ИКТ в работе логопеда
статья по логопедии

Оксана Геннадьевна Карпова

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_rabote_logopeda.docx47.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад общеразвивающего вида №23 «Золотой ключик»

Сообщение по теме:

«Создание и использование

мультимедийных презентаций

в коррекционной работе учителя-логопеда»

к педсовету

«Использование информационно-коммуникативных технологий    в непосредственной образовательной деятельности ДОУ»

Учитель-логопед

Карпова Оксана Геннадьевна

Январь 2019 г.

ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (далее - НИТ), в первую очередь компьютерных.

Использование современных информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития (Р.Ф. Абдеев, В.П. Беспалько, Ю.Б. Зеленская, Е.И. Машбиц, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова, Л.Р. Лизунова и др.). Современные технические средства позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, основанные на системном, деятельностном, полисенсорном, интерактивном подходах к коррекционному воздействию. В результате активизации компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия и развития положительной мотивации они повышают эффективность коррекции речевых расстройств, преодоления вторичных нарушений, а также общего развития детей.

      Активное внедрение современных компьютерных технологий способствует коренным изменениям широко используемых в традиционной методике демонстрационных и иллюстративно-объяснительных методов, ориентированных в основном на коллективное восприятие информации.

Широко используются в настоящее время компьютерные ПРЕЗЕНТАЦИИ, позволяющие акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, рисунков, графических композиций.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс учебного заведения являются мультимедийные презентационные технологии. Использование презентационных инструментальных средств позволяют логопеду привнести эффект наглядности в занятия и помогают ребёнку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объёме.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ – ОДИН ИЗ ВИДОВ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОЕКТОВ

В настоящее время, время повсеместной компьютеризации и прихода в образование новых технологий, у педагогов возникает настоятельная потребность в использовании мультимедийных средств, в том числе в создании электронных презентаций для использования их на коррекционных логопедических занятиях.

Обратимся к основным понятиям, используемым по отношению к мультимедийным технологиям.

      Мультимедиа - это технология, позволяющая объединить текстовые данные, звук, графику и анимацию. Термин «мультимедиа» - можно перевести с английского языка как «многие среды» (от multi - много и media - среда), или, говоря более понятным языком, множество различных способов хранения и представления разных видов информации: числовой, текстовой, логической, графической, звуковой и видеоинформации.

Мультимедиа презентация - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.

      У термина презентация (от лат.  рraesento – передаю, вручаю или англ.  present— представлять) два значения – широкое и узкое. В широком смысле слова презентация — это выступление, доклад, защита законченного или перспективного проекта, представление на обсуждение рабочего проекта, результатов внедрения и т.п. В узком смысле слова презентации — это электронные документы особого рода. Они отличаются комплексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведением (может быть автоматическим или интерактивным). Далее этот термин будет использоваться в узком смысле этого слова.

Важным фактором для широкого внедрения компьютерных презентаций в учебный процесс, является: наличие программного средства, позволяющего непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с мультимедийными эффектами. Таким программным средством является программа  Microsoft Power Point.  С помощью приложения  Power Point  текстовая и числовая информация легко превращается в красочно оформленные слайды и диаграммы.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО СРАВНЕНИЮ С ТРАДИЦИОННЫМИ МЕТОДАМИ.

Мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения логопедических занятий. Стремительное развитие и масштабность их применения в сфере образования объясняется в первую очередь многочисленными преимуществами использования мультимедиа. К ним относятся:

  1. Презентация несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов.

       Малышу с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому-то так важно при обучении дошкольника обращаться к открытым каналам получения информации.

        Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить в память детей информацию не только фактографическом, но и в ассоциативном виде.

  1. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.

Например, как показать ребёнку процесс запуска ракеты или работу гончара?

  1. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предполагаемого для ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям.
  2. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное, а также позволяет развить произвольное внимание детей.
  3. Все родители замечают, как нравится детям многократно спрашивать об одном и том же, читать «по сто раз» одну и ту же сказку. Но не надо раздражаться: у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно!
  4. Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно усваивается материал, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развиваются воображение и творческие способности.

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Информационная ёмкость 

      Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием. Возможность в одной мультимедийной презентации разместить достаточно большой объём графической, текстовой и звуковой информации. В последнее время появилось много мультимедийных продуктов, энциклопедических и обучающих. Одним из видов мультимедиа является компьютерная презентация, которая (достаточно легко) создаётся с помощью программы Power Point  (которая является одним из компонентов программы Microsoft Office),  и которая представляет собой возможность создания последовательных слайдов, содержащих числа, текст, графику, анимацию, видео и звук.

Компактность

      В качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные типы дисков,  USB-карты или электронные визитные карточки, но независимо от формы и ёмкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения. Мини-диск, USB-карту можно носить в кармане, в сумке, при этом в каждом из носителей может быть размещено до нескольких десятков мультимедийных презентаций, что избавляет педагога от трудоёмкого процесса изготовления наглядных пособий и определения места для их хранения.

  •  Доступность

    Преимущество компьютерной презентации состоит в облегчении труда логопеда и в упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия. Компьютерная презентация не сможет целиком заменить собой работу педагога с доской, но она значительно упростит работу по предоставлению наглядности. Мы приносим с собой на занятия рисунки, схемы, аудио и видеозаписи (к которым необходимо еще и оборудование для их воспроизведения). Все это заполоняет наш рабочий стол. Компьютерная презентация помогает упорядочить наглядные пособия и выстроить их, следуя логике изложения материала на занятии, а также хранить их в одном файле. Сохранность наглядных материалов и возможность их корректирования также важна для логопеда. У каждого преподавателя есть свои наработки, так называемый «портфель преподавателя». Весь наш багаж можно уместить на компакт- диске, размещать на нем новые материалы и продолжать работу с уже c существующей наглядностью. На один компакт-диск можно разместить до 700 мегабайт информации (в зависимости от типа диска), т. е. около одного часа качественного видео, или 12-48 часов (в зависимости от качества) звуковой информации, или около 5000 иллюстраций, размером на весь экран, или текстовую информацию размером с книжную полку. Срок хранения современных CD дисков достаточно долог.

      Достоинства презентации в том, что её просто сделать. Картинки сканируются из книжек, либо ищутся в интернете, после чего вставляются как слайды в  Microsoft PowerPoint.

       Небольшую презентацию можно сделать за пару часов. Для записи звука в PowerPoint  выбираем меню Показ слайдов >Звукозапись ... В появившемся окне нужно поставить галочку в нижней строке (на скриншоте отмечено красным) если вы намерены редактировать звук в другой программе, например, Adobe Audition - тогда звуковые файлы будут сохранены отдельно от самой презентации. Для того, чтобы впоследствии можно было удалить шум, нужно записывать звук с частотой не менее 44  kHz  (проверьте настройки звукозаписи - кнопка слева). После того, как шум удалён, делаем в презентации Save As... и звуковые дорожки оказываются внутри неё.

Наглядность и эмоциональная привлекательность 

     Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность - это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций. Хорошо известно, что человек воспринимает информацию с помощью органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. По данным исследований более 90 % информации поступает к нам через зрительный и слуховой анализаторы. Зрение и слух - самые мощные и самые эффективные каналы передачи и приёма информации. Чем ярче и разнообразнее будет представление информации, тем эффективней будет процесс её усвоения. Отличительные особенности, специфические свойства изучаемых предметов и явлений можно предельно реалистично продемонстрировать именно с помощью современных графических и видео технологий мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации. Использование мультимедийных презентаций способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Действительно, презентации облегчают показ фотографий, рисунков, графиков, гербарных материалов. Кроме того, используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна демонстрация динамичных процессов. Еще одно преимущество — проигрывание аудиофайлов. Все вместе это обеспечивает "эффективность" восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно. Во-вторых, преимуществом мультимедийных презентаций является быстрота и удобство воспроизведения всех этих фотографий, графиков и т. п. В-третьих, презентации дают возможность показать структуру занятия. На слайды стоит выносить все ключевые слова и непонятные термины. Это облегчит их восприятие и запоминание детьми.

     Конечно, практически все указанные преимущества можно обеспечить и без презентации, а с помощью обычной доски. Однако при этом информация не будет столь наглядной, на изображение схем, рисунков уйдет значительно больше времени. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации.

     Анимация - очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечет внимание дошкольников, и они заострят своё внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения логопеда будут услышаны и увидены детьми. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью логопеда, психолога, воспитателя.

  • Мобильность

Всё, что нужно для демонстрации - это носитель и компьютер, телевизор или даже карманный компьютер. Оптимальным решением может стать презентация в сочетании с ноутбуком.

   • Интерактивность

   Важнейшей особенностью мультимедийных технологий является их интерактивность, т. е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя. Пользователь является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля. Возможность непосредственно воздействовать на ход презентации - это одно из важнейших преимуществ мультимедиа. Выбор языка презентации, нужного для представления, даёт возможность фокусировать внимание дошкольников на выбранных логопедом ключевых моментах занятия.

Многофункциональность

        Следует учитывать возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, её дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, модификации. Однажды созданная презентация может иметь до десятка различных способов использования, начиная от применения мультимедиа для проведения занятий с детьми, открытых мероприятий, при обмене опытом с коллегами, воспитателями, организации консультаций с родителями.

ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИИ

     Несмотря на многообразие применяемых в образовательных учреждениях форм организации обучения с использованием средств новых информационных технологий (научно-исследовательская и проектная деятельность, самостоятельная работа), занятие, бесспорно, остаётся основной формой обучения. При этом, естественно, требования к нему поднимаются на качественно новый уровень. Конструирование урока с использованием новых информационных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий.

       Так, в настоящее время все большее распространение получает термин «визуальное мышление», которое определяется как «...человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым» (Кравцова А.Ю., Мануйлов В.Г., 1999). Интерес педагогики к формированию визуального мышления в ходе учебной деятельности возрастает именно в связи с быстро расширяющимися и становящимися все доступнее педагогу техническими возможностями компьютера в сочетании различных форм представления информации.

       Электронные презентации предназначены, как правило, для решения локальных педагогических задач. Так, например, использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала.

      Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия (принцип модальности)

       Написание презентации к уроку всегда большая, кропотливая и полезная работа. Полезная, так как приводит в порядок мысли, классифицирует материал, позволяет вскрыть «узкие» места. Презентация — квинтэссенция всего перечисленного, поскольку весь отобранный и подготовленный автором материал наглядно отображается на экране в концентрированном, сжатом виде, и все огрехи здесь становятся достаточно рельефны. Поэтому один из главных положительных моментов при создании электронных презентаций - максимальная дисциплинизация педагога. И, как результат, логопед, работающий с мультимедийными презентационными технологиями, постоянно повышает свое методическое мастерство, а именно оно является одним из главных условий повышения качества обучения детей.

     При этом на электронные презентации, используемые в образовательном процессе, должны распространяться основные требования, предъявляемые к педагогическим программным средствам:

• педагогические требования (дидактические; обоснование выбора тематики; проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения);

• технические требования;

• эргономические требования;

• эстетические требования.

Дидактические требования предполагают, прежде всего, обеспечение:

• научности содержания, т.е. предъявление детям научно-достоверных сведений;

• доступности, т.е. представляемый учебный материал, формы и методы организации учебной деятельности должны соответствовать уровню подготовки воспитанников и их возрастным особенностям;

• адаптивности (приспосабливаемости к индивидуальным особенностям детей), которая поддерживается различными средствами наглядности, несколькими уровнями дифференциации предъявляемого учебного материала по сложности, объему, содержанию;

• систематичности и последовательности обучения, т.е. необходимость изложения в электронной презентации системы понятий, фактов и способов деятельности в их логической связи с целью обеспечения последовательности и преемственности в овладении знаниями, умениями и навыками;

• визуализации учебной информации, объектов, процессов, явлений, а также их моделей за счет технологических возможностей современных средств мультимедийных презентационных технологий;

• прочности результатов усвоения материала (обеспечение осознанного усвоения обучаемым содержания, внутренней логики и структуры учебного материала, представляемого с помощью электронного пособия).

       Методические требования к электронным презентациям предполагают необходимость учитывать своеобразие и особенности коррекционно-логопедических занятий каждого вида (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных; направленных на коррекцию звукопроизношения, формирования элементарных навыков чтения и письма развитию лексико-грамматических средств языка, развитию связной речи).

       Эргономические требования к содержанию и оформлению электронных презентаций обусловливают необходимость:

• учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, особенности протекания психических процессов, степень речевого недоразвития, различные типы организации нервной деятельности, различные типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности;

• обеспечивать повышение уровня мотивации обучения;

• устанавливать требования к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста на экране;

• выбора оптимального темпа представления информации, так как эффективность деятельности человека снижается не только при избыточности информации, но и при ее недостаточности. Имеется немало данных, которые показывают, что при монотонности и бедности внешних воздействий у человека развиваются явления, сходные, как это ни парадоксально, с утомлением: учащаются ошибки, снижается эмоциональный тонус, развивается сонливость.

        Эстетические требования к педагогическим программным средствам устанавливают соответствие эстетического оформлению функциональному назначению презентации, соответствие цветового колорита эргономическим требованиям, упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов презентации.

      Необходимость использования мультимедийных презентационных технологий определяется следующими факторами:

• дефицит источников учебного материала;

•  возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.);

• необходимость систематизации и структурного представления учебного материала;

  • визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;

• необходимость изучения свойств объектов, явлений или процессов и др.

        Содержание занятия, подача материала варьируются в зависимости от уровня подготовленности дошкольников, однако основа неизменна - это тема занятия. На любом занятии логопед решает множество различных задач. Нужно сообщить необходимые сведения по изучаемой теме, проверить качество усвоения материала, поддержать внимание в течение занятия, задействовать чувственное и эмоциональное восприятие, сообразительность дошкольников. Для развития познавательных способностей детей большое значение должно уделяться объектам реальной действительности. Поэтому необходимо создать банк изображений, анимаций и видеофрагментов.

          Этот процесс довольно трудоёмкий, но является необходимым для построении логопедических занятий вообще и с электронными презентациями в частности. Тематический принцип построения банка изображений должен быть продиктован удобством использования. Каждый тема содержит множество подтем, в результате материал по каждой из них логично было бы собрать в отдельных папках. Такой подход намного облегчает поиск нужного материала и сокращает время на поиски нужной информации, предоставляя возможность педагогу больше времени уделять методической стороне занятия. Параллельно с накоплением материала может осуществляться второй этап работы - создание электронных презентаций в среде Power Point. Создавая презентацию, нужно не забывать о цели её использования. Для этого необходима презентация определенного объёма, так как зрительный ряд из большего числа слайдов вызовет утомление, отвлечет детей от сути изучаемого материала. Не должно быть "лишних" слайдов, которые не сопровождаются пояснением.

      Нужно продумать и обеспечить понимание смысла каждого слова, опираться на знания и опыт дошкольников, использовать образные сравнения. Желательно реализовывать индивидуальный подход к обучаемому, учитывать индивидуальные возможности восприятия. В учебных презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, рисунками, фотографиями, фрагментами фильмов. Текст может быть представлен в виде основополагающих моментов сообщения. Необходимо постоянно переключать внимание воспитанников для поддержки остроты восприятия. Включение (без ущерба содержанию) в презентацию смешных сюжетов и забавных фактов оживляет занятие, создает положительный эмоциональный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.

        Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов. В связи с этим немаловажным представляется то, что возможность задавать параметры смены слайдов и анимаций заложена в среде Power Point.

        Преимущества логопедических занятий с использованием мультимедийных презентаций в программе Power Point:

• Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объёме;

• Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным;

         Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением;

• Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе  Power Point  позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

     Презентационные материалы могут применяться для:

  • развития речевого дыхания с использованием звуковых волн различного цвета;

• автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;

  • нормализации просодических характеристик речи;

• дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;

  • развития фонематического восприятия;
  • развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
  • усвоения лексических тем;

• развития навыков словообразования и словоизменения;

• развития связной речи и познавательных способностей и т.д.

        Для успешного применения презентационных материалов в коррекционной работе логопеда необходимо:

 – Провести достаточную компьютеризацию образовательных учреждений;

– Пополнить медиатеку для логопедов общедидактическими, специальными программами;

– Сформировать методический банк разработок занятий с использованием компьютерных презентаций;

– Обеспечить специальную подготовку специалистов-логопедов;

– Обеспечить доступ к современным средствам логопедической коррекции.

       Технология создания электронных презентаций предусматривает выполнение следующих видов работ:

  •  подготовку и структурирование учебного материала, его методическую обработку;

• разработку компьютерных графических материалов и подготовку их для размещения на слайдах;

• формирование и интеграцию информационных компонентов на слайдах; техническую отладку презентации.

    Заметим, что методика проведения занятий с применением электронных презентаций может быть различной. Например, презентация может быть использована при изучении нового материала и (или только) его закреплении. В рамках комбинированного занятия она может помочь актуализировать знания учащихся при повторении и обобщении изученного материала. Кроме того, на слайды презентации могут быть вынесены «опорные конспекты» к занятиям, неоспоримыми достоинствами которых являются:

• сжатие большой дозы информации во внешне малые размеры с использованием символов и выделением главного;

• наличие элементов обобщения и систематизации знаний по изучаемой теме и т.п.

     При проектировании «опорного конспекта» с помощью электронных презентаций расширяется возможность создания большого объема символьных образов, являющихся основой опорного конспекта. Кроме того, эти образы могут быть анимационными, что невозможно традиционными способами.

      Ценность педагогической презентации возрастает, если в ней реализован потенциал, обеспечивающий вариативность применения (ориентация на разную глубину усвоения учебного материала, разную исходную подготовленность обучаемых и т.п.).

      Основными факторами, свидетельствующими об интенсификации

учебного процесса с помощью электронных презентаций, могут стать:

• повышение целенаправленности обучения;

• усиление мотивации и повышение интереса к предмету;

• улучшение эмоционального состояния дошкольников и т.п.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИИ

      Практически неоспоримым является факт, что дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию детей, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Поэтому дизайн презентации не должен разрабатываться на интуитивном уровне. Требуется научно обоснованный, взвешенный и продуманный системный подход. Наглядный материал, по мнению М.П.Концевого, «не просто некоторая информация в чувственной форме представления, а информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики и дизайна» (2002).

      Какие же аспекты использования презентаций обычно считаются проблемными? Во-первых, это наличие нескольких параллельных потоков информации (инструкции и объяснения логопеда отдельно, зрительный и/или звуковой ряд отдельно). Во-вторых, слишком быстрый темп смены слайдов.

    В-третьих, мелкий нечитаемый шрифт и отсутствие поэтапности при воспроизведении сложных рисунков. Хуже всего, когда все эти негативные черты сочетаются в одной презентации: каждые 10-20 секунд меняются перегруженные рисунками и мельчайшим текстом слайды, все это происходит под музыку и с обилием анимации, а логопед очень быстро комментирует материал, не связывая его с показываемыми иллюстрациями.

   Однако, должно быть понятно, что все перечисленные минусы связаны не с использованием презентаций, а с их неудачным построением. Значительно улучшить общее впечатление от занятия с использованием мультимедийной презентации может следование нескольким советам.

1. Необходимо использовать так называемые рубленые шрифты (например, различные варианты Arial  или  Tahoma),  причем размер шрифта должен быть довольно крупный — 35 - 60 пунктов и более для заголовков и 25 - 50 пунктов для основного текста. Предпочтительно не пользоваться курсивом или шрифтами с засечками, так как при этом иногда восприятие текста ухудшается. В некоторых случаях лучше писать большими (заглавными) буквами (тогда можно использовать меньший размер шрифта). В ряде случаев хорошо смотрится жирный шрифт. При выборе шрифтов для вербальной информации следует учитывать, что прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные; отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75.

2. Стоит учитывать, что на большом экране текст и рисунки будет видно также (не лучше и крупнее), чем на экране компьютера. Часто для подписей к рисункам или таблицам выставляется мелкий шрифт (менее 10 пунктов) с оговоркой: "на большом экране все будет видно". Это заблуждение: конечно шрифт будет проецироваться крупнее, но и расстояние до зрителя будет значительно больше. Можно провести следующий расчет: если шрифт можно прочитать на экране компьютера с обычного расстояния (около 40 - 60 см, или иначе это — 1- 2 диагонали экрана, то и в аудитории шрифт будет хорошо виден на расстоянии 1 - 2 диагоналей экрана).

3. Одним из основных компонентов дизайна педагогической презентации является учет физиологических особенностей восприятия цветов и форм. К наиболее значимым из них относят (Кречетников К.Г., 2002):

• стимулирующие (тёплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия): красный, оранжевый, жёлтый;

• дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние (в том же порядке): фиолетовый, синий, голубой, сине-зелёный, зелёный;

• нейтральные цвета: светло-розовый, серо-голубой, жёлто-зелёный, коричневый;

• сочетание двух цветов — цвета знака и цвета фона — существенно влияет на зрительный комфорт, причём некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зелёные буквы на красном фоне);

• составление цветовой схемы презентации начинается с выбора трёх главных функциональных цветов, которые используются для представления обычного текста, гиперссылок и посещённых ссылок. Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает у детей ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности;

4. Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать, например, фон — светлый, а шрифт – тёмный или наоборот. Первый вариант предпочтительнее, так как текст читается лучше. Чёрный текст — белый фон не всегда можно назвать удачным сочетанием для презентаций, так как при этом в глазах часто начинает рябить (особенно если шрифт мелкий), а, кроме того, иногда не достигается тот визуальный эффект, который необходим для аффективного восприятия материала. Хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, чёрный на белом, жёлтый на синем.

5. Использование фотографий в качестве фона также не всегда удачно, из-за трудностей с подбором шрифта. В этом случае надо либо использовать более-менее однотонные, иногда чуть размытые фотографии, либо располагать текст не на самой фотографии, а на цветной подложке. В ряде случаев целесообразно использование "тематического" фона: сочетание цветов, несущее смысловую нагрузку и т. п. Важно помнить, что любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз детей и снижает эффективность восприятия материала. Фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее.

6. Слайдов не должно быть много, иначе они будут слишком быстро меняться, и времени для запоминания информации не останется. При продолжительности занятия 35 минут слайдов должно быть максимум 17 -20, так чтобы смена происходила каждые 2 (1,5) минуты.

7. Слайды не надо перегружать ни текстом, ни картинками. Лучше избегать дословного "перепечатывания" текста занятия на слайды. Слайды, перегруженные текстом, вообще не смотрятся. Лучше не располагать на одном слайде более 2- 3 рисунков, так как иначе внимание детей будет рассеиваться. При той легкости, с которой презентации позволяют показывать иллюстративный материал, хочется продемонстрировать как можно больше картинок. Однако не стоит злоупотреблять этим. Скорее всего, не все слайды презентации будут предназначены для запоминания. Тогда стоит использовать различное оформление (шрифты, цвета, специальные значки, подписи) слайдов только для просмотра и слайдов для запоминания. Это облегчит восприятие материала.

8. Пожалуй, одним из самых сложных и важных является следующее условие. Слайды должны быть синхронизированы с комментарием логопеда. Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чём идёт речь на занятии. При этом она не должна становиться главной частью занятия, и не должна полностью дублировать изучаемый материал. Идеальным вариантом является такое сочетание текста и презентации, когда ребенок, упустив какую-то зрительную информацию, мог бы восполнить её из того, что говорит логопед, и наоборот увидеть на демонстрируемых слайдах то, что он прослушал. Естественно, что для этого логопеду лучше самому управлять сменой слайдов или же, если это невозможно и проектором управляет другой человек, настолько точно рассчитать смену слайдов, чтобы от оператора, следящего за проектором, требовалось лишь начать показ слайдов, а дальше иллюстрации уже менялись бы автоматически. Однако, даже с тем, чтобы начать показ слайдов у некоторых операторов бывают проблемы (часто они просто не работали с соответствующими программами). Если вы работаете с "Microsoft PowerPoint",  то выходом может быть сохранение итоговой презентации не в формате "Презентация  PowerPoint" (.ppt),  а в формате "Демонстрация PowerPoint" (сокращение .pps). Тогда при запуске программы сразу же начнется показ слайдов.

9. Усилить эффект от использования презентаций можно раздавая распечатки сложных рисунков, схем, особенно тех, которые приводятся лишь в качестве дополнительного иллюстративного материала, а не для запоминания. В случае если рисунок или схема действительно важны для понимания сути занятия, стоит показывать их не в окончательном варианте, а выводить постепенно (как при рисовании на доске). Это позволит пояснить, как зарисовать схему или рисунок и будет способствовать лучшему запоминанию, развитию логики.

10. В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если оно не несёт смысловую нагрузку, так как музыка будет сильно отвлекать и рассеивать внимание дошкольников — трудно одновременно слушать логопеда и музыку. Включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости детей, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения. В принципе тоже относится и к анимационным эффектам: они не должны использоваться как самоцель. Не стоит думать, что чем больше различных эффектов — тем лучше. Чаще всего неудобочитаемые быстро появляющиеся и сразу исчезающие надписи или картинки не вызывают ничего кроме раздражения. Любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания.

     Анимация допустима либо для создания определенного настроения или атмосферы презентации (в этом случае анимация тем более должна быть сдержанна и хорошо продумана), либо для демонстрации динамичных процессов, изобразить которые иначе просто не возможно (например, для поэтапного вывода на экран рисунка). Большое влияние на подсознание ребёнка оказывает мультипликация. Её воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Чёткие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко «впечатываются» в подсознание. Причем, чем короче воздействие, тем оно сильнее.

11. Если презентация предназначена только для показа (не для печати), то целесообразно "сжимать" картинки до экранного разрешения (76 точек на дюйм)

Учёт указанных особенностей оформления презентации в значительной степени влияет на эффективность восприятия представленной в ней информации.

Общие требования к оформлению презентации

Стиль

  • Соблюдайте единый стиль оформления.
  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).

Фон

Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зелёный).

Использование цвета

  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трёх цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.
  • Для фона и текста используйте контрастные цвета. Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

  • Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
  • Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Содержание информации

  • Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
  • Заголовки должны привлекать внимание детей.

Расположение информации

на странице

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  • Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

• Для заголовков - не менее 24 пт.

• Для информации - не менее 18 пт.

• Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

• Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

• Для выделения информации следует использовать жирный шрифт или подчеркивание.

• Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы

выделения информации

Следует использовать:

• Рамки, границы, заливку.

• Разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки.

• Рисунки, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объём

информации

• Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: дети могут единовременно запомнить не более трёх фактов, выводов, определений,

• Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды

слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

• С текстом.

• С таблицами.

• С диаграммами.

Режимы проведения презентации

              Показ слайдов наглядно демонстрирует результат работы в программе PowerPoint.  Обычно презентация просматривается на экране монитора компьютера или с помощью проектора. Существует несколько режимов проведения презентации:

- Управляемый логопедом. Педагог получает полный контроль над презентацией.

- Управляемый оператором. Слайды отображаются в отдельном окне, содержащем специальные команды и меню, которые предоставляют пользователю возможность самостоятельно управлять презентацией.

- Автоматический. Презентация демонстрируется автоматически, без непосредственного управления логопедом или оператором.

      Рекомендуется оставить режим проведения презентации управляемый логопедом.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИИ

        Презентация редко обходится без средств наглядности. Их задача -усилить, упростить и придать убедительность презентации. Использование средств наглядности усилит воздействие презентации на детскую аудиторию, поскольку даст возможность донести до воспитанников вашу мысль более доступным невербальным способом. Правильное использование этих средств значительно оживит презентацию и зафиксирует материал в памяти, поскольку в этом случае будут использованы различные каналы передачи информации.

       Эффективные приёмы:

• Используйте средства наглядности только тогда, когда они могут реально усилить воздействие вашего высказывания.

• Следует стоять с левой стороны (от детей) от изображения (предмета).

        При демонстрации слайдов и обращении к аудитории лучше всего стоять слева от экрана (если смотреть из зала). В силу того, что мы читаем слева направо, сначала слушатели будут смотреть на вас, а потом переведут взгляд направо на экран, где представлена более подробная информация.

• Педагог будет выглядеть более естественно, если будет располагаться под небольшим углом к детской аудитории, тем самым позволяя присутствующим легко усваивать предлагаемую информацию.

    Можно занять более «сильную» позицию, полностью развернуться лицом к дошкольникам.

    При объяснении сложных графических изображений можно развернуться спиной на 45° к их плоскости.

    Можно кратко посмотреть на изображение (предмет) и жестом левой руки привлечь к нему внимание аудитории.

Жест должен быть очень коротким; затем следует снова повернуться и обратиться к аудитории.

      При временном выключении проекционного оборудования, перерыве в показе или по его окончании постарайтесь переместиться в центр кабинета и продолжить свою презентацию.

      Если вы более не планируете использовать средств наглядности, встаньте вполоборота к детям слева от вашего оборудования и продолжите занятие.

Не следует:

Говорить, повернувшись спиной к детям.

Читать конспект занятия.

Загораживать демонстрируемое изображение.

Допускать, чтобы используемое средство играло главную роль в вашей презентации.

Выдавать раздаточный материал во время презентации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

2. Карелова Е.И., Шумихина Т.А. Основы информационных технологий для учителя. Лабораторный практикум. — М.: Федерация Интернет Образования, 2002. — 148 с.

3. Кравцова А.Ю., Усенков Д.Ю., "Изучаем  PowerPoint", Образование и Информатика, 2001. Лапшинский В.А., Филипенко А.А., Кузнецов А.А., Лабораторная работа "Изучение и освоение средств для создания презентаций  Microsoft PowerPoint,  Лаб. практикум по курсу "Информатика" - М.: МИФИ, 2001.

4. Кравцова А.Ю., Мануйлов В.Г. Педагогические мультимедийные мастер-шаблоны в среде  Microsoft Office  97. //Информатика и образование.— 1999. — № 5. — С. 77—80.

5. Кречетников К.Г. Особенности проектирования интерфейса средств обучения. //Информатика и образование.— 2002. — №4 . — с. 65—75.

6. Новикова Е.В. Мультимедийные технологии. Компьютерные презентации. Методическая разработка для преподавателей информатики и других учебных дисциплин, студентов средних и высших профессиональных учебных заведений - Майкоп: 2008.

7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205 с.

8. Селевко Г.К. Информационная культура / Г.К. Селевко // Завуч. №1,2007, С.43-57.

9. Семакин И.Е., Хеннер Е.К. Информатика 10-11. - М.: «Лаборатория базовых знаний», 2001.

10. Журин А.А.,  "Microsoft PowerPoint 2000. Краткие инструкции для новичков (Компьютер для начинающих)", Аквариум, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Работа логопеда с дизартриками (выступление на Школе молодого логопеда)

Логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз дизартрия    Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.  МБДОУ №65 г Белгород Рано или поздно дети с дизартрией встречаются каждо...

участник секции учителей-логопедов .п.Чамзинка по теме : «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда»;

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...

Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "

В своей  публикации хочу затронуть  важную  часть  логопедической  работы – это  взаимодействие учителя –логопеда  с родителями.Родители - главные помощн...

Мастер класс логопеда: "Игротека в работе логопеда"

В рамках проекта "Одаренный ребенок" проводилось РМО. Данный мастеркласс логопеда напрвлен на широкий круг педагогов. Материалы, выполненные своими руками будут хорошим подспорьем для работы...

Тренинг-практикум для логопедов «Использование элементов логоритмики в работе логопеда»

Цель тренинга:  Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  по использованию логоритмических упражнений на логопедической НОД.Задачи:·...