«Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
проект (младшая группа)
Тема: «Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Цель:
– Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
– Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
– Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
– Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
– Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
– Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
– Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
– Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
– Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
– Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_na_2023_-_2025_god.docx | 213.42 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Старополтавского района Волгоградской области
404211, Волгоградская область, с.Старая Полтавка, ул.Октябрьская, 43
тел. (884493) 4-42-86
План самообразования на 2023 – 2025 год
Петровой Анжелики Ивановны
«Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Тема: «Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Цель:
– Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
– Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
– Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
– Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
– Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
– Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
– Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
– Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
– Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
– Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Актуальность темы:
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия ».
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Рисование нетрадиционными техниками – важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе – можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно – образного, и словесно – логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику ” кляксография”. Созданию сложного симметричного изображения способствует техника ” монотипия”.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально – положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Распределение техники по возрастным группам.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля;
- оттиск осенними листьями;
- рисование ладошками и т.д.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:
Изучение методической литературы по теме:
- А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»;
- Т. Н. Давыдова «Рисуем ладошками»;
- Г. Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»;
- И. А. Лыкова «Цветные ладошки»;
- А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»;
- И. А. Лыкова – «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»;
Изучение педагогического опыта и внедрение в практику:
- Разработка перспективного плана на сентябрь – май по нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе;
- Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»;
- Выставки детских рисунков, аппликаций для родителей;
- Составить конспекты занятий по нетрадиционному рисованию;
- Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования;
Перспективный план работы по теме самообразования (нетрадиционные техники рисования)
Сентябрь
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Окраска воды» (Освоение цветовой гаммы) | Получать различные оттенки красного цвета. Называть предметы, имеющие такой же цвет. Развивать воображение, наблюдательность | 2 прозрачные баночки с водой, красная гуашь | Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в светло-красный и темно-красный цвет. Предлагает сделать то же самое. Что бывает такого же цвета? |
«ветка рябины» (пальцевая живопись) | Знакомить детей с техникой рисования пальчиками, развивать инициативу. Закреплять умение различать цвета. | Заготовка кисти рябины, гуашь красного цвета, салфетки влажные и бумажные, поролоновые губки для гуаши. Птичка- игрушка. | Детям предлагается помочь птичкам, накормить их рябинкой. Все кисти рябины приклеиваем к большому дереву и на него садим птичку. |
«компот из яблок» (отпечаток яблоком» | Познакомить со способом изображения «штампование». Раскрыть возможности использования в изобразительной деятельности различных предметов. | Штампы из яблок на каждого, салфетки для рук, гуашь красного, желтого, зеленого цвета, эскизы банок, губки для гуаши. | Рассказ о заготовках на зиму. Беседа «как готовится компот». Возможность детей самим приготовить компот на зиму, в помощь маме (бабушке). |
«яблоко поспело» (монотопия) | Познакомить со способом монотопии и получение уникального симметричного отпечатка. Рассмотреть многообразие предметов для рисования данным способом. | закрашивание одной половины яблока на листе и путем складывания второй половины получаем симметричный отпечаток – целое яблоко. |
Октябрь
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«первый снег» (пальцевая живопись на осенних листьях» | Продолжать формировать интерес к рисованию пальчиками с использованием изображения на природном материале. | Гуашь белого цвета, губки для гуаши, осенние листья (дубовые, кленовые). | Показать детям, что можно рисовать не только на листах бумаги, но и на других природных материалах (осенние листья). |
«падают, падают листья…» («осеннее дерево») (пальчиковая живопись» | Учить рисовать пальчиками (окунать в краску кончики пальцев и ставить отпечатки), развивать чувство цвета и ритма. | Заготовки стволов деревьев на бумаге, гуашь красного и желтого цвета, влажные и бумажные салфетки. | С помощью игровых моментов (помощники осени) подвести детей к рисованию красивых осенних листочков на деревьях. Показать, что крона деревьев похожа на красочный разноцветный салют, а листочки – яркие огоньки. |
«едет с поля урожай» (аппликация» | Умение наклеивать готовые предметы, развитие цветового восприятия, сообразительности. | Готовые эскизы банок, шаблоны овальных зеленых огурчиков, круглых красных помидоров. Клей, салфетки. | Беседа о зимних заготовках. Дети самостоятельно определяют (по форме и цвету) какие овощи мы будем солить на занятии. |
«грибочки в лукошке» (оттиск печатками картофеля) | Формировать вкус к композициям предметов, знакомить с понятием «натюрморт». | Готовые нарисованные лукошки, овальные печатки из картофеля, гуашь коричневого цвета, емкости для печати, игрушечная белка. | С белкой дети рассматривают многообразие грибов в ее лесу. И вместе с ней идут в лес собирать грибочки. дети пробуют из двух овалов (шляпа и ножка) составить грибок, напечатать его печатками. |
Ноябрь
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Ежик» (печатание ладошками) | Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость. Знакомство с живописью ладошками, продолжать рисование пальчиками. Упражнять в комбинировании двух различных техник. | Бумага, гуашь коричневого и зеленого цвета, кисти, заготовки силуэта ежика без иголок. Влажные и бумажные салфетки. | Чтение стихотворения Маршака «Еж». Предложить нарисовать портрет ежика. Объяснить последовательность работы. В конце занятия организуется выставка портретов. |
«спрячем ежика в осенних листочках» (кляксография) | Знакомство с новой техникой выполнения рисунка. Развитие интереса к рисованию. Формирование воображения. | Силуэты листьев (дубовые кленовые, вырезанные из белой бумаги). Разведенная гуашь желтого, красного цвета. Трубочки для коктейля. | На готовые белые листики ложечкой наливается клякса. Дети с помощью трубочек раздувают эту кляксу в разные стороны по листику. Тем самым получается необычный рисунок. Либо кончиком трубочки водят по кляксе. |
«березка» (рисование карандашом и пластилином) | Упражнять в комбинировании разных техник (рисование и аппликация из пластилина). Развитие мускулатуры пальцев, положительных эмоций. Умение наносить рисунок пластилином. | Листы белого картона, фломастер черного или коричневого цвета. Пластилин желтого цвета. | На прогулке наблюдали за осенним желтым «сарафаном» березы. Дети рисуют фломастером ствол березы по образцу. Ветки березы украшают желтыми круглыми комочками пластилина. |
«Синий вечер» (Линогравюра) | Развивать художественное восприятие, воображение, координацию движений рук | По 2 листа белой бумаги , на каждого ребенка, синяя гуашь, кусочек поролона, клей, силуэты: дерево, дом, звезда, собака, будка | Чтение стихотворения Фетисова «Синий вечер». Показать, как лучше расположить силуэты. Объяснить последовательность выполнения работы. |
Декабрь
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Узоры на окнах» (Раздувание капли) | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка | Дети любуются узорами на окне. Стихотворение Никитина «Жгуч мороз трескучий». Воспитатель предлагает детям рисовать как Мороз на окнах, вместо окон – лист бумаги, вместо дыхания- краска |
«пушистый зайчонок» (рисование по трафарету) | Познакомить с техникой рисования с помощью трафарета. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. | Цветная бумага голубого цвета, белая и черная гуашь, кисть, трафарет зайчика, салфетки. Поролоновый тампон. | Вспомнить как зайчик готовится к зиме. Рассмотреть игрушку зайца, выделить все части тела. С помощью трафарета и поролонового тампона нарисовать зайчишку. По желанию дорисовать норку, сугробы. |
«в лесу родилась елочка» (Рисование методом тычка) «украсим елочку» (пальчиковая живопись) | Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. Развивать чувство композиции, коллективизма. | листы белого цвета с силуэтом елочки; кисть с жестким ворсом; краска зеленого цвета; стаканы с водой; салфетки. Белая гуашь. | Рассмотреть зимний пейзаж из елей. Поговорить о значимости зеленой красавицы для новогоднего праздника. Предложить нарисовать коллективный зимний пейзаж из зеленых красавиц. Украсить елочку снежинками – пушинками (нарисовать пальчиками белые комочки на ветках). |
«Дед Мороз» (рисование ладошками) | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | – листы светло-голубого цвета; – белая гуашь в плошках, – салфетки. | Предложить детям нарисовать бороду деду Морозу, используя заготовку силуэта лица дед Мороза с глазами, носом и усами. Необходимо дополнить рисунок приклеиванием красной шапочки на голову из цветной бумаги. |
Январь
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Звездное небо» (Фотокопия) | Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования | Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, свеча. | Беседа о звездах. Чем можно нарисовать звезды на белой бумаге, чтобы их не было видно? Предложить волшебные карандаши (свечи) и нарисовать ими звезды. Затем раскрасить небо. В конце организуется выставка. |
«снежинки – пушинки за окном» (пальцевая живопись, штампики) | Создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей детей. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (ватными палочками, пальчиками, штампики). | тонированные листы бумаги виде окна на каждого ребенка , гуашь белого цвета, ватные палочки, штампики, влажные и бумажные салфетки для рук. | На прогулке рассмотреть падающие снежинки. Рассмотреть рисунки со снежинками, с метелью. Как снежинки – «белые мухи» падают. Снег падает крупинками или большими хлопьями. |
«Мой сон» (Работа со знакомыми техниками) | Развивать творческие способности ,воображение. Учить детей передавать в рисунке свое настроение, чувства. ощущения. | Краска, бумага, кисти, клей, печать-клише, нитки, мыльная пена | Воспитатель просит детей изобразить впечатления от своего сна. |
«Кто здесь прошел?» (Рисование пальчиками) | Продолжать учить детей создавать ритмические композиции, рисовать пальчиками сложенными щепоткой Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | -лист бумаги белого цвета; краска синего цвета в чашечке; салфетки. | Рассмотреть следы на снегу, определить каким животным они принадлежать. И предложить детям самим изобразить следы на белом (голубом) снегу в зимнем лесу. Спеть песенку Маши про следы из мультфильма. |
Февраль
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«снеговик» (рисование поролоном, обрывная аппликация ) | Разнообразить технику рисования поролоном обрывной аппликацией. Умение совмещать техники. Различать размеры фигур. Формирование чувства композиции. Развитие мелкой моторики рук. | Штампы из поролона, белые листы бумаги (или голубая цветная бумага. Белая, голубая гуашь. Миски для гуаши. Цветная бумага для обрывной аппликации, клей. | Лепим снеговика на прогулке. Определяем из чего состоит снеговик и как будем рисовать. Начинаем с самого большого снежного шара. На него ставим (рисуем) шар поменьше и голова – самый маленький снежный шар. Заканчиваем композицию из снега обрывной аппликацией. |
«кораблик для папы» (Рисование смятой бумагой и пластилином) | Активизировать и разнообразить технику работы с бумагой, ватой, пластилином: учить наклеивать вату на бумагу, размазывать пластилин по бумаге, наклеивать изображение соответственно замыслу. | Бумага белого цвета, синий пластилин, ватные диски, желтая краска, парус из красной цветной бумаги, клей, салфетки. | Нарисованный силуэт кораблика закрашиваем с помощью смятой бумаги. Волны изображаем синим пластилином, размазывая по листу бумаги. |
«кораблик для папы» (рисование с аппликацией) | Познакомить детей с отрывком стихотворения “По реке плывёт кораблик” (А. Лазарев). | Бумага белого цвета, синий пластилин, ватные диски, желтая краска, парус из красной цветной бумаги, клей, салфетки. | Заканчиваем композицию наклеиванием бумажного паруса к кораблику. Для демонстрации можно изготовить бумажный кораблик – оригами. |
«Снежинка» (Рисование крупой) | Познакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. | лист бумаги с нарисованной снежинкой на каждого ребенка синего цвета; клей; кисти; манная крупа. Бумажные салфетки. | Силуэт нарисованной снежинки аккуратно намазываем клеем. Насыпаем на рисунок манной крупы. Для лучшего приклеивания крупы накладываем салфетку. Излишки крупы стряхиваем с картинки. Данными снежинками украшаем группу. |
Март
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«подснежники для мамы» | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цвет восприятие. Или рисование ладошками. | Акварель, восковые мелки, салфетки, кисти. | нарисовать подснежники восковыми мелками, обратить внимание на склоненную головку цветов. С помощью акварели дорисовать зелень у подснежников. |
«Облака» (Рисование по сырому фону, или рисование тампоном) | Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность. | Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон. | Вспомнить, как наблюдали за бегом облаков. Чтение стихотворения Никитина «Тихо ночь ложится». Интересно. Как отражаются облака в озере. Воспитатель показывает способ работы. В конце занятия все любуются очертаниями – отражениями облаков. |
«Ледоход» (Метод старения) | Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа. | Клей, бумага, кисть, гуашь голубого цвета | Затонировать лист бумаги. На что похоже? Покрыть лист клеем. Теперь на что похоже? Когда высохнет клей, надавить пальцем так, чтобы слой клея местами надломился. А теперь на что похоже? Что можно добавить в рисунок? |
«мы рисуем радугу» (оттиск смятой бумагой или пальчиками) | Развитие цветовой гаммы. Продолжать знакомство с техникой оттиск смятой бумагой. | Листы белой бумаги, гуашь, смятые комочки бумаги, емкости для гуаши (губки). | Рассмотреть радугу, определить последовательность рисования цветовой гаммы. Определить дугообразную форму радуги. |
Апрель
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«подводное царство» (пальцевая живопись, ладошка, оттиск пробкой, рисование солью) | познакомить детей с различными техниками рисования; – развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне, ткани и др.; – способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности; – развивать творческие способности и экспериментирование; – воспитывать чувство прекрасного. | Бумага белого или голубого цвета; гуашь разного цвета; ватные палочки; пробки; соль. Влажные и бумажные салфетки. Губки для гуаши. | Рассматривание картин подводного пейзажа. Поэтапное рисование: по выбору детей рисуем ладошкой рыбку, осьминога или медузу. С помощью клея и соли изображаем песок на дне водоема. Оттиском пробки обозначаем камушки. Пальчиками дорисовываем зеленые длинные водоросли. |
«красивые цветы для пчелки» (рисование ладошкой и пальчиками) | Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; Закрепить знания красного и зеленого цветов; Развивать воображение; Воспитывать аккуратность. | Листы белой бумаги, красная и зеленая гуашь, салфетки | Дети выбирают любой цвет для рисования цветка. Делают отпечаток ладошки, рисуем зелень. Пальчиками рисуем пчелку. Дорисовки делаем фломастерами |
«Езда на автомобиле» (Линия, как средство выразительности) | Тренировать движения руки, глазомера. Развивать чувствительность к характеру линий. | Листы бумаги с изображением дороги, карандаши. | Детям предлагается игра. Надо проехать по горной дороге за доктором и вернуться обратно к больному. Проехать надо не «сорвавшись» в пропасть. |
«Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница)» (Рисование пальчиками, карандашом, пробкой)
| Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. | Белый лист бумаги; разноцветные краски; салфетки; карандаши, пробки. | Рассматриваем картинки с насекомыми. Ребенок выбирает понравившееся ему насекомое. Определяем каким способом можно нарисовать то или иное насекомое. Ребята уже самостоятельно дополняют свой рисунок, используя уже знакомые техники рисования. |
Май
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание | |
«Салют» (Рисование методом тычка) | Познакомить детей с праздником «День победа» и неотъемлемой частью празднования – салютом. Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | иллюстрации с изображением салюта; листы бумаги синего цвета; гуашь разных цветов в чашечках; салфетки. На листах бумаги нарисована пушка из которой выпускают большой праздничный салют. | Рассматривание картин с праздниками. Определить цветовую гамму салюта. Оставить яркое впечатление от праздника. Умение определить положение салюта на листе бумаги. Использование разного цвета краски для своего рисунка. | |
«воздушные шарики» (Оттиск смятой бумагой) | Учить комкать бумагу; познакомить с приемом рисования смятой бумагой; развивать мелкую моторику рук. | Альбомные листы; разноцветная гуашь в мисочках; кисточки; надутые воздушные шарики на каждого ребенка. | С помощью смятой бумаги изобразить шарики разного цвета. Подрисовать ниточки. С помощью рисунка выразить праздничное настроение (настроение праздника). | |
«Черемуха» (Рисование ватными палочками, пальчиками) | Продолжать совершенствовать технику рисования пальчиками, ватными палочками. Формировать чувство композиции и ритма. | Цветная бумага голубого цвета; ватные палочки; белая и зеленая краска, влажные и бумажные салфетки. | Рассмотреть картинки с цветущей черемухой. На изображение ветки черемухи рисуем пальчиком (с белой краской) цветочки. Веточка должна получится пушистой от большого количества мелких цветочков. | |
«желтые одуванчики» (Рисование мыльными пузырями, или пальчиками) | Познакомить детей с новым способом получения изображения. Развивать творческие способности, воображение. | Бумага, трубочки, гуашь, жидко разведенная шампунем. | Внимательно рассмотреть одуванчик. Чтение Серова «Носит одуванчик желтый сарафанчик». Показ воспитателем способа работы. Предложить детям так же попробовать нарисовать. |
Виды и техники нетрадиционного рисования, используемые в работе.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
- Кляксография.
На альбом упала краска,
На листе осталась клякса.
Пририсую ей глаза,
Пусть летает стрекоза.
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
- Тычок жесткой полусухой кистью.
Посмотрите, что такое?
Из-под щётки брызжет море.
Лебедь по морю плывёт
И лебёдушку зовёт
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Рисование пальчиками.
Нету кисточки пропала,
Только я грустить не стала,
Обмакну я пальчик в краску,
Нарисую пальцем сказку.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
- Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
- Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
- Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
- Точечный рисунок.
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты или ватная палочка, которая окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
- Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
- Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
- Поролоновые рисунки.
Почему-то мы все склонны думать, что , если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
- Рисование мелками.
Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.
- Метод монотипии.
Монотипия такая,
Рисовать нам помогает,
Нарисую полстранички,
А сложу, как две сестрички.
Два слова об этом, к сожалению, редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.
- Рисование на мокрой бумаге.
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
- Выдувание.
Развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение. Материалы: акварель, ручка без стержня или трубочка от коктейля, лист белой бумаги для акварели формата А4, кусочек поролона, баночка с чистой водой. Способ получения изображения: На белый, цветной или тонированный лист бумаги капаем пипеткой тушь или чернила контрастного цвета и эту каплю раздуваем через трубочку для коктейля. Таким способом можно нарисовать деревья, цветы в вазе, салют и т.д. Скатывая в шарики маленькие кусочки пластилина, завершаем работу, прикрепляя их в виде листочков, цветов или вспышек салюта.
- Рисуем манкой.
Интересная техника рисования. Даже простые детские рисунки, выполненные в ней, выглядят очень стильно! Необходимые материалы:
Клей ПВА, плотная черная бумага, манка. Способ получения изображения:
Ребёнок рисует клеем по заранее нанесённому рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) в один или несколько раз. Ждём, пока высохнет.
Взаимодействие с родителями:
сентябрь | Родительское собрание на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье» | Повышение педагогической компетентности родителей. | Оформление папки – передвижки «Способы нетрадиционного рисования с детьми». | ||
октябрь | Консультация «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования» | Рекомендации родителям в грамотном выборе игр и упражнений для развития мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования. | Оформление папки – передвижки | ||
ноябрь | Консультация «Развиваем моторику – развиваем речь!» | Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей. | Подбор и разработка игр, способствующих развитию мелкой моторики и речевому развитию. | ||
декабрь | Выставка детского творчества «Наш вернисаж». | Подготовка рисунков к выставке. | Подготовка рекомендаций родителям | ||
январь | Вовлечение родителей в проектную деятельность «Увлекательное рисование» | Укрепление сотрудничества семьи и педагогического коллектива. | Представление проекта. | ||
февраль | Мастер-класс «Рисовать вместе весело!» | Вовлечение родителей в образовательный процесс. | Участие родителей в мастер-классе. | ||
март | Открытая образовательная деятельность на тему «Деревья весной». | Укрепление сотрудничества семьи и педагогического коллектива. | Подготовка рекомендаций родителям. | ||
апрель | Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитии у ребенка?». | Педагогическое просвещение родителей. | Представление проделанной работы на итоговом собрании. | ||
май | Подведение итога работы | Подведение итога работы | Подведение итога работы |
Консультация
«Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
«Каждый ребёнок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»
Пабло Пикассо
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Нетрадиционное рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.
Опыт работы свидетельствует, чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения рисование пальчиками, ладошками, рисование тычками из поролона, ватными палочками, печатание листьями, картофелем, , восковые мелки + акварель, оттиск смятой бумагой, рисование поролоном. Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволит сделать рисование доступными, содержательными и познавательными.
Для рисования в домашних условиях можно представить различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь;; пластилин и тушь.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить трудные методы и техники:
- рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная;
- пластилинография;
- рисование на мокрой бумаге.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная и завораживающая, деятельность, которая удивляет и восхищает детей!
Предлагаю вам попробовать вместе с нами одну из указанных техник. Кляксография с трубочкой.
Перед началом любой работы с детьми по рисованию, необходимо провести пальчиковую гимнастику. Например:
Ну-ка ручки не ленитесь, хорошенько потрудитесь
Левой будем мы стучать, правой кольца рисовать.
Тук – колечко, тук – кольцо.
Тук – колечко, тук – кольцо.
Ну-ка ручки не ленитесь, хорошенько потрудитесь
Правой будем мы стучать, левой кольца рисовать.
Тук – колечко, тук – кольцо.
Тук – колечко, тук – кольцо.
Также необходимо подготавливать глазки для работы. Здесь также можно использовать гимнастики в стихотворной форме. Например:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
(Посмотреть влево- вправо, вниз – вверх)
Красный, синий, голубой,
(Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз)
Не угнаться за тобой.
(Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз.)
Далее приступаем к работе. Жидко разведенную гуашь или гуашь зачерпываем пластиковой ложкой, выливаем ее на лист, делая небольшое пятно.
Затем на это пятно дуем из трубочки в разные направления. Конец трубочки не касается ни пятна, ни бумаги. Вот что у нас получилось. Таким же образом ставим красную кляксу и превращаем ее в цветок.
Детей перед началом работы нужно предупредить, что дуть резко не нужно, иначе вся гуашь уйдет в одном направлении, а нам нужно сделать так, чтобы пятна хватило на несколько лепестков. Вот у нас уже получилось четыре цветка. Рисуем пятый цветок, трубочки нам больше не понадобятся, убираем их на место. Недостающие детали нашего букета мы дорисуем кистью. Нарисуем стебельки нашим цветочкам.
Не хватает листочков, давайте их нарисуем. «Дивные цветы» готовы.
Такими несложными техниками вы можете выполнять разные работы с детьми. Кроме развития мелкой моторики в процессе движения трубочкой вы также укрепляете дыхательную систему. Наши дети получат массу положительных эмоций от выполненной работы, тем более что эту работу они выполняли вместе с вами.
Семинар – практикум для педагогов на тему:
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Цель семинара - практикума.
Расширить знания педагогов о нетрадиционных техниках рисования, как средстве формирования творческих способностей детей дошкольного возраста
Задачи:
- Раскрыть значение нетрадиционных техник в рисовании в работе с дошкольниками для развития творческих способностей.
- Показать актуальность нетрадиционных техник рисования в детском саду.
- Познакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник рисования, в частности с техникой «Пластилинография».
Здравствуйте, уважаемый коллеги, я рада вас видеть на моем семинаре- практикуме по теме:» Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционное рисование».
Свой семинар-практикум я хочу начать словами художника-педагога Я. Башилова:
«Как плохой инструмент не стимулирует к определенным достижениям в музыке, так и бедный изоматериал не дает ребенку соответствующих импульсов в работе.»
Современная жизнь требует от человека не шаблонных и первичных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстроты ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Превращение ребенка в творческую личность зависит от технологии педагогического процесса. На смену информационно-репродуктивному процессу обучения объективно приходит творческий. Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей - овладение методами познания преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас.
Детство - очень важный период жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Через многообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близким и доступным видом работы с детьми является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что- то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.
Возраст от 3 до 7 лет является наиболее благоприятным для развитие творческих способностей, так как детям доступны почти все виды художественно- творческой деятельности, одним из которых является рисование.
Художественное творчество является важнейшим средством познания окружающей действительности и положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка, так как именно рисование связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью детей. Ребенок рисует, лепит конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его работа что- то сказала, чтобы изображение его узнали. Рисование карандашами, кистью требуют высокого уровня владения техникой рисования, сформированных знаний и навыков, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Это влечет за собой отрицательное отношение к процессу рисования и ведет к детской неуверенности.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Что же такое нетрадиционное рисование?
1) Это рисование направленное на умение отходить от стандарта. Главное условие: самостоятельное мышление получение неограниченных возможностей выразить в рисунке свои чувства и мысли, погрузиться в удивительный мир творчества.
2) Это эффективное средство изображения, включающие новые художественно- выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалась шаблона.
На занятиях по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник ребенок учиться обдумывать свою работу, подбирать необходимый материал, продумывает оформление и прием изготовлении. Дети начинают анализировать свою деятельность, сравнивать, выделять главное, обобщать.
Рисование с помощью нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, вызывать в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.
Применение в работе нетрадиционных техник рисования оказывает большое влияние развитие ребенка:
-активно развивает ориентировочно-исследовательскую деятельность, способность к экспериментированию и изобретательству;
-развивает у детей уверенность в собственных силах;
-учит детей свободно выражать свой замысел (самостоятельность, инициатива);
-побуждает детей к творческим поискам и решениям поставленной цели;
-развивает навыки ориентации на листе бумаги;
-учит детей работать с разнообразными традиционными и нетрадиционными материалами и инструментами;
-развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, фантазию, эстетический вкус;
-оказывает влияние на развитие психических функций ребенка- развивает память, внимание, логическое и образное мышление, воображение;
-развивает тактильную чувствительность дошкольников;
-не утомляет дошкольников, повышает работоспособность;
-способствует повышение уровня развития зрительно-моторной координации;
-развивает творческие способности детей.
На основе этого можно сделать вывод: моя тема актуальна.
В основу моей педагогической работы легли принципы, направленные на личностно- ориентированный подход к обучению и воспитанию:
-принцип поэтапности (от простого к сложному);
-принцип наглядности (у детей лучше развита наглядно- образная память чем словесно- логическая);
-принцип индивидуализации (учет темперамента, характера ребенка, вовлечение каждого ребенка в педагогический процесс);
-принцип сравнения (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов);
-принцип непосредственной связи с реальной жизнью (опора изображения на впечатление, полученное от окружающей действительности).
Для систематизации знаний детей и развитие их творческого потенциала я поставила задачи:
-формировать умение использовать в своей работе продуктивной деятельности разные материалы и сочетать их с нетрадиционными изобразительными техниками рисования;
-развивать творческие способности посредством нетрадиционных техник рисования;
-развивать зрительно- моторную координацию;
-развивать умение сочетать традиционные и нетрадиционные изобразительные техники рисования;
-развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с различным изобразительным материалом для получения более выразительного образа.
Также не малую роль в развитии ребенка играет развивающая творческая среда, которая должна стимулировать на активную деятельность. При организации предметно-развивающей среды в изобразительной деятельности нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст дошкольников.
Задача уголка творчества: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании.
В центре художественного творчества в сочетании с традиционными материалами подобран разнообразный нетрадиционный изобразительный материал:
-ватные диски и ватные палочки;
-жесткие кисти разного размера (для рисования тычком);
-штампы с геометрическими фигурами и разными изображениями;
-поролон;
-засушенные листья;
-соль, манка;
-нитки разной фактуры;
-трубочки для коктейля;
-пуговицы, бусины;
-расчески, зубные щетки, свечи.
В работе используем гуашь, акварель, восковые мелки, цветную и мятую бумагу, салфетки, рисуем пеной для бритья, мыльными пузырями. Использование разных материалов в работе с дошкольниками позволяет нестандартно, в полной мере проявлять свои потребности, развивать уверенность в себе и своих силах.
Предлагаю вашему вниманию распределение техник по возрастам:
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля;
- рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
- тычок жесткой полусухой кистью.
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- с помощью ватных дисков;
- кляксография с трубочкой.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
- рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- рисование витражными красками
- кляксография обычная;
- пластилинография.
Каждая из этих техник — маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Свою теоретическую часть хочу закончить словами М. Шкляровой: «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать на много труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.»
А теперь предлагаю перейти к практической части семинара.
Мы будем сегодня заниматься пластилинографеей или по -другому пластилиновой живописью.
Мы рисуем пластилином,
Пластинографикой это называется.
Очень яркий рисунок получается.
«Пластилиновая живопись из шприца» - этот вид живописи используется крайне редко в работе в детских садах, так как это очень кропотливый труд, требующий индивидуальную работу с ребенком или работу в малочисленных подгруппах. Но это самое лучшее занятие для детей, так как это весело и занимательно. Дети с большим удовольствием делают картины из пластилина.
Техника пластилиновой живописи достаточно проста, но очень кропотливая. Вся аппликация выполнена из пластилиновых жгутиков, которые скручиваются в круг, овал, треугольник. Из нити или жгута можно делать простые работы, лепить буквы, изучать геометрические фигуры. Самые простые работы доступны даже малышам.
Рисование пластилиновыми жгутами:
- Учит работать как по образцу, так и по собственному замыслу, развивая фантазию
- Повышает интерес детей к художественному творчеству
- Учится анализировать формы и размеры объекта труда, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по размеру, по расположению в пространстве, находить нужное количество деталей и места их соединения.
- Воспитывает и развивает любознательную активную, самостоятельную и творческую личность.
Рисование пластилиновыми жгутами способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия, что в свою очередь положительно влияет на развитие речи;
- пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия;
- творческого мышления;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений;
- эстетического вкуса, фантазии;
- трудовых навыков;
- навыков контроля и самоконтроля
Готовую работу можно подарить, отправить на выставку, украсить интерьер.
Техника рисования пластилином из шприца.
Инструменты и материалы:
- пластилин марок «Гамма», «Centrum», «Faber», «Jovi» – они яркие, пластичные и качественные,
- альбомный лист или картон, либо готовый образец рисунка (раскраска),
- медицинский шприц (без иглы) (на 5-20мл),
- емкость с горячей водой,
- стека,
- доска для лепки,
- салфетки.
Перед каждой работой с пластилином необходимо детям напомнить о правилах безопасного обращения с материалом.
Правила безопасности:
Пластилин – это не еда,
Брать в рот его нельзя.
Перед работой на стол клеёнку постели,
На одежду и пол его не лепи.
И ещё совет простой,
После работы,
Вытри руки и помой.
Этапы выполнения работы:
Разбираем шприц - вытаскиваем поршень из цилиндра. Предварительно носик у шприца отрезать ножом, так выдавливать будет легче. Но можно и не обрезать. Для каждого цвета нужно использовать свой шприц, чтобы не было наслоения цвета, так как в пипочке всегда остается небольшое количество пластилина.
Из кусочка пластилина делаем «колбаску» и помещаем ее в цилиндр шприца, вставляем поршень на место и немного придавливаем пластилин. Лишний пластилин необходимо отрезать стеком. То же самое проделываем с пластилином другого цвета.
Теперь шприцы с пластилином кладем (горизонтально) в емкость с горячей водой на 2-3 минуты (чтобы пластилин стал мягким). Держать слишком долго не стоит, так как у пластилина есть свойство таять.
Затем берем шприцы из воды, надавливаем на поршень, теплый материал необходимо выдавить на рабочую поверхность «длинными нитями». При необходимости получения «толстеньких линий» можно воспользоваться шприцом для кондитерских изделий.
А теперь работают воспитатели. У вас на столах лежат картинки с уже готовыми контурами рисунка, альбомные листы, можно по ним сделать работу , жгутиками выкладываем картинку, а можно раздать чистые листы, и уже здесь наступает время пофантазировать.
Готовую работу можно подарить, отправить на выставку, украсить интерьер.
Такой метод пластилиновой живописи из шприца не сможет оставить равнодушным даже самого требовательного ребенка. Это отличный способ провести время
Ожидаемый результат:
Создание лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности, применение участниками мастер-класса техники «пластилинография» в работе с детьми.
На этом наш семинар – практикум подошёл к концу, спасибо за внимание. До новых встреч.
Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в средней группе. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Работу проводила поэтапно:
- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
- на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
Мною были использованы следующие средства:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
Применяла такие методы:
-словесные,
-наглядные,
-практические,
-игровые.
Мною были подготовлены выставки детских рисунков для родителей.
Для родителей подготовила несколько консультаций.
А так же составила конспекты занятий по нетрадиционному рисованию.
Перспектива:
Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования в старшей группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционные техники рисования"
ull;- Использование нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на ...
Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»
Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...
План самообразования на тему: "Развитие мелкой моторики рук дошкольников через нетрадиционную технику рисования."
Тема: " Развитие мелкой моторики рук дошкольников через нетрадиционную технику рисования"...
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»
Отчет по самообразованию...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»
Консультация для родителей«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...
"Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования" консультация для родителей
quot;Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования" консультация для родителей...