консультация для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях"
план-конспект занятия по логопедии

Несмачных Марина Анатольевна

Использование здоровьесберегающих   технологий на логопедических занятиях

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.  Работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей.  В коррекционной работе логопедом на разных этапах занятия широко применяются методы и приемы здоровьесберегающих технологий.

1.Первый этап занятия – организационный. В организационные моменты полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения, формирование пространственных представлений, развитие слухового внимания.

Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Релаксационные упражнения: «Представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление)».

-«Строители» Поднимают ведро с краской (напряжение) и опускают его (расслабление).

- «Сильные и слабые»

- «Цветы и солнышко». Цветы растут и тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли ( расслабление).

- Использование психогимнастики можно рассмотреть на примере занятия «У нас в гостях звуки [г] и [г']»: «Дети, вы помните сказку про Белоснежку? С кем она дружила? Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?» (Дети изображают ворчливого, грустного, доброго и злого гномов).

2.Одним из следующих этапов логопедического занятия может быть работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Упражнения для губ: «Лягушка» - «Слоник», «Покусывание верхней и нижней губы»

Упражнениек для язычка: «Лошадка», «Грибочек», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Качели», «Часики», «Лопаточка» и т.д.    

 3.Самомассаж – это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Пример:

Упражнения на самомассаж мышц лица:

 - «Рисуем дорожки» - движение пальцев от середины лба к вискам,

- «Паровозики» - сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам; производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.

 - «Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

 Упражнения на самомассаж мышц языка:

 - «Поглаживание языка губами»

 - «Пошлепывание языка губами»

 - «Покусывание языка зубами»

4. Обязательно на занятии присутствует физминутки, динамические паузы, тесно связанные с темой занятия и являющиеся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий. 

5. Логоритмика -  это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением конкретного речевого материала. Пример:

 Едем, едем на машине -  имитируют движения рулем

 Нажимаем на педаль - ногу сгибают, вытягивают

 Газ включаем, выключаем - воображемый рычаг поворачивают рукой к себе, от себя

 Смотрим пристально мы вдаль -  приставляют ладонь ко лбу

«Дворники» счищают капли - руки сгибают в локтях перед собой, 

Вправо, влево. Чистота! - ладони раскрывают, наклоняют руки влево-вправо

 Волосы ерошит ветер - пошевеливают пальцами над головой

 Мы – шоферы хоть куда! - поднимают вверх большой палец руки.         

6.Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

- «Горячий чай»

- «Ветерок»

- «Бумажный султанчик»

 - «Буря в бутылке»

- «Загони машинку в гараж»

- «Сдуй снежинку»

-«Свеча»

-«Дышим носом»

- «Ныряльщик»

7. Упражнения для развития мелкой моторики

«Колечко»

«Кулак – ребро – ладонь»

«Упражнения с мячом – ежиком»

8. Глазодвигательные упражнения  позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

«Взгляд влево вверх»

«Горизонтальная восьмерка»

«Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

Обязательное условие – передача положительных эмоций. При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть c надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, все получиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих   технологий на логопедических занятиях

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.  Работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей.  В коррекционной работе логопедом на разных этапах занятия широко применяются методы и приемы здоровьесберегающих технологий.

1.Первый этап занятия – организационный. В организационные моменты полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения, формирование пространственных представлений, развитие слухового внимания.

Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Релаксационные упражнения: «Представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление)».

-«Строители» Поднимают ведро с краской (напряжение) и опускают его (расслабление).

- «Сильные и слабые»

- «Цветы и солнышко». Цветы растут и тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли ( расслабление).

- Использование психогимнастики можно рассмотреть на примере занятия «У нас в гостях звуки [г] и [г']»: «Дети, вы помните сказку про Белоснежку? С кем она дружила? Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?» (Дети изображают ворчливого, грустного, доброго и злого гномов).

2.Одним из следующих этапов логопедического занятия может быть работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Упражнения для губ: «Лягушка» - «Слоник», «Покусывание верхней и нижней губы»

Упражнениек для язычка: «Лошадка», «Грибочек», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Качели», «Часики», «Лопаточка» и т.д.        

 3.Самомассаж – это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Пример:

Упражнения на самомассаж мышц лица:

 - «Рисуем дорожки» - движение пальцев от середины лба к вискам,

- «Паровозики» - сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам; производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.

 - «Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

 Упражнения на самомассаж мышц языка:

 - «Поглаживание языка губами»

 - «Пошлепывание языка губами»

 - «Покусывание языка зубами»

4. Обязательно на занятии присутствует физминутки, динамические паузы, тесно связанные с темой занятия и являющиеся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий.  

5. Логоритмика -  это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением конкретного речевого материала. Пример:

 Едем, едем на машине -  имитируют движения рулем

 Нажимаем на педаль - ногу сгибают, вытягивают

 Газ включаем, выключаем - воображемый рычаг поворачивают рукой к себе, от себя

 Смотрим пристально мы вдаль -  приставляют ладонь ко лбу

«Дворники» счищают капли - руки сгибают в локтях перед собой, 

Вправо, влево. Чистота! - ладони раскрывают, наклоняют руки влево-вправо

 Волосы ерошит ветер - пошевеливают пальцами над головой

 Мы – шоферы хоть куда! - поднимают вверх большой палец руки.          

6.Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

- «Горячий чай»

- «Ветерок»

- «Бумажный султанчик»

 - «Буря в бутылке»

- «Загони машинку в гараж»

- «Сдуй снежинку»

-«Свеча» 

-«Дышим носом» 

- «Ныряльщик»

7. Упражнения для развития мелкой моторики

«Колечко»

«Кулак – ребро – ладонь»

«Упражнения с мячом – ежиком»

8. Глазодвигательные упражнения  позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

«Взгляд влево вверх»

«Горизонтальная восьмерка»

«Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

Обязательное условие – передача положительных эмоций. При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть c надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, все получиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для логопедов "Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях"

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях...

Консультация для родителей на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях"

Использование здоровьесберегающих технологий способствует комплексному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата....

Консультация для родителей на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

познакомить воспитателей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач...

Консультация «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

Познакомить родителей с особенностями применения здоровьезберегающих технологий на логопедических занятиях....

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на заняти...

Консультация для родителей на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

Познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях....