консультация для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях"
план-конспект занятия по логопедии
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей. В коррекционной работе логопедом на разных этапах занятия широко применяются методы и приемы здоровьесберегающих технологий.
1.Первый этап занятия – организационный. В организационные моменты полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения, формирование пространственных представлений, развитие слухового внимания.
Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Релаксационные упражнения: «Представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление)».
-«Строители» Поднимают ведро с краской (напряжение) и опускают его (расслабление).
- «Сильные и слабые»
- «Цветы и солнышко». Цветы растут и тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли ( расслабление).
- Использование психогимнастики можно рассмотреть на примере занятия «У нас в гостях звуки [г] и [г']»: «Дети, вы помните сказку про Белоснежку? С кем она дружила? Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?» (Дети изображают ворчливого, грустного, доброго и злого гномов).
2.Одним из следующих этапов логопедического занятия может быть работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Упражнения для губ: «Лягушка» - «Слоник», «Покусывание верхней и нижней губы»
Упражнениек для язычка: «Лошадка», «Грибочек», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Качели», «Часики», «Лопаточка» и т.д.
3.Самомассаж – это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Пример:
Упражнения на самомассаж мышц лица:
- «Рисуем дорожки» - движение пальцев от середины лба к вискам,
- «Паровозики» - сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам; производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.
- «Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Упражнения на самомассаж мышц языка:
- «Поглаживание языка губами»
- «Пошлепывание языка губами»
- «Покусывание языка зубами»
4. Обязательно на занятии присутствует физминутки, динамические паузы, тесно связанные с темой занятия и являющиеся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий.
5. Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением конкретного речевого материала. Пример:
Едем, едем на машине - имитируют движения рулем
Нажимаем на педаль - ногу сгибают, вытягивают
Газ включаем, выключаем - воображемый рычаг поворачивают рукой к себе, от себя
Смотрим пристально мы вдаль - приставляют ладонь ко лбу
«Дворники» счищают капли - руки сгибают в локтях перед собой,
Вправо, влево. Чистота! - ладони раскрывают, наклоняют руки влево-вправо
Волосы ерошит ветер - пошевеливают пальцами над головой
Мы – шоферы хоть куда! - поднимают вверх большой палец руки.
6.Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
- «Горячий чай»
- «Ветерок»
- «Бумажный султанчик»
- «Буря в бутылке»
- «Загони машинку в гараж»
- «Сдуй снежинку»
-«Свеча»
-«Дышим носом»
- «Ныряльщик»
7. Упражнения для развития мелкой моторики
«Колечко»
«Кулак – ребро – ладонь»
«Упражнения с мячом – ежиком»
8. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
«Взгляд влево вверх»
«Горизонтальная восьмерка»
«Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.
Обязательное условие – передача положительных эмоций. При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть c надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, все получиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_logopedicheskih_zanyatiyah.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей. В коррекционной работе логопедом на разных этапах занятия широко применяются методы и приемы здоровьесберегающих технологий.
1.Первый этап занятия – организационный. В организационные моменты полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения, формирование пространственных представлений, развитие слухового внимания.
Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Релаксационные упражнения: «Представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление)».
-«Строители» Поднимают ведро с краской (напряжение) и опускают его (расслабление).
- «Сильные и слабые»
- «Цветы и солнышко». Цветы растут и тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли ( расслабление).
- Использование психогимнастики можно рассмотреть на примере занятия «У нас в гостях звуки [г] и [г']»: «Дети, вы помните сказку про Белоснежку? С кем она дружила? Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?» (Дети изображают ворчливого, грустного, доброго и злого гномов).
2.Одним из следующих этапов логопедического занятия может быть работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Упражнения для губ: «Лягушка» - «Слоник», «Покусывание верхней и нижней губы»
Упражнениек для язычка: «Лошадка», «Грибочек», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Качели», «Часики», «Лопаточка» и т.д.
3.Самомассаж – это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Пример:
Упражнения на самомассаж мышц лица:
- «Рисуем дорожки» - движение пальцев от середины лба к вискам,
- «Паровозики» - сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам; производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.
- «Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Упражнения на самомассаж мышц языка:
- «Поглаживание языка губами»
- «Пошлепывание языка губами»
- «Покусывание языка зубами»
4. Обязательно на занятии присутствует физминутки, динамические паузы, тесно связанные с темой занятия и являющиеся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий.
5. Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением конкретного речевого материала. Пример:
Едем, едем на машине - имитируют движения рулем
Нажимаем на педаль - ногу сгибают, вытягивают
Газ включаем, выключаем - воображемый рычаг поворачивают рукой к себе, от себя
Смотрим пристально мы вдаль - приставляют ладонь ко лбу
«Дворники» счищают капли - руки сгибают в локтях перед собой,
Вправо, влево. Чистота! - ладони раскрывают, наклоняют руки влево-вправо
Волосы ерошит ветер - пошевеливают пальцами над головой
Мы – шоферы хоть куда! - поднимают вверх большой палец руки.
6.Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
- «Горячий чай»
- «Ветерок»
- «Бумажный султанчик»
- «Буря в бутылке»
- «Загони машинку в гараж»
- «Сдуй снежинку»
-«Свеча»
-«Дышим носом»
- «Ныряльщик»
7. Упражнения для развития мелкой моторики
«Колечко»
«Кулак – ребро – ладонь»
«Упражнения с мячом – ежиком»
8. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
«Взгляд влево вверх»
«Горизонтальная восьмерка»
«Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.
Обязательное условие – передача положительных эмоций. При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть c надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, все получиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для логопедов "Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях"
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях...
Консультация для родителей на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях"
Использование здоровьесберегающих технологий способствует комплексному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата....
Консультация для родителей на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»
познакомить воспитателей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач...
Консультация «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»
Познакомить родителей с особенностями применения здоровьезберегающих технологий на логопедических занятиях....
Консультация для родителей на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»
Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на заняти...
Консультация для родителей на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»
Познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях....