Консультация " Основные приемы и методы по обогащению словаря дошкольников"
консультация по логопедии
Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Задача педагогов –создать необходимые условия и использовать методы и приемы, которые помогут добиться положительного результата в развитии речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_osn_priemy_i_metody.docx | 32.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15
143405, Московская область, г. Красногорск, ул. Вокзальная д. 18
Тел/факс 562-13-16 562-11-19 E – mail: detskiisad15@mail.ru; сайт krgora-ds15.ru
Консультация :
«Основные приемы и методы по обогащению словаря дошкольников».
Подготовил учитель-логопед
Хрипкова Е.В.
2019г
Обогащение словарного запаса является необходимым условием для
развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок
должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со
сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать
литературу, телевизионные и радиопередачи .
Задача педагогов –создать необходимые условия и использовать методы и приемы, которые помогут добиться положительного результата в развитии речи.
Выделяют две группы методов обогащения словаря ребенка:
- Методы накопления слов.
Сюда входит рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кинофильмов, просмотр телепередач.
- Методы, направленные на закрепление и активацию словаря.
Сюда входит рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.
Работа по формированию словаря детей дошкольного возраста осуществляется на основе расширения и уточнения знаний ребёнка об окружающем. Обогащению и активизации словаря служат следующие приёмы:
- детям называют новый предмет (действие, качество и т.п.), интонационно выделяя слово, многократно повторяя его в различном контексте («У овец - ягнята. Маленькие ягнята похожи на крупных щенков. Ягнята бывают белые, чёрные, серые» и т.п.);
- детям предлагают поразмышлять над новым словом («День был пасмурный», - произносит воспитатель и предлагает рассказать, как дети представляют себе такой день, т.е. что обозначает слово «пасмурный»);
- детям предлагают несколько характеристик предмета (объекта) и просят, ориентируясь на его внешний вид, выбрать ту, которая им кажется наиболее точной (шалунья – озорница – плутовка)
Одним из средств обогащения словарного запаса детей является художественная литература. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания значений слов. Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями: «поет зима, аукает», «чародейкою зимою околдован, лес стоит».
В связи с чтением и рассказыванием могут использоваться следующие приемы работы над словом:
- акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку;
- уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле,
- объяснение педагогом значений слов;
- проговаривание слов детьми;
- замена авторских слов словами, близкими по значению;
- подбор слов для характеристики героев;
- употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.
Описанные выше приёмы являются неотъемлемой частью наблюдений в природе, в быту. Они используются также при рассматривании игрушек, предметов, картинок и картин, при группировке и классификации предметов.
Также детей учат придумывать к известным им загадкам свои варианты. Например, воспитатель говорит: «Мохнатенький, усатенький, молоко пьёт, песенки поёт». Просит детей объяснить, как они догадались, про кого эта загадка, если слово котёнок в тексте не встречается. Выслушивая ответы, обращает внимание детей на определения, которые можно использовать при описании и других живых существ (мохнатенький, усатенький – так можно сказать и про мышонка, и про кролика). Отмечает, что в сочетании с другими характеристиками (молоко пьёт, песенки поёт) они создают конкретный образ котёнка. Далее педагог предлагает воспитанникам на основе данной загадки составить свою про другое животное. Показывает игрушку (картинку) и просит назвать особенности, которые можно отметить в загадке. Оценивает ответы. Помогает оформить окончательный вариант: «Мохнатенький, усатенький, под полом живёт, всё подряд грызёт» (Мышонок).
Для активизации словаря используются дидактические игры и упражнения. Многие из них проводятся с опорой на наглядность, например:
«Кто лишний и почему?»,
«Каждую картинку – в свой ряд»,
«Определи на ощупь» (материал, из которого сделана вещь; ткань – шерсть, шёлк, бархат),
«Найди пару» (ориентировка на цвет, форму, материал, назначение),
«Что не так?».
Можно рекомендовать и словесные игры:
«Кто скажет точнее?»,
«Кто заметит(услышит) больше?»,
«Кто расскажет подробнее?»,
«Кто скажет иначе?» (на подбор синонимов),
«Продолжи» («Груз доставили в магазин. Лук передали в отдел «Овощи», а яблоки…?» - «В отдел «Фрукты». – «Молочник – предмет чайной посуды, салатница…? – «Предмет столовой посуды».)
Можно проводить упражнения, в которых дети анализируют тексты-небылицы и составляют по аналогии новые («Пятнадцать лягушек палили из пушек в дубовый пенёк! – Ой, врёшь, куманёк!»). Это развивает у ребёнка воображение, помогает активизировать накопленную информацию и словарный запас, воспитывает чувство юмора. Исключительные возможности для развития словаря создает творческая художественная деятельность детей. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребенка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей. Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах и утренниках способствуют активизации образного словаря.
Словарная работа проводится на всех занятиях по другим разделам программы. Например, на занятиях по изобразительной деятельности дети осваивают названия предметов, оборудования, материалов, их качеств;
занятия по физической культуре помогают уточнить и закрепить глаголы движения и т.д.
Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности.
Очень важно, чтобы работа над словарем, начатая в одном виде деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и видоизменяясь, с учетом закономерностей овладения словом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Обогащение словаря дошкольников"
Консультация для воспитателей...
Методы способствующие активизации и обогащению словаря дошкольников.
Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. В ходе развитие словаря происходит накопление слов, освоение ...
Консультация для родителей «Использование сказок в развитии речи и обогащении словаря дошкольников»
Сказка - прекрасный материал для развития речи детей. То есть языковой материал сказок можно использовать практически на любом занятии по развитию речи в зависимости от целей и задач этого занятия: эт...
Консультация для педагогов« ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
laquo; Обогащение словаря дошкольников»Необходимость взаимосвязи разных сторон речи при обучении родному языку признается многими исследователями, которые считают ее (взаимосвязь) одной из зако...
Консультация "Обогащение словаря дошкольника в процессе ознакомления с окружающим"
Материал содержит методы и приёмы работы с дошкольниками при формировании словарного запаса....
Консультация: «Особенности организации и проведения работ по обогащению словаря дошкольника»
Консультация: «Особенности организации и проведения работ по обогащению словаря дошкольника»...
Приемы обогащения словаря дошкольников.
Методическая разработка учителя-логопеда для воспитателей. Подборка игр для занятий по развитию речи по обогащению словаря дошкольников....