его рождения. Занятия хоть и будут пассивными, принесут массу пользы, дадут задел на будущее. Сначала достаточно самостоятельно выполнять простейшие движения под аккомпанемент, произнося звуки или слова. Затем надо повторять действия ручками и ножками малыша в такт речи или музыке;
- от 2 до 4 лет – логоритмика для детей 2-3 лет призвана совершенствовать уже приобретенные навыки. Главное, не торопить ребенка, подстраиваться под его ритм развития. Если он еще не говорит фразами, упор надо делать на слова, постепенно складывая их в предложения;
- от 4 до 6 лет – период, когда сложность фраз может быть максимальной. Чтобы избавиться от речевых ошибок надо использовать скороговорки, приемы логопедической гимнастики;
- младшие школьники – в этом возрасте дети особенно полны энергии, поэтому можно смело давать им самые сложные движения. При этом нельзя забывать о речевом сопровождении работы.
Логоритмика позволяет в раннем возрасте выявлять проблемные стороны в развитии детей, своевременно их корректировать. При этом родители должны помнить, что принуждать малышей категорически запрещено. Работа без удовольствия и интереса не даст нужного результата. Если ребенок не воспринимает родителей в качестве учителей, нужно подобрать ему хорошего специалиста или направить на групповые занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Видеопортфолио "Базовая модель обобщенного опыта педагогической работы воспитателя"
Видеоматериал занятий в группе компенсирующего развития "Колокольчик" для детей с нарушением зрения в МБДОУ № 125 г. Тулы...
Обобщение опыты работы Деятельный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников
Окружающая нас природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребенка морем звуков, запахов, множеством загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать, делать выводы.В дошкольном возрасте происх...
«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»
Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...
Обобщение опыта «Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников»
Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность. Органическое соединение движения, ...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ: ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ СЛОВО
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»
В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и...
Обобщение опыта педагогической работы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастаю...