«Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи, через игровые приемы».
статья по логопедии (подготовительная группа)

Денефнер Галина Александровна

Игру не зря называют королевой детства, при умелом использовании она может стать незаменимым помощником педагога. Данный материал можно использовать в работе воспитателей групп компенсирующей направленности, логопедовДОУ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи, через игровые приемы».

Игру не зря называют королевой детства, при умелом использовании она может стать незаменимым помощником педагога. Данный материал можно использовать в работе воспитателей групп компенсирующей направленности, логопедов.

        Игра всегда выступает, одновременно, как бы в двух направлениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой – игра всегда направлена в будущее, т.к. в ней либо моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности.

Игры на развитие фонематического слуха и формирование правильного звукопроизношения строятся с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Цель этих игр – поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: учить детей различать на слух и в произношении согласные. Нарушение произношения звуков, особенно сложное полиморфное, неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты. Поэтому акцент в своей работе делаю именно на развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза, начиная со старшей группы детского сада, что лучше подготовит ребенка к обучению грамоте в школе.

  На занятиях по обучению грамоте главной целью является развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, но я ставлю и такую цель как развитие индивидуальных возможностей ребенка.

Для наиболее эффективного обучения детей с ОНР на занятиях по обучению грамоте я использую  куклы. Традиционно для гласных звуков, гласные куклы, сшиты из красной ткани. Опираясь на мгновенное восприятие -  происходит опора на развитие зоны ближайшего развития. Взрослый направляет дошкольников, опираясь на эту зону. Они совместно придумывают имена для поющих кукол (гласные звуки).  Обучение по формированию звуковой стороны речи начинается со знакомства с гласными звуками. Гласные звуки издают куклы , которые живут в красном замке, умеют петь и кричать. Имена жителей красного замка  легки и интересны  для запоминания, так как в каждом имени должен повторяется только один гласный звук:

[А] [У] [И] [Ы] [О]  [Э]

Согласные звуки воспринимаются детьми сложнее, поэтому при придумывание имени жителей синего и зелёного замка обучающиеся опираются на ассоциации, связанные со звуком, из жизненного опыта. Имя братца из синего замка произносится твердо, а из зеленого замка - мягко: (в синем замке живут грустные жители, которые не улыбаются, а в зелёном весёлые, которые всегда улыбаются)

[П-П] [К-К'] [Т-Т'] [Н-Н'] [М-М'] [Х-Х'] [В-В'] [Ф-Ф'] [Б-Б'] [Г-Г'] [С-С'] [З-З']

В дальнейшем происходит знакомство с новыми жителями которые не имеют братьев , и не могут ходить в гости в другой замок, они живут в зелёном отдельном домике

Мягкие звуки: [Ч], [Й] ,[Щ].

В синем домике живут:

Твердые звуки: [Ш],[Ж],[Ц].

   На всех этапах обучения дошкольники не просто знакомятся с куклами , они придумывают им имена, запоминают артикуляцию звуков, показывают артикуляцию , учатся отличать братьев: тех кто работаем в горах горным молоточкам (твердые согласные )и тех , кто работает на швейной фабрике  изготавливает подушки (мягкие согласные), ребята учатся находить место в слове, где спрятался . А самое главное, дети развивают не только звуковой анализ и синтез, они развивают свои творческие способности, развивают психические процессы внимание, память, мышление, овладевают словотворчеством. Словотворчество неразделимо с воображением. Воображение-это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, знаний, переживаний) посредством новых сочетаний к соотношению чего-либо нового, выходящего за пределы ранее воспринятого.

   Придумывая имена, развиваются следующие качества мышления : быстрота - способность высказывать максимальное количество идей  (в данном случае важно не их качество, а их количество); гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей;   оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи; законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид. 

 Придумывая, а в дальнейшем выбирая имя героям наших занятий, дошкольники развивают свои коммуникативные навыки, учатся «слушать», «слышать», «прислушиваться». Словотворчество неразрывно связано с развитием памяти, так как дошкольники не только придумывают имена куклам, но еще и запомнают имена героев, что помогает в дальнейшем на занятиях по формированию фонематического восприятия, анализа и синтеза. На занятиях словотворчество детей дошкольного возраста проходит три основных этапа творческой деятельности:

  1. Формирование замысла. На данном этапе возникает идея (самостоятельная или предложенная педагогом) создания чего-то нового. В данном случае придумывание имени куклам .
  2. Реализация замысла. Дошкольник использует воображение, мышление, опыт –приступает к осуществлению идеи: непосредственное придумывание имени.
  3. Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. Ребенок анализирует полученный результат, привлекая к этому взрослых и сверстников. Подбирается имя кукле.

   Важной особенностью детского творчества является то, что внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития.

После внедрения кукол дети с ОНР более продуктивно занимаются на занятиях по обучению грамоте,  быстро запоминают образ, имена кукол, которые были совместно придуманы. Дошкольники  являются не только сторонними наблюдателями действа, они являются непосредственными их участниками, что  способствует развитию личности, повышает общую работоспособность детей, вызывает дополнительный интерес к занятиям, пробуждает творческую инициативу, коммуникативные навыки и ,как следствие, наиболее эффективное обучение в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"

¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи  через дидактические игры и игровые ...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...

Методическое пособие «Умелые пальчики» по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи через формирование мелкой моторики

Раскрыть взаимосвязь развития речи у дошкольников с ОНР и мелкой моторики, и разработать практические рекомендации по формированию мелкой моторики рук....

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности (в подготовительной логопедической группе)

Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности.Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать понимание важ...

Этапы коррекционной работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной методической разработкет рассматривается поэтапное формирование фонематических процессов у дошкольников,  которое можно использовать для работы с дошкольниками как с нормальным онтогенез...

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи....